Философия. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Т 10. Лекции проблема человека в философии. Отношения биологического и социального в человеке
Скачать 7.7 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ 10 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ 1. Проблема человека в философии. 2. Отношения биологического и социального в человеке. ЗАДАНИЕ на занятие семинарского типа Т. 10/1 1. Предыстория духа: развитие форм отражения. 2. Антропогенез и генезис культуры. ЗАДАНИЕ на занятие семинарского типа Т. 10/2 1. Родовые способности человека (интеллект, творчество, труд, речь) и их развитие в процессе социогенеза. 2. Структура сознания: сознательное и бессознательное. Самосознание. ЗАДАНИЕ на занятие семинарского типа Т. 10/3 1. Психическое и физиологическое. Душа и тело. 1. Проблема человека в философии Познание человека – центральная проблема философии Философия стремиться выделить, что является в человеке самым главным и определяющим, понять на чем основано единство и целостность всех сторон и аспектов его жизнедеятельности. Философию интересует не только то, что представляет собой человек с точки зрения медицины, антропологии, педагогики, сколько то, что составляет его сущность, что выделяет его среди всего другого в мире и обуславливает важнейшие особенности его бытия. В античной философии человек рассматривался преимущественно как микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. Марк Аврелий: "Человек – гражданин" высшей государственной организации, по отношению к которой "все остальные государства – только отдельные домохозяйства… Если духовное начало у нас общее, то общим будет и разум, в силу которого мы являемся существами разумными…" В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело. А. Августин «Человек есть среднее между ангелом и дьяволом» Философия Нового времени видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего духовную сущность. Большой заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности. Р. Декарт « Мыслю, следовательно, существую». Философия XIX – начала XX веков гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других – к иррациональному. Классическая немецкая философия выдвинула и обосновала идею о том, что сущность человека – не только разумность, но и свойственная ему способность к активной свободной деятельности, в которой и проявляется его разумность (И. Кант). В философии жизни определяющим стало интуитивно постигаемая жизнь человека как целостная и динамически развивающаяся реальность (Ф. Ницше). Диалектико-материалистическая философия доказывает, что человек – не просто разумное живое существо, а существо, которое формируется только в социально-культурных условиях и имеет поэтому биосоциальную природу (К. Маркс). Человек «только в обществе может развивать свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». В современной философии человек рассматривается как центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной вселенной. Каждый отдельный человек соединяет в себе черты: 1.Общечеловеческие, присущие всем людям как членам человеческого рода, вида homo sapiens; 2. Социально-типические, свойственные ему как представителю конкретного общества, определенной культуры, народа, социальной группы; 3. Индивидуальные, составляющие неповторимое своеобразие данного единичного человека. Таким образом, в философии человек понимается как индивид, личность, индивидуальность. Все черты человека существуют не отдельно друг от друга, не рядом друг с другом, а в теснейшей связи между собой: индивидуальные особенности человека представляют собой специфическую форму проявления и сочетания социально-типического и общечеловеческого. Главные черты, характеризующие родовую сущность человека: 1) одушевленность, сознательность; 2) деятельность, практика; 3) биосоциальность. Природные свойства организма – это биологический фундамент человека, который определяет возможности его психического развития, а от условий жизни, социальной обстановки, воспитания и обучения значительно зависит то, как эти возможности будут реализованы. Важнейшую роль в формировании личности играют свойства нервной системы, которые обуславливают ее темперамент. На базе темперамента в процессе жизни и деятельности человека вырабатывается характер – совокупность черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения. Характер проявляется: 1) в отношении к другим людям (общительность, честность, гуманность и др.); 2) в отношении к самому себе (скромность, эгоизм и др.); 3) в отношении к делу (ответственность, добросовестность и др.). Стержень характера составляет воля. ВЫВОД: Сущностные черты человека выражаются в том, что он есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом, но он есть и субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. 2. Отношения биологического и социального в человеке ЧЕЛОВЕК Это особое, биосоциальное, предметно- деятельное, мыслящее существо. Это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития. Природа человека – это общие родовые свойства, присущие всем людям во все времена человеческой истории. Эти свойства следующие: человек есть единство индивидуального и социального, он не может существовать без общества, вне определенной культуры, но он также не может не быть индивидуальностью, наделенной сознанием и волей. Ограниченное рассмотрение человека либо в рамках чисто культурологического подхода, либо в узких пределах биологии (в частности, генетики, физиологии, психологии, медицины и т.п.) нередко приводит к упрощенным толкованиям соотношения биологического и социального в человеке. На основе этого упрощения возникают различные версии панбиологизма и пансоциологизма. Биологическое в человеке проявляется: в инстинктах: самосохранение, агрессия и др., в сфере способностей: физическая сила и ловкость, интеллект, языковые способности, воля, в темпераменте: экспрессия, эмоциональность, агрессивность, импульсивность и др., во врожденных особенностях психики и соматики, в генетической предрасположенности к определенной патологии. Социальное в человеке проявляется как наличие культурных норм, установок, стереотипов знания и навыки, приобретенные в процессе социализации самостоятельно выработанные убеждения потребность принадлежать какой-либо социальной общности и в тоже время обладать в ней известной автономией, самоценностью. ЧЕЛОВЕК Отношение биологического и социального дифференцировано и индивидуализировано. Исследование биосоциальных связей - это знание природы человека, границ его возможностей и размаха индивидуальных различий. Без этого невозможно понять, насколько человек способен к изменениям, каковы перспективы развития индивидуальности. Биологические предпосылки социальных свойств и способностей: • ЭКСПРЕССИЯ (выразительные движения). Предшествовала звуковой речи и служила средством общения и взаимодействия между людьми. • ТЕМПЕРАМЕНТ (генотип). Определяет состояние таких черт характера, как активность, общительность, эмоциональность и некоторых их производных: интроверсия - экстроверсия, социабельность, невротизм. З. Фрейд (теория инстинкта) рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда другому лицу (жертве). Агрессию следует рассматривать как поведение, а не как эмоцию, мотив или установку. Негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают злонамеренное поведение. Однако, целенаправленность на причинение ущерба - обязательный признак агрессии. Случайное нанесение ущерба не есть агрессия. СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АГРЕССИИ 1. НАКАЗАНИЕ. Грозящее наказание может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, 1) если агрессор не находится в степени крайнего озлобления, или 2) если это наказание, которое он ожидает, действительно для него сурово; 3) если выгода от совершения агрессии не слишком велика или 4) если человеку нечего терять. Удержать от агрессии наказание может, если оно сразу следует за совершением агрессивных действий. 2. КАТАРСИС. Существует мнение, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность «выпустить пар» в социально допустимой или законной форме, то это снизит агрессию. 3. ДЕМОНСТРАЦИЯ И ПРИЗЫВ К СДЕРЖАННОСТИ. Этот способ может только снизить частоту или интенсивность проявления агрессии. 4. КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ. Провоцирует агрессию убеждение во враждебности окружающих, а дальше действует схема «око за око – зуб за зуб». 5. ИНДУКЦИЯ РЕАКЦИЙ, НЕСОВМЕСТИМЫХ С ГНЕВОМ ИЛИ ОТКРЫТОЙ АГРЕССИЕЙ. Юмор, скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и т.д. 6. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ. Хотя природную основу человека составляют его биологические особенности, все же определяющими факторами являются не природные его свойства (тип высшей нервной деятельности, цвет кожи и волос), а социально значимые качества, совокупность которых образует понятие личности. ЛИЧНОСТЬ - динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально- культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Человек выступает как сформировавшаяся личность когда: 1) он способен самостоятельно принимать решения; 2) несет за них ответственность перед обществом, то есть является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. ВЫВОД: Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человек – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности. |