О.А. Ларина, Психология развития и возрастная психология. Конспе. Лекция Психология развития как отрасль психологии
Скачать 0.5 Mb.
|
К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок). Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Этот период насыщен впечатлениями. Ребенок активно познает мири наиболее яркие образы откладываются у него в памяти. Поэтому очень развита и богата фантазия. Дети любят слушать сказки, они развивают их воображение. Чуть позже они сами стараются их сочинять. Они воспроизводят когда-то увиденный образ сами, не осознавая этого, при этом думая, что сочиняют сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, но при этом ребенок комбинирует образы, вводит новые. В это время у ребенка начинает формироваться характер, те. некоторые черты характера. В психологии характер определяют следующим образом. ЛЕКЦИЯ № 4. Понятие характера Характер (от грече печать, чеканка, зарубка) – подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самовыражения в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера). Этимологически слово характер употребляется в трех значениях) применительно к любым объектами явлениям (характер процесса, характер ландшафта) как обозначающее их образное своеобразие, нечто характерное для них) применительно к животными человеку как обозначающее их душевное (психическое) своеобразие) применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, с характером или бесхарактерный). Наука о характере в психологическом значении слова – характерология – имеет столь же длительную историю, как и сама психология. На протяжении тысячелетий характерология как сфера науки, искусства и житейской мудрости стремилась решить две основные задачи типологизации характеров (темпераментов) и определения характера (или темперамента) по тем или иным внешним признакам (или «психогностика») (В. Штерн Различия человеческих характеров, как наиболее существенных cвойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и поведение (индивидуальные различия в широком смысле, с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей. Древнейшая из известных типологий характеров, основанная на 12 астрологических знаках, которые обозначают особенности жизни и связанные сними свойства поведения разных животных, приписывается древневавилонскому мудрецу Аккадеру (XXX в. дон. э.). Дальнейшее развитие астрологическая типология получила в труде К. Птолемея «Тетрабиблос», в котором утверждалось, что положение звезд вовремя рождения человека оказывает решающее влияние на его индивидуальные особенности и на протяжении всей жизни определяет его судьбу, при этом все многообразие характеров и судеб описывалось теми же 12 основными типами, которые практически не изменились до настоящего времени. Основы представления о характере как типе социального поведения заложил Платон который, исходя из своей теории строения души, описал 5 главных типов характеров: нормальный, тимо-кратический, олигархический, демократический, тиранический. Типологическую традицию Платона продолжили развил ученик Аристотеля Теофраст (IV–III вв. дон. э) в знаменитых Характерах – трактате, считающемся первым настоящим исследованием характеров. Отталкиваясь от одной доминирующей черты, Теофраст описывал тип характера насмешник, пустослов, угодник, болтун, тупица, грубиян, ворчун, трус и т. д. Расширенный перенос Теофраста в Новое время осуществил в XVII в. его переводчики популяризатор Лабрюйер в собственных «Характерах». Представления медицинского естествознания о типах характеров тесно переплетаются сучением о темпераменте и конституции как соматическом типе строения организма человека. Конкретный тип темперамента, также как и характера, мог объясняться, например, преобладанием в организме определенного «гумора» (Гиппократ , Гален ), составом крови (Аристотель ), влиянием космогонических факторов (Парацельс ), типом сложения (Кречмер ), особенностями воли (Клагес ) и т. д. Типологии характеров, в основе которых лежит заложенное в античности учение о темпераментах, соединившее в своих основах идеи морфологической (конституция) и физиологической (соки, кровь и проч.) обусловленности психического своеобразия человека, более чем залет до настоящего времени не претерпели ничего существенно нового. В Новое время утвердилось собственно психологическое понимание характера как психического (внутреннего) своеобразия человека. Утвердилась мысль о том, что индивидуумы различаются между собой не внешними социально значимыми признаками поведения, а прежде всего невидимыми свойствами, которые являются их причиной и образуют характер человека. С XIX в. характерология приобретает черты систематической научной дисциплины, призванной изучать сущностные различия человека, сводя их к некоторой простой форме (типу) или заостряя внимание на неповторимости их комбинации у конкретного индивида. К началу ХХ в. чрезвычайно расширилась палитра объяснения характерологических различий и понимания сути характера. Понимание характера не как типа, а как уникальности конкретного индивидуума было сформулировано в немецкой характерологии. Понимание характера как типа во французской характерологии строилось в основном на морфофизиологической основе. Св. от более умозрительной характерологии отделяется проблема объективно измеряемых формальных человеческих различий (как простых интеллект, память, внимание и проч, таки более сложных – творческие и организаторские способности, профессиональная пригодность и т. д. Развитые в работах англичан Ч. Дарвина , Г. Менделя , Гальтона , американца Дж. М. Кеттела , немцев Г. Эббингауза В. Вундта и др, французов А. Бине , А. Симона методы, получив теоретическое обоснование в работах В. Штерна (1911 г, образовали отдельную дисциплину – дифференциальную психологию . Непосредственной предшественницей дифференциальной психологии была психогностика , главной задачей которой было, во- первых, установление отношений между внешне воспринимаемыми состояниями, движениями и обликом человека и его индивидуальным психическим своеобразием, во- вторых, распознание на основе этих связей характеров отдельных индивидов. Эмпирическое направление психогностики представлено конституциональным подходом, физиогномикой, френологией и графологией, а также философско-литературной характерологией. Физиогномику практиковал уже Пифагор (VI в. дон. э. Анаксагор отбирал себе учеников по форме руки. Основоположником европейской физиогномики считается Аристотель . Более специфическим методом определения характера было обращение к конституциональными физиологическим факторам. Уже Гиппократ при объяснении темпераментов отчасти опирался на особенности строения тела. Законченное выражение конституционально-характерологический подход получил в работах Э. Кречмера (1921 г) и В. Г. Шелдона (1927 г. В XIX в. появляется физиогномика функций , согласно которой характер проявляется в неосознанных целесообразных и функционально обусловленных движениях. Эта позиция широко представлена в немецкой характерологии через анализ мимики (Ф. Лерш , А. Веллек ), речи (И. Б. Рифферт ), общей экспрессии (Л. Клагес походки и т. д. В настоящее время это направление развивается в русле социально- психологических исследований аттракции, невербальной коммуникации, теории атрибуции и т. п. Общим недостатком всех психогностических методов является произвольное выделение одной из многих групп внешних признаков как единственного средства познания характера. С развитием в е гг. ХХ в. психологии личности встала проблема соотношения понятий личности и характера. В послевоенной американской академической психологии понятие характера практически вышло из употребления, сохранившись только в клинически ориентированных подходах как обозначающее принадлежность к тому или иному типу. В тоже время в европейской психологии (Германия, Франция) понятие характера сохраняется как одно из важных общепсихологических понятий, причем в немецкой традиции оно включает в свое определение элементы духовности, а во французской трактуется как совокупность присущих личности характерных форм аффективного реагирования. В российской психологии основы учения о характере были заложены А. Ф. Лазурским , трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в е гг. XIX в. характер отождествлялся с индивидуально- своеобразным в личности в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме характера возник в е гг. XIX в, когда ряд авторов начал рассматривать его как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского , противопоставившего традиционной идее характера, как неизменного типа, представление о нем, как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся входе этой адаптации. Согласно современным отечественным воззрениям, характер выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности, как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Он выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды наличность (смягчая или обостряя их, таки воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.). Представления о характере в клинической психологии, в частности в контексте проблемы психопатий, развиваются в основном в традициях типологически ориентированной характерологии (П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко ). В социальной психологии используются также понятия социального и национального характера Понятие социального характера , введенное Э. Фроммом , означает совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы. Понятие национального характера означает совокупность черт, характеризующих представителей одной нации или этнокультурной общности в отличие от другой. Проблемам национального характера было посвящено в е гг. XIX в. большое количество экспериментальных исследований, в которых не удалось обнаружить значимых и устойчивых характерологических различий между нациями тем самым проблема национального характера перешла в плоскость социально-психологических стереотипов. Особенности поведения заключаются в том, что человек действует, повинуясь исключительно импульсам, абсолютно не задумываясь над поступками. Это отличает детей от взрослых, которые, в свою очередь, действуют осознанно. Ребенка можно легко отвлечь. Если пару минут назад он горько плакал от боли, тов следующую минуту он может смеяться от радости, взяв в руки любимую игрушку. Именно в этом возрасте у ребенка начинает формироваться любовь к близким людям – к матери, отцу. В дошкольном возрасте особую роль играет общение между мальчиками и девочками. Ребенок начинает чувствовать свою принадлежность к женскому или мужскому полу. Мальчики стараются подражать мужчинам, а девочки – женщинам. В семьях им внушают общепринятые нормы поведения. Они зависят конкретно от национальной культуры воспитания. В целом, от девочек ожидают доброты, душевности, мальчикам же позволяют проявлять больше агрессии. Это усиливается еще и приобщением к деятельности. Дети начинают понимать, что мальчики должны делать мужскую работу, а девочки – «женскую». Психологическое обретение пола начинается именно в дошкольном возрасте, но развивается на протяжении всей жизни. Сначала ребенок начинает присваивать, копировать модели поведения взрослых мужчин и женщин, их интересы. Экспериментально доказано, что начиная с четырехлетнего возраста дети осознают свою принадлежность к женскому или мужскому полу. И это осознание очень важно для дальнейшего формирования личности и поэтому необходимым является образец для подражания для девочек – это мама, для мальчиков – папа, с которыми дети могли бы себя идентифицировать. Мышление детей в этот период находится на уровне конкретных операций, те. оно наглядно-образное. ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует СВ. Маланов в своей книге Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, тов процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология теории, факты, проблемы) возникновение цельного детского мировоззрения) возникновение первичных этических инстанций 3) возникновение соподчинения мотивов) возникновение произвольного поведения) появление внутреннего плана умственных действий) возникновение личного сознания. В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность, принято указывать) формирование произвольного поведения) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир сточки зрения другого человека, считаться с интересами других людей) мотивационное развитие познавательной деятельности. Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению. Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей) развитие речевых умений и способностей: а) фонематические и грамматические умения умение дифференцировать звуковой состав речи умение согласовывать слова в предложениях устанавливать значения слов; б) регулятивные функции речи : – выполнение действий по словесной инструкции организация действий другого человека с помощью речи выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования умение подчиняться правилами следить за этим; в) коммуникативные функции речи : – речевое описание каких-либо предметов умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки совместное планирование действий в речевом общении понимание смысла сообщений; г) коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи умение рассказать о поведении другого и объяснить его умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины) формирование и развитие умений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве: а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события; б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения; в) умение наполнять условные знаковые схемы и модели содержанием; г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования; д) умение объективировать представления; е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие) развитие простых логических и математических умений и способностей дифференциация качественных и количественных характеристик предметов: а) умение сравнивать множество предметов; б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям; в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества г) умение использовать простые математические знаки; д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции) Развитие двигательных умений и способностей: а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве; б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве; в) умение выполнять точные, прицельные действия в пространственном поле с предметами; г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры; д) развитие тонкой моторики манипулятивных действий; е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии); ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения, связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности: а) умение пользоваться карандашом; б) умение пользоваться кисточкой и красками) умения, связанные с техникой построения изображения: а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги; б) умение передавать изображение в цвете; в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину». 8) умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка: а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения; б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета; в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом) развитие музыкально-выразительных умений и способностей: а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки; б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях; в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения; г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение; д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения; е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни; ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки. |