Главная страница
Навигация по странице:

  • Времена года в музыке, поэзии и живописи.

  • Оглавление Введение

  • 2 часть. Времена года в цикле П.И. Чайковского, стихах поэтов-земляков и работах учащихся школы ………………….……………………………………………………………………..6Заключение

  • Список литературы

  • Часть 1. Времена года в живописи, поэзии, музыке.

  • Музыкальный пейзаж в творчестве П.И. Чайковского.

  • Часть 2. Времена года в фортепианном цикле П.И. Чайковского, стихах поэтов-земляков и работах школьников

  • Осень. У Чайковского

  • Яна Солях. Времена года в музыке. поэзии и живописи. Документ Microso. Лекции для концерта Времена года в музыке, поэзии, живописи


    Скачать 33.83 Kb.
    НазваниеЛекции для концерта Времена года в музыке, поэзии, живописи
    АнкорЯна Солях
    Дата04.05.2023
    Размер33.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВремена года в музыке. поэзии и живописи. Документ Microso.docx
    ТипЛекции
    #1109132


    МБОУ СШ № 2 р.п. Тумботино

    Павловский район

    Нижегородская область


    Исследовательская работа по литературе
    Времена года в музыке, поэзии и живописи.

    учитель русского языка и литературы

    Усова Елизавета Николаевна

    Тумботино

    Оглавление
    Введение……………………………………………………………………………………. 2

    1 часть.

    1.1. Времена года в музыке, поэзии, живописи…………………………………………..3

      1. Музыкальный пейзаж в творчестве П.И.Чайковского…………………………4

    2 часть.

    Времена года в цикле П.И. Чайковского, стихах поэтов-земляков и работах учащихся школы ………………….……………………………………………………………………..6

    Заключение………………………………………………………………………………….9 Список литературы………………………………………………………………………10

    Введение

    Пейзаж в музыке, поэзии и живописи не обязательно могут представлять авторы одного направления в искусстве, или только из одной страны, или только одного века, т.е. современники.
    Актуальность темы состоит во всё большем обращении современного человека к искусству, нахождение общих тем и образов в произведениях композиторов, художников, поэтов разных эпох и стилей.
    Цель работы – формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи, поэзии, музыки) через творчество поэтов-земляков, художников – пейзажистов, П.И.Чайковского

    Для достижения цели решаются следующие задачи:

    • Развитие представлений о взаимосвязи видов искусства (живопись, литература, музыка)

    • Воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.

    • Составление лекции для концерта «Времена года в музыке, поэзии, живописи.


    Часть 1.

      1. Времена года в живописи, поэзии, музыке.


    Образ природы – одна из распространенных и волнующих тем в искусстве. В творчестве каждого художника, писателя, поэта, композитора можно найти изображение природных явлений и описание природы. Однако произведений, запечатлевших все четыре времени года или все двенадцать месяцев года в одном цикле не так много.

    Времена года в живописи.

    Произведений живописи, в которых запечатлён полный годовой цикл не много. Это - цикл картин «Месяцы» Питера Брейгеля, «Времена года» Николя Пуссена (Франция) и 4 холста цикла «Времена года» русского художника 19 - начала 20 века М.Ф. Ларионова. Все эти произведения написаны в жанре пейзажа.

    Словом «пейзаж» обозначают изображение природы, с французского языка переводится как «местность, страна». Обычно так называют вид какой-либо местности, то, что мы видим своими глазами в поле, в лесу или на улице города. Разные пейзажи имеют свои названия. Общий вид местности: горы, леса, поля, реки, ручьи, озера – все это называется немецким словом «ландшафт». Этим же словом мы называем картину, изображающую природу. Улицы, площади и переулки, написанные художником, станут городским пейзажем, а изображение завода назовем промышленным, или индустриальным, пейзажем. Художник, поэт или композитор не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения, например русский художник И.Левитан, который был непосредственным мастером создания именно такого пейзажа.

    В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

    Времена года в литературе.

    В литературе циклов под названием «Времена года» почти нет, хотя пейзажи любого времени года описаны почти каждым писателем и поэтом.

    Пейзаж – это не просто описание природы, но такой продукт творчества, который пронизан своеобразием индивидуальности писателя или поэта. Но в основе пейзажа - всё-таки природа. Природа - это фундамент для возникновения, формирования и развития человеческой культуры, науки и искусства.

    От деревни задымленной - дальше...

    За деревней дальше - лес и луг.

    И не встретишь здесь ни капли фальши
    Каждый малый стебель - милый друг.

    Распахни же душу,

    и тревоги

    Улетят - их атакует дождь...

    О природа, мой советчик строгий,

    Знаю точно, что меня поймешь.

    Ольга Морозова


    Времена года в музыке.

    Композиторов, которые написали произведения с таким названием, немного. Это «Времена года» Антонио Вивальди (4 концерта для скрипки и струнного оркестра), оратория Йозефа Гайдна, балет А.К. Глазунова, сюита для хора А.Г. Флярковского, фортепианный цикл П.И. Чайковского.


      1. Музыкальный пейзаж в творчестве П.И. Чайковского.


    Необычайно тонкое ощущение поэзии русской природы присуще П. И. Чайковскому, великому русскому композитору ХIХ века. Так, Кайгородов говорил о композиторе: «Чайковский обладал удивительно сильным, можно сказать феноменальным чувством природы. Мне неизвестно другого примера человека, который так сильно воспринимал бы впечатления от красок природы и так сильно на них реагировал. Мало сказать, что Пётр Ильич страстно любил природу - он её обожал».

    Красота широкой Невы, Ладожского озера, окрестностей Петербурга и Подмосковья будила в П.И.Чайковском не только эмоциональный отклик и «неизъяснимый подъем духа», но и творческое вдохновение. Так, работая над «Бурей» летом в сельской местности, композитор находился в каком-то блаженном состоянии духа, бродя он днем по лесу, под вечер по неизмеримой степи, а ночью сидя у отворенного окна и прислушиваясь к торжественной тишине захолустья.

    Современник П.Чайковского Н.Кашкин вспоминает восприятие композитора весеннего ландшафта в период создания музыки к сказке А.Островского «Снегурочка»: «Весна уже наступила, а ее приближение всегда вызывало в Петре Ильиче восторженное, поэтическое настроение; он восхищался именно русской весной, когда природа просыпается от долгого мертвенного сна зимы и все кругом меняет свой вид…».

    Не случайно музыкальный пейзаж воссоздается Чайковским во многих произведениях. Среди них: балет «Лебединое озеро», 1-я симфония «Зимние грезы», симфоническая фантазия «Буря», вокальные произведения (в том числе «Осень», «Благословляю вас, леса», «То было раннею весной», «Вечер», «На нивы желтые», «Весна»), фортепианный цикл «Времена года». В них сложился особый строй лирических образов, их слитность с природой, что соответствовало внутренней натуре П.И. Чайковского.

    В фортепианном цикле «Времена года» П.И. Чайковского музыкальный пейзаж раскрылся через широкий спектр образов. Здесь и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

    В основу музыкального содержания каждой пьесы Чайковского положены конкретные бытовые образы, заимствованные непосредственно из окружающей жизни и картины русской природы в разные времена года.

    Поводом к написанию фортепианного цикла "Времена года" послужил заказ издателя журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда. Названия пьес были предложены композитору издателем и выставлены в рукописи цикла композитором. Пьесы были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом. Двенадцать пьес соответствовали каждому месяцу года и включали стихи русских поэтов в качестве эпиграфов, которые П.Чайковский принял и одобрил.

    Фортепианные пьесы с интересом воспринимались широкими кругами слушателей, а это было для композитора важно, так как музыку он считал средством духовного общения людей. «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увлекалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение подпору» - писал он.

    Часть 2.

    Времена года в фортепианном цикле П.И. Чайковского,

    стихах поэтов-земляков и работах школьников

    «Времена года. 12 характеристических пьес для фортепиано» (1876) П.И. Чайковского - это своеобразный музыкальный пейзаж, запечатлевший переходные состояния природы, подчиненные годичному круговороту холода и тепла, расцвета и увядания, последовательному чередованию зимы, весны, лета, осени. Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

    В качестве эпиграфов к пьесам П. И. Чайковского мы представляем поэтические пейзажи стихи поэтов – земляков.

    В лекции-концерте «Времена года» следуют в такой последовательности : весна, лето, осень, зима.

    Весна.

    У П. И. Чайковского три пьесы – « Март. Песня жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи». В концерте прозвучит «Апрель».

    Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. После зимней стужи и безжизненной поры очень трогательно выглядят небольшие голубые или белые цветочки, которые появляются сразу после таяния зимнего снега. Подснежник – один из самых любимых цветов в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих поэтов. Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.
    Вчера еще — кругом зима,

    В обед весной с полей пахнуло

    Осели белые снега

    И гололед с дорог слизнуло.

    Всегда на стыке двух времен

    Природа страсти накаляет,

    Весна тепло приносит днем,

    Зима ночей не уступает

    Юрий Вольнов
    Лето.

    В цикле Чайковского - «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва»."Песнь косаря". Июль. Косари - это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни пели на Руси с древнейших времен во время кошения трав дружно, весело. Косьба - также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. “Песнь косаря” - это сцена из народной деревенской жизни. Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: "Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе".

    Г де-то кукует,

    Тоскует кукушка.

    Попробуй ее

    Отыщи-ка.

    Манит мальчишек

    Лесная опушка

    С вызревшей

    Земляникой.

    Пахнут целебно

    Столетние липы

    Цветом своим

    Медоносным.

    В замерший омут,

    Наполненный ливнем,

    Смотрятся тихие сосны.

    Александр Бакулин

    Осень.

    У Чайковского - «Сентябрь. Охота», «Октябрь. Осенняя песнь», «Ноябрь. На тройке».

    «Октябрь». Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы - это одна из печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. В пьесе пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, - писал композитор.

    ОСЕНЬ

    А на улице дождик,

    А на улице слякоть.

    Вот капризница осень,

    Все бы только ей плакать.

    Как царевна хрупка,

    Как царевна уныла,

    Осень томно головку

    На плечо наклонила.

    НАТАЛЬЯ КОРНОУХОВА
    Зима.

    П.И. Чайковский сочинил «Декабрь. Святки», «Январь. У камелька», «Февраль. Масленица».

    «Январь. У камелька». Камелёк - это специфически русское название небольшого камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса "У камелька" рисует картинку с мечтательным настроением. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: "Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Приятно отдохнуть и оглядеться. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое". 

    Снег обвально неделю шел целую,

    На деревьях улегся, застыл,

    Легким пухом, периною белою,

    Землю серую нежно укрыл.

    Всем домам подарил шапки белые,

    На забор рукавички надел,

    Словно мастер, руками умелыми,

    Нарядил, утеплил, обогрел.

    Ночь на землю крылом опускается,

    Минус тридцать, кругом тишина,

    И звезда от звезды зажигается,

    Да холодная светит луна.

    ЛЮДМИЛА БАЛЫГИНА

    Заключение.

    «Времена года» - единственное в своем роде произведение XIX века, в котором П.И. Чайковский сумел воплотить в наиболее полном виде (как целостный календарный цикл) «музыкальный пейзаж» во всем многообразии. В художественном осмыслении единства живописной картины природы и душевного настроения, созвучного композитору, и проявляется самое ценное, что содержится в музыке фортепианного цикла «Времена года».

    Результатом творческой активности в процесс создания проекта стало решение построения лекции по творчеству композитора П. И. Чайковского. Поскольку эпиграфы для каждой пьесы были подобраны первым издателем цикла, а не самим композитором, то мы взяли на себя смелость представить в качестве эпиграфов к пьесам П.И. Чайковского произведения стихотворцев-любителей, а в качестве зрительного ряда картины не только знаменитых художников, но и работы учащихся нашей школы. Но гениальная музыка Чайковского – это наша великая Родина. Поэзия и творчество юных художников – это моя великая Малая родина. Здесь перед нами открывается многообразный мир искусства. Этот мир обогащает нашу жизнь духовной силой и красотой, позволяет глубже и острее осознать чувство Родины.
    Список литературы

    1. Альшванг А. П. Чайковский. М., 1970.

    2. Асафьев Б. Избранные труды, т.2,4. 1954.

    3. Калинина Н. П. Чайковский. М., 1988.

    4. Левадная О. Из крика птиц растут воспоминанья. Времена года.

    5. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка, т.9. М., 1965 г.

    6. Поэтический сборник «Ока литературная» Н.Новгород: Изд-во «Вектор Тис» 2004.

    7. Поэтический сборник «Ока литературная» Нижний Новгород, издательство «Дятловы Горы» 2006.


    Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/165703-vremena-goda-v-muzyke-pojezii-i-zhivopisi


    написать администратору сайта