Главная страница

Лекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль


Скачать 0.5 Mb.
НазваниеЛекции и практические занятия раздел работа в дипломном спектакле тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль
Дата14.03.2023
Размер0.5 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаAkt_masterstvo_Pyatyy_kurs.doc
ТипЛекции
#986931
страница4 из 5
1   2   3   4   5
РАЗДЕЛ 1. РАБОТА В ДИПЛОМНОМ СПЕКТАКЛЕ

Тема 78, 79. Художественная целостность спектакля и актерский ансамбль.

  1. Гармоническое единство всех частей спектакля.

  2. Роль идейного замысла, его ясность и стройность в процессе создания
    целостного спектакля.

  3. Общность взглядов на жизнь, понимание задач искусства и
    ансамблевость в спектакле.

  4. Сверхзадача и сквозное действие в художественной целостности
    спектакля.

  5. Целостность актерского образа как результат напряженной работы
    всех духовных и физических сил актера, его культуры и вкуса.

  6. Понятие «актерский ансамбль» - очевидный показатель искомого
    сценического единства.

  7. Наглядные признаки «общности» и «единство в многообразии».

  8. Единомыслие, взаимопонимание и развернутость энергетических
    связей всех участников.

  9. Подлинность «сосуществования», общность героев и «мнимое»
    взаимодействие.

  10. Сверхзадача и сверх-сверхзадача спектакля и роли и личностная
    позиция исполнителей в создании ансамблевости.

  11. Влияние художественного ансамбля на творческий рост
    исполнителей.

Самостоятельная работа.

  1. Определение сверхзадачи роли, логики поведения, «зерна» роли. Анкета о внешних данных роли.

  2. Поиск стремлений действующего лица, сквозного действия, психофизического самочувствия, природы «чувств» персонажа, характера взаимодействия.

  3. Составить характеристику своего героя из реплик действующих лиц пьесы.

Тема 80. Импровизация и сценический образ.

  1. К.С. Станиславский об импровизации актера.

  2. Возможности и «пределы» актерской импровизации в работе над
    образом.

  1. Своеобразие режиссерского подхода к пониманию актерской
    импровизации в постановке спектакля: (Немировнч-Данченко,
    Вахтангов, Мейерхольд)

  2. Импровизация в репетиционном процессе и в идущем спектакле.

  3. Импровизационное творчество актеров психологического театра и его
    отличие от комедии день` арте.


  4. Основной закон импровизации в творчестве М.Чехова (сущность роли
    и «действие, рожденное сегодня»).

Самостоятельная работа.

Этюдная работа. Поиск основных черт характера, физических действий и приспособлений, определение темперамента. Образные ассоциации в связи с ролью.

РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НА ЗРИТЕЛЯ

Тема 81. Взаимодействие со зрителем и природа существования актера в различных драматургических жанрах и режиссерско-постановочных стилях.

  1. Актер и внесценическнй объект – линии борьбы за зрителя.

  1. Зрительское «соучастие» в спектакле как специфический компонент процесса театрального искусства.

  1. Мастерство актера в воздействии на зрителя и «запрещенные» приемы ремесла.

  2. Характер «связей» со зрительным залом и природа существования
    актера в данном жанре спектакля.

  3. Творческие принципы режиссуры, стилистические особенности,
    степень условности постановочного решения и природа
    взаимодействия актера со зрителем.

Самостоятельная работа.

Этюдная работа над ролью, поиск жанровых и стилистических особенностей, максимальная активизация актерской инициативы, условия игры.

Тема 82. Инновационные технологии в актерском искусстве: «энергетический мост», «актерское лидерство», «коридор роли».

  1. М.А. Захаров о феномене актерской энергетики.

  2. «Энергетический мост» как особая информационная коммуникация между сценой и зрительным залом.

  3. Способы генерации актерской энергии.

  4. «Актерское лидерство», пути его влияния, значение в создании
    художественного образа.

  1. «Коридор роли» и «линия роли»; взаимосвязь понятий и сущность
    новизны актерской технологии создания сценического образа в
    непосредственном процессе зрительного восприятия.

  2. Значение инновационных технологий в рождении «живого театра».

Самостоятельная работа.

«Туалет актера», систематический тренинг актерской психотехники, духовная наполненность, волевая концентрация, запас жизненных впечатлений.

Тема 83, 84. Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля, «ввода» и переноса спектакля на различные сценические площадки.

  1. Значение «сверх-сверхзадачи» спектакля для актуализации его в
    новом времени.

  1. Эстетика спектакля и возможности ее изменения.

  1. Импровизационность самочувствия – как условие обновления,
    «одушевления» роли и спектакля.

  2. Общесмысловые и частные изменения в роли.

  3. Поиск новых выразительных средств в ходе возобновления спектакля.

  4. Этические отношения актера с творческим коллективом.

  5. Индивидуальная работа с режиссером над ролью.

  6. Творческий подход к освоению «зерна» характера; поиск
    индивидуальных средств выразительности.

  7. Чувство целого и стилистического единства актерского исполнения в
    спектакле.

  8. Психологическая адаптация, гибкость и динамичность
    исполнительского мастерства в работе на различных сценических
    площадках.

  9. Установка на «творчество»; восприятие и оправдание разного рода
    препятствий как толчок к обновлению известных обстоятельств роли.


Самостоятельная работа.

  1. Новое прочтение роли, «обновление и обострение» предлагаемых обстоятельств, «зерно» характера и поиск выразительности, созвучия с современностью.

  2. Соблюдение этических норм, сверхзадача актера и действующего лица, природа общения и отношений с другими персонажами, способность подчинять игру требованиям стиля и жанра данного спектакля, поиск рабочего ритма и творческого самочувствия.

Тема 85.Актер центральная фигура в спектакле, носитель эстетического начала в жизни и на сцене.

  1. Актер – носитель специфики театра.

  2. Духовное содержание актерского искусства.

  3. Личность актера в создании художественного образа.

  4. Сверхзадача и сквозное действие роли как выражение нравственного
    начала человеческой жизни.

  5. Гражданственность и патриотизм в творчестве актера театра и кино.

  6. Значение актерского искусства в развитии эстетического чувства
    современника и утверждении возвышенных идеалов.

Самостоятельная работа.

Освоение глубокой, тонкой методологии творчества, развитие внутренней и внешней психотехники, знание многообразия режиссерских приемов работы с актером, русской школы психологического реализма; владение главными элементами актерского творчества (личностные качества, обаяние, заразительность, фантазия, естественность, искренность переживания, техника, опыт).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Этнический театр Б. Брехта и новые принципы актерского искусства.
    «Эффект отчуждения».

  2. Стиль и школа камерного театра.

  3. Школа воспитания акт ера Е.Б. Вахтангова.

  4. Сценическая педагогика В.Э. Мейерхольда о технологии
    профессиональной подготовки актера. Биомеханика.

  5. М. Чехов о развитии психотехники актера.

  6. Особенности режиссерского метода Немировича-Данченко в работе над ролью с исполнителями МХАТ.

  7. Современность и эволюция приемов актерской игры.

  8. Актер – главный выразитель замысла режиссера.

  9. Основные тенденции развития современного театрального искусства.
    «Театр современной пьесы» И. Райхельгауз, мастерская П. Фоменко в
    работе над классикой, А. Васильев и его школа драматического
    искусства, поиски выразительности в Ленкоме М. Захарова.

  10. Перевоплощение и сценический образ (из опыта работы М. Ульянова,
    К. Лаврова, Е. Лебедева, Е. Леонова, Н. Гриценко, Т. Пельтцер,
    И. Чуриковой, О. Борисова и др.).

  11. Постановочное искусство зарубежных мастеров М. Рейнхардта,
    Г. Крэга, П. Брука, Д. Стреллера, П. Штайна, А. Арто, А. Мнушкиной и
    принципы взаимодействия с актерами.

  12. Письменная дипломная работа:

  • «Значение театральной педагогики М.О. Кнебель в развитии и
    утверждении традиций и новаторства русской школы реалистического искусства»;

  • «Феномен русского национального таланта А.Н. Яблочкиной и его
    влияние на формирование художественных, эстетических принципов
    молодежи»;

  • «Театральная эстетика М. Захарова как выражение современной
    эпохи»;

  • «Социально-культурологические факторы возникновения и развития
    театров МХАТ и «Современник»;

  • «Н. Охлопков и театр монументальных форм» и т.д.


ВАРИАНТЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

(РУБЕЖНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)

№ 1

  1. Роль идейного замысла в процессе создания спектакля.

  2. Определить сверхзадачу роли, логику поведения, «зерно» роли. Анкета о внешних данных роли в дипломном спектакле «Волки и овцы».

2

  1. Сверхзадача и сквозное действие в художественной целостности спектакля.

  2. Определить сверхзадачу и сквозное действие спектакля «Волки и овцы», своей роли в нем, «зерно» роли. Анкета о внешних данных роли.

3

  1. Целостность актерского образа как результат работы духовных и физических сил актера, его культуры и вкуса.

  2. Определить сверхзадачу и сквозное действие роли, психофизическое самочувствие, природу чувств персонажа, характер взаимодействия. Составить характеристику своего героя из реплик действующих лиц.

4

  1. Понятие «актерский ансамбль» его наглядные признаки. Подлинное и мнимое взаимодействие.

  2. Определить сквозное действие роли, психофизическое самочувствие, природу чувств и характер взаимодействия в спектакле. Составить характеристику героя из реплик действующих лиц.

5

  1. Влияние художественного ансамбля на творческий рост исполнителей.

  2. Определить сверхзадачу роли и сквозное действие, психофизическое самочувствие, «зерно» роли, природу чувств. Составить характеристику из реплик действующих лиц.

6

  1. Импровизация и сценический образ. К.С. Станиславский об импровизации. Возможности и пределы актерской импровизации в работе над образом.

  2. Основные черты характера героя, поступки, которые он совершает на протяжении всего действия. Определить темперамент героя и образные ассоциации в связи с ролью.

7

  1. Е.Б. Вахтангов об импровизации в работе над ролью.

  2. Определить линию действия Вашего героя между актерами, темперамент, зерно характера, физическое самочувствие, взаимоотношения с другими персонажами.

8

  1. Импровизационное творчество актера психологического театра и его отличие от комедии дель’ арте. Импровизация в репетиционном процессе и в идущем спектакле.

  2. Определить «зерно» характера, темперамент героя, сверхзадачу и сквозное действие роли, физическое самочувствие, характер взаимоотношений с другими персонажами.

9

  1. М.А. Чехов об импровизации и ее значении в творчестве актера.

  2. В каких событиях пьесы участвует Ваш персонаж и как их оценивает с позиции своего характера? Определить физическое самочувствие, «зерно» роли, сверхзадачу и сквозное действие роли.

10

  1. Взаимодействие актера со зрителем в различных жанрах и режиссерско-постановочных стилях. Актер и внесценический объект.

  2. Определить предложенные обстоятельства и события спектакля «Волки и овцы», влияющие на поступки Вашего героя. Сверхзадача и сквозное действие роли. «Зерно» роли.

11

  1. Мастерство актера в воздействии на зрителя и «запрещенные» приемы ремесла. Характер связи со зрительным залом и природа существования актера в спектакле «А….» и в иронической комедии «Волки и овцы».

  2. Определить общие черты характера Вашего героя; внешнюю характерность: походку, речь, особые манеры поведения, мировоззрения, сверхзадачу и сквозное действие роли, «зерно» роли.

12

  1. Инновационные технологии в актерском искусстве и их значение в рождении «живого театра».

  2. В чем состояла Ваша домашняя работа, над ролью в спектакле «Волки и овцы»? Определите важные события и предлагаемые обстоятельства, меняющие линию поведения Вашего героя.

13

  1. М.А. Захаров о феномене актерской энергетики. «Энергетический мост», «Актерское лидерство», «Коридор роли» как способы генерации актерской энергетики.

  2. Определить основные черты характера Вашего героя, сквозное действие, сверхзадачу роли, «зерно» роли, темперамент, взаимоотношения с другими персонажами.

Литература (основная).

  1. Вахтангов Е.Б. Евгений Вахтангов: Сборник. М.: ВТО, 1984.

  2. Горчаков Н.М. К.С.Станиславский о работе режиссера с актером. М.:
    ВТО, 1958.

  3. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: ВТО,1978.

  4. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным: Статьи.
    Очерки. Портреты, М.: Искусство, 1971.

  5. Кристи Г.В. Воспитание актера школы К.С.Станиславского. 2-е изд.
    М.: Искусство, 1973.

  6. Мастерство режиссера: Учебн. пособие. М.: ГИТИС, 2002.

  7. Мастерство актера: Сб. статей. М.: ГИТИС, 1985, 1990.

  8. Немирович-Данченко Вл.И. О творчестве актера: Хрестоматия:
    Учебное пособие для высших и средних театральных заведений. 2-е
    изд., доп. М.: Искусство, 1984.

  9. Поламишев А.М. Событие - основа спектакля: автор и режиссер. М.: Сов. Россия, 1977.

  10. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959.

  11. Сазонова В.А. Методические основы и программные требования по курсу «Режиссура и мастерство актера». III – V курс. Учеб. пособие для вузов искусств. Тамбов, 2000.

  12. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М.:
    Просвещение, 1990.

  13. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2-х ч. Л.: Искусство, 1980.

  14. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2-х т. Т. 2. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1986.

Литература (дополнительная).

  1. Белякова Н.В. Инновационные технологии актерского искусства. Мат междунар. конфер.: Сб. ст. М., 2004.

  2. Мастерство актера: Теория и практика. М.: ГИТИС, 1984.

  3. Методическая разработка // Тренинг актера на старших курсах (развитие воображения в процессе перевоплощения). Л., 1985.

  4. Сазонова В.А. Учение Немировича-Данченко о «зерне» и физическом самочувствии // Образовательные технологии в вузах культуры и искусства: Опыт, проблемы, перспективы. Мат. междунар. научно-практ. конфер. Тамбов: Першина, 2004. – с. 23 – 26.

  5. Сазонова В.А. Основные этапы и компоненты работы актера в контексте проектной деятельности // Педагогическое моделирование этнохудожественного образования: Региональный аспект. Сб. мат. региональной научно-практ. конференции. Тамбов: Першина, 2005. – с. 92 – 97.

  6. Сазонова В.А. Традиции и новаторство в современном актерском искусстве. Научный вестник. Вып. 3. Мин. образ. и науки РФ, ТГУ им. Г.Р. Державина, Академия сервиса и рекламы; отв. ред. В.М. Юрьев, науч. ред. И.В. Грошев, Ю.А. Кармышев. Тамбов: Першина, 2006. – с. 52 – 61.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Происхождение и этапы развития актерского искусства в
    драматическом театре и кино.

  2. Двойственная природа актерской игры. Специфические особенности
    актерского искусства.

  3. Основные направления в актерском искусстве.

  4. Актер в театре и кино.

  5. Школа психологического реализма. Реалистические традиции
    актерского искусства.

  6. Гражданственность и нравственное начато в актерском искусстве.

  7. Система К.С. Станиславского как научное обоснование законов
    актерского творчества. Принципы системы.

  8. Основные законы внутренней и внешней техники актера. Элементы
    системы К.С. Станиславского.

  9. Учение К.С. Станиславского о действии как основном выразительном
    средстве сценического искусства. Действие и чувство. Действие и
    приспособление.

  10. Принцип внутренней и внешней техники актера – путь к овладению
    системой, как метод работы над собой.

  11. Логика сценического действия. Единство физического и
    психологического действия.

  12. Учение Вл.И. Немировича-Данченко о втором плане и внутреннем
    монологе.

  13. Физическое самочувствие, сценическое самочувствие, творческое
    самочувствие актера.

  14. Словесное действие – взаимодействие с партнером.

  15. Упражнения и этюды в профессиональной подготовке актера.

  16. Предлагаемые обстоятельства. Действие. Событие. Общая
    характеристика и взаимосвязь.

  17. Конфликт и взаимодействие.

  18. Актер – носитель сценической атмосферы. Значение атмосферы в его творчестве.

  1. Разнообразие этюдных заданий как путь развития действенного
    мышления и навыков самостоятельной работы актера.

  2. Действенный анализ пьесы и роли.

  3. Событийный ряд и предлагаемые обстоятельства.

  4. «Зерно» пьесы и роли.

  5. Темпо-ритм в создании роли.

  6. Творческое взаимодействие актера и режиссера в работе над
    спектаклем.

  7. Роль сыгранная и роль созданная. Подлинность, достоверность
    существования актера на сцене.

  8. Домашняя работа актера над ролью.

  9. Характер и характерность.

  10. Актерский тренинг и его организация в процессе репетиций.

  11. В.И. Немирович-Данченко о «трех правдах» в спектакле.

  12. Работа режиссера с актером на сцене.

  13. Биография роли. Перспектива роли.

  14. Импровизация и импровизационное самочувствие.

  15. Пластическая выразительность актера и пластический образ.

  16. Слово в творчестве актера.

  17. Создание художественной целостности актерских образов и
    спектакля.

  18. Актерский ансамбль в спектакле.

  19. Импровизация и сценический образ.

  20. Работа актера на зрителя: природа существования актера в различных
    жанрах и режиссерско-постановочных стилях.

  21. Инновационные технологии в актерском искусстве. «Энергетический
    мост», «Коридор роли», «Актерское лидерство».

  22. Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля.
    Гигиена роли.

  23. Творческое самочувствие актера в периоды «ввода» в спектакль и
    перехода на различные сценические площадки.

  24. Актер – центральная фигура в спектакле, носитель эстетического
    начала в жизни и на сцене.

  25. Сценическая этика актера

  26. Учение К.С.Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.
    Действие как основной фактор творческого процесса.

  27. Словесное действие, видения, подтекст, зоны молчания.

  28. Учение Вл.И. Немировича-Данченко о втором плане и внутреннем
    монологе.

  29. Сценическая выразительность актерского искусства. Зоны
    сценичности.

  30. Значение метода действенного анализа и метода физических действий
    в работе над ролью.

  31. Мировоззрение и мироощущение в актерском творчестве.

  32. Роль театра в духовном воспитании общества.

  33. Основные этапы и компоненты работы актера над ролью.

  34. Жанровые и стилистические особенности актерского существования.

  35. Проблема перевоплощения в сценический образ.

  36. Оценка фактов и событий.

  37. М.А.Чехов об искусстве актера.

  38. Сценическое общение.

  39. Основные элементы сценического действия.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ НА ПЯТОМ КУРСЕ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа







В том числе (час)










лекции

пракгич.

лаборат.

индивид.




1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Работа в дипломном спектакле.

Тема 78, 79. Художе-ственная целостность спектакля и актерский ансамбль.

70

2

8

22

3

35






















Тема 80. Импровизация и сценический образ.

16

1

2

4

1

8

Раздел 2. Работа на зрителя.

Тема 81. Взаимодействие со зрителем и природа существования актера в различных драматургических жанрах и режиссерско-постановочных спектаклях.

40

1

8

10

1

20

Тема 82. Инноваци-онные технологии в актер-ском искусстве: «Энерге-тический мост», «Актерское лидерство», «Коридор роли».

6

1

2







3

Тема 83, 84. Особенности работы над ролью в период возобновления спектакля, «ввода» и переноса спектакля на различные сценические площадки.

44

2

10

6

4

22






















Тема 85. Актер - центральная фигура в спектакле, носитель эсте-тического начала в жизни и на сцене.

6

1

2







3

Раздел 3. Подготовка к государственному экзамену. Повторение теоретического материала.

Тема 86. Сценическая этика актера.

Тема 87. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.

6

12

1

1

2

2

2

1

3

6
















































1   2   3   4   5


написать администратору сайта