Главная страница

Лекции история педагогики и образования Тема История образования и педагогической мысли как область научного знания. Принципы и подходы к периодизации мирового историкопедагогического процесса


Скачать 396.85 Kb.
НазваниеЛекции история педагогики и образования Тема История образования и педагогической мысли как область научного знания. Принципы и подходы к периодизации мирового историкопедагогического процесса
Дата04.04.2022
Размер396.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLekcii.istoriya.pedagogiki.i.obrazovaniya.docx
ТипЛекции
#441371
страница1 из 15
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Лекции история педагогики и образования

Тема 1.История образования и педагогической мысли как область научного знания. Принципы и подходы к периодизации мирового историко-педагогического процесса.

План изучения темы

  1. Предмет истории педагогики. История педагогики как наука. Основные функции истории педагогики.

  2. Зарождение педагогического мышления. Место педагогического знания в первобытном обществе.

  3. Этапы становления педагогики.

  1. История образования и педагогической мысли занимает важное место в общепедагогическом образовании и воспитании будущих педагогов. Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания, образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным (хотя и не единственным) двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово - сословных, политических, этнических и иных общественных интересов.

Одной из самых актуальных проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема воспитания и образования. Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая в последние годы стремиться, не просто описывать в хронологической последовательности, исторически сменявшиеся образовательные идеи и педагогические воззрения, а представлять собой их анализ и интерпретацию в максимально широком социально-культурном контексте.

Обзор истории образования и его современное состояние подтверждает его неразрывность с конкретным временем. В любую историческую эпоху и в любом обществе система образования, ее цели и задачи, структура и организация всегда выражают наличное состояние конкретного общественного строя, тенденции и перспективы его развития.

Школа и педагогическая наука прошли сложный и многовековой путь развития. Педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в самостоятельную, фундаментальную науку. Изучение истории школы и педагогики является важным условием формирования общей педагогической культуры, поскольку дает знание о генезисе теории и практики воспитания и образования, содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

История образования и педагогической мысли является отраслью педагогической науки и учебной дисциплиной. Как учебная дисциплина она изучает состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

Учебная дисциплина «История образования и педагогической мысли» логически связана с основными курсами педагогики и психологии и имеет целью на историко-педагогическом материале проанализировать возникновение, развитие различных педагогических явлений, их связь с конкретно-историческими условиями развития общества и философскими, мировоззренческими позициями авторов педагогических течений и концепций.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих учебных задач:

  • показать общечеловеческий и конкретно-исторический характер развития воспитания и образования как особого вида человеческой деятельности;

  • раскрыть сущность и содержание различных педагогических систем;

  • проследить логику развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, выявив общие черты и принципиальные отличия;

  • помочь самовоспитанию и профессиональному становлению студентов педагогических специальностей и совершенствованию у них навыков самостоятельной исследовательской работы.

Изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. Курс истории педагогики охватывает всю историю воспитания и образования (первобытная эпоха, древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), что позволяет охарактеризовать главные направления развития воспитания и образования человеческого общества.

  1. Приобщение первобытного человека к знаниям, их дальнейшее накопление, осмысление и передача подрастающему поколению были одним из важнейших факторов сохранения и выживания человека, формирования человеческого сообщества. Уже на первобытной стадии развития общества накопление и передача знаний выходили за рамки простого приспособления (как у животных) и приобретали все более сознательный и целенаправленный характер. Такие действия и породили начало образования, которое возникло несколько десятков тысяч лет назад.

В связи с этим подлинную картину развития детства и воспитания человеческой цивилизации помогают воссоздать памятники материальной и духовной культуры, язык, фольклор, этнографические данные о жизни немногих племен, сохранившие черты первобытности и по сей день, археологические раскопки, исторические документы, труды ученых- путешественников многое другое.

Прежде чем приступить к рассмотрению воспитания в первобытном обществе, необходимо обозначить основные научные концепции происхождения воспитания. На современном этапе мировая наука предлагает ряд концепций происхождения воспитания.

  1. Эволюционно-биологическая теория (Шарль Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас). Представители данного направления считали, что воспитательную деятельность первобытного человека необходимо отождествить с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве. Поэтому воспитание в большей степени является природным, а не социальным явлением.

  2. Социально-психологическая теория (Пауль Монро) объясняет происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражать взрослым. Американский профессор педагогики Пауль Монро в свое время утверждал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению человека и заложенной в нем от рождения способности к подражанию. «Мир первобытного человека, - писал П. Монро, - сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь непрогрессирующее приспособление к среде» [Торосян, С. 16].

  3. Трудовая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс) согласно которой, происхождение воспитания связано с объективной потребностью первобытного человека передавать накопленный опыт подрастающему поколению в процессе трудовой деятельности. Будучи материалистами К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что воспитание возникло с момента использования человеком первого орудия труда, то есть труд создал человека и стал основным условием его развития.

Многие современные исследователи, соглашаясь с необходимостью учитывать при рассмотрении вопроса о происхождении воспитания преемственность между формами рассудочной деятельности у некоторых высших животных и у человека, делают акцент на качественно социальных характеристиках, которые отличали человеческое воспитание при его зарождении в виде особого вида деятельности, считают что социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения.

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 - 35 тысяч лет назад. К этому периоду на

Земле появляется разумный человек современного физического типа (homo sapiens). Жизнь и воспитание первобытного человека выглядели весьма примитивно. Характерной особенностью первобытного общества были общий труд и собственность, отсутствие эксплуатации и классов, коллективный быт, общие дети, отсутствие специально организованных форм воспитания.

Целью воспитания была подготовка ребенка к удовлетворению практических потребностей, то есть овладение простейшими трудовыми навыками (охота, ловля рыбы, изготовление оружия и одежды, обработка земли) и включение подрастающего поколения в коллективный труд.

Воспитание в первобытном обществе условно делится на три самостоятельных периода: воспитание в дородовой обществе; воспитание в родовой общине; воспитание в период разложения первобытного общества.

Воспитание в дородовом обществе носило крайне ограниченный и примитивный характер. Оно было коллективным, всеобщим, стихийным, бессистемным, утилитарным, прикладным. Дети были общими, принадлежали всему роду, с детства активно участвовали в жизни общины. В труде и повседневном общении с взрослыми они усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять религиозные обряды.

Разделение труда и социальные функции на стадии дородового общества основывались на естественнобиологическом фундаменте, вследствие чего существовало разделение труда между мужчинами и женщинами (женщина - мать и хранительница семейного очага, мужчина - добытчик и воин). Поэтому мальчики вместе с взрослыми мужчинами отправлялись на охоту и рыбную ловлю, изготавливали орудия труда и оружие, защищали племя от врагов. Девочки, в свою очередь, с опытными женщинами занимались собирательством, готовили пищу, шили одежду, оберегали очаг и т. д.

Дородовое общество делилось на три основные возрастные группы: дети и подростки; полноценные и полноправные участники жизни и труда (активные и трудоспособные члены общины); пожилые и старики не участвующие в активной трудовой жизни общества. За каждой возрастной группой были закреплены особые правила поведения, права и обязанности.

Ребенок изначально попадал в общую группу сверстников, где под присмотром пожилых членов общины приобретал первый социальный опыт и трудовые навыки. Несмотря на то, что дети в дородовой общине строго подчинялись требованиям старших и интересам рода, они пользовались достаточной свободой и самостоятельностью. Наказания использовались крайне редко. Детям предоставлялась возможность на собственном опыте убедиться в истинности или ложности выдвинутых идей и познакомиться с различными сторонами общественной жизни.

Расширение трудового опыта людей, появление на определенном этапе развития человеческого общества скотоводства, земледелия, ремесел, что привело естественным образом к усложнению процесса воспитания, которое приобрело в родовой общине более многосторонний и планомерный характер. Именно в родовой общине возникла объективная необходимость в организованном воспитании, которое стало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Родовая община поручила воспитание подрастающего поколения пожилым, наиболее опытным членам общины. На данном этапе расширяется объем и содержание передаваемых знаний. Наряду с приобщением детей к трудовой деятельности их знакомят с зачатками военного и нравственного воспитания, с правилами религиозного культа, обучали простейшему письму.

Вхождение молодых людей во взрослую жизнь сопровождалось особыми торжественными испытаниями, «посвящениями» или инициациями, во время которых проверялось умение переносить боль, лишения, проявлять храбрость и выносливость. Эти испытания проводились публично в присутствии старейшин рода и носили нравственную, религиозную и сексуально-этическую направленность.

В IX - VIII тыс. до н. э. в ряде регионов мира, в частности Малой, Передней и Средней Азии, происходит социальное и имущественное расслоение и растет дифференциация труда, усложняется социальная структура общества. В период разложения первобытного общества основной социальной ячейкой становится моногамная семья. С появлением семьи и семейного воспитания значительно увеличивается период детства. Забота, уход, а также воспитание младенца в первые годы жизни закреплялось за матерью. Данные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание приобретает планомерный и многосторонний характер, становится сословно-семейным.

Развитие производительных сил, усложнение орудий труда, появление частной собственности и господствующих групп населения (жрецов, вождей, старейшин рода) привело к разделению физического и умственного труда. Физический труд оставался уделом низших классов, а умственный труд был сосредоточен в руках высших слоев общества и стал их исключительной привилегией. Этим объясняются значительные различия в воспитании представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, других членов общины. Такие необходимые и ценные знания как обмер полей, предсказания природных явлений, приемы лечения людей и животных и пр. привилегированные слои населения стремились сосредоточить в своей власти и передать своим детям по наследству.

Начавшееся на исходе первобытной истории разделение умственного и физического труда вызвало к жизни появление новой специальности - учителя. В связи с острой необходимостью сохранения и передачи достаточного объема, накопленных в обществе знаний, появлением различных видов письменности (шумерского, китайского, египетского письма) возникает объективная потребность в создании особого социального института - школа.

Предшественниками школ, первыми организованными формами воспитания и образования детей и подростков в период разложения первобытнообщинного строя являются так называемые дома молодежи. Дома молодежи стали ответом на необходимость воспитания общественного человека, обладающего определенными трудовыми навыками, умениями, знанием обрядов. Основной формой воспитания в домах молодежи были совместные занятия и игры. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись.

По мере имущественного расслоения появляются дома молодежи для бедных и состоятельных членов общества. В период патриархально-родового строя дома молодежи становятся все более изолированными для девочек и мальчиков. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам, а обучение девушек ограничивалось лишь подготовкой к ведению домашнего хозяйства.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта