Лекции история педагогики и образования Тема История образования и педагогической мысли как область научного знания. Принципы и подходы к периодизации мирового историкопедагогического процесса
Скачать 396.85 Kb.
|
четыре возрастных периода, по 6 лет каждый: детство - от рождения до 6 лет включительно (характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств); отрочество - от 6 до 12 лет (период активного развития памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой); юность - от 12 до 18 лет (помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления); возмужалость - от 18 до 24 лет (период развития воли и гармоничного существования). Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям, Коменский выделяет определенные ступени образования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, которая была первой ступенью обучения и подразумевала дошкольное воспитание под руководством матери. Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее он составил первое в мире методическое руководство по дошкольному воспитанию «Материнская школа» - наглядное наставление о том, как благочестивые родители частично сами, частично с помощью нянек должны заботиться о детях. Материнская школа, учитывая природные особенности детей до шестилетнего возраста, должна дать детям первоначальные представления и живые впечатления об окружающей природе и общественной жизни. Дети узнают элементарные понятия из области естествознания, астрономии, географии. Коменский в этом возрасте рекомендует приучать детей к труду, знакомить детей с предметами домашнего обихода и их употреблением. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста заключается в воспитании у них умеренности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и любви к людям. Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая, по его мнению, должна быть в каждой общине. Школа родного языка, по Коменскому, имеет шестилетний курс обучения. Она предназначена для всех детей обоего пола без различия сословия, расы и нации. В школе родного языка, считал Коменский, детей нужно учить тому, без чего им нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения, уметь петь. Ребенок в школе родного языка должен усвоить этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил и научиться их применять, узнать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни, познакомиться с различными видами ремесел. Историческая заслуга Коменского заключается в том, что он был одним из первых, кто осознал огромное значение начальной школы и наметил продолжительный курс обучения в ней. Коменский подчеркивал, что это должна быть непременно школа родного языка (тогда как церковные школы обучали детей на непонятном латинском языке), расширил содержание преподавания в начальной школе сведениями из геометрии, элементарными знаниями по географии, естествознанию, преподаванием пения и ручного труда. После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу (гимназию), которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать, считал Коменский, с изучения родного языка, латинского или греческого, а затем еще какого-либо иностранного языка, физики, истории, географии, естествознания, математики. По мнению великого педагога, преподаваться дисциплины должны в строгой последовательности, начиная с изучения языков, затем переходя к изучению реальных наук и философии, завершая курс гимназии изучением риторикой. Таким образом, традиционные «семь свободных искусств» и мораль составляли программу латинской школы. Каждый из шести классов имел свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. Устанавливая эту необычную для того времени последовательность изучения наук, Коменский исходил из своих философских воззрений и был новатором для своего времени. Самые одаренные из выпускников латинской школы, считал Коменский, должны продолжать свое образование в академии, которая имела обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский. Я.А. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма и мастерской трудолюбия. Основное назначение школы, по Коменскому, состоит в том, чтобы распространять всеобщую мудрость, совершенствовать молодежь нравственно и обучать всему, что нужно в настоящей и будущей жизни. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев - сады, так для юношества - школы», - писал великий чешский педагог. Новое решение предложил Коменский и в плане организации обучения. На протяжении многих веков, в школах было распространено индивидуальное обучение, учащиеся приходили учиться в разное время года, и оставались в школе столько времени, сколько хотели. Чешский педагог внедрил иную форму организации всеобщего обучения - классно-урочную систему, которая практически не претерпела никаких изменений на протяжении последних столетий и успешно функционирует в современных условиях. Великий педагог своего времени, он установил понятие школьного года, с его делением на учебные четверти, проведение занятий в точно определенное время по расписанию, ввел каникулы, определил организацию учебного дня ученика (предложил проводить занятия ежедневно по 4-6 часов, с перерывами для отдыха), настаивал на неизменном составе учащихся в классе одного возраста, дал конкретные методические указания по планированию и проведению урока, уделяя часть времени учету знаний учащихся путем опроса, часть - объяснению нового материала и упражнениям. Он указывал, что каждый урок должен иметь свою тему и задачу, а учителю необходимо внимательно следить за дисциплиной и тем, чтобы все учащиеся в классе активно принимали участие в занятиях. Коменский рекомендовал заниматься только в школе, так как считал, что именно здесь следует добиваться успехов в науке. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям» - писал великий педагог. Одним из важнейших звеньев дидактики Я.А. Коменского являются разработанные им дидактические принципы, то есть те положения общего характера, на которые опираются преподавание и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Следуя сенсуалистической философии, Коменский в основу познания и обучения положил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип наглядности. Наглядность применялась и до Коменского, но научное ее теоретическое обоснование впервые дал Коменский. Наглядность предполагала, по Коменскому, усвоение учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, благодаря чувственному восприятию. Это принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Все, что только возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия - зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанием - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». «Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, - писал Коменский, - если оно противоречит собственным ощущениям». «Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение», - утверждал чешский педагог. Коменский требовал, чтобы объяснение начиналось не с вербального толкования о вещах, а с предметного наблюдения над ними. Для наглядности рекомендовалось использовать реальные предметы, либо модели, копии предметов, картины, рисунки с их изображением. Исключительно важно, утверждал Коменский, наблюдать за вещами, явлениями в их естественных условиях. Поэтому, очень полезны для учащихся экскурсии, путешествия в разные места, чтобы увидеть, как живут другие народы, узнать их обычаи и историю. Историческая заслуга Коменского состоит в том, что он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил уже имеющиеся представления и некоторый практический опыт наглядного обучения. Он одним из первых широко применил наглядность на практике, снабдив свои учебники соответствующими рисунками. Итак, Коменский ввел в педагогическую науку золотое правило дидактики - наглядность. Бичуя схоластическое обучение, которое лишь вбивало «в головы юношей смесь из слов, изречений, мнений», Коменский противопоставил требование сознательности обучения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понять рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать какую пользу приносит изучаемое в реальной жизни. «Школа же в реальной жизни, - утверждал Коменский - стремиться к тому, чтобы научить ученика смотреть чужими глазами, думать чужим умом». А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами, обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. Самостоятельность и осознанность развиваются тогда, по мнению Коменского, когда ученик проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь необходимо учителю. Коменский настаивал на систематичности и последовательности обучения. Он указывал на необходимость подавать материал в строгой системе, доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы изложен кратко в виде основных положений. Чтобы учебный материал усваивался не эпизодически и не прерывисто в обучении следует идти от более общего к более частному, от более легкого к более трудному, от известного - к неизвестному, от более близкого - к далекому. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках. Так как, по мнению Коменского, «ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно». Это означает, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, то, что запланировано, должно точно выполняться в срок, считаясь с возрастными особенностями детей. Исходя из природы ребенка, Коменский советует сначала развивать у детей ощущения (чувства), затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку. Ценные указания предложил великий чешский педагог относительно выдвинутого им дидактического требования - посильности обучения. Посильность и доступность в обучении, по Коменмкому, достигаются лишь в результате ясного преподавания, при постоянном учете их индивидуальных и возрастных особенностей. Неоправданное обилие учебного материала и излишние детали сообщаемого могут, по мнению Коменского, ввести детей в заблуждение и отбить интерес к учебе. Дидактический принцип прочности усвоения учебного материала не являлся новым в педагогике. Еще древние греки считали необходимым условием добиваться прочности изучаемого материала в школе постоянными повторениями и упражнениями. Отсюда известное еще с античных времен утверждение: повторение - мать учения (repetitio est mater studiorum). Но если в средние века оно сводилось к зубрежке и механическому заучиванию, то Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником. «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью». А понято будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения, считал Коменский. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю, прежде всего, необходимо обеспечить возможность чувственного восприятия. Еще одним необходимым условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности и повторение учащимися пройденного материала. Благодаря этим требованиям учитель видит, какие затруднения испытывает учащийся, как прочно ученик запомнил учебный материал и может ли он его применить на практике. «Пусть в школах, - рекомендует Коменский, - учатся писать, упражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Для проверки изученного материала Коменский рекомендует учителю проводить в конце четверти и учебного года публичные испытания, на которых в форме соревнования определялись бы наиболее способные ученики. В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. На каждой возрастной ступени Коменским вводятся определенные этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых - одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский выделил «кардинальные добродетели» нравственного воспитания, выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона и Аристотеля. Это мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих добродетелей Коменский рекомендовал развивать в детях скромность, послушание, благожелательность, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к родителям, трудолюбие. «Инструментами» (средствами) нравственного воспитания Коменский называл: наставления и беседы с детьми, личный пример родителей и близких людей, организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, борьба с ленью и недисциплинированностью, выработка положительный привычек. Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника, Коменский считал - священное писание и размышления великих людей. В его педагогической концепции за человеком всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время, великий гуманист настаивал, что воспитание призвано, максимально помочь человеку определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех пороков к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя». В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», у Коменского доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь. Главным, считал Коменский, необходимо создать в школе атмосферу «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости духа и внимания учащихся», «любви и радостной бодрости». Тогда не требуется что-либо делать против воли, по принуждению, знания давались бы все самостоятельно и добровольно, а ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает, ... и сами к тому же стремились». Я.А. Коменский придавал огромное значение учителю, считая его «душой и сердцем воспитания». Это был новый и прогрессивный взгляд на учителя, так как раньше, особенно учитель начальной школы, не пользовался должным уважением. Коменский не уставал повторять о том, что «должность учителя ответственна и высока, от учителей зависит благополучие каждого ребенка и всего человечества». Оценивая назначение, роль учителей, Коменский пишет: они «поставлены на высоко почетном месте», «им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Из школы убегает тот, «кто сам считает постыдным быть учителем» и находит для себя другое, более денежное занятие, и не нужно удерживать его. Учитель, по утверждению Коменского, сравним с садовником, акушером, пастухом, полководцем, и счастливы те школы, которые имеют таких учителей. Учителю, прежде всего, должна быть присуща - любовь к своему делу. Это качество побуждает наставника искать то, чему нужно обучать всех, постоянно трудиться и думать о том, как учить учеников, чтобы наука усваивалась ими «без воплей, без насилия, без отвращения». Трудолюбие - также является важнейшим качеством учителя, так как собственная образованность, широта знаний и опыт учителя достигаются величайшим личным трудом, которым педагог занят всю жизнь. Чтобы учитель мог достойно выполнить почетные обязанности, по мнению Коменского, педагогу следует расположить к себе учеников отеческим и сердечным отношением, приветливостью и лаской, отличным знанием своей науки. Он советует наиболее прилежных учеников поощрять похвалой, а малышей угощать за прилежание яблоками и орехами. Педагог, считал Коменский, не имеет право использовать телесные наказания по отношению к детям. «Я решительно стою за то, - писал чешский педагог, - что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходящие для людей свободных, совсем не должны иметь места в школах и должны быть изгнаны из них». Однако, категорически отвергая использование телесных наказаний за неуспеваемость, Коменский считал необходимым применять их в случае богохульства и строптивости. В воспитании у детей человечности очень важны личный пример учителя и его религиозность, которым дети стараются подражать, подчеркивал Коменский. Поэтому мало только объяснить, как надо поступать в жизни, нужно самим являться образцовым примером и «остерегаться походить на тех прирожденных Меркуриев, которые только показывают простертой рукой, куда нужно идти, а сами не идут». Дурной пример педагога очень вреден, считал Коменский, ибо «редко обманывает поговорка: «Каков поп, таков и приход». Учитель постоянно должен, по мнению Коменского, заботиться о том, чтобы быть для учеников образцом простоты в пище и одежде, примером бодрости и трудолюбия в деятельности, скромности и благонравия в поведении, благоразумия и умеренности в частной и общественной жизни. Только такой учитель составляет гордость школы и ее учеников, ценится родителями и сможет достойно исполнять свою должность. Я.А. Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. С его именем связано привнесение в педагогическую мысль кардинально новых идей, определивших ее развитие на века вперед. Им была намечена стройная система всеобщего образования и общенациональной школы. Он поставил вопросы о плановости школы, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе, выдвинул глубокие, прогрессивные дидактические идеи, принципы и правила организации учебной работы. Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Обстоятельства сложились так, что о Коменском - ученом, философе, при жизни признанном «наставнике мира», забыли вплоть до конца XIX в., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Почти на двести лет мир забыл Коменского, как забыл и его могилу, а его сочинения, разрозненные и рассеянные по всему свету многие годы подвергались оскорбительным нападкам. Система школ, сложившаяся на Западе в середине XVI в., просуществовала без особых изменений более двух столетий. Г имназии в Г ермании, колледжи во Франции, грамматические школы в Англии, несмотря на имеющиеся различия в программах, ориентировались на изучение древних языков и классических античных текстов. Латынь оставалась языком католической церкви, протестантского богословия, права, медицины науки. Эти школы готовили чиновников - верных служителей феодально-бюрократических режимов континентальной Европы. В них царили авторитарная дисциплина и зубрежка. Лишь со второй половины XIX века значение Коменского стало все более признаваться прогрессивными славянскими и российскими педагогами, а его педагогическая теория стала результатом национально-освободительного движения против феодализма во многих странах Европы. Коменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полной мере осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А. Коменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с Просвещением. Основные работы «Открытая дверь к языкам» - 1631 «Материнская школа» - 1657 (написана в 1628 г.) «Великая дидактика» - 1657 (написана в 1632 г.) «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках» - 1658 XVII столетие это время интенсивных поисков и решений многих педагогический проблем. В XVII в. интенсивно разрабатывались учения о теле человека как механической системе, не нуждающейся в душе, о сознании как способности человека, позволяющей ему посредством самонаблюдения получать достоверные знания о своих внутренних состояниях, о страстях как от природы присущих человеческому телу регуляторов поведения, о соотношении физиологического и психического. Одним из блестящих деятелей эпохи Просвещения стоит английский философ-сенсуалист, политический мыслитель Джон Локк (1632 - 1704), сыгравший заметную роль в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. Он жил в эпоху английской буржуазной революции и перехода к индустриальному типу производства. Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. Получив среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он продолжает свое образование в Оксфордском университете. Обучаясь в университете, Дж. Локк изучал труды выдающихся философов и естествоиспытателей своего времени Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Ньютона и др. По окончании университета Локк был оставлен в нем как преподаватель греческого языка и литературы. В 1667 г. Локк знакомится с либеральным политическим деятелем лордом Шефтсбери, который выступал против короля. Став домашним врачом и воспитателем его внука, Локк разделял как политические успехи, так и неудачи своего покровителя. В период эмиграции он закончил главный, двадцатилетний труд своей жизни «Опыт о человеческом разуме». После революции 1688 г. Локк возвращается в Англию, продолжает философствовать и занимает почетное место в буржуазном обществе того времени. Убежденный в том, что философствовать - это, значит, выводить знания из опытных наблюдений, он вместе с тем обладал здравым, трезвым умом, ему не были чужды шутки и юмор. Как бывший учитель риторики и превосходный педагог Дж. Локк умел писать и говорить ясно, красиво и убедительно. Он с одинаковой легкостью писал на латинском, греческом, английском языках. Как политик он оставил целостную концепцию буржуазного государственного устройства, став родоначальником теории либерализма. В своих философских трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он был сторонником договорной теории происхождения государства и теории естественного права. Философ рассуждал о том, что все люди изначально жили свободно и были равными, это соответствовало их естественному состоянию. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который вправе взять власть обратно, переданную им когда-то монарху, если последний не выполняет свои прямые обязанности в интересах народа. В центре философии Локка - |