Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы

  • 2. Фрагмент работы Л. Фейербаха «Основные положения философии будущего» 1

  • 3. Фрагмент работы И. Канта «Лекции по этике» (1780 – 1782 гг.) 2

  • ТЕСТЫ к теме: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (соблюдать приведенную нумерацию)

  • ФЕЙЕРБАХ ( Feuerbach ) Людвиг (1804 - 72)

  • КАНТ ( Kant ) Иммануил (1724 - 1804)

  • Дистант-5 Лекц+ пр.по Н.К.Ф.. Лекции и сделать краткий рукописный конспект в тетради


    Скачать 72.06 Kb.
    НазваниеЛекции и сделать краткий рукописный конспект в тетради
    Дата14.11.2021
    Размер72.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДистант-5 Лекц+ пр.по Н.К.Ф..docx
    ТипЛекции
    #271611
    страница3 из 3
    1   2   3

    Контрольные вопросы:

    1. Какой проблеме посвящен представленный фрагмент?

    2. В чем состоит кантовский субъективизм?

    3. Что такое агностицизм? Почему Канта считают агностиком?

    4. Какие противоречия в философии Канта выделяет автор?

    5. Объясните значение терминов «категория», «вещь в себе», «априорный», «антиномия».


    ГЕГЕЛЬ

    Философия Гегеля (1770-1831) была кульминационным пунктом развития немецкой философии, которое начинается с Канта. Хотя Гегель часто критиковал Канта, его система никогда не могла бы возникнуть, если бы не существовало системы Канта. Его влияние, правда теперь уменьшившееся, было очень сильным и не только в Германии. В конце XIX века ведущие академические философы как в Америке, так и в Великобритании, были в большинстве своем гегельянцами. Помимо чисто философии, многие протестантские теологи приняли его учение, а его философия истории оказала глубокое влияние на политическую теорию. Маркс, как всем известно, был в молодости учеником Гегеля и сохранил в своей системе, в ее окончательном виде, некоторые существенные гегельянские черты. Даже если (как я сам полагаю) почти все учение Гегеля ложно, оно еще сохраняет значение, которое не просто принадлежит истории, так как оно наилучшим образом представляет определенный вид философии, которая у других менее согласована и менее всеобъемлюща. <…>

    Философия Гегеля очень трудна. Он, я должен сказать, наиболее труден для понимания из всех великих философов. Перед тем, как перейти к деталям его философии, может оказаться полезным остановиться на ее общей характеристике.

    Начиная с периода своего раннего увлечения мистицизмом, Гегель сохранил убеждение в нереальности единичного. По его мнению, мир не является собранием строго ограниченных единиц, атомов или душ, каждая из которых полностью самодовлеюща. Непосредственное существование таких конечных вещей кажется ему иллюзией: он полагает что ничто не существует безусловно и вполне реально, кроме целого. Но он отличается от Парменида и Спинозы тем, что рассматривает целое не как простую субстанцию, а как сложную систему типа, который мы назвали бы организмом. Очевидные отдельные вещи, из которых кажется составленным мир, не есть просто иллюзия. Каждая из них имеет большую или меньшую степень реальности, и реальность их состоит в том, что они являются сторонами целого, которое должно быть обнаружено при истинном рассмотрении. С этим взглядом, естественно, связано неверие в реальность времени и пространства как таковых, так как время и пространство, если они рассматриваются как вполне реальные, включают единичность и множественность. Все это явилось ему сначала как мистическое «прозрение»; логическая разработка, которая дана в его книгах, явилась позже.

    Гегель утверждает, что все действительное разумно и все разумное действительно. Но когда он говорит это, то понимает под «действительным» не то, что понимал бы эмпирик. Он допускает и даже настаивает, что то, что эмпирику кажется фактами, неразумно и должно быть таковым; только после того, как их непосредственным характер преобразуется рассмотрением их как сторон целого, они должны оцениваться как разумные. Тем не менее, отождествление разумного и действительного неизбежно ведет к некоторому благодушию, неотделимому от убеждения, что «все, что есть, правильно».

    Целое во всей его сложности называется Гегелем абсолютом. Абсолют духовен. Взгляд Спинозы, что абсолют имеет атрибут протяженности, так же как и атрибут мышления, отвергается.

    Два момента отличают Гегеля от тех, кто имеет более или менее сходное метафизическое мировоззрение. Один из них это подчеркивание логики; Гегель полагает, что природа реальности может быть выведена из единственного соображения, что она должна быть несамопротиворечивой. Другой отличительной чертой (которая тесно связана с первой) является триадическое движение, которое называется диалектикой. Наиболее важными книгами Гегеля являются две его «Логики», и они должны быть поняты, если мы хотим правильно разобраться в основаниях его взглядов, которых он придерживается при решении других вопросов.
    Контрольные вопросы:

    1. Какой проблеме посвящен представленный фрагмент?

    2. Каковы, согласно приведенному тексту, важнейшие идеи философии Гегеля?

    3. В чем смысле тезиса Гегеля «Все действительное разумно, все разумное – действительно»?

    4. Каковы воззрения Гегеля на устройство мира?

    5. Что в системе Гегеля понимается под диалектикой?

    6. Объясните значение терминов «теолог», «мистицизм», «субстанция», «эмпиризм».


    2. Фрагмент работы Л. Фейербаха «Основные положения

    философии будущего»1
    Исходной позицией прежней философии являлось следующее положение: я — абстрактное, только мыслящее существо; тело не имеет отношения к моей сущности; что касается новой философии, то она исходит из положения: я — подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность. Прежний философ, чтобы защититься от чувственных представлений, чтобы не осквернить отвлеченных понятий, мыслил в непрестанном противоречии и раздоре с чувствами, а новый философ, напротив, мыслит в мире и согласии с чувствами...

    Человек отличается от животного вовсе не только одним мышлением. Скорее все его существо отлично от животного. Разумеется, тот, кто не мыслит, не есть человек, однако не потому, что причина лежит в мышлении, но потому, что мышление есть неизбежный результат и свойство человеческого существа.

    Поэтому и здесь нам нет нужды выходить за сферу чувственности, чтобы усмотреть в человеке существо, над животными возвышающееся. Человек не есть отдельное существо, подобно животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным и несвободным, но неограниченно и свободно, потому что универсальность, неограниченность и свобода неразрывно между собою связаны. И эта свобода не сосредоточена в какой-нибудь особой способности — воле, так же как и эта универсальность не покрывается особой способностью силы мысли, разума, — эта свобода, эта универсальность захватывает все его существо. Чувства животных более тонки, чем человеческие чувства, но это верно только относительно определенных вещей, необходимо связанных с потребностями животных, и они тоньше именно вследствие этой определенности, вследствие узости того, в чем животное заинтересовано. У человека нет обоняния охотничьей собаки, нет обоняния ворона; но именно потому, что его обоняние распространяется на все виды запахов, оно свободнее, оно безразличнее к специальным запахам. Где чувство возвышается над пределами чего-либо специального и над своей связанностью с потребностью, там оно возвышается до самостоятельного, теоретического смысла и достоинства: универсальное чувство есть рассудок, универсальная чувственность — одухотворенность. Даже низшие чувства — обоняние и вкус — возвышаются в человеке до духовных, до научных актов. Обонятельные и вкусовые качества вещей являются предметом естествознания. Даже желудок у людей, как бы презрительно мы на него ни смотрели, не есть животная, а человеческая сущность, поскольку он есть нечто универсальное, не ограниченное определенными видами средств питания. Поэтому человек свободен от неистовства прожорливости, с которой животное набрасывается на свою добычу. Если оставить человеку его голову, придав ему в то же время желудок льва или лошади, он, конечно, перестанет быть человеком. Ограниченный желудок уживается только с ограниченным, то есть животным, чувством. Моральное и разумное отношение человека к желудку заключается только в том, чтобы обращаться с ним не как со скотским, а как с человеческим органом. Кто исключает желудок из обихода человечества, переносит его в класс животных, тот уполномочивает человека на скотство в еде...

    Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку...

    Искусство, религия, философия или наука составляют проявление или раскрытие подлинной человеческой сущности. Человек, совершенный, настоящий человек только тот, кто обладает эстетическим или художественным, религиозным или моральным, а также философским или научным смыслом. Вообще только тот человек, кто не лишен никаких существенных человеческих свойств. «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Это высказывание, если его взять в его всеобщем и высшем смысле, является лозунгом современного философа...

    Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.
    Контрольные вопросы:

    1. Какой проблеме посвящен приведенный отрывок?

    2. В чем Фейербах видит принципиальное различие между новой (собственной) и прежней философией?

    3. Какие признаки человека выделяет автор?

    4. В чем, по мнению Фейербаха, состоит свобода человека?

    5. Как автор решает вопрос о сущности человека? В чем она состоит?

    3. Фрагмент работы И. Канта «Лекции по этике» (1780 – 1782 гг.)2
    Самыми ужасными тремя пороками, которые мы можем рассматривать все вместе и которые воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство. Когда же они достигают своей высшей степени, то превращаются в дьявольские пороки.

    Все люди бывают сконфужены оказанными им благодеяниями, потому что человек становится обязанным тому, кто оказал ему благодеяние. Но каждый стыдится быть обязанным. Великодушный человек, поэтому не принимает благодеяния, чтобы не быть обязанным. В этом же заключается зачаток неблагодарности. Если человек, испытавший благодеяние, горд и своекорыстен, то будет и неблагодарным, потому что из гордости стыдится быть обязанным кому-то, а из своекорыстия не хочет оказывать ему такое же благодеяние; поэтому он будет упрям и неблагодарен. Если же эта неблагодарность возрастет до такой степени, что он своего благодетеля даже переносить уже не сможет и станет его врагом, то это и будет степень дьявольского порока, потому что ненависть и преследование человека, совершившего добрые дела, не согласуется с человеческой природой. К тому же возник бы большой вред, если бы люди стали более всего бояться благодеяний и, видя, как плохо из-за этого с ними обращаются, превратились бы в мизантропов.

    Вторым пороком является зависть, которая крайне отвратительна, поскольку человек в таком случае хочет не только быть счастливым, но быть счастливым лишь один. Человек этот желает таким образом наслаждаться своим счастьем, чтобы все вокруг него были несчастны. И только тогда он будет по-настоящему радоваться своему счастью. Подобный человек хочет во всем мире уничтожить счастье и поэтому становится непереносим.

    Третьей разновидностью дьявольской злостности является злорадство, заключающееся в том, что человек находит непосредственное удовольствие в неудачах других, например, когда человек создает атмосферу враждебности в браке или где-нибудь еще и радуется, наблюдая несчастье другого. Здесь можно отметить одно правило: никому нельзя повторять того, что было отрицательного сказано тебе о ком-либо другими, за исключением того случая, когда умалчивание приносит другому вред. Повторяя это, я сею враждебность, потому что другой лишается покоя, чего не произошло бы в том случае, если бы я промолчал, и по отношению к тому, кто мне сообщил, я действую также вероломно. Наша забота состоит в том, чтобы порядочно вести себя, и тогда весь мир может говорить все что угодно. Последнее же я должен опровергать не при помощи слов, а своим образом жизни. Как говорит Сократ: мы должны вести себя так, чтобы люди не верили тому, что говорится не в нашу пользу.

    Все три свойства – неблагодарность, зависть и злорадство – являются дьявольскими пороками, поскольку выражают непосредственную склонность ко злу. То, что человек обладает опосредствованной склонностью ко злу, является человеческим и естественным, например, скряга хочет как можно больше присвоить себе, но он не испытывает удовольствия, когда у других ничего нет. Таким образом, пороки бывают прямо или косвенно злыми. Упомянутые три порока злы непосредственно.

    Спрашивается: свойственна ли человеческой душе непосредственная склонность к злу, то есть склонность к дьявольскому пороку? Дьявольским мы называем такое зло, которое развито у людей до степени, превышающей натуру человека. Точно так же добро, выходящее за границу человеческой натуры, мы называем ангельским. Счастье относим мы к небу, зло – к аду, а середину оставляем на земле. Но можно верить, что в природе человеческой души не существует непосредственного стремления ко злу, а только косвенное. Человек не может быть настолько неблагодарен, чтобы ненавидеть других; он лишь очень горд, чтобы быть благодарным, впрочем, он даже желает другому счастья, но только хотел бы быть подальше от него. Так, человек не радуется непосредственно бедам других; когда, например, с кем-либо случается несчастье, то радуются, потому что этот человек был самодовольным, богатым и эгоистичным, поскольку людям нравится поддерживать равенство. Человек, таким образом, не обладает непосредственной склонностью ко злу, как таковому, а лишь опосредствованной. Но злорадство часто проявляется уже достаточно сильно в юности. Так, дети творят часто злые шутки с помощью иголки. Они делают это из баловства, не думая о том, что почувствует другой. Занимаются они и другими подобными играми, например, прищемляют хвост кошке или собаке приводя тем самым животных в страх. Должно видеть, во что это может вылиться, и заранее предотвращать поступки, которые представляют определенный вид зверства. В человеке есть что-то от дикого зверя, которого он никак не может укротить. Источник этого нам неизвестен. Для некоторых свойств мы вообще не можем найти какого-либо основания. Так, существуют звери, которым свойственна тяга захватывать все, что им никогда не пригодится; и кажется, что человек как будто унаследовал эту тягу от зверя.

    Контрольные вопросы:

    1. Какой теме посвящен представленный фрагмент?

    2. В чем Кант видит источник зависти?

    3. Почему Кант считает, что о людях нельзя говорить плохо «за глаза», т.е. без их присутствия? Проявлением какого порока является распространение порочных сведений о других людях?

    4. Какие качества противоположны трем порокам, выделенным Кантом? Подберите этим «ангельским добродетелям» наиболее подходящие и точные названия.

    5. На основе нижеприведенного текста составьте кодекс (свод правил поведения) порядочного человека. Какое из этих правил Вы считаете самым важным для себя?



    ТЕСТЫ к теме: НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    (соблюдать приведенную нумерацию)



    1.

    Кто из философов является родоначальником немецкой классической философии?

    а) Фейербах

    б) Кант

    в) Фихте







    3.

    Кто из философов впервые ввел в оборот понятие «вещь в себе»?

    а) Гегель

    б) Кант

    в) Ленин

    г) Аристотель







    5.

    Немецкий философ, осуществивший своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:

    а) Гегель

    б) Кант

    в) Лейбниц

    г) Фейербах

    д) Маркс







    7.

    Как И. Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум?

    а) функции

    б) идеи

    в) суждения

    г) дедукции







    9.

    Категории в учении Канта – это

    а) наиболее общие формы осмысления предметов опыта

    б) понятия, образованные путем абстрагирования

    в) бессознательные формы восприятия действительности

    г) феномены опыта







    11.

    Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

    а) апостериорным

    б) трансцендентным

    в) трансцендентальным

    г) эстетическим







    13.

    Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

    а) апостериорным

    б) трансцендентным

    в) трансцендентальным

    г) эстетическим







    15.

    Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

    а) следование своей природе

    б) следование долгу

    в) адекватное познание

    г) исполнение религиозных норм







    17.

    Кто создатель и систематизатор диалектики как метода познания?

    а) Декарт

    б) Локк

    в) Кант

    г) Лейбниц

    д) Гегель







    19.

    Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля?

    а) природа

    б) абсолютная идея

    в) абсолютный дух

    г) логические закономерности







    21.

    Бытие природы у Гегеля разворачивается как

    а) инобытие идеи

    б) самостоятельное бытие материи

    в) постоянный акт божественного творения

    г) произвольное бессистемное становление







    23.

    В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления

    а) в их неизменности и различии

    б) в их тождестве

    в) в их случайных взаимосвязях

    г) в их субординации и связи







    25.

    Соотнесите законы диалектики, открытые Гегелем, с их сущностью:

    а) закон единства и борьбы противоположностей

    б) закон перехода количественных изменений в качественные

    в) закон отрицания отрицания

    I указывает, как происходит развитие – б)

    II определяет направление развития – в)

    III раскрывает источник развития – а)







    27.

    Что характеризует закон отрицания отрицания?

    а) источник и движущие силы развития

    б) направление процесса развития

    в) общий механизм развития

    г) все ответы верны







    29.

    Социально-философские взгляды Гегеля определяются как

    а) либерализм

    б) религиозный фундаментализм

    в) консерватизм

    г) неоконсерватизм







    31.

    Представителем объективного идеализма является:

    а) И. Кант

    б) Г. Гегель

    в) Л. Фейербах

    г) К. Маркс







    33.

    В чем видел Гегель основу исторического развития?

    а) общественное распределение труда

    б) конфликт между властью и индивидуальной свободой

    в) развитие «абсолютной идеи», «мирового духа»







    35.

    В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления

    а) в их неизменности и различии

    б) в их тождестве

    в) в их случайных взаимосвязях

    г) в их субординации и связи







    37.

    С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой

    а) необходимость

    б) судьбу

    в) случай

    г) произвол

    д) ответственность







    39.

    Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является:

    а) родовым существом

    б) биологическим существом

    в) неоконченным творением природы

    г) детерминированным внешними силами







    41.

    Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ:

    а) вымышленного существа

    б) непреодолимого рока

    в) отчужденной сущности человека

    г) архаического патриарха







    43.

    Укажите, что противопоставил Л.Фейербах вере в Бога:

    а) атеизм

    б) любовь к человеку

    в) веру в идеальные общественные отношения между людьми

    г) нравственные основы общества





















    1 ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг (1804 - 72) – немецкий философ, последний представитель немецкой классической философии. Первоначально последователь Гегеля, затем (после 1839 г.) подверг критике его философию. В центре философии Фейербаха — человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Работа «Основные положения философии будущего» была издана в 1843 г.

    2 КАНТ (Kant) Иммануил (1724 - 1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794).
    1   2   3


    написать администратору сайта