Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература.

  • Софоний Рязанец

  • Архитектура и искусство.

  • Успенский собор

  • Феофан Грек

  • Дионисий

  • Ф. С. Конь

  • «Житии» протопопа Аввакума

  • "нарышкинского барокко" (

  • Лекция "Великие географические открытия. Образование колониальных империй" Начало географических исследований.

  • 1492

  • Путь в Индию.

  • Васко да Гама

  • Педру Кабрала)

  • лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеЛекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
    Дата26.10.2021
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции артемов.docx
    ТипЛекции
    #256201
    страница18 из 57
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   57

    Культура Руси конца XIII — начала XVI в.

    Условия развития культуры. После страшного разорения русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усугублялось тем, что в Орду угонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными центрами развития культуры. Последствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конце XIII в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

    Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

    Литература. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопожертвованию, казалось бы, в безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем»«Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

    Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

    В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

    В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

    Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466 — 1472 гг. В записках он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой симпатией наполнены его описания жизни простых индийцев. Различие веры не мешало А. Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвращались к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова записаны в конце «Хождения за три моря».

    Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — начала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».

    Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолай Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются главнейшие богатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

    Архитектура и искусство. В XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образцу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обосновывалось древними традициями.

    Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились большие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конце XV в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров была создана современная кремлевская стена с башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

    Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире. 

    «Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — начало XV в., когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением во внутренний мир образов.

    Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославленным его творением стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве А. Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой.

    В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

    Русская культура XVI—XVIII вв.

    Развитие культуры в XVI в. После образования единого Русского государства в конце XV—XVI в. появилось немало произведений о путях дальнейшего развития страны. Недаром XVI век называют веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде крупных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т.е. дворян. С иными предложениями выступил Андрей Курбский, написавший после бегства в Литву несколько произведений и посланий Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать» любых своих подданных.

    В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженногона Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1554—1561 гг. в честь взятия Казани.

    В XVI в. вокруг многих городов были построены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф. С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т.д.

    Начало книгопечатания. Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина.

    В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако точная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год и считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Библию, типография в Москве продолжала действовать.

    Культура России XVII в. Почти весь XVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу. 

    Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному образу мыслей.

    Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода — целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся нова мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков.

    По царскому почину возникли в Москве «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью московской молодежи из иноземцев. Пастор стал затем обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер.

    Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего XVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

    Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева«Словеса» князя Ивана Хворостинина.

    Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честьцарской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей — «Повесть о Ерше Ершовиче»«Повесть о Шемякином суде»«Калязинская челобитная».

    В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство.

    Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В XVII в. был построен величественный Ростовский кремль.

    Для украшения зданий использовали многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам нарядный вид. Итогом развития архитектуры XVII в. можно считать появление сооружений в стиле "нарышкинского барокко" (или "московского барокко"), отличавшихся многокомпонентным объемом постройки и симметричностью композиции.

    Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.

    Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографические приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов.

    Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

    Лекция "Великие географические открытия. Образование колониальных империй"

    Начало географических исследований. Первые Великие географические открытия совершили Португалия и Испания. Долгая борьба с арабами сделала народы этих стран вольнолюбивыми и воинственными. Когда войны с мусульманами подошли к концу, энергия многих молодых, честолюбивых и небогатых дворян и простолюдинов требовала нового выхода. Испания и Португалия в экономическом отношении были слабо развитыми странами, но за морем лежали Африка и Индия, богатства которых давно манили европейцев. Особенно влекли европейцев золото и пряности (перец, кори­ца и т.д.) , которые часто стоили дороже драгоценных метал­ лов, поскольку широк о использовались для сохранения про­ дуктов. В дальние путешествия людей влекли и  любопытство, и жажда открытий , и стремление познать неведомое. Дей­ствовал также религиозный фактор — жители Пиренейского полуострова, с молоком матери впитывавшие суровую атмо­сферу противостояния иноверцам, считали, что они призва­ны нести свет христианства, просветить «дикие народы» , обратить их в истинную веру.

    Первыми на поиск и заморского золота устремились пор­тугальцы. На каравеллах они уходили все дальше на юг вдоль западного побережья Африки. Обнаружилось, что берега Гви­нейского залива богаты золотом и слоновой костью . В 1471 г. мореходы достигли экватора. В 1488 г. экспедиция Барто- яомеу Диаша дошла до мыса Доброй Надежды (мыс Бурь)— южной оконечности Африки.

    Открытие Америки. Европейцы стремились найти морской путь в богатую Индию. Многие считали, что доплыть до нее гораздо проще , если обогнуть земной шар . Одним из таких людей был генуэзец  Христофор  Ко­лумб.После многи х неудач ему удалось уговорить правителей Испании — короля Фердинанда и королеву Изабеллу — снаря­дить экспедицию в Индию по необычному маршруту.

    3 августа 1492 г.  Колумб на трех испанских кораблях ("Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья") взял курс на запад. Более месяца суда плыли по морю. 12 октября 1492 г. на горизонте показалась земля. Это был остров Сан-Сальвадор. Колумб убедился, что открыл целый архипелаг. Вскоре моряки увидели большой и богатый остров, который местные жители называли Гаити. Колумб назвал его Эспаньолой (Маленькой Испанией).  На послед­нем из оставшихся у него кораблей Колумб вернулся в  Испа­нию 15 марта 1493 г. Он был уверен, что достиг восточных берегов Индии. От этой ошибки произошло европейское на­ звание жителей открытых Колумбом земель — индейцы.

    Колумб совершил еще три плавания к берегам Нового Света (1493—1496, 1498 — 1500, 1502— 1504). В ходе этих плаваний были открыты острова в Карибском море. Колумб высаживался также на материке, но так и не узнал об этом, думая, что перед ним очередной остров. Так, Колумб открыл Америку. Но только итальянский путешественник Америго Веспуччи, посетивший эти земли в 1497—1504 гг., доказал, что это новый континент. От имени Америго Веспуччи континент получил свое название Америка.

    Путь в Индию. После открытий Колумба испанцы оказались опасными конкурентами португальцев. Чтобы предотвратить столкновения, оба государства после долгих переговоров заключили в 1494 г. соглашение в городе Тордесильясе. От полюса до полюса была проведена граница и установлено, что все вновь открытые нехристианские области к западу от нее должны принадлежать испанцам, а к востоку — португальцам.

    Продвижение испанцев на запад побудило португальцев активизировать поиски пути в Индию на востоке. Экспедицию снарядили в 1497 г. Во главе ее король поставил мореплавателя Васко да Гама. Четыре небольших корабля вышли из Лиссабона 8 июня 1497 г. Через пять месяцев они обогнули побережье Африки. 1 марта 1498 г. португальцы добрались до Мозамбика. Тут находились арабские поселения. В городе Малинди Васко да Гама привлек к сотрудничеству опытного арабского моряка Ахмеда ибн-Маджида. Через полтора месяца корабли причалили к берегу у города Каликут на западе Индии. Васко да Гаме удалось заключить соглашение с местным правителем. В июле 1499 г. эскадра, нагруженная пряностями, вернулась в Лиссабон.

    С тех пор португальцы каждый год стали снаряжать большие эскадры. Благодаря превосходству вооружения они вытеснили из Индийского океана арабских купцов и взяли в свои руки морскую торговлю. Они захватили острова Сокотру у входа в Красное море и Ормуз у входа в Персидский залив, перекрыв пути арабским кораблям. В Индии португальцы стремились овладеть опорными пунктами на побережье, жестоко эксплуатировали местное население. Торговля с Индией приносила огромные доходы. Укрепившись в Индии, португальцы двинулись к Индонезии, Китаю, Японии.

    Во время второго плавания португальцев в Индию в 1500 г. (экспедиция Педру Кабрала) они открыли побережье, за которым вскоре закрепилось название Бразилия.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   57


    написать администратору сайта