лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
Скачать 1.31 Mb.
|
Лекция "Развитие советской культуры (1945-1991 гг.)"Развитие культуры в послевоенные годы. Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М.А. Шолоховым, К.Г. Паустовским, М.М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э.Г. Казакевич, Б.Н. Полевой, В.Ф. Панова и др. Перу Б.Н. Полевого принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А.А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия» , в котором показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т. Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), Л.С. Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»), П.П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Д.Н. Медведев («Сильные духом»), Б.А. Лавренёв («За тех, кто в море») и др. В театрах популярностью пользовались пьесы Б.С. Ромашова «Великая сила» , А.А. Крона «Кандидат партии» , А.Е. Корнейчука «Калиновая роща» и др. В период борьбы с космополитизмом появился ряд талантливых драматических произведений, разоблачавших буржуазное общество, его идеологию: «Голос Америки» Б.А. Лавренёва, «Русский вопрос» К.М. Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е. Вирты, «Я хочу домой» С.В. Михалкова и др. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся большой популярностью. В изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику: А.И. Лактионов «Письмо с фронта», В.Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И.В. Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика. Развитие культуры в период «оттепели». Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма. Видное место в литературном процессе занял журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Здесь публиковались новаторские статьи В.В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И.Г. Эренбурга, Ф.И. Панфёрова, В.Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко популярными были произведения Ф.А. Абрамова («Братья и сестры»), М.А. Шолохова («Судьба человека»). В поэме-размышлении А.Т. Твардовского «За далью — даль» ставились острые вопросы осмысления недавнего прошлого. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами — кумирами поколения. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Новом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей. Н.С. Хрущев стремился регулировать литературный процесс. Многие произведения той поры не могли быть опубликованы по цензурным соображениям. Так случилось с романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря чему получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны. На новый уровень вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне. Появились произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»). Среди таких писателей наибольшую известность получили Ю.В. Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я. Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др. В годы «оттепели» началась творческая деятельность известных советских композиторов Э.В. Денисова, А.П. Петрова, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрина, А.Я. Эшпая и др. Известность получают произведения выдающегося композитора Г.В. Свиридова.А.И. Хачатурянсоздает впечатляющую музыку балета «Спартак». Популярными стали песни композитора А.Н. Пахмутовой на стихи Н.А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В живописи продолжали творить многие известные мастера, например П.Д. Корин, А.А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль» (В.Е. Попков, Н.И. Андронов, Таир Салахов, П.Ф. Никонов, В.И. Иванов и др.). Картины этого стиля были посвящены прежде всего трудовым будням современников, их отличали лаконичность в деталях, подчеркнутый драматизм в оценке жизненных явлений. Возрождается абстрактная живопись. Правда, Н.С. Хрущев, увидев произведения этого направления на выставке в московском Манеже, высмеял их. Это помогло художникам данного направления приобрести ореол «гонимых» , что в тот период становилось очень ценным для деятелей культуры в плане приобретения известности как за рубежом, так и внутри страны. В области киноискусства тоже царила относительная свобода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кинофестивалях в Канне («Летят журавли» М.К. Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А.А. Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы определившие развитие отечественного кино — С.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, Э.А. Рязанов, Г.Н. Чухрай, М.М. Хуциев, Г.Н. Данелия и др. В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму» , культивировалась революционная романтика. Эти черты были характерны для культурного феномена «шестидесятников». Культура в годы застоя. После отставки Н.С. Хрущева политика власти в сфере культуры была нацелена на преодоление «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» А.В. Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники «возврата к сталинизму», также подвергся критике. Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х — первой половины 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огромной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Популярностью пользовались романы Ю.В. Бондарева, Б.Л. Васильева, Ю.В. Трифонова, П.Л. Проскурина, Чингиза Айтматова, А.С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того времени стала так называемая «Деревенская проза» (Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Б.А. Можаев, В.М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам экологии. О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г.А. Товстоногова, А.В. Эфроса, М.А. Захарова, О.Н. Ефремова, Г.Б. Волчек, Т.Е. Абуладзе, актеров (Е.А. Лебедева, К.Ю. Лаврова, О.В. Басилашвили, С.Ю. Юрского, Т.В. Дорониной, Р.Я. Плятта, В.В. Тихонова, И.О. Горбачева, М.А. Ульянова, Н.В. Мордюковой и др.). Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С.Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...» , «Белый Бим Черное ухо»), А.А. Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А. Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И. Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И. Усков и В.А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С. Говорухин) и др. Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М.М. Плисецкая, Н.И. Бессмертнова, М.Э. Лиепа, В.В. Васильев, Е.С. Максимова, Н.В. Павлова, В.М. Гордеев, А.Б. Годунов, М.Н. Барышников и др.). Опера была представлена творчеством И.К. Архиповой, В.А. Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е.В. Образцовой, Т.И. Синявской, Е.Е. Нестеренко, Б.Т. Штоколова, А.А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И.С. Глазунова и А.М. Шилова, творившего в реалистической манере. Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество В.С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю.И. Визбора, Ю.Ч. Кима, Б.Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи было творчество музыкальных рок-групп. Среди них «Машина времени», «Цветы». Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М.М. Магомаев, И.Д. Кобзон, Э.С. Пьеха, Э.А. Хиль, А.Б. Пугачева, С.М. Ротару, Л.В. Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др. Культура в годы перестройки. Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных ранее произведений. Среди них были романы А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В.Д. Дудинцева «Белые одежды», Д.А. Гранина «Зубр», А.А. Бека «Новое назначение», В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е.И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б.А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А.П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, В.Н. Лосского, И.А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей-эмигрантов И.А. Бродского, Г.Н. Владимова, В.Н. Войновича, А.А. Галича, В.П. Некрасова, Э.В. Лимонова и др. Среди таких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А.И. Солженицына. Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В.Г. Распутина «Пожар» (1985), В.П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др. Заметные изменения произошли в кинематографе. Символом перестройки стал фильм Т.Е. Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А.Я. Аскольдова «Комиссар», А.Г. Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А.А. Прошкина, «Собачье сердце» В.В. Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина. Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др. Развитие науки и техники. После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреждений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок. Под руководством С.П. Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г.был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны (впервые получены изображенияобратной стороны Луны, 1959 г.).. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Юрий Гагарин.Первый выход человека в открытый космос 19 марта 1965 года осуществил Алексей Леонов. В 70-е гг. на смену одиночным космическим полетам пришли коллективные многодневные экспедиции на околоземную орбиту. Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз» , которые до сих пор остаются основой российской космонавтики. Были созданы долговременные орбитальные космические станции «Салют». Семь таких станций было выведено на орбиту при помощи ракеты-носителя «Протон». В 1986 г. на орбиту была выведена орбитальная станция «Мир» («Салют-8»), проработавшая в три раза больше намеченного срока и затопленная в 2001 г. Еще в 60-е гг. началась разработка советской лунной программы. В 1966 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луне. В 1970 г. «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на Землю. «Луноход-1» стал первым в мире планетоходом, успешно работавшим на поверхности другого небесного тела — Луны (1970-1971 гг. ) . Однако испытания ракеты для доставки на Луну людей окончились неудачей. Советские спускаемые космические аппараты первыми достигли поверхности Венеры и Марса, начали изучать их атмосферу и грунт. В 1975 г. состоялся совместный советскоамериканский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон», открывший эру международного сотрудничества в космосе (советский экипаж: Алексей Леонов, Валерий Кубасов). Значительные достижения демонстрировал СССР в развитии техники. В 1965 г. в конструкторском бюро О.К. Антонова был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей». В декабре 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» (КБ А.Н. Туполева). С 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов первый советский аэробус «Ил-86» (КБ С.В. Ильюшина). В 1975 г. белорусские автостроители создали крупнейший самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол«Арктика». Развитие образования. С 1954 г. в школе было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11 -летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н.С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе. В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст поступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн специалистов. Лекция "Россия в конце XX-начале XXI вв." «Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятельным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике считалась неизбежной. Повседневными явлениями стали пустые прилавки магазинов, бесконечные очереди. Осложняла ситуацию дезинтеграция экономики бывшего СССР. Руководство России во главе с Б.Н. Ельциным выходом из критического положения считало макроэкономическую стабилизацию — достижение баланса между платежеспособным спросом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию» . Идеологом и основным проводником этой политики стал Е.Т. Гайдар, получивший пост вице-премьера в правительстве. Реформаторы полагали, что рынок сам создаст оптимальную структуру экономического развития. Уверенность команде реформаторов придавала и позиция Запада, обещавшего предоставление крупных кредитов. В общественном сознании присутствовало представление о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Однако серьезным специалистам было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства, напротив, должна была неуклонно возрастать. С января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Планировалось, что они возрастут в 3 — 5 раз, но на деле цены очень быстро увеличились в сто и более раз и продолжали расти. Правительство пошло на резкое сокращение важнейших государственных расходов. Значительно упало финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха самые наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы. Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставили весной 1992 г. пойти на повышение зарплат. Началась галопирующая инфляция. Приватизация и ее особенности в России. Важным направлением в политике правительства стала приватизация (разгосударствление, т.е. передача государственной собственности в частные руки) промышленности, розничной торговли и сферы обслуживания. В результате приватизации в 1992 г. в руки частных лиц перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике. Обычно приватизация применяется для пополнения бюджета государства. Но в России не было достаточно богатых людей, чтобы платить реальные деньги. Предприятия уходили практически за бесценок. Проходили т.н. "дикая приватизация" (практически присвоение государственной собственности). Однако приватизация сама по себе не могла повысить эффективность производства. Во-первых, в приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию слоя собственников, который укрепил бы политический режим. Именно поэтому за бесценок «своим» раздавались предприятия и целые отрасли. Новые хозяева, не вложившие в приобретаемую собственность значительных средств, не были заинтересованы в обновлении производства. Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддержки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек — ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Для определения стоимости ваучера стоимость всех подлежащих приватизации предприятий в ценах 1984 г. разделили на количество граждан. В результате ваучер оценили в 10 тыс. рублей. Их выдали всем гражданам России в конце 1992 г. До конца 1994 г. ваучеры можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий. Однако в 1994 г. на 10 тыс. рублей можно было купить всего два килограмма колбасы. В условиях обнищания и экономической безграмотности люди либо продавали ваучеры, либо помещали их в инвестиционные фонды. Большинство этих фондов изначально создавались как мошеннические структуры и не собирались выплачивать вкладчикам никаких денег. С конца 1995 г. начался новый этап приватизации (скрытая приватизация), связанный с так называемыми залоговыми аукционами. Срочно созданные финансовые группы предоставляли правительству России кредит и получали под залог этих денег акции государственных предприятий, прежде всего топливноэнергетического сектора. Реальная цена акций многократно превышала стоимость кредитов, а сами деньги для кредитов финансовые группы получили от того же государства. Возвращать кредиты правительство не собиралось, и акции перешли в собственность «кредиторов». Естественно, участниками подобных мошеннических операций могли стать лишь люди, близкие к организовавшим эти операции чиновникам. |