Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Функции интонации

  • Организующая функция

  • Различительная функция

  • Рекогнитивная функция

  • 3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале Интонационная модель

  • Предшкала

  • Фонетика лекции. Лекции Предмет фонетики Разделы фонетики


    Скачать 230.67 Kb.
    НазваниеЛекции Предмет фонетики Разделы фонетики
    АнкорФонетика лекции.docx
    Дата16.09.2017
    Размер230.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФонетика лекции.docx
    ТипЛекции
    #8549
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    1. Определение интонации

    Интонация – важнейшая составляющая высказывания. Информация, заключенная в высказывании, выражается не только с помощью слов и грамматических структур, но также и с помощью интонации. В тесной связи с лексическим и грамматическим наполнением высказывания интонация служит для выражения эмоций, мыслей, и чувств говорящего, а также его отношения к действительности, собеседнику и к самому сообщению.

    Интонация – сложнейшее явление наряду с такими понятиями, как фонема, морфема, предложение. Интонация имеет много определений. Интонацию, как и любое лингвистическое явление, можно рассматривать с различных точек зрения. В зависимости от того, какой аспект выделяется при разработке дефиниции понятия интонации, определения интонации будут различными.

    Поскольку физиологический аспект звуковой материи языка интересовал ученых еще с древних времен, то первые попытки дать определение интонации основывались именно на этом подходе (определения Г. Суита, Д. Джоунза, Л. Армстронг, И. Уорд, Д. О’Коннора). Так, Г. Суит пишет, что «интонация или изменение высоты голосового тона зависит от частоты звуковых колебаний, которые, в свою очередь, зависят от напряжения голосовых связок» [11, p. 68]. Согласно О’Коннору «ни в одном языке известном нам не говорят монотонно; во всех языках есть изменение высоты голосового тона, хотя не во всех языках эти изменения происходят одинаково. Когда мы говорим об интонации в английском языке, мы имеем в виду образцы высоты голосового тона, речевую мелодику, её тональные особенности» [10, p.1]. Всех этих исследователей объединяет то, что они понимают интонацию как значимые изменения высоты тона. Теорию, разработанную данными лингвистами, называют контурной, т. к. за единицу анализа ими берется мелодический контур – изменение высоты тона в предшкале, шкале, ядре и заядерной части.

    Некоторые лингвисты (А. Гардинер, П. Делатр) не расшифровывают фонетическую структуру интонации и определяют её с функциональной точки зрения, т.е. с точки зрения её потенциальных возможностей в языке. К примеру, П. Делатр отмечает, что «интонация – это соль высказывания. Утверждение можно понять без интонации, но сообщение будет безвкусным» [9, p.150].

    Более поздние определения интонации (М. Халлидей, Д. Кристал) связаны с так называемым человеческим фактором в языке. С точки зрения антропоцентризма, интонация рассматривается уже не как простое повышение или понижение голоса, а как «сложная просодическая система, характеристики которой (тон, диапазон голоса, громкость, ритмичность и темп) тесно взаимосвязаны» [8, p.195].

    Таким образом, интонация – сложное единство мелодики (голосовые модуляции), громкости (ударение, интенсивность произнесения) и временных характеристик (темп, паузация).

    Некоторые исследователи, в частности В.А. Васильев, в качестве четвертого компонента интонации выделяют тембр. «Интонация – это сложное единство коммуникативных значимых вариаций мелодики, фразового ударения, темпа, включающего ритм и паузацию, тембра голоса. Это комплексное единство в сочетании с соответствующими грамматическими и лексическими структурами предложения используются для адекватной передачи мыслей, желаний, эмоций и отношений говорящего к действительности или к высказыванию» [12, с. 290]. Но тембр на сегодняшний день малоизучен и зачастую выносится за рамки языковых исследований.

    2. Функции интонации

    У интонации три главные функции: организующая (конститутивная), различительная (дистинктивная) и рекогнитивная (опознавательная).

    Организующая функция интонации непосредственно не связана с выражением значения. В ее задачи входит внешнее оформление высказывания. Это оформление происходит, с одной стороны, путем объединения, т.е. интонация объединяет слова во фразы, выделяя одни лексические единицы и делая другие менее значимыми, с другой – путем членения речевого потока на предложения, синтагмы, слова. Интонация превращает набор слов в синтаксическую структуру – предложение. He, lives, in, the, country – есть набор слов. Произнесенный с нисходящей интонацией, он превращается в простое повествовательное предложение: He lives in the country [hɪׂ ˈlɪvz ɪn ðə ˎkʌntrɪ]. Произнесенное с восходящей интонацией, данное предложение превращается в вопрос: [hɪׂ ˈlɪvz ɪn ðə ͵kʌntrɪ].

    Различительная функция интонации заключается в передаче какого-либо содержания. Выражая разные значения, интонация тем самым различает их. Интонация служит во-первых, для выражения коммуникативной установки высказывания, т.е значения повествования, побуждения, восклицания, приветствия, благодарности и т.д., во-вторых, для выражения реального (имплицитного) значения речевого отрезка, в-третьих, отношения говорящего к сказанному.

    Одно и тоже речевое сообщение, произнесенное с различной интонацией, может передавать различные значения.

    Don’t I ͵know it? (вопрос)

    Don’t I ˎknow it. (восклицание)

    Don’t do ˎthat. (серьезность намерений)

    Don’t ˎdo ͵that. (просьба, мольба)

    Рекогнитивная функция представляет собой функцию, которая помогает слушающему опознавать коммуникативные типы предложений только на основе интонации, определять на слух границы слов, групп слов, интонационных групп, предложений и т.д.

    3. Сегменты интонационной модели предложения. Нотация интонации в тексте и на шкале

    Интонационная модель

    Интонационная модель состоит из одного или более слогов, расположенных на различных высотных уровнях и обладающих большей или меньшей степенью выделенности. Интонационная модель включает следующие сегменты: предшкалу, шкалу, ядро и заядерную часть. Ядро и заядерная часть интонационной модели формируют терминальный тон.

    Интонационная модель служит целям актуализации синтагмы или смысловой группы. Синтагма или смысловая группа – относительно законченный по смыслу отрезок речевой цепи, границы которого определяются просодическими средствами. Поскольку любая синтагма представляет собой слово или группу слов, характеризующихся определенной интонационной моделью и смысловой завершенностью, она иначе называется интонационной группой. Каждое предложение может состоять из одной или нескольких интонационных групп. Сравните: He is nearly sixty.‖ и As a matter of fact ∣he is nearly sixty.‖

    Предшкала включает безударные и полуударные слоги до первого ударного слога.

    Шкала – последовательность слогов, начинающаяся с первого ударного до последнего ударного, предшествующего ядру.

    Ядро – самый выделенный слог интонационной группы.

    Заядерная часть интонационной группы – полуударные и безударные слоги, следующие за ядром.

    В предложении “Theу ˈdon’t ˈmake ˈsuch a ˎfuss of it.” элементы интонационной модели следующие: Theу – предшкала, ˈdon’t ˈmake ˈsuch a – шкала, ˎfuss – ядро, of it – заядерная часть.

    Значимое изменение высоты голоса в пределах ядра, например, падение или подъем, называется ядерным тоном. Ни одна интонационная группа не может существовать без ядра, наиболее важного сегмента интонационной модели. Именно здесь содержится наиболее важная информация.

    Части интонационной модели могут комбинироваться различными способами и выражать, таким образом, различные значения. Например, высокая шкала и нисходящий тон выражают серьезность: Not at ˎall, высокая шкала и восходящий тон – дружеское расположение: Not at ͵all.

    Интонационная модель может быть представлена интонационной разметкой в тексте, а также на шкале в виде двух параллельных линий, обозначающих верхнюю и нижнюю границы голосового диапазона. К примеру, интонационно размеченное предложение You’d ↘get to ˈknow quite a ↑lot of ˈinteresting people на шкале отображается следующим образом:



    Знак «∙» обозначает безударные слоги, «─» ударные, «» отображает понижение голоса на ударном слоге и маркирует ядро в виде низкого нисходящего тона, «↑» - специальный подъем, элемент постепенно-нисходящей шкалы.

    Разметка интонации в тексте осуществляется с помощью системы нотации, отображенной в Таблице 1.

    Таблица 1. Система нотации интонации в тексте

    Типы шкал

    Терминальные


    тоны

    Заядерная часть

    [╵] ударные слоги шкалы

    [] низкий (средний) нисходящий тон

    [╷] безударные и полуударные слоги

    [↘] постепенно нисходящая шкала

    [‛] высокий нисходящий тон

    [ ↗ ] постепенно восходящая шкала

    [‚] низкий восходящий тон

    [ ↑ ] специальный подъем (элемент постепенно-нисходящей шкалы)

    [’] высокий восходящий тон

    [] высокая ровная шкала

    [ ] [ ∧ ] восходяще -нисходящий тон

    [→] средняя ровная шкала

    [ ] [ ∨ ]нисходяще - восходящий тон

    [] низкая ровная шкала

    [  ] ровный тон
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта