Главная страница

тема 2. Лекция История возникновения и развития социологии Часть 1


Скачать 53.04 Kb.
НазваниеЛекция История возникновения и развития социологии Часть 1
Дата12.03.2019
Размер53.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатема 2.docx
ТипЛекция
#70177

Лекция № 2. История возникновения и развития социологии

Часть № 1.

  1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

  2. Основатели социологии.


1. Люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали философы античности: Платон и Аристотель.

Платон (427-347 г.г. до н.э.). В своей работе “Государство” выделил особую роль разделения труда и создал первую теорию стратификации, согласно которой общество делится на три класса:

  • высший (состоящий из мудрецов, управляющих государством);

  • средний (включающий воинов, охраняющих государство от смуты);

  • низший (состоящий из ремесленников и крестьян).

Платон считал, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллигентной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Каждый гражданин должен заниматься своим делом (разделение труда) и не вмешиваться в дела других классов (социальное разделение). Высший класс необходимо лишить частной собственности, которая, по мнению Платона, развращает нравы людей. Только исходя из этих принципов, можно построить стабильное общество, утверждал мыслитель.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.). Он так же как и Платон, делил общество на три класса:

  • богатая плутократия;

  • средний класс;

  • лишенные собственности бедняки.

У Аристотеля опорой порядка выступал средний класс. Аристотель учил, что государство лучше всего управляется в том случае, если:

  • бедняки не отстранены от участия в управлении;

  • интересы богатых ограничены;

  • средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Он считал, что частная собственность развивает у людей здоровые эгоистические интересы. Несовершенство общества, по мнению мудреца, нужно исправлять моральным улучшением людей и выравниванием их жизненных шансов. Аристотель утверждал, что чрезмерное неравенство людей опасно для государства.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.г.) - итальянский философ, который первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля.

В своем главном произведении “Государь” Макиавелли продолжает основную линию рассуждения платоновского “Государства”, но акцент делает на поведение политического лидера, а не на структуру общества. Он сформулировал три закона для правителя, желающего добиться успеха.

Первый закон. Действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Людьми состоятельными движет страх потерять то, что они имеют, а бедняками – страсть приобрести то, чего их лишили.

Второй закон.Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы удержать ее, надо быть жестким.

Третий закон. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс (1588-1679 г.г.), английский философ, сделал следующий шаг в развитии социальной мысли. Он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» - и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищённость от враждебных действий других.

2. Социология как наука возникла в XIX веке, вобрав в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе. К основоположникам научной социологии относят выдающихся мыслителей Огюста Конта, Герберта Спенсера, Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Карла Маркса.

Огюст Конт (1798-1857 г.г.) - французский философ – позитивист. С его именем традиционно связывают возникновение социологии. В 1839 году в 47-й лекции “Курс позитивной философии” Конт ввел в научный оборот термин “социология”, заменив им употреблявшееся ранее понятие “социальная физика”. Он отвергал метафизические воззрения эпохи просвещения и призывал разработать рациональный, научный взгляд на общество.

По его мнению, все социальные проблемы можно решать с помощью науки. Конт утверждал, что больное общество можно вылечить, если создать точную и объективную науку об обществе - социологию. Открытые этой наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, чтобы научить людей правильному и разумному построению социальных взаимоотношений.

Конт акцентировал внимание на том, что изучение общества должно быть с применением базовых социологических методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического анализа.

В созданной им всеобщей классификации наук, социология находилась на самой вершине, выше математики, астрономии, физики, химии и биологии.

Его учение состояло из двух частей – социальной статики, описывающей законы существования общества, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества.

Главным своим открытием Конт считал выявление закона “трех стадий”, согласно которому человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:

  • теологическая или фиктивная. Здесь человеческий разум “стремится к абстрактному знанию”, господствует религиозно-мифологическое сознание. За каждым явлением природы и жизни людей, человеческий ум усматривал сверхъестественные силы;

  • метафизическая или абстрактная. Характеризуется тем, что человеческое мышление пытается объяснить окружающий мир оторванными от жизни абстракциями. Наука слабо развита, поэтому преобладает опытное знание;

  • позитивная или научная. Человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит, преимущественно, из научных наблюдений.

Истинная наука, говорил Конт, сочетает наблюдение и предвидение. В рациональном предвидении он видел практическое назначение социологии.

Основные труды: “Система позитивной политики” (1851-1854 г.г.), “Курс положительной философии” (1899-1900 г.г.).

Герберт Спенсер (1820-1903 г.г.). Английский философ и социолог - позитивист, основоположник органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он изложил в сочинении “Научные, политические и философские опыты”.

Суть органической теории:

  • общество рассматривается как единая система взаимодействия природных (прежде всего биологических) и социальных факторов;

  • все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи.

По мнению Спенсера, общество развивается по естественным, главным образом биологическим законам. Он уподоблял общество живому биологическому организму, и в частности, акцентировал внимание на следующих моментах их сходства:

  • как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются в массе;

  • те и другие усложняются;

  • их части приходят во всю большую зависимость друг от друга;

  • и те, и другие продолжают жить как целое, хотя составляющие их единицы (клетки в организме, люди в обществе) постоянно исчезают и заменяются новыми.

Свое организмическое видение общества он подтверждал рядом наглядных аналогий: торговлю и дороги он сравнивал с кровообращением в организме, а кровяные тельца – с деньгами; информационную инфраструктуру - с нервной системой живого организма; правительство в государстве – с человеческим мозгом.

На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить и к человеческому обществу.

В эволюции он выделил следующие основные моменты:

  • интеграция (переход от простого к сложному);

  • дифференциация (переход от однородного к разнородному);

  • возрастание порядка (переход от неопределенного к определенному).

С точки зрения Спенсера, социальная эволюция – это прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов, в первую очередь политических.

Основной труд: “Основания социологии” (1896 г.).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917 г.г.). Французский философ и социолог, один из основателей современной социологии. Первый профессор социологии во Франции (1887 г.). Он разработал доктрину социального реализма.

Суть ее такова:

  • природу социальных явлений следует объяснять социальными факторами;

  • исходным моментом анализа поведения людей и их деятельности является общество как система взаимодействий индивидов, социальных групп и соответствующих социальных институтов.

Э. Дюркгейм был сторонником рационалистического метода в социологии, т.е. строго логического объяснения общественной жизни.

По его мнению, социология – есть наука о социальных фактах, под которыми он понимал политические, правовые, религиозные и иные нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами, ценностями.

Он считал, что исторический переход от одной общественной формы к другой, обусловлен природой и функциями социальной солидарности. В ранних обществах социальная солидарность основывается на сходстве составляющих и индивидов, на полном растворении индивидуальных сознаний в “коллективном сознании”. Структура такого общества простая с незначительным разделением труда. Такую солидарность Дюркгейм называл механической. В развитых обществах индивиды выполняют функции в соответствии с разделением общественного труда, обуславливающего функциональную зависимость и взаимообмен. Этот новый тип связей между индивидами, создаваемый разделением труда, Дюркгейм называет органической солидарностью.

В своей книге “Самоубийство” (1897 г.), он продемонстрировал значимую роль социальных факторов в поведении людей. Он выдвинул предположение, что самоубийство есть социальный факт. Исследуя уровень самоубийств, он пришел к выводу, что показатели самоубийств являются следствием вариаций социальной солидарности. Менее склонны к совершению самоубийств индивиды, имеющие более широкие социальные связи, нежели индивиды слабо связанные с жизнью группы.

Основные труды: “О разделении общественного труда” (1895 г.), “Самоубийство” (1897 г.), “Метод социологии” (1899 г.).

Макс Вебер (1864-1920 г.г.) немецкий социолог, философ и историк, которого называют создателем “понимающей” социологии. По его мнению, социология является “понимающей”, поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл.

Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием.

В отличие от Э. Дюркгейма и К. Маркса, которые отдавали приоритет обществу, М. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Вебер трактует ценность как “установку той или иной исторической эпохи”. Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения.

Важнейшим инструментом в методологии Вебера является понятие “идеальный тип”. Он трактовал идеальный тип как “интерес эпохи, выраженный в виде теоретической инструкции”. Понятие идеального типа дает возможность для изучения конкретных исторических событий, выполняя роль измерительной планки.

По мнению ученого, социология – это наука о социальных действиях.

Не каждое действие Вебер называет социальным, а только то, в котором присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других).

Он выделил следующие типы действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное.

В трудах М. Вебера блестяще исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей рационализации общества.

Основные труды: “Протестантская этика и дух капитализма” (1904-1905 г.г.), “О категориях понимающей социологии” (1913 г.), “История хозяйства” (1923 г.), “Город” (1923 г.).

Карл Маркс (1818-1883 г.г.) - немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Он предложил совершенно иной подход к пониманию общества. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Маркс в отличие от всех других социологов-реформистов, выступал за революционный путь изменения общества.

Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории. Немецкий экономист Маркс акцентировал внимание на экономических условиях развития общества, особенно на методах организации производства. Он утверждал, что общество разделяется на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обуславливает классовый конфликт. Согласно марксистской концепции, развитие основывается на единстве и борьбе противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса. Он считал, что каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.

Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятии “общественно-экономическая формация”.

Общественно-экономическая формация – это определенный этап развития общества с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью.

Принято выделять следующие типы общественно-экономических формаций:

  • первобытно-общинная;

  • рабовладельческая;

  • феодальная;

  • капиталистическая;

  • коммунистическая (ее первая стадия социалистическое общество).

Материальной основой существования и развития общества выступает способ производства.

Способ производства – это единство его двух основных сторон:

  • производственных сил;

  • производственных отношений.

К производственным силам относят:

Производственные отношения – это отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности.

Учение об общественно-экономических формациях и объективных законах развития общества позволяет представить развитие человечества как объективный и закономерный естественно-исторический процесс, в который одна общественно-экономическая формация сменяется другой.

Основной труд: “Капитал”.
3. Современная социология представлена множеством научных школ и направлений. Всех их можно разделить на две большие группы:

  • макросоциологические теории;

  • микросоциологические теории.

Макросоциологические теории описывают социальные закономерности надиндивидуального порядка. Логика исследования предполагает движение от общего к частному (от “общества” к “индивиду”).

Микросоциологические теории пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ человека и способностей его социального взаимодействия с другими людьми. Методология этих теорий предполагает движение от частного к общему (от “индивида” к “обществу”).

Макросоциологические теории.

Структурный функционализм. Концептуальные основы данной теории разработал американский социолог Толкотт Парсонс (1902 – 1979 г.г.). Он рассматривал общество, как целостный организм (систему), отдельные части (элементы) которого выполняют специализированные функции. В качестве элементов общества могут выступать индивиды, группы, общности, институты, внутри которых устанавливаются функциональные отношения.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы социальных систем. По его мнению, для сохранения своего равновесия любая социальная система должна выполнять четыре функции:

  • адаптацию (приспособление к окружающей среде);

  • целедостижение (постановка и достижение целей);

  • интеграцию (поддержание внутреннего единства и координация функций);

  • латентность (воспроизводство и распространение образцов социального поведения).

В обществе эти функции выполняют следующие структурные элементы: экономика (функция адаптации), политика (функция целедостижения); правовые и социокультурные институты (функция интеграции), институты семьи, образования, религии (функция латентная).

По мнению Т. Парсонса, развитие общества - это эволюционный процесс, для которого характерен высокий уровень организации системных отношений, повышение сложности системы.

Он считал, что на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеального равновесия, хотя во многом равновесие определяет ее жизнеспособность. Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижное равновесие”.

В противовес структурно-функциональному подходу, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление.

Теория социальных конфликтов. Яркими представителями конфликтологического направления являются Ральф Дарендорф и Льюис Козер.

Ральф Дарендорф (р. в 1929 г.) – немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Он разработал концепцию конфликтной модели общества, суть которой заключается в следующем:

  • каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений;

  • в каждом обществе есть несогласие и конфликт;

  • каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям;

  • каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Дарендорф считал конфликт неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Причины возникновения конфликта он объяснял, преимущественно, политическими факторами (борьба за власть, престиж, авторитет, ресурсы).

Он верил в возможность снижения уровня социальной напряженности и предлагал регулировать конфликты. По его мнению, процесс регулирования конфликтов может быть успешным только в открытых демократических обществах.

Льюис Козер (р. в 1913 г.) – американский социолог, автор теории позитивно-функционального конфликта, основной тезис которой заключается в следующем:

  • стабильность социальной системы не исключает, а напротив, предполагает борьбу интересов и столкновений.

Козер считал, что конфликт неотъемлемая черта социальных отношений. Он выполняет в обществе такие позитивные функции, как:

  • интеграция социальной системы;

  • поддержание солидарности внутри группы;

  • укрепление межличностных отношений;

  • эмоциональная разрядка напряженности.

Конфликт играет важную роль в обновлении общества: порождает новые социальные нормы и институты, стимулирует экономический и технологический прогресс.

Микросоциологические теории.

Теория социального обмена. Один из авторов данной теории Джордж Хоманс (1910 - 1989 г.г.) – американский социолог и психолог. Центральная категория социологии Дж.Хоманса – категория социального действия. В своем подходе он предложил принципы бихевиоризма (наука о поведении) для объяснения социальных действий. Хоманс считал, что социальное действие выступает как процесс обмена, участники которого минимизируя свои затраты пытаются извлечь максимальную выгоду. Он выдвинул пять гипотез для объяснения социального действия:

  • гипотеза успеха. Действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие больше не вознаграждается, оно не воспроизводится (способ поведения “гасится”);

  • гипотеза стимула. Действие разворачивается в конкретной ситуации. Ее характеристики Хоманс называет стимулами. Однажды усвоенное поведение используется в сходных ситуациях;

  • гипотеза ценности. Чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия;

  • гипотеза голодания-насыщения. Чем чаще происходит вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение);

  • гипотеза фрустрации-агрессии. Не получив ожидаемую награду, личность возмущается. В состоянии негодования наибольшей ценностью для нее является само агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез ученый пытается объяснить все социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и пр. Однако психологического объяснения недостаточно при рассмотрении явлений макроуровня.

Символический интеракционизм (от. англ. interaction - взаимодействие). Автором этой теории является американский философ, социолог и социальный мыслитель – Джордж Герберт Мид. Он разработал основные принципы этого социологического направления. Главные направления данной концепции заключается в следующем:

  • люди действуют, руководствуясь символическими значениями, которые они придают тем или иным предметам (вещам);

  • символические значения – есть продукт социального взаимодействия;

  • возникновение и изменение символических объектов происходит посредством их переопределения и интерпритаций.

Главная идея состоит в том, что взаимодействие – интеракция – всегда опосредованно различными символами, важными из которых являются язык жестов и речь. Символы регулируют поведение людей, являются необходимыми атрибутами социализации.
Часть № 2.

  1. Этапы развития социологии в России.

  2. Видные российские социологи.

  3. Современные социологические теории.

1. Легитимизация социологии в России произошла во второй половине XIX в., когда ускорилось социально-экономическое развитие страны и началось формирование гражданского общества. Принято выделять три основных этапа в развитии социологической мысли дореволюционной России:

I этап (с начала 60-х г.г. до 1890 г.). Был связан с возникновением ряда социологических школ, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистских идей О. Конта. Российских мыслителей привлекало в позитивизме стремление к научному методу познания общества. Между тем, отечественные социологи относились к воззрениям О. Конта достаточно критично.

II этап (с 90-х г.г. до начала XX в.). В этот период происходит институционализация социологии. Она проникает в академическую среду и получает одобрительную оценку в научных и общественных кругах. Делаются первые попытки в преподавании социологии как учебной дисциплины. Однако намерения открыть кафедры или факультеты социологии в России не получают поддержку в правящих кругах. Количество публикаций социологической направленности продолжает расти, хотя в стране в это время нет специальных социологических изданий. Издаются и переводятся работы известных западных социологов. К концу этого этапа российская социология выходит на международную арену.

III этап (с начала XX века до 1917г.). Этот период отмечен ростом интереса к проведению масштабных эмпирических социологических исследований. Социология признается объективной наукой. Ведущим научным направлением этого периода становится неопозитивизм.

Крайне противоречиво складывается судьба российской социологии после Октябрьской революции. Первые годы отмечены подъемом социологии. Было создано Русское социологическое общество. В 1918 – 1919 г.г. при активном участии П. Сорокина открыты специализированные кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В эти годы издается большое количество социологической литературы, в основном, теоретического профиля.

Однако, формирование авторитарного режима наложило губительный отпечаток на развитие общественных наук, в том числе, и социологии. Уже в 1922г. за границу в изгнание были высланы выдающиеся мыслители П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и другие. К середине 20-х усиливается идеологический и политический контроль. В нашей стране в 30-е годы социология получила идеолого-политический ярлык буржуазной лженауки, после чего надолго была исключена из системы наук и образования.

Возрождение социологии началось после длительного периода, в конце 50-х г.г., с наступлением “хрущевской оттепели”. В этот период возобновились конкретные социологические исследования. В 1969 г. организован институт конкретных социологических исследований (ныне Институт социологии). С 1974 года издается журнал “Социологические исследования”.

Кардинальные перемены общественной жизни в нашей стране, связанные с “перестройкой”, явились мощным импульсом для дальнейшего развития социологии. В 1987 году создан Всесоюзный, а затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социология вошла в структуру высшего образования. Открылись возможности для интеграции с мировой социологической наукой.

Хотя в 90-е годы социология развивалась преимущественно как вспомогательная эмпирическая наука, были созданы работы по методологии и технике социологических исследований (А.Г.Здравомыслов, Г.В.Осипов, В.А.Ядов), социологии труда (Ж.Т.Тощенко, А.И.Кравченко и др.). Большой вклад в развитие социологии внесли труды Ю.А.Левады, Т.И.Заславской, И.С.Кона.

В настоящее время прикладной аспект социологии уже не доминирует над теоретическим. Российская социологическая наука осмысливает и развивает идеи крупнейших современных социологов, стремясь восполнить многолетние пробелы.

Социологический неопозитивизм П. Сорокина.

2. Питерим Александрович Сорокин (1889 - 1968 г.г.) – русско-американский социолог. Крупнейший мыслитель XX века.

  • Система социологии П.А. Сорокина

Социологические воззрения П.А. Сорокина сформировались под влиянием работ Э. Дюркгейма, М. Ковалевского, Е. Де Роберти.

Научные принципы системы социологии П. Сорокина:

  • социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);

  • социология должна изучать мир таким, какой он есть (субъективное вмешательство в науку должно быть исключено);

  • социология должна быть "объективной дисциплиной", то есть изучать реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению;

  • социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;

  • разрыв с идеей монизма (сведение любого явления к одному началу);вместо монизма - социологический плюрализм.

Объекты неопозитивистской социологии Сорокина:

  • социальная деятельность и поведение людей;

  • социальные группы и структура общества в целом;

  • происходящие в обществе социальные процессы.

Предмет социологии (по словам Сорокина): общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Речь идет о "психико-рефлекторном" взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их деятельности. Взаимодействие двух индивидов - простейшее социальное явление ("социальная клеточка"), из которых образуются более сложные общественные явления.

  • Теоретическая и практическая социология.

П. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает следующие разделы:

  • социальная аналитика - изучает структуру социального явления и его основные формы;

  • социальная механика (социальная физиология) - изучает процессы взаимодействия людей (их поведение);

  • социальная генетика - изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология - прикладная дисциплина. Опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.

    • П.Сорокин создал теорию стратификации, согласно которой общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по:

      • уровню доходов;

      • видам деятельности;

      • политическим взглядам;

      • культурным ориентациям и т. д.

Основные формы социальной стратификации (расслоения общества):

  • экономическая;

  • политическая;

  • профессиональная.

Мобильность: меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другой страт. Он выделял горизонтальную и вертикальную мобильность.

П. Сорокин считал, что социальная стратификация и социальная мобильность - естественное и неизбежное явление.

Основные труды: “Преступление и кара, подвиг и награда” (1914 г.), “Проблемы социального равенства” (1917 г.).

Плюралистическая социология М. Ковалевского.

Максим Максимович Ковалевский (1851 – 1916 г.г.) русский социолог, правовед. Воззрения М. Ковалевского восходят к социологии О. Конта. Социология, по мнению Ковалевского, - наука об организации и эволюции человеческого общества.

    • Эволюционистская концепция Ковалевского:

  • закономерный характер развития общества;

  • поступательность исторического процесса;

  • социальная преемственность (знания, опыт, культура передаются и развиваются от одной эпохи к другой).

Эволюционируют как отдельные области общественной жизни и социальные институты, так и общество в целом.

Мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М. Ковалевского заключается в том, что факторам общественного развития (экономическим, политическим и т. д.) не придается постоянного решающего значения. Каждый из них может выйти на первый план в зависимости от ситуации.

Проявление плюрализма Ковалевского - положительное отношение ко многим школам и направлениям: позитивизму О.Конта, историко-сравни-тельному методу, биологической школе (органическая теория общества), психологической школе.

    • Теория общественного прогресса ("ядро социологии Ковалевского"): основной закон социологии - закон прогресса;

      • задача социолога - раскрыть перемены, в которые вылился прогресс, и причины, которыми прогресс обусловлен;

      • все народы участвуют в мировом прогрессе, который приведет их к объединению в "мировое солидарное общество".

Основные труды: “Происхождение современной демократии” (т.1-4, 1895-1897 г.г.), “Современные социологии” (1905 г.), “Социология” (т.1-2, 1910г.), “Очерк происхождения и развития семьи и собственности” (1939 г.).

Психологическое направление в социологии. Е. Де Роберти, Н. Кареев.

Евгений Валентинович де Роберти (1843-1915 г.г.) (точнее - Де Роберти де Кастро де ла Серда) - представитель позитивистской философии. Развил концепцию, получившую название "робертизма": гносеология - часть социологии как основа науки о разуме. Стремился "поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории".

С его точки зрения, социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией. Предметом психологии является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность.

Психическая деятельность развивается под влиянием:

  • биологических факторов;

  • социальной деятельности (ведущее звено, по мнению Де Роберти).

Де Роберти выделял:

  • индивидуальную психику;

  • коллективную психику - совокупность чувств, восприятий, образа мыслей тех или иных социальных групп, национальных общностей.

Коллективная психология - психология народов и масс. Коллективная психика, проявляясь в поведении людей, воплощается в их морали, нравственных нормах и принципах человеческой жизнедеятельности.

Основные труды: “Социология” (1880 г.), “Новая постановка основных вопросов социологии” (1909 г.).

Николай Иванович Кареев (1850 – 1931 г.г.)историк и социолог. Он указывал на две основные стороны социологии:

      • социология - система взглядов "на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу";

      • социология решает, какие методы применяются к изучению общественных явлений.

Социология исходит из общей картины общества (мировоззрения), которая создается социальной философией. Она опирается на факты, науку. Н.И. Кареев выделял три основные стороны духовного бытия:

  • интеллектуальная (ум);

  • эмоциональная (чувства);

  • волевая.

В общественной деятельности людей эти стороны одинаково важны.

Основные труды: “Введение в изучение социальных наук” (1903 г.), “Введение в изучение социологии” (1907 г.).


написать администратору сайта