Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Выполнить тесты. Срок выполнения до 10 ноября

  • Вам предлагаются на выбор 2 варианта лекции по теме: Немецкая классическая философия

  • 4. Антропологический материализм Л. Фейербах ВВЕДЕНИЕ

  • Вопрос 2 . Теория познания и учение о морали И. Канта

  • Вопрос 3 . Объективный идеализм Г. Гегеля

  • Вопрос 4 . Антропологический материализм Л. Фейербаха

  • Дополнительная литература

  • Дистант-5 Лекц+ пр.по Н.К.Ф.. Лекции и сделать краткий рукописный конспект в тетради


    Скачать 72.06 Kb.
    НазваниеЛекции и сделать краткий рукописный конспект в тетради
    Дата14.11.2021
    Размер72.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДистант-5 Лекц+ пр.по Н.К.Ф..docx
    ТипЛекции
    #271611
    страница1 из 3
      1   2   3



    Ваша задача:

    1. ознакомиться с содержанием лекции и сделать краткий рукописный конспект в тетради.

    2.На практическом занятии, для закрепления навыков необходимо, используя выдержки из работ философов ответить на контрольные вопросы и задания

    3.Выполнить тесты.

    Срок выполнения до 10 ноября

    Пользуйтесь ресурсами электронной информационно – образовательной системы ЭИОС, где найдете необходимые материалы (https://moodle.ivgpu.com/)

    курс философия: https://moodle.ivgpu.com/course/view.php?id=368 , для входа непосредственно на страницу используйте ключевое слово: сократ

    Вам предлагаются на выбор 2 варианта лекции по теме:
    Немецкая классическая философия


    Вариант 1
    План лекции:

    1. Общая характеристика немецкой классической философии

    2. Теория познания и учение о морали И. Канта

    3. Объективный идеализм Г. Гегеля

    4. Антропологический материализм Л. Фейербах
    ВВЕДЕНИЕ
    Если XVII век прошел под знаком борьбы эмпиризма и рационализма, то век XVIII стал эпохой торжества разума. В целом, XVIII век в Европе называют поэтому эпохой Просвещения. В конце XVIII века центр философской мысли Европы постепенно перемещается в Германию, где появляется целая плеяда мыслителей, идеи которых вошли в историю под собирательным именем «немецкая классическая философия».

    Сегодня мы и рассмотрим воззрения этих философов, которые своим творчеством завершают эпоху Просвещения и доводят просветительскую мысль до логического конца, придают ей научную строгость, системность и глубокую обоснованность, которой не было у французских просветителей. Таким образом, цель настоящей лекции – рассмотреть основное содержание немецкой классической философии.
    Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии
    Понятие «немецкая классическая философия» (далее—н.к.ф.) обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли 2-й пол. 18-го – 1-й пол. 19-го вв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

    Почему эти пять мыслителей объединены вместе? Почему выбраны именно эти пять философов, а не какие-либо другие?

    Корень ответа на вопрос заключён в той эпохальной, всеевропейской значимости каждого из перечисленных философов. Их глубокие философские идеи не только выдвинули немецкую философию на ведущие позиции в Европе конца 18-го – начала 19-го веков, но и предопределили её всемирно-историческое значение в качестве квинтэссенции мировоззрения современной нам западной цивилизации. Именно н.к.ф. довела до полной ясности, до почти кристальной чистоты идеологию Просвещения, равно как и идеологию буржуазии, которая именно в это время начала утверждать своё господство в качестве наиболее прогрессивного, наиболее деятельного социального класса.

    Представляется возможным выделить несколько важнейших особенностей немецкой классической философии:

    1. Стремление к полноте, ясности, системной стройности мысли, сочетающееся с интенцией к широте охвата её содержания, т.е. всех сфер природного и социального бытия.

    2. Глубина, сложность, подчас запутанность языка, на котором говорили эти философы, с помощью которого излагали свои взгляды.

    3. Третья черта состоит в рассмотрении философии как науки наук (например, Фихте так прямо и называл свою философию «наукоучением»), которая поэтому должна носить всецело рациональный, дискурсивный характер, что предполагает опору на логику, доказательства, факты естествознания.

    4. Претензия на радикальную новизну в философии, присущая всем пятерым мыслителям.

    5. Основной проблемой этой философии являлся вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи.


    Выводы по 1 вопросу:

    Немецкая классическая философия представляет собой завершение просветительской мысли и в то же время завершение и всей классической философии, по своему общему содержанию эта философия является квинтэссенцией мировоззрения как эпохи Просвещения, так и зарождающегося буржуазного класса, в чем и состоит ее всемирно-историческое значение.
    Вопрос 2. Теория познания и учение о морали И. Канта
    Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

    Философское творчество Канта распадается на два этапа, водораздел между которыми проходит через 1781 г. – год выхода первой «Критики». Поэтому все сочинения Канта, написанные ранее этого времени, относят к его «докритической философии», написанные после 1781 г. – соответственно, к «критическому периоду творчества».

    Несколько огрубляя суть дела, можно сказать, что «докритический» Кант был приверженцем естественнонаучного материализма, тогда как «критическая философия» Канта тяготеет к субъективному идеализму.

    К числу основных достижений докритической философии Канта следует, прежде всего, отнести космогоническую гипотезу, изложенную в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Новаторство Канта состояло в том, что он отказался от идеи «первотолчка», признав, что движение есть неотъемлемое, атрибутивное свойство материи, хотя всё же от идеи Бога он не отказался, последний выступает у Канта в качестве творца материи.

    Критическая философия Канта является одним из величайших достижений мировой философии. По убеждению Канта, философия как наука о последних (высших) целях человеческого разума должна дать ответ на четыре основных вопроса:

    1. Что я могу знать?

    2. Что я должен делать?

    3. На что я смею надеяться?

    4. Что такое человек?

    На первый из четырёх вопросов призвана была ответить гносеология Канта, выраженная в «Критике чистого разума» (1781). Эта работа очень богата по содержанию и сложна для понимания, поэтому остановимся лишь на её основных идеях:

    1. Задача теории познания состоит в определении и оценке источников, принципов и границ научного познания. Кант хочет провести критическую ревизию самого разума, очистить его от всего, что привносит в разум опыт, и на этой расчищенной почве построить здание новой «метафизики».

    2. Априоризм[от лат. а priori -- из предшествующего]: индивид располагает определёнными, сложившимися до него, доопытными формами познания. Таковы, в частности, пространство и время как априорные формы чувственности, а также 12 категорий рассудка, к которым относятся понятия «количества», «качества», «отношения», «возможности» и др.

    Отсюда следуют далеко идущие субъективно-идеалистические выводы: отрицание объективности пространства и времени, признание конструктивно-проективного характера познания («рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей»).

    3. «Вещь в себе» и «явления». Всё существующее Кант разделяет на два мира: мир «вещей в себе» и мир явлений. Отношение между ними мыслится как отношение причины и следствия: «вещи в себе» выступают источником, детерминирующей подосновой явлений. Однако явления не имеют ничего общего с «вещами в себе»: познание явлений не даёт даже частичной информации о «вещах в себе», поскольку последние существуют вне времени и пространства, в то время как познание совершается в пространстве и времени. В итоге Кант приходит к агностицизму: явления не существуют сами по себе, вне процесса познания, а о том, что существует объективно, само по себе, вне нашего сознания, а таковы как раз «вещи в себе», мы ничего знать не можем.

    Таким образом, человек, по мнению Канта, может знать лишь явления, тогда как истинная сущность мира, мир сам по себе мы знать не можем и никогда не сможем.

    Вторая часть учения Канта, получившая выражение в «Критике практического разума» (1788), а также в работах «Метафизика нравов» (1797), «Основы метафизики нравственности» (1785) и др., была призвана ответить на вопрос: «Что я должен делать?». Речь идёт об этическом учении Канта, или о его философии морали. Очертим наиболее значимые морально-этические идеи Канта:

    1. Идея автономии личности образует смысловой центр этики Канта. Автономия -- это самозаконность человеческого поведения. Она распадается на три формы: моральную автономию, утилитарную автономию и гражданскую автономию.

    2. Идея свободы. Кант выступает уже в докритический период ярким обличителем рабства и глашатаем свободы: для человека «нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, [как он сам]» [Кант И. Сочинения. Т. 2, с. 218].

    3. Следование долгу выступает высшим мерилом развития нравственности личности, поэтому этику Канта часто называют этикой долга. «Сообразным долгу действие признаётся лишь в том случае, -- разъясняет кантовскую позицию известный неокантианец Эрнест Кассирер, -- если в нём отсутствует всякое соображение выгоды, всякое исчисление наличных или будущих удовольствий, всякая материальная предусмотрительность» Наиболее кратко пафос этики Канта можно выразить его же словами: «Исполнять свой долг бескорыстно» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 2, с. 72]

    4. Учение о «категорическом императиве» составляет ядро кантовской философии морали. «Категорический» означает здесь «неукоснительный», «обязательный к исполнению». Наиболее известная формула «категорического императива» гласит: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала общим законом» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 1, с. 260].

    Хотя гносеология и этика составляют важнейшие части философской системы Канта, он внёс вклад также в эстетику («Критика способности суждения» (1790)), в философию истории («Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784)), в решение проблем войны и мира («К вечному миру» (1795)), а также в философию религии и философию права. Отметим лишь наиболее важные социально-политические идеи Канта, поскольку именно они сохранили свою актуальность в наибольшей степени:

    1. Идея договора о вечном мире как «высшего политического блага».

    2. Идея создания всемирной федерации государств, отвергающих войны.

    3. Идея верховенства закона, а не людей.

    4. Идея примата морали над политикой, включающая в себя положение о том, что публичность, гласность являются важными критериями оценки нравственности политических действий.


    ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

    1. Основоположником н.к.ф. является кенигсбергский мыслитель И. Кант, вся жизнь которого была посвящена созданию всеобъемлющей системы критической философии, призванной переосмыслить все, что было создано в философии раньше.

    2. В области теории познания Кант был агностиком, он отстаивал тезисы о непознаваемости «вещей в себе», утверждал, что пространство и время есть лишь способы нашего восприятия вещей и лишены объективного существования.

    3. Этико-правовое учение Канта отличалось гуманизмом, приверженностью идеалам свободы и социальной справедливости. Кант формулирует основное правило нравственности – «категорический императив», суть которого в требовании взаимности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
    Вопрос 3. Объективный идеализм Г. Гегеля
    Другим крупнейшим представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), создавший глобальную, всеобъемлющую систему объективного идеализма.

    В историю Гегель вошёл как последний последовательный объективный идеалист, как последний классический философ. Отметим основные черты философии Гегеля.

    Во-первых, это её объективно-идеалистическая направленность. Первоначалом мира, первичной реальностью и одновременно активным, творческим началом выступает у Гегеля сознание, которое определяется как «абсолютная идея» или «мировой дух» (в зависимости от контекста).

    Во-вторых, приверженность принципу историзма, идее развития, что отличает идеализм Гегеля от шеллингианского статичного понимания абсолюта. В целом весь мир, как духовный, так и материальный, предстаёт как саморазвитие абсолютной идеи, в ходе которого идея познаёт саму себя.

    В-третьих, развитие понимается Гегелем диалектически, т.е. трактуется не как простое накопление, увеличение, развёртывание уже потенциально данного, а как качественный переход, в ходе которого появляется принципиально новое, отрицающее старое.

    Структура гегелевской философской системы упрощённо может быть представлена следующим образом:

    1. Логика как наука об идее в себе и для себя посвящена исследованию процесса мышления и его форм.

    2. Философия природы как наука об идее в её инобытии.

    3. Философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия. Учение о субъективном духе рассматривает природу души, развитие сознания от чувственного к рациональному. Раздел «Объективный дух» посвящён исследованию сущности морали, семьи, форм государственного устройства и видов власти. «Абсолютный дух» выступает в трёх ипостасях: искусство, религия, философия.

    Пожалуй, наиболее представительна, репрезентативна гегелевская философия истории. По Гегелю, подлинным господином истории является сверхчеловеческий «Разум», присущий «мировому духу». Существеннейший момент заключается в том, что «Разум», направляющий ход истории, это именно обнаруживаемая в ней необходимость, не зависящая от сознательных целей участников исторических событий. Особое место в истории занимают герои, которые, по Гегелю, -- «это те, чьи личные, частные цели заключают в себе субстанциальное, являющееся волей мирового духа».

    Завершает гегелевскую систему исследование философии как высшей формы абсолютного знания, как наиболее адекватного способа воплощения истины. Также он охарактеризовал философию духовной квинтэссенцией эпох, в которые она получает развитие. Взлёты философской мысли наблюдаются именно тогда, когда назревают радикальные преобразования в жизни народов.
    ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

    1. Гегель – самый крупный представитель н.к.ф., главная его заслуга состоит в построении всеобъемлющей системы объективного идеализма и разработке диалектического метода мышления.

    2. Его философии присуща также предельная рационалистическая ориентация (панлогизм), вера в то, что на основе разума можно объяснить все тайны мироздания.

    3. Гегель – последний классический мыслитель, автор наиболее фундаментальной философской системы во всей истории мировой философской мысли.
    Вопрос 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
    Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – последний представитель н.к.ф., сторонник материализма и антропологизма.

    Свою философскую систему Фейербах называл "новой философией" и "философией будущего". Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума.

    Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных и опыта. Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия - учение о человеке, или антропологией. Человек -- часть природы, природное живое существо. Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждаясь в общении с себе подобными.

    Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытается объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются страхом не только перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XYII - XYIII веков. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований.
    ВЫВОДЫ по 4 вопросу:

    1. Людвиг Фейербах завершает немецкую классическую философию, его радикальное отличие от предшественников состоит в том, что он стоял не на позициях идеализма, а перешел к материализму.

    2. Материализм Фейербаха носил антропологический характер, согласно которому человек есть «…единственный, универсальный и высший предмет философии», а его сущность состоит в «общении, в единстве человека с человеком», откуда философ делал вывод о необходимости установления «этики любви», согласно которой «любовь к человеку должна быть высшим и первым законом человека».

    3. Фейербах известен как последовательный критик религии как иллюзорного сознания, парализующего стремление человека к лучшей жизни в реальном мире.
    Основная литература:

    1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 82-113.

    2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 169-191.

    3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 73-81, 425-428.

    4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.36-55, 395-410; Ч. 2. С. 33-40, 98-107, 146-148, 240-244, 388-393, 435-444.


    Дополнительная литература:

    1. Длугач Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». – М., 1990.

    2. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780 – 1782 гг.) // В кн.: Этическая мысль. – М., 1988.

    3. Кант И. Критика чистого разума. - СПб., 1993.

    4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.

    5. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М., 1991.

    6. Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.

      1   2   3


    написать администратору сайта