Главная страница

История как наука. Лекция 01. История как наука. План


Скачать 0.7 Mb.
НазваниеЛекция 01. История как наука. План
Дата28.09.2021
Размер0.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИстория как наука.pdf
ТипЛекция
#238073

1
Лекция 01. История как наука.
План:
1. Историческая наука и ее функции
2. Методология истории.
3. Источники изучения истории.
4. Вспомогательные исторические дисциплины.
5. Отечественная Историография
Текст лекции
1. Историческая наука и ее функции.
1.1. Объект и предмет изучения истории
История, как и любая учебная дисциплина, имеет свой объект и предмет исследования. Объектом исследования является исторический процесс – последовательный процесс развития природы и общества, череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей. С каждым мгновением времени, ушедшим в прошлое (в том числе и тогда, когда Вы читаете этот текст) исторический процесс дополняется совокупностью новых событий, явлений, фактов и факторов в жизни человека, семьи, этноса, государства, человечества.
Подобно тому, как материальный мир (читай – вселенная) переживает процессы негэнтропии и энтропии, природа вокруг нас – процессы эволюции и инволюции, человеческое общество характеризуют процессы социального прогресса и регресса. Предметом изучения истории является деятельность главного его субъекта – человека (его деяний, мировоззрения, социальных связей и организаций) - в прошлом. В узком смысле история представляет собой совокупность социальных фактов, знаний, представлений ученых о том, как эти процессы осуществлялись и осуществляются.
История как занятие людей возникает с возникновением письменности – обеспечившей возможность накопления и передачи исторически значимой информации, и возникновением государственности - (умственный труд

2 историка оплачивался из того же самого источника, что труд управленца, воина, человека искусства – принудительно собираемых налогов, податей, обязательных работ).
Знаменитый русский историк В.О. Ключевский отмечал в связи с этим: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах»
Долгое время история существовала скорее, как литература и искусство, обслуживающие интересы власти, нежели наука. Не случайно в греческой мифологии в свите античного бога Аполлона, покровителя искусств и наук, среди других муз была Клио - муза истории. Ее изображали в виде юной женщины с одухотворенным лицом и свитком пергамента в руках. Клио была дочерью богини памяти Мнемозины (история – память о прошлом).
Имя музы истории - произошло от греческого слова «прославляю». Первые исторические тексты посвящались, преимущественно, прославлению правителей.
Этимология (происхождение слова) история в русском языке указывает на то, что оно пришло из греческого языка (ἱστορία, historia). Греческое слово, в свою очередь происходит от праиндоевропейского слова wid­tor­, где корень weid­, «знать, видеть». В русском языке это праиндоевропейское представлено словами «видеть» и «ведать».
 В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое

3 сначала использовалось только в
Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.
 «Отцом истории» считается древнегреческий историк Геродот (484—
425 гг. до н. э.). В самом начале своего труда «История» он пишет о том, что собрал и записал эти сведения (ἱστορίης ἀπόδεξις — изложение сведений, полученных путём расспросов), чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния, как эллинов, так и варваров не остались в безвестности, в особенности же то, почему они вели войны друг с другом.
 В древнеримской историографии это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.
 В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».
 Фрэнсис Бэкон в XVII веке употреблял слово «история» в термине
«естественная история»: «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии).
 С развитием наук в эпоху Просвещения термин «история» стал означать и особую отрасль знания, науку, изучающую развитие прошлого человеческого общества, общественную дисциплину. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история —

4 современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа (насколько он возможен). Ввиду того, что историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи.
 В настоящее время термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: во - первых, для обозначения процесса развития человеческого общества, личности во времени; во - вторых, когда речь идет о науке, которая изучает этот процесс. Одни авторы относят историю к гуманитарным наукам, вторые — к общественным, третьи рассматривают историю как область между гуманитарными и общественными науками.
 В отличие от других общественных наук, история исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, которые отражаются в событиях и фактах.
Предметом вузовского курса «История (Всеобщая история и история
России)» являются вопросы этногенеза и развития народов нашей страны, становления и этапов развития российской государственности, закономерности политического и социально-экономического развития государства и общества
России как части мирового процесса истории человечества.
1.2. Функции исторического знания (свойства, задачи).
Главное предназначение истории как науки – объяснить прошлым настоящее и помогать заглядывать в будущее, а главная задача исторического образования
– воспитание историей, формирование в сознании гуманизма, человечности, патриотического чувства любви к Родине.
Можно выделить следующие функции исторического знания
Познавательная функция исторического познания заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Составляющие

5 познавательной функции проявляются в том, что история дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого; знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими лучшему пониманию происходящих процессов.
Функция социальной памятиозначает способ идентификации и ориентации общества и личности. Обобщение исторического социального опыта необходимо для ориентации в жизни, уяснения современных задач общественного развития.
Воспитательная функция исторического познания заключается в формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств.
Составляющие воспитательной функции выражаются в том, что история выступает источником моральной ориентации субъектов; оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов через отдельные исторические факты и события; стабилизирует общественные отношения. Историческое познание развивает чувства, смягчает нравы, учит этике общения. Ум и душа должны трудиться, чтобы не деградировать, не превратиться в тупых роботов.
Практически-рекомендательная функция исторического познания заключается в выработке научно-обоснованного политического курса.
При построении современной системы власти, управления необходимо учитывать уже накопленный позитивный и негативный опыт, при этом история не должна быть служанкой политики и идеологии.
Прогностическая функция исторического познания позволяет строить прогнозы на будущее, обосновывать перспективы развития тех или иных исторических событий.
2. Методология истории.
Методологией любого, в том числе исторического исследования является совокупность общих принципах исследования, научного познания. В

6 современной исторической науке применяются следующие основные принципы: объективности, историзма, социального подхода.
Принцип объективности предполагает изучать каждое явление в совокупности его положительных и отрицательных сторон, независимо от отношения к ним, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы.
Принцип историзма – подход к действительности, как изменяющейся во времени, развивающейся, обладающей определенной внутренней структурой, связанной с другими объектами, с конкретным опытом истории.
Принцип социального подхода рассматривает в историческом процессе проявления социальных (общественных, групповых) интересов в экономике, политике, психологии, традициях и их противоречия.
2.1. Методы исторических исследований.
Методом в науке называют совокупность способов и приемов познания.
Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими свидетельствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда. Как любая наука, история имеет свои методы познания, которые можно подразделить на три основных группы: общенаучные, гуманитарные, собственно исторические:
1. Общенаучные методы.
1) Логические методы:
 индукция (путь умозаключений от частного к общему),
 дедукция (от общего к частному).
2) Диалектический метод, основанный на изучении любого явления в развитии и базирующийся на трех классических законах диалектики,

7 сформулированных Г. Гегелем и применимых как к историческому процессу, так и к окружающей природе:
 закон единства и борьбы противоположностей как движущей силы развития (там, где их нет, жизнь замирает, а любой исход борьбы, будь то компромисс или победа одной из сторон, есть развитие);
 закон перехода количества в качество (по мере накопления в обществе внутренних изменений оно может «перерасти» рамки существующего политического строя и радикально изменить его);
 закон «отрицания отрицания» (развитие общества нередко идет как бы по спирали, по пословице «новое – это хорошо забытое старое», но на более высоком уровне).
3)Используемые (применяемые) в исторической науке общенаучные методы:
1) Идеографический, дискриптивный метод - описание исторических событий и явлений.
2) Ретроспективный методизучения истории означает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.
3) Сравнительный метод – сопоставление исторических фактов в пространстве и во времени. а) сравнительный институциональный, или структурный – изучает в сравнении различные политические и социальные институты, их структурные особенности. Этот метод статичен; б) сравнительный функциональный – сравнивает те же институты в действии, позволяя проследить их эффективность и заодно динамику развития; в) сравнительный количественный, выраженный в сопоставлении статистических цифровых материалов за разные периоды по различным отраслям и странам. Этот метод является наиболее наглядным для сравнения динамики развития или упадка.

8 4) Типологически метод – классификация исторических явлений, событий, объектов по группа) на заданном основании).
5) Системно-структурный метод – раскрытие целостности объекта при многообразии составляющих его структур (относительно устойчивой совокупности отношенйий элементов в системе).
2. Методы, характерные для большинства гуманитарных наук:
1) Синхронический метод - позволяет установить связи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России и ее регионах.
2) Статистический метод - систематический сбор информации о массовых общественных явлениях по заранее определенной программе в форме текущей регистрации или путем периодических обследований.
3) Социологический метод – истолкование объекта с точки зрения отражения в нем социально-идеологических интересов сословий, классов, партий и других общественных групп.
3. Специальные (собственно-исторические) методы познания.
1) Метод периодизации – деление процессов развития на основные качественно отличающиеся друг от друга периоды, этапы общественного развития.
2) Проблемно-хронологический метод – изучение последовательности исторических событий во времени.
3) В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика
математическое моделирование исторических процессов.
В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, французский историк Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъёма и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном

9 мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США — новой экономической историей, или клиометрией. Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.
2.2. Основные подходы (концепции) изучения исторического процесса.
Можно выделить несколько наиболее распространенных концепций исторического процесса по различным критериям:
Исходя из общих закономерностей развития исторического процесса можно выделяются следующие подходы:
1. Объективно-идеалистическая концепция: ведущая роль в историческом процессе отводилась действию надчеловеческих сил:
1) Теологическая концепция: исторический процесс как результат проявления Божественной воли. Порядок вещей установленным волей Бога считался неизменным и неподвластным человеческому разуму.
Основоположником этой концепции влияние является Аврелий Августин.
Историю воспринимали как результат линейного развития по плану, определённому Творцом. Сторонники теологической концепции исходят из того, что как личность, так и общество – лишь песчинки в руках всесильного
Бога.
В своем труде «О граде Божьем» обосновал представление о том, что история развивается от низшего «царства язычников» к высшему «царству
Христа», когда возникает вселенское справедливое государство под руководством Римской церкви. Движущей силой истории является божественный замысел, или Провидение. Причинность в истории - это измерение меры греховности исторического деятеля перед церковью официальными историографами-монахами. Отсюда и повышенный интерес к личной жизни монархов, знати, духовенства.

10
Схема. 1 Концепция исторического процесса по Аврелию Августину
2) Объективистская концепция (объективный идеализм): исторический процесс есть результат Мирового духа, Мировой воли, Абсолютной идеи,
Провидения. Одним из сторонников был Эрнст Нольте, который следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей.
2. Субъективно-идеалистическая (прагматическая) концепция объясняет развитие исторического процесса деятельностью великих людей, крупных политических деятелей.
1) Начало использования этого метода связано с античными историками
Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Они видели причины явлений в действии двух непересекающихся сил: воли богов и характером исторических персонажей.
2) В целостном виде концепция была сформулирована автором первой
«Всеобщей истории» Полибием. Он рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в деяниях которых искал все причины и следствия.

11 3) Субъективные идеалисты, сторонники культа «великой личности» считают роль личности лидера (главы государства, вождя партии) определяющей в историческом процессе..
3. Материалистическая (рационалистическая) концепция утверждает, что мир состоит из вещей, не сотворенных богом; материя первична и определяет сознание, поэтому вещественный мир познаваем; в историческом процессе существуют причинно-следственные связи, действуют исторические закономерности.
Методологические подходы в рамках рационалистической концепции различны:
1) Эволюционизм: рассматривает историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития, как поступательный прогресс в направлении освобождения личности и гуманизации отношений во всех сферах (экономике, политике, культуре).
2) Марксизм: рассматривает главной причиной исторического прогресса усложнение социально-экономических форм бытия, основанных на господствующей форме собственности, и как его конечное разрешение – торжество бесклассового коммунизма с уничтожением любой частной собственности. Этот подход был развит в трудах историков-марксистов
(преимущественно в нашей стране). Согласно этому подходу, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий – общественно-
экономических
формаций:
первобытнообщинную,
рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм - первая
фаза коммунистической формации).

12
Схема. 2. Марксистская концепция исторического развития
 Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции, которая происходит в результате углубляющегося конфликта между вышедшими на новый уровень производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс проводит преобразования во всех сферах общественной жизни и тем самым создает предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Образуется новая формация.
 Марксистская концепция истории огромную роль придавала классовой борьбе и революциям. Классовая борьба являлась основной движущей силой истории. Марксистская концепция истории на основе определенных критериев дала четкую объяснительную модель исторического развития, представила историю человечества как объективный, закономерный, поступательный процесс.
Марксистка общественно-экономических формаций, отражала уровень исторической науки XIX века. Ее недостатки на современном уровне исторического познания видятся в следующем

13
 формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития и создает определенные трудности в отражении многообразия, многовариантности исторического пути различных стран и народов.
 отношения труда и капитала, описанные для характеристики буржуазного общества XIX века и имевшие, в определенном смысле, все мирно-исторический характер, в настоящее время также не подходят для понимания процессов, происходящих в развитых индустриальных странах.
 формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в развитии исторического процесса.
 данный подход содержит элементы социального утопизма. В частности, утопичной является сама коммунистическая идея как идея создания общества полной социальной справедливости и социального равенства.
3) Цивилизационный подход: исторический процесс представляет собой циклы существования (начало, расцвет, загнивание и гибель) локальных цивилизаций: смену стадий исторического развития - традиционная (аграрная), индустриальная (промышленная) и постиндустриальная (информационная).
Цивилизационный подход впервые представленный в конце XIX в. в работах немецкого ученого Эдуарда Мейера был доведен до теоретического совершенства Николаем Яковлевичем Данилевским, Освальдом Шпенглером
Арнольдом Тойнби и Питиримом Сорокиным.

14
Схема. 3. Сущность цивилизационного подходы к истории
Цивилизация
(от латинского гражданский, государственный) представляется как
 синоним культуры;
 уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная, современная цивилизации);
 ступень общественного развития, следующая за варварством.
Цивилизационный подход направлен на познание истории общества с учетом особенностей стран и регионов, многовариантность исторических процессов, оценки уровня достижений стран, их вклада в мировую цивилизацию.
Ключевыми принципами цивилизационного подхода являются:
 История мировой цивилизации имеет свою внутреннюю логику, согласно которой человечество развивается циклично в зависимости от развития материальной культуры, технологических открытий и научных представлений. Гибель мировых цивилизаций объективно обусловлена неспособностью отказаться от старых традиций и широким усвоением культуры другими народами;
 Все цивилизации проходят сходные этапы в своем развитии: архаический, феодально-крепостнический и товарно-денежный. По мере деградации культуры происходит люмпенизация населения метрополии, возрастает роль периферийных центров и империи

15 распадаются. На такие периоды приходятся освободительные революции и образуются национальные государства.
Причинность в истории согласно цивилизационном подходу лежит:
 в географическом положении государств,
 в близости к всемирно-историческим культурным центрам,
 в национальном характере и традициях населения,
 в субъективном, или человеческом факторе, который способен либо ускорять, либо замедлять течение процесса.
Цивилизационный подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и народов, он позволяет широкое использование сравнительно-исторического метода исследования, дает возможность лучше оценить уровень достижений различных народов, их вклад в развитие мировой цивилизации, отводит должную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам.
Однако теория локальных цивилизаций не учитывает в должной мере связи и преемственности между различными цивилизациями, не объясняет феномен повторяемости. В конце концов оказывается, что в истории происходят замкнутые круговые движения и о каком-либо прогрессивном развитии говорить не приходится. Недостатком цивилизационного подхода является также недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.
2.3. Другие подходы (концепции) изучения исторического процесса.
Ряд ученых пытались создать единую концепцию исторического прогресса, которая включила бы в себя все ценное, содержащееся в формационном подходе, цивилизационной теории, а также достижения представителей других школ и направлений. Среди них
1. Школа «Анналов»: концепция реконструкции исторических фактов, анализ всех существующих в социуме связей (экономических, социальных, культурных), изучение массовых представлений людей той или иной эпохи, смены ценностных установок на протяжении веков. Данная школа

16 представлена Л. Февром, М. Блоком, Ф. Броделем. А. Я. Гуревичем и др. авторами.
2. Мир­системный подход: становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития; страны «мирового центра»
(Запад), где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии». Представлена И. Валлерстайном,
Дж. Ариги, А.В. Коротаевым и др. авторами.
3. Геополитическая концепция: отдает приоритет географическим условиям развития, включая климат, почву, влияние соседних народов, близость к морям.
Основой концепции является противостояние на исторической арене континентальных (теллурократических) и морских (таласократических)
держав – Рим и Карфаген; Россия и Великобритания, СССР и США.
Представлена Р. Челленом, З. Бжезинским, А. Дугиным и др. авторами.
3. Источники изучения истории.
Все, что сейчас известно о прошлом, воссоздано историками на основе исторических источников, представляющих собой материальные остатка прошлого и его отпечатки в сознании людей.
Историческая наука выработала систему классификации исторических источников, которая основывается на принципе носителя информации. Эта система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, которые находятся на вооружении исторической науки. Выделяют шесть типов источников:

17
Схема. 4. Классификация исторических источников
1.
Письменные
источники: древние летописи, мемуары, делопроизводственные документы, статистические материалы, периодические издания газет и журналов, художественная литература.
 Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами
Кириллом и Мефодием.
 Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Наиболее разносторонними и полными являются именно письменные источники, которые распадаются на несколько разновидностей: повествовательные (нарративные) - исторические, публицистические и, в некоторой степени, беллетристические произведения современников; законодательные акты, записи обычного права, судебные протоколы, документы

18 делопроизводства, государственная, частная переписка, периодическая печать и др.
 Повествовательные источники дают наиболее разносторонние сведения о прошлом, но они страдают тенденциозностью и субъективизмом. Более достоверно, хотя сравнительно односторонне, отражают прошлое документы законодательного и юридического характера.
2. Вещественные источники: орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения, произведения искусства.
 Вещественные источники обладают наибольшей достоверностью.
 материальные остатки прошлого: предметы труда и обихода, постройки и др. Но их удельный вес сравнительно невелик в общей массе источников. Решающее значение они сохраняют при изучении дописьменных периодов истории.
 Ими занимается особая наука - археология.
3. Этнографические источники: культурные, религиозные, бытовые традиции, обычаи, обряды, праздники, нормы поведения разных народов, которые наследуются из поколения в поколение.
 К ним относят культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов.
 Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.
 Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение, этнический состав народов мира, их культуру, быт, нравы и обычаи.
Подобно тому, как археологи по остаткам предметов материальной культуры воссоздают картину хозяйственной жизни и общественного строя далекой древности, этнографы восстанавливают по остаткам старины черты прошлого современных народов, прослеживают процессы их этнического развития.

19
 Этнографическое обследование отсталых народов помогает уточнить с помощью сравнительно - исторического метода представление о ранних ступенях развития передовых народов.
4. Устные источники: фольклор (былины, легенды, сказки, песни, рассказы очевидцев пережитых событий).
 Воспоминания о пережитом родителей, бабушек, дедушек, других родственников, знакомых, людей – участников различных событий.
 Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником, основой для исторических исследований
 Между тем они несут отпечаток личности, социального происхождения говорящего, исторического контекста. Не зря говорят «Врет как очевидец»
5. Лингвистические источники: происхождение слов, развитие языка как средства мышления и общения.
 Память о прошлом сохраняют не только люди, но и языки, на которых они говорят. Например, происхождение в славянских языках слов, которые обозначают названия растений и животных, позволяет ученым сделать вывод о местонахождении древней прародины славян.
 Можно точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет «чужеродное» происхождение.
6. Аудиовизуальные источники (фото-, кино-, видеодокументы, звукозапись) и Интернет-ресурсы.
 Они отображают значительный период новой и новейшей истории.
 Фотография появилась в середине XIX в.,
 Кино – в самом конце XIX в.
 В ХХ в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого – звуковым.
 Во второй половине XX столетия появились видеозаписи.

20
 Материалы, отснятые на фото-, кино- и видеопленку, позволяют
«остановить» мгновение, «оживить» невозвратно ушедшее прошлое.
 Классификация исторических источников является условной.
4. Вспомогательные исторические дисциплины
Овладение историческими знаниями, основными приемами работы с первоисточниками, требует изучения вспомогательных исторических дисциплин. Они имеют сравнительно узкий предмет исследования, изучают его детально и тем самым помогают более глубоко понимать исторический процесс в целом.
К вспомогательным историческим дисциплинам относится:
Генеалогия (греч. geneologia– родословная) – наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика(лат.Heraldus – глашатай) – наука, изучающая гербы
Дипломатика(греч. Diploma – документ) – наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология(греч. metron – мера и logos – наука) – наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика(греч. Onoma – имя, наименование) – наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов:
Топонимика наука о географических названиях
Антропонимиканаука, изучающая личные имена людей
Этнонимика – наука, изучающая названия городов
Теонимиканаука, изучающая имена богов
Нумизматика(лат. Numisma – монета) – наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.

21
Палеография(греч. Palos – древний и grafo – пишу) – наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии
(почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика(греч. Sphragis – печать) – наука, изучающая печати
Хронология (греч. Chronos – время) – наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. Etymon – истина, истинное значение слова) – раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.
Эпиграфика, разбирающаяся в надписях на зданиях, памятниках, могильных плитах, произведениях искусства и одежде;
Наиболее значительными вспомогательными историческими дисциплинами считаются:
источниковедение, которое помогает исследователю расшифровать и критически осмыслить текст документа,
историография, задача которой состоит в описании и анализе взглядов, идей и концепций историков и изучении закономерностей в развитии исторической науки.
5. Отечественная Историография
Историография – это наука, которая анализирует и обобщает труды по истории, выявляет состояние исторической науки, ее достижения, пробелы, проблемы. Среди проблем историографии – хронология, достоверность источников, субъективизм в освещении исторического процесса и др.
1. Отцом русской историографии с полным основанием называют В.Н.
Татищева (1686-1750 гг.). Он был первым россиянином, который профессионально занимался проблемами истории нашего Отечества. В.Н.
Татищев входил в число тех, кого А.С. Пушкин называл «птенцы гнезда
Петрова». Он сочетал в себе таланты воина, администратора и исследователя.

22
Татищев впервые в русской сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого общества и обосновать принципы государственной власти.
Согласно его воззрениям, движущей силой истории является государство в форме монархии. Делом всей жизни стал обобщающий труд «История
Российская с самых древнейших времен» в 5-ти томах.
2. Великий русский ученый-энциклопедист М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) был не только выдающимся ученым в области естественнонаучных знаний, но и крупным историком своего времени. Его исторические взгляды сформировались в острой борьбе против норманнской теории, которая отрицала самостоятельное становление и развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию, прогрессивность которой заключалась в признании роли народа и просвещения. При этом он не отрицал и прогрессивную роль самодержавия в истории России.
3. Заметный вклад в изучение отечественной истории внесли работы М.М.
Щербатова (1733-1790 гг.), русского общественного и государственного деятеля, публициста и историка. Наиболее последовательно Щербатов изложил свои взгляды на нашу историю в «Истории российской от древнейших времен», которую он довел до 1610 г. Основная его точка зрения на историю состоит в том, что ход событий есть результат сознательной деятельности правящих личностей, подчиняющих массы своей воле. Согласно концепции Щербатова, ведущим сословием российского общества было дворянство, отличавшееся доблестями на пользу Отечества.
4. Выдающийся историк, писатель и публицист Н.М. Карамзин (1766-1826 гг.) - автор знаменитой «Истории государства российского» в 12-ти томах. А.С.
Пушкин в своей «Автобиографической прозе» подчеркнул, что труд Карамзина есть создание не только великого писателя, но и подвиг честного человека. Для
Карамзина история представляла собой выражение общественного прогресса, в основе которого была борьба разума с заблуждениями, просвещения – с невежеством. Согласно воззрениям автора, решающую роль в истории играют великие люди. Поэтому в своей работе стремился раскрыть идейные и

23 моральные мотивы, которые определяли поступки исторических деятелей.
Основная идея историка: органически присущей России формой правления является самодержавие.
5. Крупнейшим историком дореволюционной России является С.М.
Соловьев (1820-1879 гг.). Главным трудом его жизни стала «История России с древнейших времен». Первый том вышел в свет в 1851 г., после чего вплоть до самой смерти автора, ежегодно, из года в год выходило в свет по одному тому.
Последний, 29-й том, появился в 1879 г., уже после смерти ученого.
Основными факторами исторического процесса Соловьев считал государство и народ. Большое значение он придавал природным условиям, этническому составу населения. Главным содержанием исторического процесса России ученый считал борьбу между государством и родовым княжеским началом, которая, по мнению Соловьева, и определяла становления российского государства и общества.
6. В середине XIX в. сложилась государственная (юридическая) школа в русской историографии. Ее основоположниками были выдающиеся государствоведы и историки права Б.Н. Чичерин (1828-1904 гг.) и К.Д.
Кавелин (1818-1885гг.) – идеологи умеренного либерализма в России.
Ведущую роль в историческом процессе они отводили государству. Будучи сторонниками эволюции, свободы и прогресса, представители государственной школы негативно относились к революционно-демократическому движению, активно выступали против распространявшегося в России марксизма.
7. Вершиной отечественной исторической мысли на рубеже XIX-XX вв. явились исследования В.О. Ключевского (1841-1911 гг.). Итогом его более чем
30-летней научной и преподавательской деятельности стал «Курс русской истории», который получил всемирную известность и переведен на основные языки мира. В развитии России историк признавал огромную роль государства, считал одной из основных особенностей русской истории колонизацию, придавал большое значение хозяйственной деятельности народа. Для работ
Ключевского характерен великолепный литературный язык. Его лекции

24 буквально завораживали студентов, и он по праву считается непревзойденным лектором-историком.
8. К числу выдающихся последователей Ключевского принадлежит С.Ф.
Платонов (1860-1933 гг.), которого современники называли одним из властителей дум в русской историографии начала XX столетия. В 1917 г. вышли «Лекции по русской истории» Платонова, достоинством которых является сжатый и ясный язык, наличие в них в качестве предисловия очерка русской историографии и обзора источников по русской истории. Главным достижением научной деятельности ученого стали его знаменитые «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.».
В советское время Платонов был избран членом Академии наук СССР. Одно время он возглавлял Археографическую комиссию, являлся директором
Пушкинского дома Института русской литературы АН СССР и библиотеки
Академии наук. Однако в начале 1930 г. он был арестован, обвинен в участии в мифической «контрреволюционной монархической организации» и сослан в
Самару, где и умер в 1933 г.
9. Советская и современная историография.
После Октябрьской революции господствующими в стране стали марксистская идеология и методология. Самобытный русский исторический процесс стал рассматриваться только через призму марксистской доктрины.
История России представала как арена жестокой и непрерывной классовой борьбы. Фактически игнорировались многие стороны общественной жизни, в том числе этнической, культурной, нравственной, политической.
Тем не менее, находясь в узких рамках, заданных партийной идеологией, советские историки многое сделали в области частных исследований (изучение трудовых отношений и хозяйственно-экономических процессов, разработка проблем, связанных с выявлением характера взаимодействия сословий, классов и государства, выяснение места и роли народных масс в истории, развитие науки, техники и промышленности).

25
В рамках марксистской парадигмы были созданы интересные научные концепции и гипотезы, которые стимулировали развитие научной мысли.
1. Михаил Николаевич Покровский (1868-1932), материалист, марксист, один из основоположников советской исторической науки, автор трудов
«Русская история с древнейших времен» в 5 томах, издана в 1910-1913 гг.;
«Русская история в самом сжатом очерке» в 2-х частях, издана в 1920 г.
2. Серьезными исследованиями отметились такие видные советские историки, как Б.Д. Греков, П.А. Зайончковский, А.А. Зимин, Е.В. Тарле, И.Д.
Ковальченко, В.Л. Янин, и целого ряда других широко известны не только в отечественных, но и в международных научных кругах.
3. Во второй половине XX века признанным главой советской исторической школы был Борис Александрович Рыбаков (1908-2001), археолог, историк, академик советской эпохи, основополагающие труды по Древней Руси, в т.ч.
«Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.», «Мир истории: Начальные века русской истории», «Язычество древней Руси».
4. Перед современными исследователями стоит задача, используя все то положительное, что было накоплено предшественниками, и, освободившись от идеологических шор и несостоятельных концепций, продолжить изучение многовековой истории России. Важно отметить, что в последние годы был сделан определенный шаг вперед в освещении многих проблем отечественной истории.
Ведущим центром изучения отечественной истории является Институт
Российской истории РАН. Институт возглавляет современную разработку проблем отечественной истории, издает не только монографии, но и учебные пособия с инновационной трактовкой, весьма дискуссионной. В их числе
«История России с древнейших времен до начала XXI века», под общей редакцией А.Н. Сахарова.

26
Вопросы для самопроверки
1. Кого считают «отцом истории»?
2. Зачем люди изучают историю?
3. Что такое история, каковы ее содержательные границы и связь с другими общественными науками?
4. Какие методы исторического исследования вам известны?
5. Какие основные принципы изучения истории вам известны?
6. Что принято понимать под историческим фактом
7. Что такое исторические источники? Приведите примеры разных видов источников.
8. Какие науки помогают историкам в изучении прошлого?
Список литературы
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2011 (и последующие издания).
Введение.
2. Деревянко А.П., Шабельникова Н. А. История России: Учебник - М., 2006.
Предисловие
3. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.
Для бакалавров. – Спб, 2012.
Глава 1. Как историки пишут историю. (История в системе социально-
гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки).


написать администратору сайта