Главная страница

Лекции история педагогики и образования Тема История образования и педагогической мысли как область научного знания. Принципы и подходы к периодизации мирового историкопедагогического процесса


Скачать 396.85 Kb.
НазваниеЛекции история педагогики и образования Тема История образования и педагогической мысли как область научного знания. Принципы и подходы к периодизации мирового историкопедагогического процесса
Дата04.04.2022
Размер396.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLekcii.istoriya.pedagogiki.i.obrazovaniya.docx
ТипЛекции
#441371
страница6 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Тема 4. Педагогика Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения


План изучения темы:

  1. Общая характеристика Нового Времени и качественные изменения в

организации образования в XVII - XVIII веках.

  1. Педагогическая система Яна Амоса Коменского.

  2. Философия сенсуализма и педагогические идеи Джона Локка.

  3. Теория свободного естественного воспитания Жан Жака Руссо.

  4. Педагогические взгляды просветителей-материалистов XVIII века.

  1. XVII - XVIII вв. - эпоха активного становления буржуазных отношений, абсолютистских государств и утверждения рационализма на Западе. Распространение мануфактур и вовлечение ремесленников и сельскохозяйственных производителей в интенсивный товарообмен свидетельствовало о прочности буржуазных элементов в экономике. Государства континентальной Европы обрели формы абсолютной монархии. Буржуазная революция 1640 - 1649 гг. в Англии стала ярчайшим примером непримиримых социальных антагонизмов.

Начало Нового Времени (XVII в.) ознаменовалось распространением в теоретическом разуме представлений об активном субъекте, вырвавшемся из средневековых пут и способном, развив себя, прожить ему одному свойственную жизнь. Интеллектуальная жизнь Запада стала определяться выдвинутым Ф. Бэконом (1561 - 1626) лозунгом «Знание - сила». Понимание мудрости окончательно слилось со знанием. «Мудрость - это совершенное знание принципов всех наук и искусств», - утверждал Г. Лейбниц (1646 - 1716).

Ф. Бэкон, живший на рубеже Возрождения и Нового Времени, способствовал дальнейшему утверждению в общественном сознании представления о праве человека на индивидуальность, свободный выбор своих занятий. «Счастливы те, - писал он, - чья природа находиться в согласии с их знаниями».

Порядок мироздания и особенности устройства человеческого общежития в XVII в. все чаще аргументируются не ссылками на волю Творца, а рационально постигаемыми законами природы, естественным правом. В духовной жизни усиливается влияние деизма (философско-религиозного учения о Боге как о безличной первопричине мира, находящейся вне его и не вмешивающейся в развитие природы и общества.), растут атеистические настроения. Происходят изменения в отношении к личности и субъекту. Просвещенный образованный человек все больше начинает осознавать свою собственную автономию.

Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов.

Постепенно пробиваются ростки научного знания, а в педагогике развиваются новые идеи о сущности, назначении человека, о воздействии на него путем воспитания. В этот период новая педагогическая мысль стремилась базировать свои выводы на данных экспериментальных исследований. Все более очевидной становилась роль естественнонаучного, светского образования.

XVII столетие, подготовленное всем предшествующим развитием Европы, стало поворотным в истории Западной цивилизации и эволюции присущих ей, педагогических традиций. Особенность динамики развития и характер их содержания, отражали коренные сдвиги в материальной и духовной жизни всего западноевропейского общества.

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» - понятийно­терминологическим аппаратом. Эта система - плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского.

  1. Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 - 1670), чеху по национальности, философу и гуманисту, создателю научной педагогики. Именно в его творчестве педагогика обрела свой предмет и предстала в качестве особой отрасли знания. Целостную теорию образования он представил в единстве всех важнейших проблем: целей, задач, содержания, психологических предпосылок и факторов, методов и организационных форм воспитания и обучения человека.

Великий чешский педагог родился 28 марта 1592 г. в городке Нивница (Чехия). Его отец был членом общины «чешских (богемских) братьев». Чешские братья отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 г. эпидемия унесла жизни всей семьи Коменского. Осиротевшего подростка приютили родственники и отдали в школу общины «чешских братьев» в Стражнице, где вскоре он стал одним из лучших учеников. Братские школы того времени, как и другие типы учебных заведений, были проникнуты схоластически-догматическим духом, но в отличие от прочих, давали знания необходимые для практической жизни и трудовой деятельности.

В возрасте 16 лет Коменский поступает в латинскую школу в городе Пршерове, где обнаруживаются его обширные дарования и исключительная работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша продолжает свое образование в Герборнском университете. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете Гербона

Коменский совершил путешествие в Голландию. Свое образование он завершил в знаменитом Г ейдельбергском университете. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С этого времени он с большим увлечением работает в школе, улучшает ее, изучает педагогические труды, становится помощником епископа, женится.

Но с 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей, были разгромлены и вынуждены скрываться в горах и лесах. В огне войны сгорел дом Коменского, чума унесла жизни его жены и детей.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией Чехии становится католичество, а «чешские братья» становились беженцами.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находят приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становиться одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии.

Здесь в 1628 г. он написал на чешском языке известную книгу «Материнская школа», которая получила в XIX в. огромную популярность и много раз переиздавалась. В 1631 г. году великий педагог создает свой знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам», который произвел настоящий переворот в преподавании языков и явился своеобразной детской энциклопедией. В этой книге, вместо сухих и непонятных правил Коменский представил 100 небольших рассказов из различных областей знаний на родном и латинском языках. В XVII - XVIII вв. эта книга служила основным учебником латинского языка почти во всех странах Европы.

В 1632 г. в Лешно Коменский заканчивает свой главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.

Коменского приглашают в разные страны, его идеи привлекли внимание всех видных людей европейских стран. В разные годы он посещает Англию, работает во Франции. В 1642 г. он получил предложение переехать в Швецию и заняться вопросами преподпвания латинского языка. Материальную поддержку педагогу и его друзьям оказывал богатый голландский коммерсант, и Коменский вместе со своей новой семьей поселяется в Эльбинге, на побережье Балтийского моря. За период с 1642 по 1648 г. им был подготовлен ряд работ, предназначенных для практического употребления в школах, в их числе «Новейший метод изучения языков».

В 1648 г. Коменский возвращается в Лешно, где был избран епископом общины «чешских братьев». Но вскоре его приглашают в Венгрию, где с согласия своей общины он поселяется с семьей и принимается реорганизовывать в соответствии со своими идеями школьное дело в Шарош- Патаке.

В ходе реорганизации школьного образования наряду с другими многочисленными трудами были написаны «Пансофическая школа» и «Мир чувственных вещей в картинках». В 1658 г. «Мир в картинках» был напечатан и быстро распространился во многих странах Европы. Это был первый учебник, в котором реализован принцип наглядности, а обучение словом связано с предметами.

Тем временем положение общины в Лешно значительно ухудшилось, и для предотвращения ее распада Коменского вызвали из Венгрии. Однако Лешно в 1656 г. оказался в центре военных действий, община распалась, а Коменский, подобно другим, должен был спасаться бегством. Его дом сгорел, а вместе с ним погибла большая часть книг и рукописей. Коменский нашел убежище в Амстердаме у сына своего прежнего богатого покровителя.

С начала 60-ых гг. XVII в. Коменский основное время и силы посвятил разработке проблем мира и сотрудничества между народами, деятельности по освобождению Чехии. В Амстердаме ему была предоставлена возможность, осуществить некоторые из своих творческих замыслов. При поддержке одного из покровителей и сената в 1657 г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». За четыре года до смерти Я.А. Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этом своеобразном завещании потомкам выдающийся деятель позднего Возрождения призывал человечество к миру и сотрудничеству.

В конце жизни Коменский напишет: «Вся моя жизнь проходила в скитаниях и не было у меня родины, никогда и нигде не находил я себе прочного приюта». В Амстердаме с ним были его сын и дочь. Коменский скончался 15 ноября 1670 г. и похоронен близ Амстердама.

Педагогика Я.А. Коменского выражает общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной степени исключали друг друга: античной философии,

протестантизма, идей Возрождения. В мировоззрении Коменского переплетаются элементы стихийного материализма, реализма, стремление опереться на опыт, с одной стороны, и религиозность - с другой. По его мнению, мир - это «создание Божье», познание - «богоискание повсюду». Земную жизнь Коменский считал лишь подготовкой к вечной, загробной жизни, а цель воспитания в подготовке человека к потусторонней жизни. Эта двойственность мировоззрения отразилась на его и педагогических положениях.

По мнению Коменского, существуют три основные ступени (задачи) воспитания: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к соединению с Богом (религиозное воспитание).

Сын своего времени, глубоко религиозный человек, Я.А. Коменский глубоко осознал и высоко оценил роль воспитания. Его взгляд на человека и его воспитание противостоял догматам средневековья, несмотря на то, что происхождение природы и человека он приписывает божественному творению.

Но Бог у Коменского не стоит над природой, а воплощен в ней, познание природы и есть нахождение повсюду искомого Бога и почитание его.

Человек, считал Коменский, есть «чистейший образец своего создателя», он «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение» (Великая дидактика), это «микрокосм в макрокосме». Великий гуманист видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей и задатков. В этом утверждении содержится новый, передовой взгляд по сравнению со средневековьем, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения.

От рождения человека не имеет никаких знаний и идей, разум его чист. Врожденным является у человека, считал философ и педагог, лишь стремление человека к знанию, а душа, как часть божественного духа, способна к познанию. «Ум человека отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, - писал Коменский в «Великой дидактике», что представляет собой как бы бездну, уму нет предела».

Человек делается человеком, говорил он, только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте - в детстве. Он утверждал, что «из каждого ребенка можно сделать человека». Взгляд Коменского на ребенка был исполнен надежды, сто при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса он сможет взойти на «самую высокую» ступень «лестницы образования».

Принцип природосообразности воспитания - положен Коменским в основу педагогики. Через все его педагогические сочинения красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой.

Начиная с Коменского, этот принцип будет неоднократно встречаться в педагогических системах XVIII - XIX вв., причем каждый из крупных теоретиков педагогики будет понимать его по-своему.

Коменский считал, что человек есть часть природы и подчиняется ее общим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Природа едина, в ней все происходит целесообразно, царят гармония и порядок, все протекает постепенно, природа не терпит ничего бесполезного. Он указывает, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что необходимо исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях», и пытается установить общие ее закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. «Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, - считал Коменский, но необходимо развивать и выяснять то, что имеет человек заложенным в себе самом».

Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого и признание природного равенства людей. Люди наделены природой одинаково, они в равной степени нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое, несомненно, принесет пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Но, провозглашая равенство людей от природы, Коменский не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Исходя из идеи равенства всех людей и наличия у них природных дарований, понимаемых как врожденные силы души, делающие людей людьми, Коменский утверждал, что «необходимо все дарования развивать в совершенстве, чтобы родившийся человек учился и действовал по-человечески». В своих он настаивал, что «нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершенства, мы будем справедливо называться людьми». Образованные люди, по мнению Коменского, живут между собою мирно, исполненные света, разума, благой воли и чистой совести, довольные Богом и собой» («О развитии природных дарований»).

Именно эти идеи и составляют стержень педагогики Коменского. В них прослеживается стремление рассматривать образование, с одной стороны как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных в нем от природы, а с другой - как средство формирования в нем человеческой гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение.

Коменский стремился найти путь сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия. При этом он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества.

Фундаментальной идеей педагогики Я.А. Коменского является пансофизм, то есть обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке для всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Великий мыслитель видел корень зла в невежестве или искажении знаний и мечтал о приобщении человечества к всеобщей мудрости, подлинному знанию - пансофии.

Суть педагогической организации развития человека, обладающего врожденным стремлением к деятельности и знанию, Коменский видел в поиске методов, форм и средств, стимулирующих познавательную активность ученика и обеспечивающих саморазвитие его личности.

Утверждая, что весь мир есть школа, Коменский стремился создать теорию обучения всех всему на протяжении всей жизни - теорию непрерывного образования целостной личности. Свою «Великую дидактику» ученый-педагог определяет, как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.

В «Великой дидактике» Я.А. Коменского определены четыре основных общих требования к обучению:

  1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать с простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.

  2. Легкость обучения достигается тогда, когда обучение начинается в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более сложному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаются вперед не спеша, а изучаемое в школе увязывается с жизнью.

  3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.

  4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закркпляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

Исходя из природы человека, Коменский делит жизнь подрастающего поколения на 
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта