Фонетика лекции. Лекции Предмет фонетики Разделы фонетики
Скачать 230.67 Kb.
|
2.3. Положение губ – третья артикуляторная характеристика гласных. Губы при артикуляции могут принимать два положения: растягиваться и открывать зубы, и тогда произносятся неогубленные гласные (нелабиализованные). В другом случае губы сближены, округлены и выдвинуты вперед. Так произносятся огубленные (лабиализованные) гласные. В английском языке огубленность гласных не является фонологически релевантной характеристикой, поскольку в нем не существует слов, которые могли бы быть противопоставлены по данному признаку. Любой гласный заднего ряда [a:, ɒ, ɔ:, u:] является огубленным. Степень огубленности зависит от высоты подъема языка: чем выше подъем, тем более огубленным является звук. Поэтому огубленность является сопутствующей артикуляторной характеристикой звука, т.к. ни один гласный заднего ряда не может существовать без неё. 2.4. Характер отступа гласного Для английских гласных характерно явление, не встречающееся в русском языке – усеченность. Эта черта гласного зависит от характера артикуляционного перехода от гласного к согласному в пределах одного слога. Усеченные гласные – это краткие гласные, которые находятся под ударением в закрытом слоге, заканчивающимся глухим согласным, например: [bɪt, tɪp]. Сущность явления сводится к тому, что при произнесении гласного в подобной позиции не происходит ослабления артикуляции. При приближении к конечной фазе артикуляции интенсивность звучания гласного не уменьшается, гласный как бы резко прерывается последующим глухим согласным. Неусеченными гласными в английском языке являются дифтонги, долгие монофтонги и безударные гласные, которые могут стоять в открытом слоге и в конце слов, или в закрытом слоге перед звонкими согласными. 2.5. Количественная характеристика гласного звука – это его долгота. Каждый гласный, как любой звук, обладает длительностью звучания. Длительность как одна из характеристик гласного звука зависит от следующих факторов: собственной долготы, ударности или безударности слога, в котором находится гласный, фонетического контекста, позиции в слоге, позиции в ритмоструктуре, положении в синтагме, фразе, высказывании, темпа высказывания, типа произношения, стиля произношения. Проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, считать ли изменение долготы звука релевантной характеристикой системы английских гласных. Если подойти к этой проблеме с фонологической точки зрения, необходимо учесть два правила:
Исходя из сказанного, долгота гласного не может быть признана релевантной характеристикой, т.к. она изменяется под действием различных фонетических контекстов. Это положение разделяется отечественными и некоторыми зарубежными исследователями в области английской фонетики. Так, к примеру, долгота гласного [i:] не одинакова в словах me, meal, meat. Наибольшей долготой [i:] обладает в открытом слоге, слегка укорачивается перед звонким согласным, наименее долгим звук является перед глухим согласным. При сравнении минимальных пар слов, к примеру [bɪn – bi:n], дифференциация их значений осуществляется не за счет количественной характеристики звуков, а благодаря различиям в стабильности артикуляции, по ряду и подъему: [ɪ] – монофтонг переднего, отодвинутого назад ряда, высокого подъема широкой разновидности, [i:] – дифтонгоид переднего ряда, высокого подъема узкой разновидности. 2.6. Напряженность Напряженность характеризует состояние органов речи в момент артикуляции. Исторически сложилось, что долгие гласные обладают напряженной артикуляцией, краткие не напряженной, слабой артикуляцией. Напряженность является сопутствующей характеристикой английских долгих гласных. Обобщая материал данного пункта лекции, выделим наиболее важные моменты. Итак, фонологический анализ артикуляторных характеристик английских гласных позволяет констатировать, что функционально релевантными выступают такие артикуляторные черты как, устойчивость артикуляции и положение языка как активного произносительного органа. Остальные артикуляторные черты гласных – положение губ, характер отступа гласного, долгота, напряженность являются сопутствующими характеристиками качества гласного. Несмотря на то, что они не обладают фонологической значимостью, тем не менее, данные характеристики важны в процессе обучения английскому произношению. Лекция 3 Модификация гласных и согласных звуков в связной речи План лекции
1. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речевой цепи Прежде чем приступить к изложению материала о комбинаторных и позиционных изменениях звуков в речевой цепи, необходимо разграничить термины «фонема» и «аллофон». Фонема представляет собой минимальную функциональную единицу языка, основной функцией которой является различение значения слов и грамматических форм слова. К примеру, слова bill [bɪl] – pill [pɪl] отличаются фонемами [b] и [p]. Если заменить [p] в слове pill на [m], то мы получим новую лексическую единицу mill. Произнеся звук [p] в слове pill без придыхания, мы не изменим значение слова, хотя и допустим произносительную ошибку. В случае замены [p] на [m], мы имеем дело с фонемами, в случае замены [ph] на [p] – аллофонами или вариантами фонемы [p], которые отличаются друг от друга, но сохраняют при этом основные отличительные признаки фонемы [p]. Комбинаторные и позиционные изменения звуков в речи приводят к появлению различных аллофонов тех или иных фонем. В ходе артикуляции отдельно взятого звука выявляются три этапа:
Однако в процессе речи звуки сливаются в цепочки и фаза рекурсии предыдущей фонемы накладывается на фазу экскурсии последующей фонемы. При соединении фонем в цепочки органы речи приспосабливаются к быстрой смене артикуляционных движений, обеспечивая более удобный переход от одной артикуляции к другой. Как следствие звук подвергается комбинаторным изменениям, т.е. изменениям вследствие влияния соседних звуков. Другой тип изменений, затрагивающий звуки в потоке речи, – позиционные изменения. Они имеют место в случае изменения позиции звука в слоге, слове, синтагме, к примеру, ударный звук становится безударным. В результате комбинационных и позиционных модификаций звуков в речи возникают фонетические процессы ассимиляции, аккомодации, редукции, элизии, чередования. 2. Ассимиляция — это процесс изменения артикуляции согласного звука в потоке речи под влиянием артикуляции соседнего согласного звука, при этом наблюдается уподобление одного звука другому. Ассимиляция существует в каждом языке, но ее законы и формы в каждом языке зависят от исторически сформировавшихся произносительных тенденций. Существуют различные виды ассимиляций: 1) по направлению; 2) по степени завершенности; 3) по степени стабильности; 4) по месту образования преграды; 5) пo работе губ; 6) no работе голосовых связок; 7) no способу образования шума. 2.1. Ассимиляция по направлению имеет 3 вида и подразделяется на: прогрессивную, регрессивную, двойную или взаимную. При прогрессивном направлении ассимиляции предшествующий звук влияет на последующий. Например, в словах stay [steɪ], style [staɪl] взрывной звук [t] теряет аспирацию под влиянием предшествующего щелевого [s]. При регрессивном направлении ассимиляции последующий звук влияет на предшествующий. Например, в слове tenth [tenθ] согласный [n] становится дентальным под влиянием межзубного согласного [θ]. При взаимнойилидвойной ассимиляции два рядом стоящих звука оказываются под обоюдным влиянием, сообщая друг другу какие-то черты артикуляции. В языке встречаются несколько случаев смешанной ассимиляпий. В сочетании смычного взрывного [t] и щелевого заальвеолярного сонанта [г] наблюдается комбинация двух видов ассимиляций. Имеет место ассимиляция по месту образования преграды, так как место образования смычки для альвеолярного [t] переносится за альвеолы. С другой стороны, можно также засвидетельствовать ассимиляцию по работе голосовых связок, так как сонант [г] несколько оглушается под влиянием предшествующего глухого звука. Двойную ассимиляцию можно зафиксировать и в сочетании смычного взрывного альвеолярного [t] и губно-губного сонанта [w]. Ассимиляция по работе губ приводит к лабиализации апикально-альвеолярного звука [t], а ассимиляция по работе голосовых связок приводит к лёгкому оглушению звонкого [w]: [twaɪs]. 2.2. Ассимиляция по степени завершенности может быть полной и частичной. При полной ассимиляции два рядом стоящих звука полностью уподобляются друг другу: cupboard [ˈkʌpbəd] → [ˈkʌbbəd] → [ˈkʌbəd], less shy [ˈles ˈʃaɪ] → [ˈleʃ ʃaɪ], does she [ˈdʌz ʃi˙] → [ˈdʌʃ ʃi˙]. Чаще всего полная ассимиляция возникает в сочетаниях [s], [z] и [ʃ]. Там, где не происходит полного уподобления соседних согласных, имеет место частичная ассимиляция. Например, потеря аспирации звука [p] после глухого [s] в слове sport. 2.3. Ассимиляция по степени стабильности Стабильная ассимиляция зафиксирована нормой языка. Так, зубной аллофон фонемы [t] должен произноситься на зубах, если за ним следует межзубный. Многие случаи ассимиляции, происходившие на более ранних стадиях развития языка, стали устоявшейся нормой. Они могут быть как зафиксированы спеллингом, так и нет. Такие случаи ассимиляции получили название исторической ассимиляции, e.g. orchard (ort+yard) – [ˈɔ:tjəd] →[ˈɔ:ʧəd]. Случаи нестабильной ассимиляции чаще встречаются на стыках слов и характеризуют беглую и небрежную речь. Их необходимо избегать, к примеру, ten minutes ['ten 'mɪnɪts] → ['tem'mɪnɪts]. 2.4. Ассимиляция по месту образования преграды имеет несколько случаев и наблюдается: 1) в сочетаниях звуков альвеолярных [t], [d], [n], [1] и межзубных [θ], [ð], при этом альвеолярные звуки становятся зубными, например, thattheme [ˈðæt ˈθi:m]; 2) когда альвеолярные [t], [d] произносятся как заальвеолярные перед заальвеолярным [r]: atrest, trip; 3) когда [m] становятся губно-зубным перед фрикативными [f], [v]: comfort [ˈkʌmfət]. 2.4. Ассимиляция по работе губ характерна для сочетаний согласных звуков и сонанта [w], в которых вышеупомянутые согласные становятся огубленными: [kwaɪt], [dwel], [kwi:n], [swɒn], [twelv]. 2.5. Ассимиляция по работе голосовых связок наблюдается в сочетаниях глухих и звонких согласных. В сочетаниях «глухой согласный + сонорный+ гласный» [m], [n], [1], [r], [j], [w] частично оглушаются. Например, в словах [pleɪ], [traɪ], [ˈtwentɪ] имеет место частичная прогрессивная ассимиляция по работе голосовых связок при произнесении сонантов [l], [г], [w]. 2.6. Ассимиляция по способу образования шума также возникает в нескольких случаях и именуется терминами носовой взрыв, боковой (латеральный) взрыв, щелевой (фрикативный) взрыв, потеря взрыва или неполный взрыв. Носовой взрыв наблюдается, когда за смычными взрывными [р], [b], [t], [d], [k], [g] следуют носовые сонанты [m], [n]. При произнесении сочетаний типа [pm], [tn] взрыв или фаза рекурсии происходит не в результате снятия преграды, а в результате опущения мягкого нёба и прохождения воздуха через носовую полость: button [bʌtn], paid money [ˈpeɪd ˈmʌnɪ]. Боковой взрыв имеет место в сочетаниях смычных взрывных согласных и бокового сонанта [1], когда взрыв или отступ смычного согласного не реализуется вплоть до фазы отступа сонанта [1]. При этом края языка опускаются и воздух проходит вдоль них, создавая эффект бокового взрыва: plan [plæn], good looks [ˈgʊd ˈlʊks]. Щелевой взрыв образуется в сочетаниях смычных взрывных и щелевых согласных [s], [z]. В таких сочетаниях, как, например, [ts], [dz] фаза рекурсии взрывного согласного совпадает с фазой выдержки щелевого согласного, т. е. взрыв реализуется в момент образования щели: stops [stɒps], put salt [ˈput ˈsɔ:lt]. Потеря взрыва – это явление, наблюдаемое в случае соседства двух смычных взрывных согласных одинакового или разного места артикуляции [рр], [pb], [tt], [td], [kk], [kg], [kt], [dg], [db], [tb] или соседства смычных взрывных и аффрикат [ʧ], [ʤ]. При наличии двух взрывных одинаковой артикуляции в месте стыка взрыв реализуется только во время отступа второго звука после немой артикуляции первого. На слух это воспринимается как краткая пауза перед произнесением второго взрывного согласного: stop pouring [ˈstɒp ˈpɔ:rɪŋ], big ground [ˈbɪg ˈgraʊnd]. 3. Аккомодация Аккомодация – это частичные изменения в артикуляции согласногозвука под влиянием смежного гласногозвука в разговорной речи и, наоборот, под влиянием согласногозвука происходят частичные изменения в артикуляции смежного гласногозвука. Так, согласный звук становится частично лабиализованным под влиянием последующего лабиализованного гласного звука: tooth [tu:θ], look [lʊk], noon [nu:n]. Долгие гласные перед носовыми согласными назализуются, т. к. в момент произнесения гласного мягкое небо опускается для артикуляции сонорного согласного: morning [ˈmɔ:nɪŋ], aunt [a:nt]. 4. Элизия В беглой разговорной речи часто происходит выпадение некоторых согласных звуков. Это фонетическое явление называется элизией. Примерами исторической элизии некоторых согласных звуков являются: выпадение согласных звуков [w, k, g] в начале слова: knee [ni:], write [raɪt], gnat [nӕt]; согласных звуков [t] и [d] в сочетаниях, состоящих из трёх согласных звуков в середине слова: listen [lɪsn], Wednesday ['wenzdɪ], often [ɒfn]; coгласного звука [b] в сочетании [mb] в конце слов: lamb [læm], dumb [dʌm], tomb [tu:m], comb [kəʊm]. В современном английском языке процесс элизии согласных звуков продолжает развиваться. Рассмотрим наиболее распространенные случаи элизии. Взрывные согласные [t], [d] в конце слов могут выпадать в беглой разговорной речи, когда за ними следует слово, начинающееся с согласного звука: last time [ˈla:s ˈtaɪm], next day [ˈneks ˈdeɪ], old man [ˈəʊl ˈmæn], kept quiet [ˈkep ˈkwaɪət]. Гортанный согласный [h] часто не произносится в личных и притяжательных местоимениях и глаголах, стоящих в безударной позиции: he, his, him, her, have, has, had. Tell him [ˈtel ɪm]. Гласные также могут подвергаться элизии. Наиболее часто не реализуется артикуляция гласных [ɪ] и [ə]: different ['dɪfərent] → ['dɪfrənt], similar ['sɪmɪlə] → ['sɪmlə]. 5. Редукция В английской речи происходит ослабление гласных звуков в безударных слогах. Под ударением гласный звук является более сильным и произносится отчетливо. В безударном слоге гласный звук редуцируется. Редукция – это процесс ослабления, сокращения долготы гласного в безударном слоге в речи. Различают три вида редукции. 1) Качественная редукция – изменение качества гласного, в результате чего звук переходит в редуцированную форму [ɪ, ʊ, ə]. Если слово can произнести изолированно, то оно звучит как [kæn], однако в предложении “You can easily read it.” [ju˙ kən ˈi:zɪlɪˎri:d ɪt] звук [æ] в безударной позиции ослабляется до [ə]. Процесс качественной редукции привел к появлению нейтрального гласного [ə]. Правила чтения английских гласных в безударных слогах также является отражением процесса редукции гласных звуков. Редукция гласных проявляется в произношении большинства английских служебных слов в безударном положении. В результате качественной редукции английские служебные слова имеют по две формы: сильную и слабую. Сильная форма употребляется под ударением, слабая – в безударной позиции. 2) Количественная редукция – сокращение долготы гласного. Данный тип редукции характерен только для долгих фонем [i:, a:, ɔ:, u:, ɜ:]. Все они подвержены количественной редукции в безударном положении. Местоимение me [mi:] во фразе “Let me spell it.” [ˈlet mi˙ ˎspel ɪt] произносится с полудолгим [i˙] без изменения качества фонемы. Зачастую качественная и количественная редукция происходят одновременно. 3) Нулевая редукция – полное выпадение гласного в безударной позиции (элизия): history [ˈhɪstrɪ], factory [ˈfæktrɪ]. Лекция 4 Словесное ударение в английском языке План лекции
1. Понятие словесного ударения Под словесным ударением, вслед за Т.И. Шевченко, в данном пособии понимается «выделение, или свойство выделенности, слогов на фоне других слогов в слове» [5, c. 113]. К примеру, в слове [ˈɪnstɪŋkt], первый звук [ɪ] приобретает особую выделенность по сравнению с [ɪ] во втором слоге, поэтому первый слог слова является ударным. Языки отличаются друг от друга средствами достижения выделенности слога в слове. Выделение слога в слове может быть а) динамическим, т. е. достигается силовым выделением (слог произносится громче по сравнению с другими слогами в слове), 6) музыкальным или тональным, т. е. достигается за счет произнесения ударного слога на другом тональном уровне по сравнению с другими слогами в слове или с помощью изменения направления движения тона ударного слога, в) количественным, т.е. достигается за счет удлинения ударного гласного, г) качественным (выделяется некоторыми лингвистами, в частности, Г.П. Торсуевым [4]). Выделение достигается за счет сохранения качества гласного в ударном положении. В безударной позиции гласный редуцируется. В.А. Васильев считает, что несправедливо отделять количественный и качественный тип ударения от динамического ударения, поскольку гласный динамически выделенного слога в тоже время длиннее, чем гласный в безударной позиции [6]. Последние инструментальные исследования акустической природы словесного ударения в английском языке показали, что эффект акцентной выделенности слога достигается не только за счет его произнесения с большей силой или интенсивностью на акустическом уровне или большей громкостью на перцептивном уровне, но и долготы. Словесное ударение представляет собой определенную модель взаимоотношений всех слогов слова, регулируемых с помощью силы высоты тона, качества и количества. 2. Степень и позиция ударения в слове Функциональный подход к ударению позволяет анализировать слово с точки зрения акцентемы – фонологической единицы просодического уровня, которая представляет собой совокупность разных по силе ударений. Например, акцентема слова combination [ˌkɒmbɪˈneɪʃn] представлена 3 слогами, имеющими разную степень ударности: kɒm – слабоударный, bɪ – безударный, neɪʃn – сильноударный. Британские фонетисты выделяют три степени словесного ударения: а) главное ударение падает на основной ударный слог, б) второстепенное ударение падает на полуударной слог, в) слабое ударение приходится на безударные слоги. Главное ударение обозначается вертикальной чертой сверху перед началом слога, а второстепенное – чертой снизу. Слабое ударение не маркируется особыми значками. К примеру, слово infinitive [ɪn-ˈfɪ-nɪ-tɪv] состоит из четырех слогов, третий от конца слог является ударным, остальные три слога безударные. Слово indivisibility [ˈɪn-dɪ-ˌvɪ-zɪ-ˈbɪ-lɪ-tɪ] состоит из семи слогов, из них третий и седьмой от конца слова слоги имеют главное ударение, пятый от конца слова слог имеет второстепенное ударение, остальные четыре являются безударными. Необходимо помнить, что в каждом пяти-шести-сложном слове с главным ударением на третьем слоге от конца должно быть и второстепенное ударение на первом или втором слоге от начала слова. Некоторые слова, состоящие из двух морфем, имеют два главных ударения: re-write [ˈrɪ-ˈraɪt], fourteen [ˈfɔ:-ˈti:n], что свидетельствует о семантической значимости этих морфем. Позиция словесного ударения в английском языке – продукт исторического развития, обусловленный влиянием двух тенденций: рецессивной и ритмической. Рецессивная тенденция (наиболее древняя) заключается в выделенности корневого слога. Большинство слов германского происхождения имеют ударение на первый слог: ˈclever, ˈbody, ˈwater, ˈsinging. Если в состав слова входит приставка с референциальным значением, ударение сдвигается на первый корневой слог: beˈgin, misˈtake. Рецессивная тенденция – результат влияния германской и французской акцентных моделей. Согласно данной тенденции ударным является третий слог с конца слова: arˈticulate. Ритмическое ударение характерно для слов c суффиксами -ate, -fy, -ize: ˈsituate, ˈqualify, ˈcentralize. Большинство двусложных слов имеют рецессивное ударение на корневом слоге: ˈfinish, ˈanswer. Некоторые французские заимствования сохранили ударение на последнем слоге: poˈlice, maˈchine. В трехсложных словах ударным является третий слог с конца: ˈcinema, ˈenemy. Четырехсложные слова могут иметь как рецессивное, так и ритмическое ударение: ˈarchitect, reˈmarkable, ˈcriticism. Представители американской фонологической школы Б.Блок, Дж. Трейджер, Г.А. Глисон помимо трех указанных степеней ударения выделяют четвертую степень ударности – третичное ударение (tertiary stress). Третичное ударение по степени выделенности равно второстепенному и отличается от последнего лишь позицией в слове. Третичное ударение занимает положение за главным ударением, в то время как второстепенное ударение предшествует главному. Третичное ударение обычно ассоциируется с американским вариантом английского языка, где в словах с суффиксами -ary, -ory, -ony предпоследний слог получает данный тип выделенности: dictionary [ˈdɪkʃəˌnerɪ], territory [ˈterɪˌtɔ:rɪ], ceremony [ˈserɪˌməʊnɪ]. 3. Место ударения в слове По положению в слове ударение может быть фиксированным или свободным. В языках с фиксированным ударением ударение падает на один и тот же слог, который занимает определенную позицию во всех словах языка относительно их начала и конца. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог. В языках со свободным ударением ударение может приходиться на разные слоги относительно начала и конца слова. Ударение в английском языке свободное. С морфологической точки зрения внутри свободного ударения выделяют: постоянное ударение и подвижное ударение. Постоянное ударение – это ударение, которое сохраняет свою позицию в одном и том же слоге в различных грамматических или производных формах слова. Например, ударение постоянно во всех формах русского слова ˈноша, ˈноши, ˈноше, ˈношей, ˈношу, англ. ˈfinish, ˈfinishes, ˈfinishing, ˈfinished. Подвижное ударение падает на разные морфемы различных грамматических и производных форм слова: ˈсад – саˈды, ˈmusic – muˈsician. 4. Лингвистическая функция ударения Как любое фонетическое явление ударение должно быть проанализировано с функциональной (лингвистической) точки зрения. Первая функция словесного ударения – конститутивная. Словесное ударение придает слову форму, организует слово в сложную звуковую единицу, вместе с тем выделяя в нем какой-либо слог или слоги. Вторая функция словесного ударения – дифференциальная. Эта функция делает словесное ударение отдельной супрасегментной (сверхсегментной) просодической фонологической единицей, которая может быть названа акцентемой. Оппозиция главных и безударных слогов акцентем иллюстрирует дифференциальную функцию словесного ударении: 'import(n) – imˈport (v). В данных паромерах ударение различает части речи. Словесное ударение играет существенную роль в смысловом различении слов: a ˈblackbird (дрозд) – a ˈblack ˈbird (черная птица), a ˈblackboard (классная доска) – a ˈblack ˈboard (черная доска), a ˈgoldfish (золотая рыбка) – a ˈgold ˈfish (рыбка золотистого цвета). Третья функция словесного ударения – рекогнитивная. Рекогнитивная функция словесного ударения состоит в правильной акцентуации слов, которая облегчает их узнавание и понимание. Неправильная акцентуация слов не только указывает на акцент говорящего, но и затрудняет понимание его речи. Лекция 5 Понятие слога. Принципы слогоделения и слогообразования в английском языке План лекции
Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха [2, c. 55]. Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога. Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений. Сонорная теория, предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью. Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения. Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения. Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи. Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин [2]. Его теория получила название теории громкости. Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога. Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p]. Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra. Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение. Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка. Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные [l, m, n], которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д.
В английском языке к элементам слогообразования относятся все гласные звуки: монофтонги, дифтонги, дифтонгоиды, а также три сонорных согласных звука – [l, m, n].
Слогообразование с помощью гласных звуков имеет ряд закономерностей, которые состоят в следующем: 1) гласные звуки являются основными слогообразующими элементами английского языка; 2) гласные звуки образуют слог как самостоятельно, так и вместе с согласными звуками; 3) слог, образованный гласным звуком, может занимать любое положение в слове, быть ударным и безударным; 4) «немые» гласные звуки никогда не образуют слоги, т.к. не передают звука, а входят в слоги, образованные другими слогообразующими звуками. Если символами С и V обозначить соответственно согласный звук и гласный звук, то слоговую структуру в английском языке можно представить большим количеством сочетаний звуков, которые могут быть объединены в 4 типа слогов. Это а) абсолютно открытый, б) абсолютно закрытый, в) прикрытый в начале, г) прикрытый в финале слоги. Абсолютно открытый слог – слог, состоящий из одного гласного звука (V), например, are, or. Абсолютно закрытый слог – это слог, состоящий из одного гласного звука, находящегося между согласными (CVC, CVCC, CСVC и т.д.), например, bit, left, place. Прикрытый в начале слог – это слог, состоящий из одного согласного звука или последовательности звуков, предшествующих одному гласному звуку (CV, CCV, CCCV), например, too, spy, straw. Слог, прикрытый в финале, завершается одним или более согласными звуками (VC, VCC, VCCC), например, on, act, acts. Произведем упрощение приведенных формул:
В скобках размещены факультативные элементы слоговой структуры английского языка. Тот факт, что согласная буква/звук является факультативным элементом слога в английском языке, подтверждает статус гласного звука/буквы как основного слогообразующего элемента английского языка. 2.2. Слогообразование с помощью сонантов Некоторые сонорные согласные звуки, в которых голос преобладает над шумом, до размыкания полной преграды произносятся протяжно, и их звучание по длительности сходно со звучанием гласных. Тем не менее только [l, m, n] из семи сонорных [l, m, n, r, j, w, ŋ] являются слогообразующими. Причина этого состоит в следующем: а) [r, j, w] произносятся кратко и всегда соседствуют со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входят; б) [ŋ] в конце слов произносится протяжно, как сонант, однако этот звук также всегда соседствует со слогообразующими гласными, в чьи слоги и входит. Звук [ŋ] имеет в английском слове определенную локализацию – в середине или в финале слова. Передается сочетанием ng и n+велярный согласный: long, tongue, sink, uncle, finger. Сонанты [l, m, n] локализуются во всех позициях в слове: в самом начале (many, now, little), в середине (summer, sunny, glad), в финале (seem, sin, tall). Сонорный согласный [w] появляется в инициале и в середине слова (медиали) warm, sweet, language, question передается w, wh, gu, qu. Аналогичную позицию в слове занимает [j], передается y, u, ew, eau, ui: yard, mute, few, feud, beauty, suit. Сонорный звук [r] появляется во всех трех позициях в слове: инициали, медиали, финали. Слогообразующий потенциал сонорного звука зависит от дистрибуции звука в словах языка, от протяжности/отрывистости артикуляции. Закономерности слогообразования с помощью сонантов проявляются в следующем: 1) слог должен иметь в своем составе «немую» гласную букву: table, idle, middle, handle, double, pupil, blossom; 2) сонант должен стоять либо после шумного согласного, либо отделяться от него «немой» гласной буквой (e, a, i): final pencil, medal, level; 3) слог, образованный сонантом, стоит в конце слова и очень редко в середине составных слов: gentlemen [ˈʤen-tl-mən]; 4) слог, образованный сонантом, всегда бывает безударным; 5) число слов со слогообразующим сонантом ограничено. Самое большое количество слогов образует сонант [l]: а) в конце слова после шумного согласного перед «немой» буквой «e», к примеру, dou-ble; б) в конце слова после шумного согласного в сочетании с «немой» гласной, например, le-vel. Сонант [n] образует слоги в следующих случаях: а) в сокращенных отрицательных формах вспомогательных и модальных глаголов: doesn't [dʌz–nt], couldn’t [kʊd–nt], isn’t [ɪz–nt]; б) в формах Past Participle неправильных глаголов: driven [drɪ-vn], forgiven [fə-ˈgɪ-vn], forgotten [fə-ˈgɒ-tn]; г) в конце слов после сочетания согласной и «немой» гласной: e-le-ven, pre-sent, fas-ten, cot-ton, par-don. Сонант [m] образует слоги очень редко: blos-som [ˈblɒ-sm].
Правила слогоделения представляют большую практическую ценность для изучающих английский язык. Особенно они важны, когда нужно знать, является ли слог открытым или закрытым, и в зависимости от этого установить, как читается гласная буква в конкретном слове. Они также важны и нужны при установлении ударных и безударных слогов в слове. Особенно это важно при выделении границ слов в связной речи, что напрямую связано с восприятием речи, с членением речи на значимые в смысловом отношении сегменты и с пониманием в целом, например, an ice house [ən ˈaɪs ˈhaus] – a nice house [əˈnaɪs ˈhaus]. Не трудно посчитать количество слов в слове – сколько гласных звуков, столько и слогов, или же нужно найти слог с сонантом [l, m, n]. Гораздо труднее найти границы слогов в двусложных или многосложных словах. Граница слога маркируется: 1) ударением, знаком ударения графически или воспринимается на слух выделенностью, например, ctreate [krɪ-ˈeɪt], concern [kən -ˈsɜ:n]; 2) переходом от одного гласного звука к другому в пределах слова: seeing [ˈsi:-ɪŋ], bluish [ˈblu:-ɪʃ]; 3) интервокальным согласным, который принадлежит к последующему слогу, например, writing [ˈraɪ-tɪŋ]. Это происходит только в тех случаях, когда не нужно закрывать слог, т.е. когда предшествующий гласный звук либо долгий монофтонг, либо дифтонг. Если гласный, предшествующий согласному в интервокальной позиции, краткий то согласный принадлежит предшествующему слогу, т.е. согласный должен сделать слог закрытым: pity [ˈpɪt-ɪ], sorry [ˈsɒr-ɪ]. Существует и другие точки зрения. Интервокальный согласный принадлежит следующему гласному, образует с ним слог: pity [ˈpɪ-tɪ], city [ˈsɪ-tɪ]. Или же граница проходит через согласный звук, деля его наполовину, таким образом, он относится и к первому слогу, и ко второму. В случае с удвоенной согласной буквой это несложно представить. Например, sor-ry, mar-ry, car-ry. Имеется еще одна точка зрения на слогоделение в английском языке. Оно должно совпадать с границами морфем слова, т.е. с корневой морфемой, префиксом, суффиксом, окончанием. Например, natur-al-ly, где natur – корневая морфема, -al – суффикс прилагательного, -ly – суффикс наречия. Лекция 6 Интонация План лекции
|