Лекция 1 Философия, её предмет и роль общественной жизни
Скачать 314.1 Kb.
|
Характерные черты французского материализма. Механистический материализм Детерминизм (все в мире причинно обусловлено, случайностей не существует) - фатализм (место свободе нет никакого). Пафос философии эпохи П. : необходимо было изменить идеология, вместо религиозной - философию светскую - антиклерикализм (против церкви - «Раздавите гадину») Деизм - такая точка зрения, которая считает, что Бог создал мир, а дальше мир развивается по своим собственным законам. «Если бы Бога не было, его стоило бы придумать», т.к. Бог смиряет эгоизм власти, и сдерживает толпу. Религия необходимо не то, что возносит душу, а то, что выполняет унитарные цели. Антиклерикализм – против католической церкви. Вольтер говорил про церковь: «раздавите Гадину». «Если бы Бога не было, то его следовало бы придумать». Руссо «об общественном договоре». Выдвигает идею об общественной необходимости и возможности револющии, которые потом вопротились в якобинском движении против монархии. ИТОГ: Французская философия 18 века – подготовка к буржуазным револющиям. Вальтер(материалист,сенсуалист) Деизм – Бог создал мир, а дальше мир развивается сам. Деизм был прикрытием материализма. Он критиковал Берклия. Главная ненависть Вальтера – ненависть к католической церкви. В одном из своих сочинений он откровенно говорит «раздавите гадину, она живёт за счёт народа». Но сочеталась и идея религии. Если бы бога не было, то его следовало бы придумать. Религия – узда, которая сдерживает людей против произвола собственников, власти. Он так же выразитель идеологии буржуазии и хочет равных прав. Монтескье (17-18 вв) Монтескье до конца разрабатывает теорию разделения властей за Локком(законодательная, исполнительная и судебная власти) Последователь Локка, разделял идею трех составляющих (гос, исполнит, федеральную – власть монарха, как министр иностранных дел). работу «О духе закона». Любые абстрактные пожелания должны быть связаны с реальной действительностью. Гос. Управление зависит от ц Прикладной политик. 2) Гос. Управление зависит от условий (принципы зависят от): - территорией страны (размеры страны) - с климатом, рельефом - географическим положением (островное, полуостровное или материковое) - с наличием полезных ископаемых - от количества населения - с религией - с нравами, обычаями и деятельностью занятых людей. Позитивное право - право с конкретными факторами бытия Впервые обращает внимание на то, что законы нельзя априорно вводить. Они должны быть связаны с условиями страны. Жан Жак Руссо Работа «Об общественном договоре», где говорит о том, что государство, основанное на общественном договоре все свои вопросы должно решать на всенародном голосовании (референдуме)(не за представительную демократию, а за прямую). Многие считали, что толпа не может решать сложные вопросы. Прямая демократия недостижима из-за того что: Слишком громоздкая и дорогая процедура Это власть толпы, где самые умные и развитые в меньшинстве Антиисторический мыслитель. Считал, что государство мгновенно может быть изменено по желанию граждан. (как Бекон – человек – винтик). Был сторонником революционного изменения общества. За свержение монархии (человек в оковах при ней). Дени Дидро Стоял у истоков создания «Французской энциклопедии» (собраны знания по всем наукам). Общество развивается прогрессивно (Гизон - общество прогрессирует) В этот период происходят революции, навсегда меняя социальное сознание людей. Деизм – Бог создал мир, но не вмешивается в его дела. Многие философы того времени деисты. Б. Паскаль Религиозый философ, подчеркивает трагичность бытия без Бога. Создает работу: «Мысли». «Человек – мыслящий тростник» - знаменитое высказывание. Отличался от остальных философов нового времени. Главный лозунг « разум может все победить» Гизо, Кондорсэ Развитие человеческого разума – главный источник человеческого прогресса. Идеализм в понимании явлений общественной жизни. Лекция8 Немецкая классическкая философия Кант Родоначальник – Кант. На него оказали влияние и эмпирики и рационалисты. Он преодолевает противоположность эмпиризма и рационализма. Утверждает, что в процессе познания большую роль играют и ощущения, и понятия. «Ощущения без понятий слепы, понятия без ощущений пусты» Существует два периода у Канта: Докритический и критический Агностик, дуалист, противник утилитарной морали. Работы: «критика чистого разума», «критика практического разума», «критика способности суждения» Гносеология Канта. В ней он отрицает Бога, но в этике он вынужден признать существование Бога и бессмертие души. Говорит, что наши понятия начинаются с ощущений. Воздействуют на органы чувств и создают некоторый хаос. О Вещь в себе S Мы упорядочиваем этот хаос с помощью априорных доопытных форм мышления. Их содержит человеческий рассудок. Эти понятия нельзя вывести из опыта, содержатся в рассудке. Априорные формы познания, которые связаны с понитейным мышлением разума: Понятия:причинности, возможность, единоличное,множественное, Априорные формы чувственности: пространство и время Источником знания являются не только органы чувств, но и рассудок Что помогает рассудку создавать новые понятия? Интеллектуальное воображение. Благодаря нему мы создаем то, чего не было в природе. Смекалка – способность применять общие знания в конкретных условиях. Общий вывод: «Разум человека творит мир». Ступени познание ( Три интеллектуальные способности по Канту) Смекалка Рассудок(анализ) Разум. Создает идеи и идеалы, которые не встречаем в действительности. Идеалы, которые содержатся в разуме, регулируют поведение людей. Мы рассматриваем действительность через противоречия. Все состоит из простого и все состоит из сложного Идеалы важны как ориентиры деятельности Вывод. Кант – дуалист. В докритический период был материалистом, а в критический – дуалистом. Этика Канта. Вопрос: «Что значит – быть нравственным?» Нравственность возникла в процессе трудовой деятельности человека. Предшественники Канта были утилитаристами («нравственно то, что полезно (или мне лично, или обществу в целом)») и гедонисты (позиция этики, которая говорит, что смысл жизни человека в достижении счастья». Кант выдвигает другую этику: «Нравственно то, что исходит из моей свободной воли». Автономная добрая воля. Критерий нравственности находится внутри моей души, нравственен лишь тот поступок, который совершен свободно, бескорыстно, исходя из чувства долга. Этика Канта – этика долга. «Нравственно то, что обладает общезначимым смыслом. Выдвигает категорический императив, его 2 формы: А. «Поступай так, чтобы правила твоего поведения соответствовали всеобщему законодательству» Б. «Никогда не используй человека как в своем лице, так и в лице других людей как средство, а только как самоцель» Обязаны допустить: Бессмертие человеческой души (добродетельный человек зачастую несчастлив) Человек рождается как биологическое существо,человек по природе животное,он зол, но имеет добрые задатки, Гносеологические взгляды включают в себя 3 ступени познания: 1 ступень: возникает понятие " веешь в себе» 2 ступень : абстрактна мышление 3 ступень: анализирует высший философский разум. Говорит, что разум запутался в противоречиях В своей гносеологии отрицает бытие Бога, по выводит его из своей этики. человеческая природа несовершенна биологическая природа человека делает его подобным животному человка нравственным делает церковь " нравственность - это результат автономной доброй воли" После него осн. Представители: Фихте, Шеллинг, Гегель. Фихте В основе бытия – абсолютное саморазвивающееся Я. Идеалист. Шеллинг Пантеист. В основе бытия – природа, но у нее внутри – мыслящее начало. Природа находится в бесконечном движении и развитии. Этапы: Неорганическая природа (дух спит) Органическая природа (дух просыпается) Млекопитающие (Дух дремлет) Человек (дух, который коренится в природе, сам себя осознает) Природа – эволюция и ее цель – пробуждение нравственности в человеческом обществе. Природа должна быть понята как спящий дух, а дух – как осознавшая себя природа. Пантеист Гегель объективный идеалист В основе бытия – абсолютный разум (абсолютный дух, абсолютная идея), который находится в постоянном движении, изменении. Работа «феноменология духа» Проходит 3 этапа развития: Дух в понятиях. Развитие в самом себе (в понятиях) Дух в природе. (отчуждение духа) Дух в человеческом обществе (дух осознает сам себя) В чьей философии дух осознает, что он существует? В философии Гегеля. В философии Гегеля – самопознания духа. Его философия – панлогизм Основные законы диалектики(мир можно ими описать): Закон единства и борьбы противоположностей. указывает на источник развития – в самом объекте. Объект является сложным образованием. Противоположности развиваются до противоречия, и в результате противоречия возникает новая мысль. 3 сферы бытия: Природа Общество С.Мышление Взаимный переход количественных изменений в качественные. Гегель показывает на примере воды. «Узловая линия мер». Точка изменения агрегатного состояния воды – Скачок. Количество – отображает общую характеристику. Качество – сущностная неповторимость объекта. Узловая линия – иллюстрирует взаимоотношения количества и качества. Мера характеризует такое соотношение количества и качества, когда объект неизменен 0 100 Мера Мера Скачок Мера Закон отрицания отрицания. Антитезис Второе отрицание Первое отрицание Снятия Тезис Положение-тезис Отрицание-антитезис Снятие (поступательность и преемственность одновременно) –синтез Гегелевская категория снятия – означает сохранение положительных элементов двух этапов Диалектические парные явления: Сущность – явление Содержание – форма Считал, что в основе мироздания – абсолютное начало. С точки зрения философов эпохи просвещения в 18ом веке движущей силой были идея и разум. Гегель был идеалистом в понимании общественной мысли. История – эволюция идей свободы. В древневосточных цивилизациях свободен один деспот. Есть свободные граждане, а есть рабы. Древний Рим – юридически закрепляется свобода человека. Германский мир – (мир, который захватили варвары; территория) происходит осознание того, что человек по своей собственной природе свободен. История – прогресс в познании человеком собственной свободы. Конституционная монархия была для Гегеля лучшей формой правления. Война дисциплинирует нацию. У Гегеля было противоречие между методом и системой: Метод – диалектика, не видит предела развития, конца эволюции, а метод сочетался с консервативной системой, Гегель кладёт предел развития в некоторых сферах. Предел религиозного развития – протестантизм. Природа многообразится в пространстве, не развиваясь. За такие противоречия его очень критиковали. Его учение – вершина объективного рационализма и идеализма. Рационалист, панлогист (все развивается по законам логики). Л. Фейербах Отрицатель философии Гегеля, Материалист, сенсуалист. Не верил в бога, был атеист Его философия сильно повлияла на философию марксизма. Его ошибка: Не понял диалектики Гегеля и отбросил ее. Метафизик. Абсолютный разум – разновидность божественной сущности. Ставит эту сущность вместо Бога. Фейербах становится атеистом. Абсолютного разума не существует, существует природа. Она первична, познание природного мира происходит с помощью сувств. Первая работа: «Мысли о смерти и бессмертии». Публикует эту работу анонимно. Бог это выдумка человека, он препятствует развитие человека, продуцирует пассивность. Узнают, что написал он, увольняют его и он уезжает к жене в провинцию, там пишет свои сочинения. Главное: «Сущность христианства». Декарт: Я мыслю, след. Я существую, у него : Я чувствую, след я существую. Внутренняя сущность, важнейшая – ощущения, через них он познает мир. В работе задается вопросом: «откуда у человека возникла идея Бога? Вальтер и Дидро говорит: «Страх создал богов». У Фейербаха это – одна из причин. Вторая – человек в своем сознании создает идеальный прекрасный образ, идеал и помещает его на небо. «Человек создал Бога по образу своему и подобию». Человек удваивает действительность, помещя образ на небо и ему поклоняется. Почему создал Бога? Потому что это существо переживающее, которое живет страстями. Когда обретает Бога, сливается с несуществующим совершенством и чувства помогают в этом процессом. У Фейербаха Бога нет, но создал новую религию: Поклонение человеку как человеку (антропотеизм). Его религия – религия люби человека к человеку. «Человек сам по себе бог». Критика слева 1)Критика Марксом и Энгельсом за абстрактную религию любви.Маркс и Энгельс критиковали его за это и видели задачу человека – изменить условия существования человечества. Фейербах считает , что для счастья нужны материальные вещи 2)Фейербах не понял диалектики Гегеля , ни считал, что субъект познания должен быть активным. у него субъект познания пассивен. Вывод: у Маркса и Энгельса – классовая философия, а у Фейербаха – бесклассовая. Критика религиозными деятелями Критика справа Булгаков: За обожествление человека: «Человек – живое противоречие» - Булгаков. Грешное, страстное существо в лице человека нельзя обожествлять Нельзя обожествлять человечество. Оно состоит из поколений. Подлинным идеалом является божественная сущность. Она находится на небе. Лекция 9 Философия Маркса и Энгельса Источники: Немецкая классическая философия. Философия Гегеля, Фейербаха (материализм и атеизм). В них Маркс уделил внимание диалектике как методу развитие связей. Английская полит. Экономия (А. Смит, Д. Рикардо – положили начало трудовой теории стоимости). Утопический социализм. Маркс не отрицал полностью частную собственность. Анри сен Симон, Шарль Фурье, Р. Оуэн. Этот социализм послужил основой политических выводов в манифесте коммунистической партии. Маркс жестко критиковал его как грубый и непродуманный. В отличие от Немецких мыслителей (Кант, Гегель, Фейербах). Не опубликовал труды, где его философия была в развернутом виде. Отрывочное произведение: «Немецкая идеология». «Экономико-философская рукопись» (1844г.), «Святое семейство», «Нищета философии» - изданы рукописи после смерти. «Происхождение семьи, частной собственности и гсударства» Отдельные идеи были вплетены в контекст эконом и полит работ: «Критики полит экономии» Фейербах критиковался Марксом за следствие диалектики. Религия почитания и любви человека к человеку. Антропотеизм – обожествление человека и поклонение ему. Ф – люди должны любить друг друга и будут счастливы. М – Люди для счастья должны работать. Истина – процесс познания (Энгельс по Гегелю). Противоречие в философии – Метод говорит о бесконечности, а система – о законченности. Социальные предпосылки: Капитализм в 19 веке показывает противоречия. Происходят восстания(лионские, силевские): противоречия между буржуазией и пролетариатом. Естественно- научные препосылки: Открытия(клетка,учение Дарвина и т.д.) 1848 году пишут «Манифест коммунистической партии». После революции должна быть диктатура пролетариата, и вместе с ней уничтожается эксплуатация человека человеком. Философия марксизма. Исторический материализм Идея отчуждения- это превращение деятельности человека и его результатов в самостоятельную и чуждую личности силу, господствующую над человеком Появляется в экономической сфере –отделение рабочих от средств производства.Человек должен трудится не на себя, а 3\4 на капиталиста. Экономические отношения определяют классовые, история- классовая борьба. В политической сфере – превращение политических институтов в бюрократические учреждения. В культурной – превращение человека из творца духовной ценности в пассивного потребителя, суррогата массовой культуры. Задача- ликвидировать отчуждение Исторический процесс – это прогресс. Классы – большие группы людей, которые отличаются по отношению к собственности. Классы – антагонистические, постоянно борющиеся между собой.(буржуазия и пролетариат) Например, в рабовладельческом классе главные классы: рабы и рабовладельцы. Классовая борьба 1) Главный признак-отношение к частной собственности. 2)Место в системе управление: один класс управляет, а другой подчиняется. 3)Классы различают по той доле общественного богатства, которой они располагают. 4) По распределению и потреблению общественного богатства. Вся история –история борьба классов. Формы борьбы: 1)Экономические(профсоюзы) 2)Политическая(создание политических партий) 3)революция Не голосуют: Священники Дворянство купечество Общественное бытие определяет общественное сознание (эконом. отношения) Общественно – экономические формации 5 Коммунизм Соц. Революция 3 Капитализм 2 Феодализм Прогресс 1 Рабовладельческий строй Первобытно-общинный. - революция Естественный исторический прогресс Формации: 1) Первобытно-общинная формация – собственность была общественная. 2) Рабовладельческая, рабы и рабовладельцы. 3) Феодальная – феодалы и крестьяне. 4) Капиталистическая, буржуазная – буржуазия и пролетариат. 5) Коммунистическая – социализм, собственность общенародная, от каждого по способностям, каждому по труду; на втором этапе – от каждого по способностям, каждому по потребностям.) Классы возникают с появлением частной собственности и разложение первобытного общества. Антагонист. Классы -2 -4 Отчуждение человека от собственн (средств производства) и от политического управления, и от культуры. Человек – средство => антигуманистическое общество. Общественно-экономические формации – определенный тип общества, ступень общественного развития. В основе всех исторических изменений лежит изменение в экономической и трудовой сфере О.Э.Ф О П Р Е Д Е Л Я Е Т В Л И Я Е Т
Отношение к природе Межличностные отношения Переход от одной формации к другой происходит через скачок – социологическую революцию. Манифест коммунистической партии 1848 год. Цель коммунистического идеала – всестороннее развитие личности. Задача: Воспитать человека, чтобы труд стал первичной потребностью, необходимо установить диктатуру пролетариата. Энгельс – последователь диалектического идеализма. «диалектика природы». Азиатский способ производства. Его особенность – собственность принадлежит государству. Европоцентризм. Марксизм преуменьшает роль духовного фактора в развитии общества Русский марксизм Во 2 пол 19 в были теоретики. Представители: Плеханов, Ленин, Сталин, Троцкий, Базаров. Империализм – высшая стадия развития капитализма. Империализм стремился к переделу мира. Струве, Туган-бороновский – легальные марксисты. Термин «Экспроприировать экспроприаторов». Нравственно то, что полезно пролетариату! Ленин « государство и революция» ) 2 направления российского марксизма: 1) легальный - Струве, Туган-Барановский Пётр Бернгардович Струве (1870-1944 г.) Он считал, что России надо пройти длинный путь. «Признаем нашу некультурность и пойдём на выручку капитализму». Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919г.) Нельзя сводить всю историю к истории борьбы классов. Воля человека, воля национальностей, воля государства – всё это влияет. Надо создать новый социализм – этический социализм. Капитализм нарушает нравственный закон самоценности человеческой личности. Человек используется марксизмом, как средство достижения своих целей. 2) революционный - В.И. Ленин «Государство и революция» (необходимость установления диктатуры пролетариата + экспроприация частной собственности) С точки зрения Маркса социалистическая революция победит только в развитых капиталистических странах, причем одновременно. «Признаем нашу некультурность и пойдем навстречу капитализму» - Струве Ленин: «Теория о слабом звене в теории империализма» Империализм - высшая степень развития капитализма, когда формируются транснациональные крупные корпорации (начинается новый передел колониальной собственности) «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую» Великая октябрьская революция Шопенгауэр В основе бытия лежит психологическое начало « воля к жизни» Главная работа «мир как воля и представление». Один из основателей философии жизни. Воля к жизни проявляется: Не в органическом мире(землетрясения и т.д.) Органический мир (бесчисленное количество рождающихся) Человеческое общество (борьба всех против всех) Человек неразумное существо,злое. Его ведут страсти и переживания Считает что мы жиыем в худшем из миров Является европейским буддистом Единственная положительная черта, на которую способен человек – сострадание, и только потому, что это облегчает ему жизнь. Он считает что женщина – носитель воли к жизни, то есть вины человека, зла. Заканчивает идеей нирваны, уходы от мира. Он очень сильно подействовал на Льва Н. Толстова. Шопенгауэр берёт у буддизма тезис, что жизнь – страдание Лекция10 Русская философия Начало формирование философских идей - после принятия христианства в 988г. Характерные черты: Обращение к социально-философской проблематике Философия истории Антропология (манизм) Панэтизм – утверждение приоритета этической проблематики в философии Плюрализм мнений Гуманизм Влияние русской культуры Христианство тесно связано с платонизмом и учениями отцов церкви Начало 11 века - Илларион Киевский «Слово о законе и благодати» 15 век - Фелофей, идеология - «Москва - 3 Рим» В 17 веке идеология великой России заменяет концепцию православной Руси 18 век - М.В. Ломоносов конец века - Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (западническое направление) В начале 19 века философия в России достигает западного уровня и становится самостоятельным 2 основных направления: 1) Западничество: Родоначальником дискуссий между ними является Чаадаев Ф.Я. Чаадаев (1794-1856) «Философические письма» «Письма о философии истории» В 1836 году было опубликовано первое «письмо» Основные идеи: - Бытие России в истории - бессмысленно - Выступает на стороне католицизма, критикует православие После опубликования письма, журнал закрывают, а Чаадаева объявляют сумасшедшим и на 1 год закрывают его в домашнее заточение «Апология сумасшедшего» - была опубликована лишь 100 лет спустя Идеи: - Россия более молодая страна, что позволяется ей не совершать ошибок западных старших собратьев - У России много затаенных внутренних сил «Социализм победит не потому, что он прав, а потому что не правы его противники» - Россия должна повторить экономический путь запада Однако «западники» критически относились к европейскому экономическому и политическому укладу - Анненков, Боткин, Грановский, Каверин, Тургенев – либералы За капиталистический путь развития России За отмену крепостного права (свобода личности,свобода цензуры, свобода собраний и т.д.) Формирование правового государства (конституционная монархия – идеальная форма правления) - Герцен, Огарев, Белинский, Добролюбов, Чернышевский – революционеры-демократы За отмену крепостного права За сохранение русской крестьянской общины Негативное - неразвитость личности Отмена телесных наказаний Отмена цензуры Герцен – материалист с элементами пантеизма (Фейербах), атеист (диалектика Гегеля) «Теория русского крестьянского социализма» Говорил о необходимости соединения народных масс с наукой Необходимость союза естествознания и философии Необходимость диалектического взгляда на мире С 1855 - альманах «Полярная звезда» 1857 - газета «Колокол» В 1847 году Герцен с ужасом созерцает революционные протесты во Франции: переходит от революционных к эволюционным взглядам: - В России не должно быть революций - Россия должна перескочить капиталистическую стадию развития, сразу – социализм 1849г. - труд «Россия» Основой социальных отношений - крестьянская община анархисты-революционеры: Бакунин, Кропоткин (замена государства самоуправляющимися коммунами) Письмо Герцена - «Старому товарищу»обращено к Бакунину. В нем говорится, что насилием и террором ничего хорошего не добьешься, нужны идеи созидающее. «Дилетантизм в науке» 2) Славянофилы (Языков) Представители: Киреевский, Хомяков, Тютчев, Аксаков. Идеи французских просветителей + мысли классической немецкой школы Идеалисты в понимании хода истории Ход исторического развития связан с религиозными представлениями. «Любой народ можно понять, если знать о его религии» Идеализировали допетровские времена. До петра: Патриарх, Царь, Земские соборы Петр I: Упразднил патриаршество Создание священного Синода Считали, что во времена Петра была утрачена самобытность России Специфика: У России своя самобытная культура, а значит свой самобытный путь развития Основой философии - идеи, выработанные в кружке Станкевича Провиденциализм – направление философии, объясняющее исторические события проявлением в них воли божества, провидения. Единство без свободы – католичество Свобода без единства – протестантизм Единство в свободе – православие Понятия славянофилов: «живознание» рац.знание + нравственные ценности + чувства + эстетическое созерцание анализировали этнический состав Европы предлагали соединить достижения европейской философии с отечественным православием Соборность – идеал общественной жизни; особый вид коллективизма, в котором личность свободна и не растворяется в коллективе. Принцип целостности - в познании нужно соединять знание и веру, чувства с совестью и дополнено эстетическим созерцанием (противопоставлены западу - Гегелю) Характеризует жизнедеятельность православного крестьянского общества. Противопоставляли западному индивидуализму Родоначальником дискуссий между славянофилами и западниками стал: Почвенничество – продолжение славянофильства. Достоевский, Данилевский, К.Н. Леонтьев. Н.Я. Данилевский 1822-1885 (теория культурно-исторических типов) Цивилизационный подход к истории Главная работа: «Россия и Европа» - 1871 год « О противоположностях романо-германского типа к славно-русскому» Отвергает Гегелевский взгляд на ход исторического процесса (история есть прогресс в развитии общего разума, общей единой цивилизации). Никакого общего разума не существует, а существует развитие отдельных культурно-исторических типов Критикует Гегеля за схематизацию Цивилизация - некоторая социально-культурная общность, живущая на определенной территории, обладающая языковой близостью и вязанная некоторыми государственными началами Положения о различиях цивилизаций: 1) Деятельность религиозная 2) Деятельность культурная (научная, эстетически - художественная и промышленная) 3) Деятельность политическая 4) Деятельность общественно-экономическая Цивилизации отличаются полнотой видов деятельности Виды цивилизаций (11 типов): 1) Египетская 2) Китайская 3) Ассиро-вавилоно-финикийская 4) Индийская 5) Иранская 6) Еврейская 7) Греческая 8) Римская 9) Аравийская 10) Европейская или германо-романская 11) Славяно-русская Подготовительные – первые 5 (не подготовили ни одного вида деятельности) Двуосновные: Еврейская - религиозный вид деятельности Греческая- художественно-эстетический Римская- политический вид деятельности 5 законов Данилевского (что нужно для того, чтобы цивилизация существовала) : Иметь политическую независимость Языковая близость между народами Начало цивилизации одного культурно-исторического типа не передается другому Цивилизация- разновидность федерации Ход развития цивилизации - ход развития одноплодного растения Этапы развития цивилизаций: Рост Цветение Затухание Период жизни цивилизации – 1000-1200 Встреча романо-германской и славянорусской цивилизаций - «встреча молодого человека и взрослого мужчины» Главная черта романо-германской цивилизации - насильственность: - в политике (угнетение других национальностей, колониальной политике) - в религии (папство, костры инквизиции) - в психологическом строе
Славянорусский - религиозный тип (православие), культурно-развитый, свойственен военный гений - черед побед 17-18 века Главная черта - прирожденная гуманность Миссия России - не покорять, а защищать и освобождать Главная пружина - внутренне духовное развитие (у романо-германского типа: общественно - экономическое развитие) Болезни России, которые нужно преодолеть: 1) Европейничание - нетворческое подражание Европе Формы: - искажение народного быта - заимствование иностранных учреждений (с уверенностью, что они непременно принесут пользу): бюрократизм - взгляд на внутренне и внешние вопросы русской жизни с иностранной точки зрения Развивать свою самобытность (заимствовать - технические и промышленные достижения) История народов носит циклический характер Развитие цивилизации - развитие природного характера (рождение - высший этап - постепенное разложение Последователем стал: К.Н. Леонтьев (1831-1891) Цивилизационный подход «Византизм и славянство» Леонтьев считает, что всякое общество и государство - организм, который проходит в своем развитии 3 этапа: 1 этап - первичная простота (нет сословий, власти, господствует социальное равенство, но многообразия жизни нет) 2 этап - цветущая сложность (резкая социальная дифференциация, поляризация сословий, деспотическая власть, церковь – монархия - сильная армия) 3 этап - вторичная простота, упрощение (появляется свобода, демократия, равенство - сигналы скорого конца) Длительность цикла существования цивилизации - 1200 лет Форма - это то, что дает цивилизации возможность оставаться самой собой Византийности характерно: - в духовной сфере: православие - в политической форме: самодержавие - в общественной форме: коллективизм Задача политика - заморозить период, связанный с вторичным упрощением Единственный выход - учиться Византийности Либерализм разлагает нацию: медленно, легально, но верно Тойнби и Шпенглер. Они продолжают идеи цивилизационного развития. Освальд Шпенглер (1880-1936 г.) Главная работа «Закат Европы». Два понятия – культура и цивилизация. Культура тождественно периоду цветения цивилизации. В это время лучшие деяния, лучшие произведения искусства, лучшие герои. Культура – период творчества. Цивилизация – простое существование. По его мнению, культура Европы уже отжила своё и теперь идёт по инерции. Арнольд Тойнби (1889-1975 г.) Существует 15–16 цивилизаций. Общечеловеческого не существует, весь мир – циклы бытия цивилизаций. В.С. Соловьев (1853-1890) 27 томов «Истории государства Российского» Религиозный мыслитель (философия Платона + пантеизм Шеллинга) В основе бытия - божественное начало Бог как логос (как разум, производящее единство), Бог как софия (произведенное единство) - одна из ипостасей бытия, душа мира Софийная философия Гносеология Соловьева - Свободная теософия: Для познания мира необходимо: 1) религиозное знание 2) философское знание 3) научное знание Подлинное знание - синтез религии, философии и опытной науки Философия всеединства (от Шеллинга) Главная работа о нравственности - «Оправдание добра» Основные принципы: 1) способность стыдиться «Я стыжусь своей животности, следовательно, существую как человек» 2) жалость - дополнение к стыдливости (без милосердия невозможно осуществить нравственный поступок) 3) благоговение - вера в положительное значения добра («живу ради творения добра») Нравственность возникает из: 1) осознание своего несовершенства 2) наличие божественного начала 3) стремление к нравственности Любовь - максимум нравственности Формы любви: 1) нисходящая - любовь детей (больше собирают, чем отдают) 2) восходящая - любовь родительская (больше отдает, чем собирает) 3) уравновешивающая - любовь супружеская (гармония) Любовь к Богу связана с рождением нового духовного облика Смысл любви - духовное преображение человека Философия истории по Соловьеву: Исторический процесс - процесс богочеловеческий, движение от зверочеловечества к богочеловечеству Наилучшая форма правления - теократия (власть, опосредованная религией) В истории действуют три силы: 1) Центростремительная - все подчиняется одному началу (связана с Востоком) 2) Центробежная - та сила, которая все атономизирует, превозносит отдельного индивида (связывает с Западной Европой) 3) Россия - гармонизирующая сила Характеризуя социализм и капитализм, Соловьев относился одинаково плохо к обеим Одна из последних работ - «Тайна прогресса» Философский смысл: Современный человек в погоне за сиюминутными благами заблудился, перед ним темный поток жизни, но за всем за этим стоит священная старина придания, традиция русского народа, перенеся которую через круговорот современной жизни - узнаешь всю прелесть и счастье бытия Н.А. Бердяев (1874- 1948) Философия Бердяева - религиозный персонализм – признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью Мир - другая творческая активность- бог 1909г – сборник русских философов «Вехи» Триединый Бог христианства - свобода, которая исходит от Бога (божественная благодать) Смысл творчества - рождение Бога в человеке Источник бытия – божественное ничто, тленная душа Характеристики личности: В основе бытия личности – свобода Смысл бытия личности в творчестве Различает понятия «индивид» (часть рода) и «личность» ( категория духа) Признаки личности: Неизменность в изменении Личности предполагает единство судьбы Личность предполагает существование сверхличности Универсальное содержание «Ни один человек не может себя считать законченным» Личность не самодостаточна, предполагает существование другой личности Личность создана для общества; человек – творец Силы во всемирной истории: Человеческая свобода Природная необходимость Божественная благодать 1918г. - «Судьба России» (двойственность русского характера) Русский характер характеризует антиномичность: 1) - Россия - самая безгосударственная страна в мире, русский народ самый аполитичный - Русский народ - самый государственный в мире, все в России превращается в политику 2) - Россия - страна бесконечного метания духа, странника - Россия - страна жуткой покорности Модерн в философии – философские культурные ценности, которые существуют в рамках рационального познания. Мир познаваем с помощью разума человека. Существует и субъект и объект познания. Модернизм говорит, что есть ценности: разум, добро, свобода, равенство, братство, любовь. Мир можно познать с ценностной ориентацией на добро, любовь и т.д. Постмодерн – философия упадка, декаданса. Никаких ценностей и идеалов нет и искать ничего не надо. В процессе нет ни субъекта ни объекта, они меняются местами и точно определить нельзя. Отсутствие объективной истины. Познание через повествование, текст. Нарратив (текст для осмысления). Каждый находит свой смысл в текстах, сколько текстов – столько и мнений. С точки зрения постмодернистов нельзя найти никаких закономерностей. Они подвергают критике Гегеля и Маркса за то, что они накладывают глобальные схемы на исторический процесс. Сколько людей – столько и мнений. Русский космизм Зарождается в 19 веке Представители: Федоров, Циолковский, Вернадский Идея активной эволюции (творческое развитие человека, развивающее все природные и божественные энергии)- в человеке заложена программа, смысл которой в преобразовании мира Человек не просто земное существо, но и существо космическое Основоположник русского космизма - Федоров «Философия общего дела» Сочетал религиозные и естественно - научные идеи Задача для человечества - борьба со смертью (воскрешение, бессмертие) Имморталистическая программа: Против смерти, нравственное отношение к предкам «Все мы братья по любви к отцам» Главный идеал - бессмертный человек Циолковский «Человечество в состоянии освоить космическое пространство» Рассматривал проблему понимания других существ (выявление структуры языка и смысла речи) Разработал ракетодинамику В.И.Вернадский (1863-1945) «Научная мысль как планетарное явление» Биосфера – оболочка планеты, охваченная жизнью Биосфера сохранятся благодаря видовому многообразию Человечество нарушило приспособленность к самообеспечению, поэтому необходимо создать сферу разума (ноосфера) Ноосфера- оболочка, охваченная разумом А.Л. Чижевский (1906-1964) «Физические факторы исторического процесса» Открыл тотальное влияние солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере. Влияние солнца на жизнедеятельность на Земле и показывает, что солнечные процессы приводят к болезням растений и животных, аномальным психическим реакциям людей, социальным кризисам Жизнь на земле - космическое явление. Человек не только гражданин своего государство, но и гражданин космоса «Что кому кажется – так оно и есть» – Протагор, софист. Философия Евразийства 20-е годы 20 столетия - до начала 2-ой мировой Представители: Савицкий, Трубецкой, Вернадский (представители эмиграции 1-ой волны) «Исход к Востоку» - 1920 год Газета «Евразия» В 60-80 годы 20 века это направление развивал Лев Гумилев Современное название - неоевразийство (А.Дугин) Тезисы евразийсвтва: 1) Территория России представляет особый срединный материк, особую область (месторазвитие), где существует евразийская цивилизация 2) Скелет культуры: - месторазвитие - национальные этнические общности - психотип народа - язык - религиозная вера или совокупность религиозных мировоззрений - форма государственного устройства Особую роль отводили языку - средство объединения Евразии радиация русского языка: русский язык - очаг культуры Евразии, главный интегрирующий элемент Евразийство - разновидность геополитической теории (Европа - это маленький полуостров Евразии) Факторы, формирующие Евразию: Евразия, как единый организм - наследие Чингисхана (татаро-монголы) Россия же преемница монголов. Русь - авангард степи, который противостоял натиску Запада на Восток. Татаро-монгольское нашествие способствовало формированию Руси как особого государства: 1 - не покушались на православную веру 2 - не вмешивались во внутреннюю политику Георгий Вернадский: «Два подвига Александра Невского» В 13 веке Россия между двумя угрозами, возникли 2 архетипа поведения (Даниила Галицкого и Александра Невского) - Александр Невский - союз с Ордой, сосредотил силы на одном фронте - Даниил Галицкий - помощь у Римского папы (принял католичество, союзный брак), получил поражение от татаро-монгол и потерял свои земли Положительная роль туранского фактора в развитии России Черты туранского фактора: 1) Примат сиюминутных ценностей над абсолютными 2) Приоритет коллективистских ценностей над индивидуалистическими 3) Ясная схематичность 4) Примат веры над прагматизмом Россия и Евразия - единое духовное пространство Россия - симфоническая личность, личность, включающая в себя другие народы личности. Россия - мир миров, давая возможность им свободно и культурно развиваться Государство на территории Евразии должно быть сильным, оно должно обладать устойчивостью, представлять из себя синтез аристократии и демократии - идеократия (на территории этого государства одна единая идея - идея правительница) Идеи правительницы: 1) Связана с большевизмом 2) Евразийская идея (не революционна и должна восторжествовать) Необходимо изменить мировоззрение элит Отрицательное отношение к реформам Петра I, т.к. благодаря его идеям в России сформировался внутренний запад - та элита, которая предает национальные интересы, агенты влияния чужой цивилизации. Внутренний восток - это неизжитое рабство, духовная лень, отсутствие гражданского общества, идеи самопознания Задача русской культуры - преодолеть внутренний запад и внутренний восток Экономические идеалы: Государственно-частная система хозяйствования - такая система, в которой сочетаются и частные интересы и общества в целом Гарантийное государство - государство, которое защищает интересы народа и гарантирует минимум для достойного проживания своих граждан Конкуренция между национальностями должна заключаться лишь в творческой, созидательной и конструктивной деятельности Лекция №11 (02.05.14) Западная философия 20 века Экзистенциализм (20-70 годы) Представитель: Сартр, Камю, Ясперс, Марсель (религиозные), Хайдеггер, Симона де Бовуар и др. Повлияли: 1) Кьеркегор (датский философ), «Страх и трепет» - 19 век 2) Ф.М. Достоевский 3) Н.А. Бердяев - религиозный персоналист (личность и толпа) + социальные причины: - Мировые войны, порождённые капиталистическим обществом Философия экзистенциалистов - философия о личности, ее тяжелом существовании и тщетности бытии Экзистенция (existential) -философия иррационализма Для них философия – учение о тайнах бытия. Отчуждение человека в капиталистическом обществе – центральная тема размышлений. Главный вопрос – обретение смысла существования. Онтология Бытие - это в первую очередь бытие человеческой личности Познать бытие - познать отдельное индивидуальное состояние, внутренний мир личности Объективная реальность выносится за скобки, трактуется с помощью абсурда Гносеология Два вида экзистенциализма: 1) религиозный (познай в себе божественное начало) 2) атеистичный (чтобы познать себя, человек должен оказаться в пограничной ситуации - перед лицом смерти) Основные понятия: Отчуждение, абсурдность мира, пограничная ситуация Атеситы: Сартр, Камю, Хайдеггер Религиозные:Ясперс,марсель Камю Работа: « бунтующий человек» Окружающая действительность абсурдна. В ней нет логики. Противопоставляет бунт против абсурдаю. «Я бунтую - следовательно, я существую» - может я и останусь побежденным, но именно бунт позволяет оставаться человеку личностью = Против абсурдности мира противопоставить мятеж Экзистенциалисты - бунтари против несправедливости (социальной и национальной) Экзистенциальное озарение - следствие пограничной ситуации Пограничная ситуация-ситуация перед лицом смерти , это то , что помогает до конца понять смысл своего сущестования Понятие страха, одиночества, заброшенности. В основе бытия лежит бытие личности « Не я» символ враждебного мира , который противостоит человеку. Он стремится сделать всех одинаковыми. Основной вопрос философии (по Камю) - это вопрос о самоубийстве, стоит ли жизнь того, чтобы быть прожита (вопрос жизни и смерти). «Миф о Сизифе» Сущность жизни-работа Сизифа. Проблема страха. Страх перед своей возможностью и свободой. Ж.П. Сартр «Экзистенциализм - гуманизм» - где он поясняется смысл существование сущности (у предметов: сущность предшествует существования, у человека же иначе, человек не чистая доска - созидатель самого себя, он обретает, строит свою сущность на протяжении всей своей жизни - существование предшествует сущности) Два понятия: Существование и сущность(Бытие или ничто) У неодушествленных вещей сущность предшествует существованию. У человека существование предшествует сущности. Человек обретает сущность, он сам ее создает. Когда несет ответственность за свои поступки. Судьба человека-быть в пути 1) на социальной арене люди должны выступать против веры в заранее обоснованный прогресс. 2) «Человек обречен на выбор» - это есть главная трагедия бытия человека Неофрейдизм Представители: Э.Фромм, К.Юнг, Хорни и др. Зигмунд Фрейд З.Фрейд считал, что психика человека состоит из 3 слоев: - *бессознательное (источник и творческих и разрушительных тенденций, определяет всю психику человека: влечение к удовольствию, к смерти и т.д.) - «Я», связанное с самосознанием - «Сверх Я»: связано с культурой, негативно оказывает влияние на человека, пробуждает в его сознании неврозы. Давит на него Оно подвергает всю цензуру в человеке. «сублимация» - переключение своего ли’бидо на другие предметы, связанные с культурой Либидо – стремление к удовольствиям, все, что связано с животным существованием человека. Оно существует в бессознательном.Либидо переключается в социально-приемлемые формы. Сдерживание Либидо приводит к нервозам. Фрейда критиковали за сексуальный детерминизм. Э. Фромм (1900-1980) «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Разумное общество» «Анатомия человеческой деструктивности» Человек-существо социальное, когда рассматриваем сущность должны учитывать социальное бессознательно. Большое влияние оказала марксистская категория «отчуждение», критикует капитализм. Приходит к мысли, что это «отчуждение» приводит к отчужденности социального характера.. Человек для Фромма – биологическое и социальное существо. Утрата смысла существования происходит когда прибыль, работа, бережливость, умеренность – становится главным в жизни и человек перестаёт развивать душу и совесть. Фромм вводит понятие социальный характер. Капиталистическое общество порождает социальные характеры: 1) Потребительский характер (проблемы бесконечного потребления) 2) Эксплуататорский (смысл бытия и наслаждения в эксплуатации других) 3) Накопительский 4) Рыночный (человек выставляет себя как товар. я такой, каким вы меня купите, заплатите –и я могу стать другим) 5)рецептивный - характер человека, идущего на поводу, манипулируемый 4 типа решения: 1) садомазохистский (порожден чувством неполноценности) 2) садисткий (от чувства невозможности творческой реализации) - когда ставятся окружающие в зависимость - когда властолюбие соединяется с обкрадыванием - причинение страданий + наслаждение от их вида 3)деструктивистский 4) комфорситский Э.ФРОММ «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ» Любовь - это то, что возможно только в условиях человеческой свободы Типы псевдолюбви 1) любовь как форма сексуального удовлетворения (любовь - дитя сексуального удовлетворения) 2) любовь как убежище от одиночества 3) любовь как привязанность одного из любовников как к фигуре одного от родителей 4) любовь как поклонение (обожествление любимого и почитание его как кумира) 5) невротическая любовь (пара концентрируется на недостатках партнера) 6) перенесение представлений об истиной любви в прошлое или будущее Любовь - усилие преодолевающее отчуждение, творчество созидания Социальные противоречия, которые до конца не осознаны но влияют на поведение человека Подлинная любовь –усилие , преодолевающее отчуждение К. Юнг (1875-1961) Понятия: коллективного бессознательного. Оно подсказывает, что ждет человека и общество в будущем. Один из факторов постижения окружающей действительности. Архетип - фантастические прообразы, которые в символической форме отражают культурный опыт человечского рода. Юнг говорит о том, что в поведении человека есть моменты, которые определяются уже сложившимися образами и схемами. Эти образы – архетипы. Когда человек встречается с образом мудрого старца – он символизирует для него источник знаний. Представление о наличии божественной сущности. При столкновении с архетипами люди сталкиваются с нуминозными состояниями (родина мать - патриотизм, бог - совесть). Говорит, что Бог – один из архетипов. Архетипы могут носить индивидуально национальный характер На немцев - бог Ватанг(бессознательное) – Бог Войны, поэтов. Когда Ватанг встречается с сознанием, разрушение. Бессознательное проявляется в периоды кризиса. Архетипы: Круг в кресте Представление о жизни после смерти Родина в образе матери Понятие в образе бога Мудрая старуха и старец мудрый Два вида мышления: логический и словесный Нуминозное состояние- истинный смысл происходящих процессов Карен Хорни: «Невротическая личность нашего времени» (1930). Психика человека - социокультурна Критикует Фрейда за геологизаторство. Любая психопатология - специфична для данной культуры. Источник нервоза-страх Чтобы от него избавиться , человек использует наркотизирующие формы. Неврозы современности: 1) невроз привазанности - поиск любви любой ценой 2) невроз власти – поиск власти 3) невроз покорности. 4) невроизоляция - отчуждение от общества Цель психотерапии - выявление конфликта в социальных связях Постмодернизм конец Представители: Лиотра, Дерридар, Фуко, Делез, Бодрийяр (20-90 годы 20 столетия) Модерн - философские и культурные ценности, сложившиеся в рамках рационального мышления. Философия модерна – философия рационализма, связанная с верой в разум, прогресс. Идеал отношений у них – гуманистические отношения. Харктерна: вера в разум,прогресс, идеалы, поиск смысла жизни Ценности: свобода, равенство, браство ЦЕЛЬ - достижение гармонии Постмодернизм отрицает философию модерна. Философия постмодернизма – философия декаданса, упадка. Отрицает все идеалы классицизма и гуманизма. Выступают релятивистами, объективной истины нет, все относительно, смысла в действительности нет никакого, агностики, считают, что идеала нет. Считают, что познание мира осуществляется через текст. Нарратив – повествование. Форма познания действительности. Симулякр - пустая форма, пустышка, «подделка» - форма без содержания. Деконструкция - при анализе социальных институтов (единое разлагать). Подражание - создание индустрии имитаций (смотрится, но глубинного не содержит) -толерантность , плюрализм , многообразие,отрицание объективной истины Лекция «Социальная философия. Общество» Исследование общественного бытия людей. Изучает причины, цели и ценности людей в обществе. Предмет социальной философии – общественное развитие. Подходы к развитию общества: Деятельностный Структурный Общество – обособившаяся часть природы. Если в природе действуют стихийные силы, то в обществе – производительные силы. Общество – исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Первичная клетка общества – взаимодействие людей. В обществе существует множество взаимодействий людей. Общественные отношения: Материальное производство Духовное производство Трудовая форма взаимодействия – первая форма Продукт труда – материальные и духовные блага, сам человек Экономическое взаимодействие – в процессе производства материальных благ Природное взаимодействие (генетическое) – возникновение народов Правовое взаимодействие – между гражданами государства Духовно-нравственное взаимодействие и мистика – религиозн. Волевое – способность принимать решения, выполнять решения Общее между человеческим обществом и муравейником: Разделение труда Иерархия (соподчинение) Обмен результатами деятельности Различия между человеческим обществом и муравейником: Муравьи действуют инстинктивно, а люди наделены сознанием и волей У людей есть нравственное и религиозное представление Структурный подход (системный) Система – интегральная ценность Черты общества как системы: Материальные: ограниченность и неограниченность Абстрактные (Духовные) Системы, различающиеся по способу взаимодействия со средой: Замкнутые – только энергия и информация Открытые Системы, различающиеся по типу закона: Динамические – с жесткой детерминацией Статистические – с вероятной детерминацией Человеческое общество – система, находящаяся в состоянии постоянного развития. Общество – ограниченная, открытая, с вероятной детерминацией, саморазвивающаяся система. Общество в статике: Сложное структурное образование, включающее совокупность сфер жизни общества: Экономическая. Отношения в материальном производстве, отношения ПРОП. Духовная. Отражает общественное сознание: Экономическое Политическое Правовое Религиозное Эстетическое Экологическое Религиозное Социальная. Совокупность социальных общностей: Народ – объединение людей, занятых вместе в производстве, имеют общие черты духовного облика. Классы – большие группы людей, различающихся по отношениям в частном производстве и местом в нем. Нация – совокупность людей, обладающих общностью языка, культуры и религии. Политическая. Институты управления, которые не могут существовать без организаций. Элементы: Государство: Территория Система права Налоговая система Аппарат управления Идеологическая программа Цель государства: обеспечение и защита интересов на международной арене. Гражданское общество – совокупность добровольных негосударственных институтов. Партии – выражают интересы классов Профсоюзы – защита и охрана общественных прав. Сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Экономическая – доминирующая система. Все сферы обуславливают друг друга. В различные исторические эпохи на первый план выходит только одна сфера. Проблема направленности исторического развития Типы социологической динамики: Циклическая – генезис, расцвет и распад общества Линейные Спиралевидные – и циклическая и линейная Волнообразные Прогресс – направленное развитие, которое характеризуется переходом от низшего к высшему: Материальный Духовный Общество имеет пределы прогресса: Внешние – материальные ресурсы Духовные – психофизические возможности человека Критерии прогресса: У идеалистов – нравственное совершенствование человека У материалистов – рост и развитие производительных сил Уровень гуманизации общества – положение человека как личности Культура и цивилизация Культура – целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных и духовных ценностей: Материальная Духовная Шпенглер (1880-1936) – «Закат Европы» - Определенный период в жизни цивилизации - целостный, единый и взаимосвязанный организм - Эпоха творческих и героических деяний Цивилизация – период, когда культура погибла, переход от героических деяний к механизации работы А. Тойнби «Исследование истории» - анализ исторических процессов. Цивилизационный подход к истории. По К. Марксу источник жизни цивилизации – конфликт между производительными силами и производственными отношениями. 21 цивилизация Стадии бытия: Возникновение Рост Надлом Дезинтеграция Разложение и упадок Главная движущая сила – творческое меньшинство. Успех цивилизации зависит от творческого меньшинства. Нетворческое большинство подражает творческому меньшинству, если оно дает верные ответы – минесис. Исторические вызовы не должны быть сильными Ответы на исторические вызовы творческого меньшинства: Анархизм – возврат к старым формам жизни. Футуризм Эскопизм – Творческое меньшинство ничего не делает; становка на пути Преображение – нахождение верного ответа Детерминизм общественного развития Географический детерминизм – Ш. Монтескье, Меньшиков. Географическая среда и климат определяют общественную жизнь Цивилизации: Речные – деспотические режимы Морские – Рост солидарности Океанические – планетарное сообщество людей Недостаток: рассмотрение с одной стороны Духовные факторы общественного развития. История – прогресс познания свободы Материальный фактор. Технологический фактор – связан с развитием техники (Гэлбрейт). Совокупность факторов. Проблема движущих сил и субъектов развития общества Обществом движет экономический интерес и противоречие, потребности Субъекты общественного развития – объективные и субъективные факторы общественного развития. Основные субъекты общественного развития Народ Классы Нации Выдающиеся личности. Складываются из: Социальных условий и потребностей Препятствий Конкретного количества История альтернативна, есть выбор. Волюнтаризм – возведение в абсолют. Фатализм – полное исключение роли в историческом развитии. Философская концепция человека Человек – биосоциальное существо, представитель рода гомосапиенс, выделившийся из окружающей среды благодаря: Способности производить орудия труда Мышлению и членораздельной речи Совокупности нравственно-этических качеств Человек – разумное существо. - Существо противоречивое и обреченное на свободу (Христианство) - Неповторимое творческое существо - Машина - Совокупность общественных отношений (К. Маркс) Лекция Философские категории Бытие – философское понятие, обозначающее всю окружающую человека действительность. Небытие Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашими органами чувств, существуя независимо от них. Материя существует в движении. Основные формы движения материи Механическая Физическая Биологическая Социальная Материя существует в пространстве и времени Существует бесконечная форма существования материи Материя неисчерпаема, бесконечна. Сознание – высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку. Сознание связано с мозгом. Причины происхождения: Трудовая целенаправленная деятельность человека Членораздельная речь Глобализация Это становление общемировых систем в экономике, технологии, информатике, политике. В ее результате получаются взаимозависимые и связанные страны. Спутники – ети спутникового телевидения, интернет и тд. Последствия
Постиндустриальная теория Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная Теория познания
Системность, проверяемость, объективность, общезначимость, полезность – черты … Методы научного познания: Эмпирический Наблюдение Эксперимент Описание Теоретическое Абстрагирование Идеализация Моделирование (Отдельные теории) Аналогия |