Главная страница

план конспект по противодействию наркотикам. Лекция для офицеров. Лекции по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному обороту наркотиков


Скачать 310.5 Kb.
НазваниеЛекции по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и незаконному обороту наркотиков
Анкорплан конспект по противодействию наркотикам
Дата10.12.2021
Размер310.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекция для офицеров.doc
ТипЛекции
#298753
страница1 из 4
  1   2   3   4




ЛЕКЦИИ

по вопросам противодействия немедицинскому потреблению и

незаконному обороту наркотиков

(для офицеров)

Содержание

Введение.

1. История наркомании.

2. Последствия потребления наркотиков.

3. Признаки потребления наркотиков.

4. Ответственность военнослужащих за незаконные потребление и оборот наркотических средств и психотропных веществ.

5. Алгоритм принятия мер в отношении военнослужащих, у которых установлен факт потребления наркотиков.

6. Система профилактики немедицинского потребления и оборота наркотиков в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Заключение.

Введение
«Проблема незаконного производства и распространения наркотиков сегодня приобрела, без преувеличения, небывалый масштаб. Наркобизнес, превратившийся в одну из наиболее агрессивных форм транснациональной преступности, представляет реальную опасность для государства и общества, уносит жизнь и разрушает здоровье миллионов людей.

Доходы наркокарталей также служат источником финансирования террористических и экстремистских группировок. Очевидно, что эффективно противостоять этому злу можно только общими, скоординированными усилиями…».

Из приветственного слова Президента Российской Федерации В.В.Путина к участникам Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков.

1. История наркомании
Обратимся к истории возникновения проблемы потребления и оборота наркотиков.

Наркотики были известны еще в древности (греч. narke – оцепенение, онемение, mania – страсть, безумие).

Эйфория и неадекватная веселость, а затем странное оцепенение после употребления снадобий из различных растений могли сопровождать греческие праздники, религиозные обряды обитателей джунглей Амазонки или верховий Нила.

Занимаясь собирательством, древние люди действовали методом проб и ошибок. Так, за некоторыми растениями были замечены способности изменять сознание после их употребления. В первых захоронениях
(70-50 тыс. лет до н.э.) были обнаружены лекарственные растения, что подтверждает раннее накопление и сохранение знаний о лекарственных свойствах растений. Первое знакомство человека с наркотиками не привело к вспышке наркомании. Как вы считаете почему? (выслушиваем ответы). Ответ очевиден. Человек, находящийся под воздействием наркотика, не был способен адекватно реагировать на изменение окружающей обстановки. Первые наркоманы просто-напросто становились жертвами врагов и хищников. Так действовал естественный отбор.

С развитием человеческого общества растения, обладающие наркотическим эффектом, стали считаться священными и могли использоваться целителями и жрецами в качестве лекарств и средств общения с духами и богами.

Индейцы Центральной и Южной Америки использовали листья коки
в качестве обезболивающего средства.

Римляне и греки использовали опий в качестве снотворного или болеутоляющего средства.

Простые смертные не могли употреблять такие растения без ведома священнослужителей или вождей, а применялись они исключительно при тяжелых и запущенных формах болезней.

В VIII-VI вв. до н.э. в Греции в храмах, посвященных богу врачевания Асклепию, – асклепеонах применялся ритуал энкомисис, кульминация обряда храмового врачевания. Проводился он в длинных крытых галереях вдоль стены храма – абатоне, куда никто не мог войти без специального разрешения. Там тяжело больные вводились в состояние «искусственного сна», которое достигалось приемом опия или применением методов психологического воздействия. Ритуал сопровождался театральными представлениями, явлением бога Асклепия или его священной змеи и даже проведением хирургических операций. Подобная практика создала предпосылки для применения опия и маковых отваров в римской медицине для обезболивания при операциях.

Римское общество одно из первых столкнулось с наркоманией как с социальным явлением. Римский ученый, писатель и политический деятель, приближенный императоров Веспасиана и Тита, Плиний старший
(24-79 гг. до н. э) писал: «того, кто злоупотребляет опиумом, подстерегает смерть». После принятия христианства Римской империей церковь официально осудила широкое применение опия, а падение Западно-Римской империи под натиском варваров поставило точку в употреблении опия в Западной Европе.

Таким образом, потребление наркотических средств в древние времена было редким, только по назначению целителей при тяжелых заболевания,
в ограниченных количествах и строго под их контролем.

На протяжении столетий люди прекрасно и без последствий обходились без наркотиков

Переломным моментом в истории развития наркотизации стали первые крестовые походы (X-XII вв.) и путешествие венецианского купца Марко Поло (1271-1295). Тогда европейцы снова познакомились с опием, а также
с имевшим место в арабском мире гашишем. С тех пор опий стал одним из лекарственных средств в европейской медицине.

Древние языческие жрецы – волхвы, ведуны, ведуньи, ведьмы
(от глагола «ведать», т.е. знать) широко применяли практику траволечения.
В некоторые травяные отвары и настои могли входить растения, предававшие последним анестезирующее (обезболивающее) действие. Однако после принятия Русью христианства подобная практика стала незаконной и контролировалась церковью.

С XVI века в России стали использовать опиум, когда в 1581 году в Москве открылась первая царская аптека с английским аптекарем Джеймсом Френчем, привезшим с собой среди прочих лекарств и опиум. В последствии русские цари закупали его непременно у англичан или на востоке.
С XIX века опиум стали применять не только как снотворное или обезболивающие, но и как средство для лечения психических заболеваний и алкоголизма. Ос обенно активно методики лечения подобных заболеваний с помощью опиатов разрабатывались на Западе, откуда в свою очередь проникали в Россию. Например, в 1833 году профессор Спасский настоятельно рекомендовал «пьяниц горьких» пользовать от «белой горячки» по методу доктора Паули, англичанина, советовавшего больному поутру выпивать небольшую рюмку водки, а на ночь принять один – два грана (один гран равен 64,8 мг) опия в экстракте и натираться мазью, настоянной
на опиуме же.

В 1804 году из опия был выделен в чистом виде морфин, который первоначально использовался как обезболивающее при тяжелых формах заболевания. Морфин считался «безопасным» лекарством, не вызывающем привыкания. Им же пытались лечить опиоманию. Вот что писал по этому поводу журнал «Современная медицина» в 1866 году: «…Морфий всегда действует и не требует увеличения приема, то есть больные к нему не привыкают, как привыкают к опию». И хотя уже в 1871 году доктор Лер отметил случаи привыкания к морфию, в 1898 году Шарль Рише по-прежнему доказывал, что «у детей не образуется привычки к морфию,
а маленькие дозы дают больший эффект; у привычных же потребителей и колоссальные дозы не дают токсического действия». Нездоровый интерес к наркотику подогревали и появившиеся к тому времени врачи-наркоманы.
В 1866 году в России пропагандировался опыт некоего профессора Нусбаума из Берлина, имевшего опыт 2000 самостоятельных инъекций морфия
«по причине болезни головы»…

Очередным «лекарством», применяемым в лечении алкоголизма, опиомании, морфинизма стал кокаин, открытый в 1855 году. Алкоголизм, опиоманию, морфинизм, кокаинизм пробовали лечить изобретенным во второй половине XIX века героином. Более того, М.Брейтман в 1902 году настоятельно рекомендовал героин со страниц одного медицинского журнала широкому кругу публики как препарат, «вентилирующий легкие». Предлагалось употреблять его в «антибронхиальных целях». По мнению доктора Ладыженского, дозы героина в случае привыкания к нему надо было непременно увеличивать. Только в 1923 году отечественный психиатр С.И.Каган сделал, наконец, вывод о недопустимости лечения наркомании наркотиками, признав многолетнюю и многочисленную практику своих коллег-предшественников ошибочной. Последний «лекарственный толчок» в распространении наркомании отечественная медицина сделала в конце 20-х годов, когда на селе стали открыто рекламировать и продавать пасту опия. Ее стали интенсивно использовать крестьянки, дававшие наркотик грудным детям вместо более безобидного отвара мака, не всегда имевшегося под рукой. Делалось это с целью успокоения детей на период хозяйственной занятости матери. Началась эпидемия детской наркомании. «Детей-опиофагов в нашем уезде много», – писал сельский врач К.К.Верещагин из Тамбовской губернии. В результате живы ли остались эти дети? Большой вопрос, так как после длительного потребления формируется абстинентный синдром и развивается зависимость (абстинентный синдром – группа симптомов различного содержания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема психоактивного вещества).

Несмотря на гонения церкви, гашиш прочно обосновался в Южной Европе и Средиземноморье. По всей видимости, гашиш был известен и в средневековой Руси, куда мог попасть вместе с другими восточными товарами. Однако благодаря усилиям католической и православной церквей Европу и Россию не охватила гашишемания. Как вы считаете, почему церковь выступала с такой категорической позицией? (выслушиваем ответы). Священнослужители стали свидетелями изменения сознания людей, превращения их в эгоистичных, не думающих о семье, не стремящихся к работе, деградирующих.

Расцвет этого вида наркомании приходится на XIX-XX столетия. Когда происходит активная колонизация Европейскими державами Африки и Азии, где имелись факты употребления гашиша, особенно, в арабском мире.
В странах Западной Европы были известные писатели, поэты, художники, журналисты XIX века, страдавшие нездоровой тягой к гашишу. Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Александр Дюма-отец, Гюстав Флобер были действительными членами «Клуба гашишеедов» (1850), обосновавшегося в Париже. В их произведениях нашла отражение тема «наркотики – наслаждение». Книги и статьи, иные из которых были просто напичканы дифирамбами в пользу дурмана, охотно читали в России – и в переводах, и в оригиналах. Вскоре по примеру «клуба гашишеедов» начали образовываться «тайные» общества наркоманов в России. Их расцвет пришелся на начало прошлого столетия. Немало трудов приложила отечественная наука для популяризации гашиша в России.

Известный русский востоковед (тюрколог, иранист, монголовед) И.Н.Березин (1818-1896) во время пребывания в Каире в 60-х годах
XIX столетия познакомился с воздействием гашиша на психику человека и отметил высокую опасность данного наркотика для человека. Но еще за два десятилетия до публикации заметок И.Н.Березена о Египте профессоры Зинин и Пеликан – члены Императорской медико–хирургической академии – на основании выводов некоего штабс-капитана Лукомского о равных свойствах индийской и российской конопли как исходного сырья для производства гашиша успешно провели соответствующие эксперименты.
В 1877 году их примеру последовал И.И.Максимович. Опыты производились на людях «весьма интеллигентных», характеризовавших свое состояние, в котором они пребывали после приема гашиша, просто «восхитительным». Несомненно, эти люди рассказали о «замечательных» свойствах гашиша своим знакомым. Так рождался миф о безвредности и безопасности гашиша. Но никому даже в голову не приходило проверить его клиническими наблюдениями.

Русское высшее общество сделало первый шаг по дороге, которую позднее великий русский писатель М.Ф.Булгаков назовет дорогой в ад. Еще сильнее обстановка ухудшилась после присоединения к России Центральной Азии. Тесное соприкосновение двух культур неминуемо приводило к обмену опытом. Если учесть, что отдаленные земли мало контролировались из центра, то вполне понятно, что и такой пагубный опыт, как наркотизация, неминуемо проникал в среду русских колонистов, а через них и на «большую землю». Большую роль сыграли колонизация Дальнего Востока и развитие наркобизнеса в Китае, граничащим со среднеазиатскими и дальневосточными губерниями Российской империи. Китай быстро стал главным поставщиком опия в Россию, чему немало способствовала коррумпированность полицейских и административных чинов, а также прозрачность границ.

Как известно, первое в мире крупномасштабное производство опиума было налажено в Бенгалии. Однако в последней четверти XVIII века английская Ост-Индская компания взяла его в свои руки и начала ввозить отраву в Китай. Первые партии составляли несколько тысяч ящиков в год;
в 1816 году ввоз составил уже почти 22 000 ящиков, а к 1838 году превысил 40 000 ящиков.

Опиум довольно быстро стал основной и наиболее доходной статьей английской торговли с Китаем. Вслед за англичанами сюда потянулись торговцы США и ряда других государств. Беспрецедентная за всю предыдущую историю насильственная экспансия наркотиков привела к массовому распространению опиумокурения в Китае, к разрушению здоровья сотен тысяч его жителей и к утечке из страны огромного количества серебра.

Китайское правительство дважды пыталось запретить ввоз и производство опия на своей территории в 1840 и 1856 году, закрывая свои порты для европейских судов и ужесточая свое законодательство. Однако Великобритания и Франция не желали терять сверхприбыли от торговли опием. В 1840-1842 гг. Великобритания развязала первую «Опиумную войну». В 1856-1860 гг. Великобритания и Франция развязали вторую «Опиумную войну». Так, в результате двух «Опиумных войн» Великобритания и Франция силой своего оружия оказали протекцию китайскому наркобизнесу и превратили Китай в свою полуколонию.

Очень точно выразил политику Англии писатель И.Гончаров в произведении «Фрегат «Паллада»: «Англичане не признают китайцев
за людей... за их же счет обогащаются, отравляют их да еще и презирают свои жертвы».


В конце концов ведущие страны Запада осознали пагубность своей политики, ибо преступный мир стал активно распространять опиум и на их собственной территории. Видимо не случайно 1-я Международная конференция по борьбе с наркоманией состоялась именно в Китае (Шанхай, 1909 г.). Однако, как выразились его участники в совместно принятом коммюнике, «джинн уже выпущен из бутылки».

В 20-е годы, когда, казалось, с торговлей опиумом в значительной мере покончили, Европу поразил «кокаинизм». Это наркоторговцы из латиноамериканского «треугольника» (Боливия, Колумбия и Перу) решили заполнить образовавшийся вакуум, организовав крупномасштабное производство кокаина. Едва объявили запрет на его применение в медицинских целях и торговлю им, как неожиданно зашевелились турецкие фермеры – производители опиума. Американцам пришлось заплатить туркам отступное, чтобы те перестали выращивать опиумный мак, после чего были нанесены удары по так называемым «французским контактам» – сети подпольных фирм и лабораторий, которые перерабатывали и отправляли турецкий опиум на американский рынок. На некоторое время поток наркотиков был приостановлен. Но свято место пусто не бывает. В США и Европу хлынул новый наркотик – героин, теперь уже из «Золотого треугольника» (Афганистан, Пакистан, Иран). На сей раз его производство и нелегальная торговля оказались под полным контролем организованной преступности.

Последняя крупная вспышка наркомании в России была в 20-е годы
XX века. По-видимому, началась она с раненых, вернувшихся с фронтов первой Мировой войны, которые использовали наркотики (опий, морфий, кокаин) в качестве обезболивающего для облегчения собственных страданий при тяжелейших ранениях. Но данная эпидемия перекинулась на неимущие и обездоленные слои населения, попавшие в горнило революции. Данное явление получило распространению в среде малолетних правонарушителей. Однако с приходом к власти И.В.Сталина в 1924 году и установлением жесткой диктатуры, с усилением правоохранительных органов, ситуация с наркоманией постепенно вернулась под контроль. После Второй Мировой войны в нашей стране также отмечался некоторый рост наркомании, однако он был связан не с социальными явлениями, как таковыми (голод, нищета, социальная незащищенность и т.п.), а с последствиями войны. Среди употреблявших наркотические вещества большую часть составляли «медицинские наркоманы». То есть люди, употребляющие наркотики для облегчения физического страдания, и, к сожалению, из-за несоблюдения дозировки привыкших к наркотику. В основном это были люди 30-40 лет, вернувшиеся с войны. На Западе крупный всплеск наркомании наблюдался после 1965 года, когда стала активно развиваться субкультура «хиппи». Основной идеей этого молодежного течения было «Мир во всем Мире», а главным принципом – девиз «Живи и радуйся как ребенок». Одним из важнейших средств достижения всеобщей любви и мира хиппи считали наркотики, в особенности марихуану. Позднее, в 70-е годы, идеи употребления наркотиков подхватили такие субкультуры, как «панк» и «рэйв». Панки проповедовали идеи саморазрушения: «Жизнь не для меня», «умри молодым» – вот девизы данного течения. Именно наркотики помогли многим панкам умереть молодыми. Рэйв (от англ. гл. rave – бредить) – пожалуй, одно из немногих молодежных течений, открыто строящих свою идеологию и мировоззрение на идеях употребления наркотиков. Изначально рэйв представлял собой одно из музыкальных направлений музыки – «индастриал». Но позднее трансформировался в самостоятельную субкультуру танца. Протанцевать 8-10 часов в ритме рэйв без действия стимуляторов просто невозможно. Именно поэтому такие наркотики, как амфетамины и LSD, стали неотъемлемой частью рэйва.

В 70-80-е годы из субкультуры «хиппи» выделилось в самостоятельную субкультуру растаманство, главным идеологом которого являлся Боб Марли. Основу идеологического ядра растаманства составляла идея наличия бога Джа, который помогает увидеть мир в истинном свете под воздействием марихуаны или других производных конопли.

А что дальше? Что оставили эти субкультуры после себя? Что построили или создали? Какие дети родились у них?

В 1971 году президент США Ричард Никсон впервые объявил наркоманию «врагом общества номер один». С тех пор противостояние властей наркоторговцам развивалось с переменным успехом.

Значительным достижением на этом фронте можно считать, в частности, сокрушительный разгром могущественного Медельинского картеля (Колумбия) и арест его главаря Пабло Эскобара с рядом сообщников.

В СССР наркомания в основном была характерна либо для асоциальных слоев общества, либо для высших слоев общества, таких как золотая молодежь. Развитая система занятости молодежи (пионерская, комсомольская организация) не допускала развития стойких субкультур. Но это не значит, что их не было. В СССР были хиппи, панки, растаманы, однако данным субкультурам вплоть до второй половины 80-х не удавалось приобрести массовость и сколько-нибудь заметную значимость в молодежной среде. В период глубоких социальных реформ и преобразований в начале 90-х годов прошлого века в Россию стали активно проникать западные молодежные субкультуры с наркотической идеологией. После развала СССР в 1991 году в России возник идеологический вакуум. Новые ценности демократии еще не были озвучены, а старая идеология коммунизма навсегда канула в лету. В этих условиях в молодежной среде с легкостью стали приживаться идеи, близкие по духу к рэйву, растаманству, панку. Однако пик наркомании пришелся не на начало 90-х, а на 1997 год, когда в российском обществе статистически значимым становится новое «рыночное» поколение, ломающее привычное представление о нравственных традициях, ассоциирующее принципы демократии с индивидуализмом и свободой морали. Произошло становление поколения западного типа. Из всего выше сказанного видно, что проблема наркомании становилась характерной для человеческого общества лишь в периоды бурного развития цивилизации, когда независимость человека от природы позволяла ему смело экспериментировать над своим сознанием.

Еще с древности человек оценил лекарственные свойства (снотворный, обезболивающий эффект) наркотических средств, но, видя какую опасность они несут в себе при их злоупотреблении в немедицинских целях, человечество само стремилось ограничить себя в их потреблении. Так, шаманы и вожди, древние религии и служители культов, церковь на протяжении долгого времени ограничивали применение данных средств.

С приходом Нового времени (вторая половина XVI – конец XIX века), когда научная мысль бурно развивалась во многих отраслях науки,
а религиозное миропонимание уступало научным концепциям, человек с новой силой обратил свой взор в сторону наркотических средств, но не ради корысти или стремления к сомнительным удовольствиям, а ради облегчения страдания. К сожалению, любая смена идеологии приводит и к смене понятий морали и нравственности. Так, во второй половине XIX века человек забыл, что несет с собой наркомания. Именно в этот период наркотики из раздела медицинских средств перешли в раздел товаров. Целые государства стали покровительствовать наркобизнесу. Но уже через сто лет, через три поколения сами «страны-наркоторговцы» столкнулись с чумой
XX века – наркоманией, позабыв заветы предков, человечество само обрекает себя на гибель.


Так, возникла наркомания, постепенно превратившаяся в острую социальную болезнь и охватившая многие регионы Земли. Сегодня это уже общепризнанное зло, которому пытаются противостоять страны мирового сообщества, объединившие свои усилия под эгидой Организации Объединенных Наций.

С 1987 года по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций ежегодно 26 июня отмечается как Международный день борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

Впрочем, термин «борьба» здесь уместен лишь постольку поскольку, ибо угроза наркотизации в разное время проистекала из разных регионов Земли. Она меняла обличье, характер, скорость и масштабы распространения, за ней не всегда можно было уследить и тем более предугадать ее.
2. Последствия потребления наркотиков и мифы о них
В наши дни наркомания стала болезнью незащищенных слоев общества, а точнее, самых слабых его членов.

Многие считают, что наркомания – гораздо большее зло, чем алкоголизм, и поэтому уж лучше пить, чем употреблять наркотики.
В некоторых странах такой подход заложен даже в ранг государственной политики.

Наркоманов преследовали в соответствии с Уголовным кодексом,
а водка была настолько доступной, что практически происходило массовое спаивание, приводившее к деградации нации.

На самом деле сопоставлять, что ужасней: очередь алкоголиков с трясущимися руками или несколько худосочных наркоманов – совершенно бессмысленно.

Опыт показал, что одним запретом или чрезмерной доступностью вина и наркотиков проблему не решить. Всегда найдутся способы приобретения и оправдания для несчастных, которых засосало в трясину алкоголизма и наркомании, но...

Только сам человек может сказать себе «нет!».

Почему миф об элитарности (избранность, отборность, первоклассность, престижность, эксклюзивность) наркоманов стал величайшим заблуждением нашего века? Как это ни покажется странным, но именно попытка избавиться от алкоголизма привела к первой вспышке злоупотребления наркотиками в Европе.

В начале XIX столетия английский поэт Томас де Куинси, страдавший алкогольной зависимостью, настолько ярко описал в своих мемуарах ощущения наркотического опьянения и обосновал гипотезу лечения от алкоголизма с его помощью, что в считанные месяцы приобрел тысячи последователей. Как грибы после дождя появились клубы и общества курильщиков опия с самыми благородными намерениями – излечиться от алкоголизма.

Несчастная добрая Англия: целые десятилетия ее золотая молодежь «оттягивалась» от алкоголизма с помощью длинной курительной трубки, которая так и осталась на полотнах известных мастеров в качестве атрибута денди из высшего света.

История полна парадоксов, но больший абсурд трудно вообразить.

Похоже, что именно это обстоятельство наложило на наркоманию отпечаток элитарности и романтизма.

Большинство людей, употребляющих наркотики, ставят себя выше общества, его законов и норм, считая себя сверх одаренными и сверх ценными личностями. Отчасти причина такого дутого самомнения кроется и в особенности действия многих наркотических средств. Во время наркотической эйфории, помимо подъема настроения, чувства веселья и радости возникают искажения в восприятии не только ситуаций и отношений людей, но и формы предметов, цвета, пространства, времени и звука. Творческие натуры, использовавшие наркотическое опьянение для стимуляции вдохновения, погибли в расцвете лет.

Скорбный список погибших звезд 60-80-х годов настолько велик, что именно артистическая среда первой решилась сказать: «Нет – наркотикам!».

Надо отдать должное мужеству этих людей – кумиров молодежи, которые, в отличие от английских денди, не стали делать хорошей мины при плохой игре и нашли в себе силы признаться, что страдают страшным пороком-болезнью.

Они честно признались в самообмане, а главное – попытались снять ореол романтики с наркомании и развенчать один из опаснейших мифов
XX века.

Понятие о наркотическом опьянении, ради которого наркоманы расстаются с жизнью. Сама наркотическая эйфория длится не более
1-5 минут. А остальные 1-3 часа человек находится в фазе расслабления и успокоения, переходящей в дремоту, состояние бреда и сна. Причем сновидения не всегда доставляют удовольствие. Кошмар сюрреалистической картины своей смерти, расчленения собственного трупа и похорон – острые ощущения не для широкого круга любителей.

К тому же очень многие наркотики даже в небольших дозах вызывают у начинающих тошноту, рвоту, резкую сухость во рту и сердцебиение.

Психоактивное вещество – это любое вещество, которое может изменять у человека его восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками».

Наркоманией называется заболевание, обусловленное зависимостью от наркотическое средства или психотропного вещества.

Наркотические средства – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Психотропные вещества – вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение человека к наркотику без серьезных нарушений в работе его организма, а физической зависимостью считается состояние, когда организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности из-за того, что наркотик встраивается в обменные процессы организма. А если человек не получает своевременно дозу, то возникает абстинентный синдром, абстинентное состояние, на жаргоне – ломка (лат. abstinentia – воздержание) – группа симптомов различного содержания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема психоактивного вещества, либо снижении его дозы после неоднократного, обычно длительного или в высоких дозах употребления. Это очень тяжелое состояние, проявляющееся в виде психического возбуждения, лихорадочного озноба, судорог, усиленного потоотделения, рвоты, поноса, различных страхов и тревожности.

Никотин вызывает психологическую и физиологическую зависимость, способствует развитию рака легких, заболеваний дыхательных путей и болезней сердца.

Алкоголь вызывает психологическую и физиологическую зависимость, изменяет сознание человека, приводит к распаду психики и слабоумию. Пиво также является алкоголем и вызывает такие же последствия.

Наркозависимость выражается также в нарушении сна, мышечных и суставных болях, нестабильном артериальном давлении, сухости во рту, снижении половой потенции, нарушении менструального цикла, похудении, нарушении защитных свойств организма и др.

Остановимся на отдельных видах наркотических средств и психотропных веществ и на последствиях от их потребления на организм человека.

Опиаты (опиум, героин, кодеин). Потребление опиатов влечет за собой заболевание гепатитом, сифилисом, СПИДом, повреждение печени, легких, сердца, развитие энцефалопатии (которая заключается в гибели значительного количества клеток головного мозга), резкое снижение иммунитета, высокий риск развития гнойно-инфекционных осложнений.

Особое место в нарушении здоровья опиатных наркоманов занимают заболевания костной и зубной тканей, непосредственно нарушая обмен кальция в организме.

В период вывода из организма наркотика у наркомана наблюдается сильные физиологические неудобства, называемые «ломкой». Они выражаются в болях в суставах, тошноте, рвоте. Это состояние наблюдается через 16-24 часа после приема наркотика.

Даже первая доза способна вызывать очень сильный эффект привыкания (зависимость), сначала психологического, затем физиологического.

Каннабиолы (препараты из конопли: марихуана, анаша, гашиш и другте). Потребление наркотиков этой группы приводит к снижению познавательных способностей человека. Даже при небольших дозах может ухудшиться память, особенно кратковременная (оперативная) память, столь важная для учебного процесса. У курильщиков марихуаны в первую очередь приходят в негодность легкие, серьезно поражается печень, сердце, отмечается разрушение функции понимания задач и целей, ослабевает внимание и способность сосредоточения. Начинают исчезать желания, потребность в коммуникации.

В результате ранее веселый и энергичный человек становится апатичным, вялым, медленно соображающим, тревожащимся по самому незначительному поводу субъектом, крайне тягостным для себя и близких. Курить коноплю ему уже не хочется, но состояние психической полуразрушенности сохраняется навсегда. Потребление наркотиков из конопли провоцирует потребление других наркотиков.

Психостимуляторы (кокаин, метамфетамин, амфетамин). Потребление психостимуляторов вызывает осложнения со стороны сердца (аритмии и внезапные остановки сердца). Вследствие потребления развиваются тяжелейшие депрессии, которые достигают степени психоза. Психозы, осложняются галлюцинациями и бредом, чувством тревоги и страха. В таком состоянии больному кажется, что за ним следят, собираются убить, ограбить или арестовать. В результате он пытаются убежать (иногда и в окно), защищаться (ножом и т.д.). Употребление эфедрона приводит к параличу нижних конечностей и развитию слабоумия, причем ни паралич, ни слабоумие нельзя вылечить.

Седативно-снотворные средства (барбитураты, бензодиазепин). Физическая зависимость от барбитуратов выражается не только в плохом самочувствии, но и, прежде всего, в стойкой и длительной бессоннице, развиваются психозы, сопровождаемые галлюцинациями и бредом преследования и ревности. Не минует барбитуроманов и дистрофия (истощение) сердечной мышцы, а также печени. Обычно больные барбитуровой наркоманией погибают из-за энцелопатии и связанных с ней осложнений (судорожных припадков и несчастных случаев во время психозов).

Галлюциногены. Все без исключения галлюциногеные препараты губительны для психологического здоровья, они исключительно агрессивны в отношении головного мозга. Их употребление приводит к потере энергичности, жизнерадостности и способности совершать целенаправленные действия – точно так же как больной, длительно страдающий шизофренией.

Как видите, потребление наркотиков не проходит бесследно для организма человека и приводит к его полной деградации.

Вместе с тем существует ряд мифов, распространяемых наркоманами, о безвредности наркотиков, остановимся на самых распространенных из них.

Мифотворчество является неотъемлемой частью любого общества на ранних этапах его становления и развития. Первоначально мифы использовались для фантастического объяснения мироустройства. Зачастую мифы были призваны не только объяснять, почему мир устроен так, а не иначе, но и убеждать человека в неизбежности и полной законности такого устройства мира. Мифы стали не только объяснять мироустройство, но и скрывать его изъяны! На протяжении всей истории человечества каждое новое крупное социальное объединение непременно обзаводилось своими мифами, своим объяснением мира… Наркоманы – не исключение. Выбывшие из нормального общества, наркоманы вынуждены объединяться для защиты своего образа жизни. «Дружат по интересам» – эта пословица применима и к наркоманам. Мифы наркоманов, прежде всего, направлены на защиту и сохранение своего образа жизни, который сложился в связи с потреблением наркотика. Эти мифы оправдывают употребления наркотика перед своим, еще пока существующим, собственным «Я». В меньшей степени они призваны пополнять ряды наркоманов, создавая в обществе сознание безопасности наркотиков и делая привлекательным образ наркомана. Ниже будут приведены самые распространенные мифы наркоманов. Те, которые, возможно, вы уже слышали, а возможно узнаете о них впервые. Как и любые мифы, мифы наркоманов имеют разную интерпретацию, но суть их одна и та же. В этих строках заключена сущность чарующего, но мертвого мира наркотиков!

Миф первый: наркоманы якобы избраны самой судьбой. Только им открыт неведомый мир истины. Пожалуй, этот миф один из самых древних. Его история уходит своими корнями в глубокую древность, когда шаманы, жрецы и оракулы с помощью наркотических веществ общались с духами и богами. Но свои ветви пышной кроной он раскинул лишь в XIX и XX веках. Главным образом этому способствовала литературная интеллигенция середины XIX века. Насколько тот мир, что открывается перед наркоманом, соответствует истине – вопрос спорный. Мы живем в абстрактном мире субъективных иллюзий, и это бесспорный факт. Если бы родители не назвали лежащий перед вами предмет ложкой, то вы бы и не знали, что это ложка. Но, тем не менее, суть этого предмета не изменилась бы, если бы вам сказали, что это вилка. Таким образом, реальность есть вещь не поддельная но, безусловно, зависящая от нашего субъективного восприятия. Мир кайфа – это искаженная реальность. Наркотик меняет восприятие, а восприятие меняет осознание реальности. Но, как ни крути, уйти от реальности невозможно. Таким образом, тот мир, который открывается наркоману под воздействием наркотика, отличается от мира трезвого мышления лишь восприятием окружающей действительности. Схожую ситуацию можно наблюдать в популярном некогда телефильме «Матрица»: людям казалось, что они живут в полноценном мире, но на самом деле они служили лишь жалкими биологическими батарейками в реальном мире машин. Да, под воздействием наркотика ложка может показаться божественной красоты предметом, но это все равно будет ложка с характерными для нее свойствами. И что бы ни привиделось наркоману под воздействием наркотика, это будет всего лишь искажением истины, но не сама истина. Тогда о каком тайном смысле мира кайфа можно говорить?! Ведь в сущности все, что может дать наркотик, – это приятные ощущения, да и то ограниченные привыканием и личной устойчивостью организма. Весьма сомнительное удовольствие. Наркомания сродни мазохизму. Причиняя себе бесспорный физический вред, наркоман получает психологическое удовлетворение. Но что важнее? На этот вопрос наркоману поможет ответить ломка… Интересен и тот факт, что при опьянении некоторыми видами наркотиков (производные конопли, галлюциногены), наблюдаемые психологические реакции схожи с симптомами шизофрении.
Но шизофреников мы почему-то не почитаем за избранных.

Миф второй: Наркотики как бы помогают общению: сближают людей. Наркотики также сближают, как и алкоголь. Много ли вы приобрели друзей в состоянии алкогольного опьянения? Вряд ли. Круг интересов наркомана неизбежно сужается. В конце концов, он ограничивается лишь самим наркотиком и всем, что с ним связано. Так и получается, что как алкоголиков объединяет бутылка «горькой», так и наркоманов объединяет лишь наркотик. Просто-напросто вместе его легче добывать. Но не о каком духовном единстве речи идти не может. У наркомана нет друзей, есть только знакомые! Так что, если вы собрались искать себе друзей среди наркоманов, что же, вам можно лишь посочувствовать, ибо не родился еще тот, кто хотя бы на минутку не задумывался о себе. Интересный факт: любой наркотик обладает поразительным свойством развивать эгоизм. В среде наркоманов не считается зазорным кинуть своего недавнего партнера по «замуту» (приобретению наркотика). В конце концов, как говорится, «без лоха и жизнь плоха». Дружба наркомана – это показатель не духовного единства, а честности. Если наркоман называет вас другом, то это всего лишь значит, что когда он будет искать для вас очередную дозу, он честно скажет, сколько он с нее «рубанул» или же даст гарантию, что не будет вас кидать по всяким мелочам (сотовый телефон, пару сотен рублей и т.п.), но только по мелочам и когда его «не кумарит» (не ломает, нет абстинентного синдрома). Конечно, встречаются и относительно честные наркоманы: те, которые живут по понятиям. Но не стоит надеяться, что вам встретятся именно такие люди. Российский черный рынок – своеобразный Клондайк, гнушаются здесь обманом лишь самые крупные дельцы, те, которые, как правило, и живут по понятиям. Что касается общения, то, пожалуй, наркотики помогают только одному способу общения – лицемерию!

Миф третий: Наркотики вызывают повышенное настроение. Данный миф не лжет, он просто не договаривает часть правды. Бесспорно, наркотики могут повысить настроение. Уже само ощущение «прихода» (начальная стадия эйфории), кайфа (эйфории) заставляет человека испытывать чувство, похожее на радость. А в случае, если у наркомана развился абстинентный синдром (ломка), снятие болевых ощущений уже само по себе улучшает настроение. Но мало кто говорит об обратной стороне медали подобного способа улучшения настроения. Чем чаще наркоман обращается к наркотику за позитивным настроением, тем меньше он становится способным к приобретению положительного настроения без него. Данный процесс практически необратим. Дело в том, что такие маленькие радости жизни, как юмор, дружба, любовь и т.п. становятся практически не конкурентоспособными с ощущением эйфории, даваемым наркотиком. Конечно, нельзя говорить, что этих чувств у наркомана нет. Но они до крайней степени извращены наркотиком и неразрывно связаны с ним в сознании наркомана. В конечном итоге, складывается ситуация, когда уже без наркотика никакого положительного настроения не может быть. Сознание попадает в рабскую зависимость от наркотика, который уже становится единственным средством, дающим шанс испытать радости этой жизни. Наркотик становится единственным лучом света в сумраке обыденной жизни человека. Наркоман попадает в психологическую ловушку, выход из которой лежит через жесточайшую депрессию из-за отказа от наркотика, ведущего к потере всех положительных эмоций, а порой и абстинентному синдрому. Так что подумайте, стоит ли улучшать свое настроение наркотиками? Стоит ли менять свободу и радости жизни на возможно более яркие, но мимолетные ощущения наркотического рабства?!

Миф четвертый: марихуана – это легкий наркотик. Возможно ли деление наркотиков на легкие и на тяжелые? Вопрос спорный. Наркотики можно делить на легкие или тяжелые с таким же успехом, как и делить смерть на легкую или тяжелую – суть одна и та же. Как правило, подобной классификацией пользуются, прежде всего, сами наркоманы. Она довольно проста и таит в себе немалый потенциал самооправдания. Именно из такой классификации и родился данный миф. Марихуана. Много ли вы знаете о ней? Кто-то скажет, что ничего, а кто-то наоборот, уверенно скажет, что он знает все. Зависит это лишь от личного уровня знакомства каждого из нас с данным наркотиком. Но все смогут сказать, что это легкий наркотик. Действительно, на первый взгляд ничего страшного в марихуане нет: абстинентного синдрома (ломки) нет, привыкание вызывает незначительное, но так кажется лишь на первый взгляд. Со второго взгляда картина резко меняется. Да, абстинентный синдром крайне редко можно наблюдать у марихуановых наркоманов. Но никто почему-то не говорит о жесточайшей психологической зависимости, возникающей в ходе регулярного употребления марихуаны. Начинается сначала все безобидно. Первая проба: покурили, испытали странные, но приятные ощущения. Вторая проба: покурили, вдруг стало легко и весело, мир вокруг воспринимается в радужном свете. Третья проба: вы стали познавать новый и радостный мир эйфории, все стало вокруг вас преображаться. Цвета стали ярче, еда приятней, музыка стала проникать и жить в вашем теле, нежная истома окутывает вас. Вы в «теме». Что ж, первые три шага вполне приятны и безобидны, неправда ли? И вот вы все чаще стали встречаться с друзьями, но не для того, чтобы пообщаться или заняться спортом, а для совместного употребления марихуаны. Постепенно круг ваших интересов становится все уже и уже. В конце концов, наступает момент, когда вы осознаете, что в свободное время встречаетесь лишь с теми, с кем вы употребляете марихуану. В один прекрасный день вы заметите, что почему-то слишком раздражительны, вам как будто чего-то не хватает. А когда чуть позже вы приобретете очередной коробок марихуаны, вы поймете, чего вам не хватало… С этого момента вы становитесь полным рабом марихуаны. Она не держит ваше тело, она удерживает в повиновении ваш разум. Каждый праздник, каждый свободный час вы будете отмечать новой дозой наркотика. А когда попытаетесь бросить, депрессия напомнит, в каком мире вы теперь живете. А живете вы отныне в мире все более скоротечной и отдаляющийся эйфории, эйфории, которая все больше напоминает состояние отрешенности и бессмыслия, нежели «легкий полет души» первых трех шагов. Так что, прежде чем сделать первые шаги в мир марихуаны, спросите своего проводника, много ли людей спустя полгода регулярного употребления марихуаны смогли бросить курить, много ли людей испытывают те же ощущения, что и после первых нескольких раз употребления? Постепенно марихуана начинает брать больше, чем давать – и это факт, проверенный временем и людьми. Если делить наркотики на легкие и тяжелые, то марихуану надо относить, прежде всего, к тяжелым, ибо, чем слабее физическая зависимость, тем сильнее психологическая зависимость. Человек просто не видит смысла в том, чтобы бросить курить марихуану. Сам разум становится на защиту наркотика, ведь в нем он не видит реальной угрозы. Она появится слишком поздно, когда в сущности ничего изменить уже нельзя. Тот демон, дитя марихуаны и вашего разума, навсегда останется в вашей душе. Он может уснуть, но не исчезнуть. И сон его будет краток и тяжел, депрессией и полным крахом внутреннего мира обернется он для человека. Мы в силах дать этому демону жизнь, но лишь немногие в силах у него ее отнять. Не стоит обольщать себя мыслью, что вы устоите. Ибо нет большей слабости, чем надменная сила. И нет большей силы, чем осторожная слабость.

Миф пятый: Водка без пива – деньги на ветер – то же и с наркотиками. «Водка без пива – деньги на ветер» – довольно универсальный принцип, который приводит к таким извращенным видам наркомании, как полинаркомания и смесь наркомании с алкоголизмом. Из этого мифа родилось понятие «догнаться», то есть усилить действие базового психоактивного вещества с помощью алкоголя или наркотика. Как ни странно, именно этот миф в большинстве случаев подменяет собой другой весьма распространенный миф: лучше быть наркоманом, нежели алкоголиком. Этакая жалкая попытка вернуть себе эйфорию, становящуюся все более призрачной. Так появляются такие дикие коктейли, как фенозепам с трамалом, пиво или водка с марихуаной, шампанское с амфетамином, гашиш с героином, героин с кокаином и т.п. Такие коктейли сначала действуют всегда безотказно и наркоманы со стажем не брезгуют ими. Но наступает момент, когда и они перестают действовать. Наркоману не суждено выиграть гонку за эйфорию у толерантности (привыкания). Смерть почему-то ходит медленней эйфории, и наркоман догоняет ее быстрее. Усиливая эйфорию от наркотика другим психоактивным веществом, он неизбежно усиливает и его разрушающее действие. Наркоман начинает платить двойную цену за свое пристрастие – здоровьем и деньгами. Конечно, можно сказать, что игра стоит свеч. Однако не надо забывать, что свечи эти весьма коротки и гаснут они слишком быстро. Если водка без пива – это деньги на ветер, то водка с пивом это деньги на ураган. Но дуновение ветра не может свалить на вас дерево, а урагану это вполне по плечу. Полинаркомания падает на наркомана не молодой рябиной, а столетним дубом. Стоит ли будить этот ураган? Ведь, возникнув однажды, его ветра еще долго будут терзать ваше тело.

Миф шестой: Лучше быть наркоманом, нежели алкоголиком.
Что лучше, выпасть из окна 20-го этажа или выпасть из окна 30-го этажа? Сложный вопрос, не правда ли? Можно, конечно, вспомнить физику. Рассчитать скорость падения своего тела, силу удара столкновения тела с землей и прикинуть, какие повреждения будут смертоносней, полученные в результате падения с 20-го или с 30-го этажа. Но согласитесь, что большинство из нас не задается такими вопросами. А большая часть человечества, к счастью, пока не лишена инстинкта самосохранения, за исключением, пожалуй, людей отчаявшихся, душевнобольных, алкоголиков и наркоманов. Для последних возникающий вопрос: что лучше - быть наркоманом или алкоголиком, равносилен вопросу: с какого этажа лучше падать? И, выбирая вид наркотика, или вообще выбирая, что именно употреблять - алкоголь или наркотики - вы просто выбираете этаж, с которого начнется ваш полет на дно этой жизни. Данный миф один из самых излюбленных мифов наркоманов. Лучше употреблять наркотики, чем «бухать» – вот главный девиз современного наркомана. Наркоманы по своей сути куда опасней алкоголиков. Они имеют более изощренный и жестокий ум. Но много ли с ними сталкивается простой обыватель? Нет. Наркоманы настолько затравлены обществом, что не рискуют выходить в свет. Гораздо чаще мы видим пьяного, пристающего к прохожим или избивающего своего недавнего собутыльника. К тому же для многих первый опыт знакомства с алкоголем гораздо менее приятен, чем первый опыт знакомства с наркотиками. Так создаются предпосылки для восприятия данного мифа. Позже, гораздо позже, человек понимает, что такое абстинентный синдром, дружба наркомана, слезы бессилия матери и отца, поиск денег на очередную дозу, что такое тьма манящего и чарующего мира наркотиков. Ну, а пока человек все еще выбирает… Интересный факт: если подходить на улице к случайным прохожим и задавать им один и тот же вопрос: «Что лучше, выпасть из окна 20-го этажа или выпасть из окна 30-го этажа?», то подавляющее большинство людей ответит, не задумываясь, что лучше вообще не прыгать. Но если подходить и задавать другой вопрос: что лучше быть наркоманом или алкоголиком? Уверенность респондентов резко уменьшится. Люди начнут задумываться. И лишь немногие ответят, что лучше быть просто человеком. А ведь по своей сути второй вопрос идентичен первому. Чем безвредней будет ваше увлечение на первый взгляд, тем более затяжным будет ваше падение, тем больше будет получаемый вами вред. Вопрос только в том, что пострадает больше, душа или тело? Третьего, к сожалению, не дано. Что лучше – быть наркоманом или алкоголиком – для многих наркоманов этот вопрос стал восковыми крыльями Икара. Как и в древнегреческом мифе, эти крылья обречены расплавиться под палящими лучами солнца жизни. Возвысив однажды надо всеми, они неминуемо исчезают, обрекая наркомана на падение. Приятного полета, если он конечно состоится.
  1   2   3   4


написать администратору сайта