Лекция 1 Философия, её предмет и роль общественной жизни
Скачать 314.1 Kb.
|
Идея: не существует множества богов (пантеон), лишь 1 единый (монотеизм). Отрицают наличие движения. В гносеологии: мир познается с помощью разума – рационализм (рационализм противостоит сенсуализму – Демокрит). Элеаты утверждали, что ощущения нас постоянно обманывают, единственный верный путь познания – умозрительный Выступали противмысли существования пустоты Бытие есть, а небытия нет (то, чего невозможно не познать, не высказать-обосновать). Бытие – вечно, имеет форму, единое нерукотворное начало - Бог Софисты Сторонники: Горгий, Протагор, Пифий В конце 5 века в Древней Греции возникает потребность в большом количестве частных учителей, которыми и стали софисты (платные учителя мудрости). Появляются в период, когда необходимы были образованные люди. Изначально этим термином называли мудрого человека. У Софистов истина не имела значение. Софизм (гр – хитрость) – внешне правильное доказательство ложных мыслей. Основные идеи: Эклектична (не объединена едиными тезисами). «Человек – мера всех вещей» Считают истину субъективной и зависящей от отдельного субъекта. Агностики и релятивисты, (Философское направление, которое отрицает существования объективной истины – релятивизм (наличие лишь субъективной)) Сенсулисты. «Человек - есть мера всех вещей», «Что кому кажется, так оно и есть» (Протагор) Классический период древнегреческой философии (Сократ, Аристотель, Платон) (с середины 5 века до н.э. - по конец 4 в. до н.э.) Сократ Сократ был незнатного происхождения (отец - скульптор, а мать - повивальная бабка) Первые шаги делал как скульптор, но затем заинтересовался философией. Приходит к выводу, что заниматься поиском субстанции - бессмысленно, его не интересовала онтология (учение о бытие), главным предметом был человек и познание человеком самого себя. Интересовал вопрос о существовании объективной истины (гносеология). Сократ: «Познай самого себя» - в первую очередь изучай себя, испытанием нравственными вещами. Сократ - проповедник нравственности Афин. Сократ «Я знаю, что я ничего не знаю» - человек, который знает мало, представляет, что ему ведомо все. Метод познания Сократа - истинным является тот метод, который связан с получением понятия, смысла - это и есть подлинное знание (рационалистическая методология). Его можно найти в области нравственности, этики. Подлинное знание обретается человеком с помощью понятий, для этого же надо сравнить все бытующие мнения, точки зрения. Методы получения знания у Сократа: Индуктивный (от частного к общему) Метод, который имеет результат в ходе диалога - майевтика (особое повивальное искусство, которое помогает родиться истине). В отличие от софистов утверждал, что абсолютная истина существует Кроме того Сократ считал что человек связывает себе определенными обязательствами с государством, Сократ - государственник, не люди должны господствовать, а справедливые законы Враги Сократа считали, что он создает новых богов, развращая молодежь, поэтому ему пришлось идти на суд - где ему провозгласили смертную казнь, которую он добровольно принял, с его материальной кончины начинается долгое духовное существование. Учеником Сократа был Платон (основоположник - объективного идеализма) 428-347 г. до н.э. Сократические школы: Киническая сократическая школа (существовала параллельно с Платоном) - Диоген. Решали вопрос о том, что составляет благо человека, обыкновенное ли счастье отдельного человека/в чем оно заключается. Считали что благо человека - духовая свобода (не хочу лакействовать даже перед Александром Македонским). Платон Платон был царского рода (род Салона - гр. реформатора, разделил население Греции на сословия). В начале жизни сочинял стихи, но после встречи с Соратом стал философом. Жил в грустное для Греции время - постоянно менялись формы правления (развращённая демократия - власть ахлократии (денег) - власть тирана). Считал что все формы власти несовершенные в своей основе. Произведения Платона были написаны в виде диалогов (главное действующее лицо - учитель, Сократ): «Пир», «Горгий», «Апология Сократа»», «Республика», «Законы» и т.д. Основные идеи Платона: Основал Академию (900 лет - до 525 г н.э.) Основоположник объективного материализма Онтология Платона - в основе бытия лежит мир идей, которому противостоит мир вещей, между которыми лежит такое начало, как всемирная душа. Идеи – идеалы, нормы, к которым должна стремиться действительность. По Платону, идеи находятся в долине правды. Мир же вещей (материи) - постоянно меняющийся, кривое зеркало мира идей. Создан из материи. Понятие идеи тождественно у Платона понятию «идеал». Цель, норма, задача человека - стремится к идеалу, норме, но, однако, она находится вне мира (в долине правды, где царица идей - Благо) Благо - синтез истины, добра и красоты. Все, что мы в мире совершаем должно равняться на эту царицу. Это царица идей. Находится за звездами (мир идей). До рождения душа человека находилась там. Материя - безвидное вещество, не обладающее формой (аморфное начало), может реализоваться, если в нее войдет некоторая идея, иначе ничего не состоится. Материальный мир вторичен по отношению к идеальному. Между материальным миром и миром идей существует - эротическая связь (эрос - платоническая любовь - любовь к красоте, прекрасному). Эта любовь собственно и порождает прекрасное. Идея красоты бессмертна, а ее воплощение в конкретном мире – появляющиеся и исчезающие просветы. В нашем мире приближаемся к совершенству, когда приближаемся к идее. Мы зависим от мира идей, а не мир вещей. Между миром идей и миром вещей существует мировая душа. И благодаря ней мир идей воплощается. Гносеология (наука о познании) Платона Для Платона познать окружающий мир - познать мир идей, сущность каждой идеи. В теории познания Платон - рационалист (приемник Сократа). Для Платона познать мир – познать вложенную в него идею. Развивает диалектику идей (сравнивает, исследует) Простой человек живет чувственным познанием - тенью, а мудрец снимает с себя эти цепи и поворачивается к солнцу - миру идей, связанным с рациональным познанием. «Для того чтобы познать мир надо закрыть глаза и заткнуть уши, т.к. подлинное познание - познание разума» Антропология Платона Платон говорил, что души человека породил Создатель, душа человека так же, как и мировая душа - и материальна и идеальная одновременно. Душа человека - есть жизнь, смерть не может войти в нее. Сначала души помещаются на звезды, а затем в звездном круговороте, душа созерцает мир, а затем воплощается в человеческое существо и там обретает черты телесности. Познание – припоминание того, что душа видела в надзвездном мире. После смерти человеческая душа может вернуться на свою звезду. Душа человека делится на 2 части: Лучшая (вечная), духовная часть, связанная с разумом. Его божественность. Лучший человек – мудрец. Худшая. Телесная (смертная) 2.1. Человеческая, связанная с мужеством и волей человека, со страстями. Человек должен быть мужественным. 2.2. Животная, скотская душа. Связана с чувственной или скотской стороной человечесой души. В чувственной части человек должен быть умеренным, воздержанный Благо – синтез истины, добра и красоты. Идеал - в человеке должны господствовать разум и мудрость, ему должна подчиняться воля (страсти держать в узде), все, что связано с чувственной природой человека, должно характеризоваться умеренностью - высшая задача человека - освобождение от телесного Жизнь в наслаждениях - скотская жизнь, удовольствие человека должно быть нравственным - эстетическое, познавательное, связанное с добродетельной жизнью Добродетель есть результат процесса: правильного воспитания, результат самовоспитания, природные склонности. В разуме - мудрость, в воздержании - воля, это дает идеального человека Платон о государстве и обществе Негативные формы правления: Тимократия - это государство, где во главе находятся военные, завоевавшие власть благодаря военным победам. Недостаток – военные обладают честолюбием и самовлюбленности, впоследствии формируется алчность, а она становится истоком гибели этой формы правления. Олигархия - высшая ценность богатство, государство, основанное на цензе (2 лагеря: бедные и богатые). Власть богатых. В таком государстве человек не становится нравственным. Люди либо призывают себе другую власть, либо ниспровергают и основывают власть народа –демократию. Демократия. Но народ не всегда использует нравственными требования. В коечном счете власть приходит к демагогам – тиранам и льстецам. Тирания - совершенный произвол тирана. Платон делает выводы, что все его формы негативны. Все эти формы правления не могут соответствовать идеалу человека, в них наоборот уродуется понятие нравственности Нравственность общественная и индивидуальная очень тесно связаны. Идеальное государство Платона Смысл бытия государства - достижение идеи блага и справедливости. Любое государство – духовный организм. Благо 1 Мудрецы, философы (мудрость) 2 Воины (мужество) 3 Свободные граждане (умеренность/воздержанность) (ремесленники, купцы) Государство - духовный организм Государство будет счастливым, если каждый будет занимать место согласно своим способностям. Его цель – достижение справедливости. Для государства должен быть характерен принцип разделения труда (каждый посвящает себя той деятельности, к которой более склонен, люди должны взаимодополнять друг друга). С точки зрения Платона, идеал справедливого государства может быть только в Греции, рассчитан на маленький город-государство (от 1000 чел), рабы в государство не входят, они обслуживают сословия. Этот идеал Пифагор создает только для свободных греков, а все остальные народы являются варварами, которые не в состоянии дойти до гражданской доблести. Управление - сложнейшее искусство, данное не каждому, ему надо специально учиться. Платон говорит, что в государстве необходимо с самого раннего возраста искать склонности детей, а затем их реализовывать. Люди попадают в сословия с помощью воспитание и выявление их качеств. С точки зрения Платона, дети принадлежат всему государству. Детей отнимают, и воспитатели выясняют их способности. Всех детей делил на золотых, серебряных, бронзовых. Во главе управления - мудрецы, философы. Лучшие по умственным и нравственным качествам. Это разум государства. У первых двух сословий нет частной собственности только общественная, не обладают привилегиями, а лишь обязанностями перед всем государством. Эти сословия служат государству. Школа Платона просуществовала 1000 лет, до 525 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл все философские школы как нехристианские, но он признан «христианином до Христа». Аристотель (ученик Платона 384-322 до н.э.) Философ реалист. Был сыном придворного медика македонский царей, он с детства получил блестящее образование, имел понятие о человеческой материи. Основал школу - Ликей (Аполлон Ликейский) На протяжении 3-х лет был воспитателем Александра Македонского Онтология Аристотеля Аристотель исходил из того, что мир идей не может существовать от мира вещей, идею вещи нельзя оторвать от самой этой вещи. С его точки зрения нельзя отделить идею от материи Понятия: Форма. Это энергия вещи, является главной. Свою энергию черпает из высшей формы – Бога (вне мира, форма всех форм). Материя. Безвидное, аморфное начало. Весь мир состоит из единства материи и формы. Душа по Аристотелю смертна: одна душа для одного тела. Источником мироздания является форма всех форм, перводвигатель вселенной или Бог У Аристотеля синтез эмпиризма и рационализма в теории познания. Этапы познавательной деятельности (ступени): Опыт - то, что познается чувствами (единичные стороны явлений). Ступень чувственного познание. Искусство - способность делать обобщения. Знание - способность выявить причинно-следственные связи Мудрость - знание универсальных основ бытия, знание всеобщего. Способность делать универсальные обобщения. Выделял 4 причины существования вещей. Материальная (дом) Формальная (форма дома) Действующая (деятельность строителей) Целевая (чтобы жить). Антропология Аристотеля Так же, как и Платон, главной целью считал достижение блага (истины, добра и красоты). Помимо следования истине, должен был умеренно богатым, обладать здоровьем, досугом, у человека должны быть жена, друзья. Все это делает существование человека полнокровным. Учение Аристотеля о государстве. Цель государства – достижение справедливости. Он был прикладной политик, изучал полисы. Пришел к выводу, что единственной нормы правления правильной быть не может, потому что у каждого государства свои особенности. Существует несколько форм правления сообразно традициям: Критерий деления государств – количество находящихся у власти, 2-соответствие интересов государства как целого и достижение идеалов справедливости
Форма - энергия вещи, аморфное Материя - облик формы Кроме рационального познания необходимо еще и эмпирическое считал Аристотель Мир познается с помощью следующих философских категорий: Сущность Качество Количество Отношение Место Время Положение Обладание Действие Страдание Эллинистический Третий период – 3 в. до нэ – 5 в нэ. Самый длительный период. Эллинистический. В это время появляется основоположник материализма – Демокрит (говорит, что в основе мироздания атомы) (4 в. н.э. – 5 в. н.э.) Стоики примыкали к Гераклиту (к предшествующему периоду), а эпикурейцы – к Демокриту, скептики к софистам, а неоплатоники и гностики – к Платону Главное различие – одни рассматривали мир как организм, который представляет собой целостное образование, а другие рассматривали мир как агрегат сложных скоплений. Наиболее ярким воплощением этих направлений были стоики и эпикурейцы. (мир как организм /механизм) Философия стоицизма Представители: Гераклид, Эпиклет, Марк Аврелий, Сенека Философия появляется в момент упадка Рима и представляет частную этику (тогда когда гражданский долг не так актуален - тяжелая, громоздкая идеология) Представители пантеизма: в основе бытия - огненная пневма. (как Гераклит) А закон и смысл мирозданию придает разумное начало мира – логос (закон мироздания, разум). Существующий мир – мир существования богов и людей. Во всем нужно искать гармонию. Необходимо жить в согласии логоса. Стоики – государственники (связаны с высшими кругами общества). Самый известный представитель – император Марк Аврелий. 1 тезис - Человек должен быть гражданином своей Родины, нести свою цивилизаторскую линию, защищать родину. 2 тезис - Человек по своей природе полностью свободен, свободен до такой степени, что может распоряжаться собственной жизнью. Должен воспитывать себя в стоическом отношении со всем (культивировать мужество, волю). Какие бы ни были события, ни в коем случае не выходить из себя. Должен сохранять силу духа. Атараксия – невозмутимое безразличие. У стоиков впервые появляется идея: все люди между собой равны как дети одного отца. (Перед божественным началом все равны). Телесное в человеке воспринималось вторично (как то, что мешает человеку жить). У М.Аврелия человеческое тело – кусочек крови и грязи, а главное в человеке – дух. Спокойствие, сила духа + выполнение обязательств перед государством. Стоики – аскеты (философы, которые считают, что чувственные наслаждения вторичны, а главное – нравственное совершенствование) |