Лекция 1 Философия, её предмет и роль общественной жизни
Скачать 314.1 Kb.
|
Философия зарождается в Китае в 7-8 вв. до н.э. основные направления: -даосизм -конфуцианство -легизм Характерные черты китайского мировоззрения: -восприятие своей страны как центра существующего мира. -высшая ценность китайского мировоззрения - считалось небо, от которого зависили судьбы людей. -восприятие мира, как единого целого. -консерватизм. -осознание силы коллектива. -уважение государства. -понимание жизни, как жизни духа в телесной оболочке. -уважение родителей и почитание предков. Центральное место в философии Китая занимает проблема человека. Человек является сгустком 3 видов энергии: -цзии (семя жизни) -ци (строительный материал для всего сущего, делится на вещественную и духовную. -шинь (неистребимая духовная энергия). Китайская философия делиться на 2 вида сексуальной энергии: Инь и Янь (мужская и женская энергия) В основе существования живой и неживой природы лежит единство и борьба Инь и Янь. Особенности восприятия человека в китайкой философии: -отчет человеческой жизни начинается с момента зачатия. -человек не исключаетсяиз общества после смерти. -человек должен ценить земную жизнь, всячески продлевая ее. -мир возник из гиганта Пань-Гу. Не было кастового общества, были сословия , критерий –образование. Религиозные функции выполняли старшие в роду, имели право осуществлять церемонии, связанные с поклонением богам. Во главе княжеств были Ваны. Главный объект поклонения – Тянь – небо В мифологии существовали духи, демоны, оборотни Конфуций жил в 6 веке до н.э. Он происходил из дворянского рода, но очень обедневшего. Только к 14 годам он смог получить образование, а в 50 лет он основал свою школу, в которой было одной из основных идей – следовать обычаям предков, почитать старших. Конфуций создаёт для Китая социальную этику, учение о нравственном поведении в обществе, устойчиво только то общество, которое зиждется на нравственных основах, принятых основным большинством населения – залог гармонии. Учение об исправлении имён: Каждое лицо должно выполнять свою социальную роль в соответствии с традициями Царь должен быть настоящим царём, следовать идеалам китайского общества того времени Сын должен быть настоящим сыном отец должен быть настоящим отцом Конфуция интересовало познание людей Главное знание-знание о поведении людей. Цель его-реализация удачного управления , для которого нужно соблюдать принципы. Принципы этики Конфуцианства: 1) принцип взаимности – если тебе оказали услугу, то и ты должен оказать соответствующую услугу. 2) Принцип золотой середины, меры во всём. 3) Принцип человеколюбия или «Жень» не делай другим того, чего не желаешь себе. Конфуций разрабатывает идеальный образ, портрет поведения благородного мужа, которому противопоставляет низкого человека. Следовать долгу и закону, готов пойти на смерть, а не думает о том как бы лучше устроиться 4)Уважение к старшим. Благородный муж-идеал поведения, противопоставление –низкий человек. Человек из толпы склонен подражать высокому человеку. Благородный муж должен выполнять свой долг. Он готов пойти на смерть ради человеколюбия. Низкий же думает о том, как лучше устроиться в обществе. Благородному трудно доставить радость , легко услужить. Он человек золотой середины. Его мораль подобна ветру. Мораль низкого подобна траве Куда дует ветер, туда стремится и трава Задача Конфуция –гармония в обществе Знать – знать людей Нельзя изучать неправильные взгляды. «слушаю много, выбираю лучшее и следую этому» Следующее направление – Даосизм Основоположником считается Лао Цзы В основе бытия лежит Дао, первоначатие, мать всех вещей. наука о Дао – антология, наука о создании бытия всё происходит из Дао и в него всё возвращается. Диалектика – о развитии, источнике развития. Существовало 2 дао: 1) безымянное 2) имеющее имя Путь дао – путь мира Даосы – ранние пацифисты Первое Дао – идеальное, постоянное Дао Второе Дао – состоит из мельчайших материальных частичек Ций (бытие) Эти два Дао взаимосвязаны и вытекают одно из другого. В чём задача? в чём принцип жизнедеятельности мудреца: Осуществлять победоносное не деяние и созерцание космоса. -Дао (субстанция из которой произошел мир). -Дэ (энергия, из-за которой Дао преобразовалось в окружающий мир Следующее направление -Легизм - школа законников. Основной вопрос: "Как управлять обществом?" Легизм выступает за управление обществом путем государственного насилия. Основные принципы: -человек первоначально обладает злой природой. -эгоизм - движущая сила человеческих поступков. -закон и наказание одинаковы для всех. Лекция №3(14.02.14) Античная философия Философия Древней Греции (Античная) делится на 3 ПЕРИОДА: 1) Досократический (до Сократа) (7 в. до н.э. – 5 в. до н.э.) 2) Классический (Сократ, Платон, Аристотель) (прибл. 5-4 в. до н.э.) 3) Эллинистический. В это время появляется основоположник материализма – Демокрит (говорит, что в основе мироздания атомы) (4 в. н.э. – 5 в. н.э.) ● До Сократа Античная философия начинается с мыслителей, которые ищут субстанцию – основу мироздания, которая в своем существовании не нуждается ни в чем постороннем. Пифагорейцы Античная философия начинается с последователей Пифагора – пифагорейцев Что же не фантастика – миф, а подлинное лежит в основе мироздания? Для Пифагора этим началом является число – то, что преобразует мир; Каждое число обладает своим сакральным смыслом: единица – начало единения двоица – начало разделения три – первое единство во множестве «Весь мир есть гармония и число» - Пифагор (существует гармония, в которой лад – космос противостоит бездне, хаосу) Объясняя существующий мир, они сочинили свою теорию противоположностей, во главе которой стояли числа: Нечетное - четное Предельное – беспредельное Единство – множество Покоящееся – движущееся Свет – тьма Добро – зло Мужское – женское Они постулировали это тем, что мир создается единством противоположностей, однако объяснить в чем начало начал они не могли. Пифагорейцы были сторонники аристократии (во главе государства немногие лучшие), противостояли демократии Учение просуществовало порядка 900 лет с 6 в. до н.э. – 3 в. н.э. *Знаменитым пифагорейцем был учитель Платона - Архиг Милетская школа Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен Это направление лежит у истока – материализма ● Фалес «Весь мир полон демонов и богов, весь мир произошел из воды – материального начала» + Идея единства мироздания -все сущее происходит, из воды, все пребывает в воде и возвращается в воду. -вода - основа мира. -душу считал материей. ● Анаксимандр Анаксимандр составил первую географическую карту, изобрел солнечные часы. Исследуя субстанцию, говорил, что в основе бытия лижет такое начало как апейрон – неопределенное, беспредельное и бесконечное первовещество, начало (безначальное, бесконечное, всеобъемлющее, вечное телесное начало, которое порождает противоположности). -начало мира - нечто безграничное. -за первоначало брал - Апейрон (вещество без границ), из него обособлено теплое теплое и холодное - качество противоположностей, которые дали начало всем веществам. ● Анаксимен В основе мироздания – воздух (он сгущается – образуются тучи – они растут – образуется земля – воздух разряжается – образуется огонь и т.д.) -началом мира - считал воздух. -огонь - это разряженный воздух. Сгущаясь воздух становиться первоночально водой, затем землей и камнем. -душа так же состоит из воздуха. Демокрит Демокрит – основоположник материализма. По рождению был сыном очень богатого гражданина (история с наследством ...) В основе бытия – атомы (частицы полноты), которые носятся в пустоте, характеристикой является то, что те находятся в бесконечном движении, но отличаются друг от друга формой (есть круглые, квадратные и т.д.). Атомы различаются по весу Все в мире, даже душа, состоит из атомов (мельчайших). Атом – бескачественный и чувственно невосприимчивый элемент Как из атомов образуется тело? В результате вихревых движений, выстраиваются атомы (тяжеленные – основа, внутри, а легкие нарастают снаружи) – 1-е атомное учение Но Демокрит утверждал, что атом неделим (обратное на опыте – Резерфорд) Гносеология: Как человек познает мир? Мир познаваем с помощью наших ощущений (осязания) – сенсуализм (sensus – ощущение) В отличие от пифагорейцев Демокрит был сторонником демократии Гераклит Эфесский Гераклит – основоположник диалектики (искуство беседы, спор (античный термин)) - Учение о становлении и развитии бытия и познания. Гераклит жил в Эфесе. Принадлежал древнему аристократическому роду. Потомственный жрец при храме Артемиды. Полагал, что мир нужно рассматривать не в статике, а динамике (ведет к релятивизму) Цикличность: бытие небытие обратно смерть одного = рождение другого (и наоборот) В основе общественного круговорота вселенной – единство и борьба противоположностей Борьба – отец всего, при этом неизменным остается закон мироздания – логос (порядок) – мироправящий разум. В основе бытия вселенной лежит огонь (воплощение постоянного движения). Мир не создан никем, а есть огонь: то меркнущий, то загорающийся – впервые приходит к мысли о цикличности развития мироздания (космический год 10800 лет). «Все течет, все изменяется». Человеческая душа – огненное испарение. Самая лучшая душа – сухая(лучшая душа). Мокрая(погрязая в наслаждениях) душа – плохая душа. Смысл бытия – обретение мудрости. Гераклит был сторонником монархической формы правления, резким противником демократии (управлять должны лучшие, а не толпа) Основа учения – движение вечное. Представил себе мир как процесс. Источник движения и развития – борьба противоположностей. «Все течет, все меняется» «война – отец всего». Критиковал Гомера, за то, что тот прославлял мир. (статика). Субстанция у Гераклита – ОГОНЬ. Считал, что все произошло из огня (даже душа). Весь мир рождается и сгорает мировой год – 10500 лет. Необходимость возникновения вещи – ЛОГОС. Еще это закон мироздания (мироправящий разум). Логос целого остается неизменным. Гераклит представляет мир как целый организм. Цель человека – обретение мудрости. Мир целостный, а в центре – ЛОГОС, гераклит сенсуалист Элеатика Основоположники: Ксенофан, Парменид, Зенон |