Лекция 1 Философия, её предмет и роль общественной жизни
Скачать 314.1 Kb.
|
Эпикурейтсво Основоположник: Эпикур из г. Абдеры Эпикур указывал, что в основе бытия – атомы. Эпикурейцы поддерживали основные идеи Демокрита - детерминизма, но не были детерминистами, полагали, что в жизни есть случайность, поэтому атомы могут изменить свое движение. Смысл бытия человека - в удовольствии, но преимущественно духовных (главное связано с дружбой). Человек должен знать меру в своих удовольствиях. Эпикур разбил свой сад. Идеал взаимоотношений эпикурейцев – уйди от мира и поговори с другом. Главное удовольствия - те, которые приносят невозмутимость. Опять появляется идея атараксии – невозмутимого покоя. Стоики высказывают, что все люди равны перед Богом как дети одного отца, вне зависимости от происхождения и народности - предпосылка христианского мировоззрения Скептицизм Представители: Пиррон Весь мир и его процессы до конца не познаваемые человеком - это философия агностицизма и релятивизма. Идеал атараксии – тот идеал, в котором сходятся все 3 школы. Жить согласно здравому смыслу Атараксия - идеал невозмутимости, была также характерна для скептиков С этих школах сказывается закат античной культуры Основные религиозные философские направления: В основе бытия ежит духовное, единое, божественное начало. Единое Логос Мировая душа Материя Неоплатоники называлии испускание ЭМАНАЦИЕЙ. Полной противоположности между единым и материей не существовало. Задача человека – подняться к единому. Логос – платоновский мир идей. Только аристократы духа могут понять, что есть единое (гностики). Его существование можно понять через веру, интуицию, экстаз. Вместо рационального знания гностики и неоплатоники предлагают иррационализм, веру. По временным рамкам относятся к 3 периоду, но по содержанию – к средневековью. Гностицизм (между материальным и духовным миром находятся 365 областей, которые надо преодолеть на пути к духовности. Только гностики способны познать это единое, поднявшись на всеми этими областями) Неоплатонизм использовали тоже категорию единого. Филон Александрийский - предшественник Христа. Живет в конце 1 века до нэ. Его понятия, как гностика: Бог - личное начало логос («слово») - посредник между Богом и миром Логос – сын бога, воплотившийся Бог. Лекция 4 Философия Средневековья 4-5 века до н.э. - 14 век н.э. 1-14 в нэ 1-2 в. Апостолы 2-3 в – Апологеты 4-7 в – Патристика 7-14в – Схоластика. Гностики: Иосиф, Валентин. Кто мы? кем стали? где мы? куда заброшены? куда стремимся? что такое рождение и что такое возрождение? Главным объектом познания являлось их внутреннее «Я». Гносис – знание. Гностики считали что они обладают особым знанием которое помогает им самосовершенствоваться. Гностики были дуалистами, считали, что в мире есть две крайних противоположности. Бог – вечное духовное начало и Тьма – материальный мир. Между этими двумя началами находится 365 областей – ионов, которые необходимо преодолеть человеку, чтобы соединиться с божественной инстанцией. Эманация — термин, означающий происхождение Универсума (вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого (Божества). Неоплатонизм – 3тий век нашей эры. Философ ПлОтин. В основе мироздания находится божественная субстанция – абсолютная полнота всего. У самого мироздания существует иерархия: В основе Бог, далее Логос, далее Мировая душа – единство материального и идеального. Философия, которая стоит у истоков средневековья – иррациональная. Филон Александрийский. (в конце 1 века до н.э. – 1век нашей эры) Мир создал Бог посредством Логоса, совокупности божественных идей. И эти идеи – ангелы. Логос – посредник между Богом и миром. Вначале было Слово (греч. Логос) и слово было – Бог. В 1 веке нашей эры возникает Христианство. Мы живём в 2013 году от Рождества Христова. Основные черты средневековой философии Теоцентризм. позиция, когда что бы ни рассматривалось – всё рассматривается сквозь призму божественной субстанции. Бог – духовная субстанция. Признание, что в основе мироздания лежит божественное начало. Оно чисто идеальное, трансцендентное. Бог – совершенный абсолют. Креационизм Идея креационизма – идея сотворения мира. Бог создал мир своим Словом и создал его из ничего. В антропологии идёт речь о том, что человек – высшее творение Бога и создан по его подобию. Он наделён разумом, свободой и нравственным началом. Человек может свободно выбирать между добром и злом. Человек дуалистичен, помимо духовного начала, наделён ещё и материальным началом. Он склонен к греху, а значит слаб. Смысл бытия человека заключается в совершенствовании, стремлении и преодолении себя, чтобы достичь совершенства Бога. Природа – храм Божий, а человек – царское существо, которое призвано сохранять природу. Философия –служанка богословия Гносеология христианства. Главный вопрос – вопрос соотношения веры и знания. Что первично? Вера или знания? Появилось 2 точки зрения: первая, что Философия помогает и служит для развития знаний и идей, другая точка зрения говорит, что философия не нужна. Что является объектом познания? Главным объектом познания – божественная сущность и душа человека. Августин Блаженный говорил: «Хочу познать Бога и свою душу. И ничего кроме этого? – Ничего!» Антропология – учение о человеке. Человек рассматривается как высшая ценность, высшее духовное существо, чье бытие двойственно, так как он обладает и духом, и телом. Человек был создан по образу его и подобию. Человек не есть автомат божественной благодати, он сам решает, что ему выбрать: добро или зло. На это особое внимание обращал Августин Блаженный (представитель Патристики). Считал, что единственное, что позволяет человеку утвердиться в добре, это Бог. Смысл бытия человека – всестороннее нравственное совершенствование, приближение к образу Бога. Связана с главной задачей – спасти свою душу. В Античности о бессмертии души говорил Платон. Онтология – учение о бытие. В основе бытия – божественное начало (бог). Высший разум, добро, высший идеал, высший. В средние века считали, что Бог – личность. Понятно, что христианское мировоззрение – разновидность высшего идеализма. Этика Христианская этика: « возлюби ближнего своего как самого себя» Нельзя простить врагам отчества и Бога (пантеон святых - воины) Легче верблюду попасть в игольное ушко, чем богатому в рай - этика Платона, аскетичная, духовная, разумная добродетель Корни христианства коренятся в учениях Платона Идея прощения – можно простить 70 раз. Но это не для тех, кто попирает Бога. Нельзя пройти мимо горя, когда кто-то бьёт ребёнка или насилует женщину, иначе ты потворствуешь злу и попираешь бога Средневековье – с 5 по начало 14 века (хотя идеи закладываются с 1–2 веков н.э.) Способы познания: 1) божественная благодать 2) интуиция, экстаз – иррациональное познание. «Верую, ибо абсурдно» Верую, несмотря ни на что. К 13 веку начинает меняться теория средневековья: Уверуй, чтобы уразуметь. Понимай, чтобы верить. Апологеты (защитники церкви) 2 основных направления: Клемент Александрийский Говорил, что философия помогает христианству, оказывает помощь в борьбе с язычеством. Философия и религия должны идти рука в руку Богатство – средство самосовершенствования человека Тертуллиан » Философия совершенно не нужна «Уверуй, чтобы вразумить». Оратор и широкопосвещённый человек. В 40 лет у него произошёл духовный переворот. Он утверждал что философия не влияет на религию, и даже вредна религии, богословию. Он считал что все философы — еретики. Все божественные истины постигаются не разумом, а сердцем. «Верую, ибо нелепо» Первые христиане – мученики, которые через свои мучения пытались донести до императора свои идеи. Для Тертулиана первична Вера, а для Клемента Александрийского – философия, которая помогает достичь Христа. Ориген. Впервые использовал тезисы: Три ипостаси, Троица, Богочеловек. С точки зрения Оригена, сын Бога свят меньше Бога отца. Патристика Патристика - учение отцов церкви (4-7 века) Отцы церкви: Иоанн Богослов. Григорий Нисский Василий Великий Иоанн Златоуст Иоанн Дамаскин Августин Аврелий Блаженный Они занимались формированием символа веры. Бог троичен: Бог отец, Сын и Святой дух. Динамичная триадология нужна для того чтобы объяснить, как Бог связан с миром. Философия говорит о единосущности лиц Троицы. Религиозный центр – из Рима в Константинополь. Византийский Император осуществлял гонения на тех, кто поклоняется иконам. Иконы стали сжигать и убивать людей, которые им покланялись. Разделение католичества и православия происходит в 1054 году. АвгустинБлаженный(354-430 г. н.э.) (Платон) Главные работы " Исповедь", " О граде Божьем" " о троице "- наиболее известные . Главные объекты познания: Бог Человеческая душа "Хочу познать Бога и душу ,- и ничего кроме этого?- совершенно ничего " Основные положения философии Августина Блаженного: человечество в историческом процессе образует два "града": земное и божественное Ход истории -это борьба двух противоположных царств. Земное царство воплощается в гос. учреждениях,власти, армии, бюрократии и т.д. Это царство зла и греха. Божественное царство -это христианская церковь . Представлено священнослужителями, людьми близкими к богу. Земное царство погрело в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено божественным царством.Добро олицетворяет град небесный - глад любви к богу до забвения себя Град земной - глад любви к себе до забвения Бога «Рим пал, потому что о внутренне нравственно сгнил, Рим - блудница на семи холмах» История об Авеле (ГЗ) и Кавеле (ГН) «Кавель, где брат твой, Авель?» «О граде Божьем» - многотомное произведение, где он описывает свою философию истории - с момента сотворения Адама Провиденциализм - проведение участвует в человеческой истории (Бог - постоянный участник) «Учение о божественном предопределении» Эсхатология - учение о конце времен (человеческая история - трагедия, трагедия борьбы между добром и злом) История - нравственный процесс, точкой этого процесса является пришествие Христа Это борьба закончится небывалой трагедией и вторым пришествием Христа Августин доказывал превосходство духовной власти над светской.Он считал, что большинство людей грешны , поэтому светская власть необходима ,но она должна подчиняться духовной . Короли и императоры должны выражать волю христианской церкви и подчиняться ей , а также непосредственно папе Римскому . Высшее блаженство-счастье человека. «Люби Бога и делай, что хочешь» Августин, закладывая идеи Христианства вплоть до 13 века говорит, что субстанционально только добро! А зло – отсутствие или умаление добра. Человек – источник зла, а не Бог (Раньше он говорил, что субстанция и добро и зло, но отрёкся от этой идеи). Схоластика Схоластика - очередной этап развития философии (с 7-13 столетье) Христианское учение преподают в школах и университетах Главные вопросы: 1)Проблема соотношения веры и знания 2)Вопрос об отношении общего и единственного Схоласты опиралась на священные писания и на философию античности (правила мышления, дискуссий) Философия - служанка богословия (11 век). Философия помогает богословию решать основные проблемы религиозной веры. 2 основных направления: Номинализм (Расцелин, первичны общие понятия) - общие понятия в уме Бога универсалии не существуют реально. Реальны лишь отдельные существующие вещи. Универсалии – имена вещей, общее. Беренгар Турский. (Около 1000 — 1088), французский философ и теолог, представитель ранней схоластики. Реализм (Альберт Великий) - последователи Платона, общие понятия обладают подлинной реальностью, они субстанциональны, первично единичное (Понятие - имена вещей, сотрясение воздуха). Вопрос спора, что является первичным (лица троицы или сам Бог?), вопрос универсалии (о природе общих понятий) - являются общие понятии субстанционалиями Концептуализм (Пьер Абеляр) понятия существуют в уме человека,результат мыслительной деятельности человека. Пьер Абеляр (Около 1079-1142), французский философ и теолог-схоласт. Универсалии – продукт абстрактного мышления человека. Они реальны и находятся в сфере ума. Субстанциональность идеально отрицал. «Понимай, чтобы верить» Фома Аквинский- аристотелист Вера и знание не противоположны друг с другом, а взаимно дополняющий , существует гармония между знанием и верой, там, где знание замолкает, в свои права вступает вера В 13 веке выдающийся богослов Фома Аквинский создает учение, которое официально становится учением католической церкви – томизм Работы: «Сумма теологий», « Сумма против язычников» Универсалии существуют: 1) до вещей 2) в самих вещах, как реализованные в действительности 3) существуют после вещей, в уме человека, как результат обобщения В гносеологии Фомы Аквинского : «Понимай, чтобы верить» - рациональное знание необходимо человеку, чтобы верить Он борется с идеей двойственности. В отличие от номиналистов он выдвигает идею гармонии разума и веры. Вера – помощник разуму. Можно доказать рационально существование Бога. В гносеологии на переднем плане - факт знания 5 рациональных объяснений бытия Бога Из движения (у каждого есть источник, в начале всех источников - божественное начало. Бог - перводвигатель Фома Аквинский - аристотелист Бог как производящая причина (у каждого явления своя причина, причина всех причин - божественная инстанция) От понятий возможности и случайности ( в мире не может быть все случайно, обязательно прослеживается необходимость, первой необходимостью и является божественная субстанция) Исходит из ступеней совершенства (какие бы поступки ты не совершал, он дает оценку нравственности своим деяниям, высшим критерием является - божественная субстанция) Из понятия целесообразности (все в мире настолько целесообразно, что не может не быть внутренней причины, которая бы породила это) Фома Аквинский в области социальных идей, был сторонником монархической формы правления (иерархия как на небе) По Фоме государство необходимо. Оно содействует общему благу. Идеальная форма правления – монархия, а церковная власть выше государственной. Земные правители заботятся о конечных сверхъестественных целях человечества. Церковь же видит дальние, высшие главные цели. Лекция 5 Философия эпохи Возрождения (С 14- начало 16 века) Родина - Италия. Происходит в период падения Константинополя, когда люди, бегущие в Рим, несут с собой все достижения античности, происходит возрождение (в искусстве, философии и т.д.) Эпоха Возрождения - возрождения идеалов античности, но повторить их стало не возможным, слияние идеалов античности на почве средневековья Особенность: человек идеализируется, не Бог! Эпоха Возрождения – эпоха становления раннего капитализма. Развиваются науки, осуществляются географические открытия. Но церковь не уходит. В картинах – святые в телесном облике. Центральной философией является – творческое начало в человеке, выявление творческой сущности, самосознание. Человек должен приобрести свой характер, свой путь, приобрести свой разум и жизненный опыт. Большое внимание придаётся личности. Если человек не раскрывает свои таланты – то он совершает преступление по отношению к себе и Богу. Уважение, достоинство и любовь к человеку связана с идеей гуманизма. Человек должен позитивно изменять мир. Антропоцентризм, гуманизм – они отличают эпоху возрождения позитивом. Шекспир: Король Лир, Гамлет – человек осознаёт, сколько зла и несправедливости в мире, осознаёт трагичность бытия. Сервантес: Дон Кихот – человек соединён с богом, но поворачивается и против него. Флоренский пишет о Джоконде Леонардо: скептицизм, отпадения от Бога, улыбка потерянности и растерянности, улыбка грехам соблазна и прелести. Главные черты философии: Пантеизм Гармонизм Гуманизм антропоцентризм - мировоззрение, в центр которого ставится человек и сквозь призму потребностей человека рассматривает всю окружающую среду возрождение диалектики НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ Главная работа ''Об ученом незнании''. Основные идеи: Учение о совпадении противоположностей. Бог-абсолютный максимум,он единственен и в нем всё есть. Так как ему ничего не противостоит он одновременно и минимум. Максимум ничему не противостоит т,он находится во всём. Центр мироздания – нет. Всё единое и это единое не имеет противоположностей. Максимум и минимум совпадают. Максимум-бесконечное, то, чего больше не может быть, единое же-минимум. Бог-развитие всего,свёрнутая природа,а Природа-развёртывание из божественных глубин. Джордано Бруно «О бесконечности вселенной и мирах» - Дж. Бруно Говорит о том, что своему составу космический мир уподоблен земному, т.е. бесконечен. Все находится в движении и на земле и на небе ''Покоя нет,всё движется ,вращается''. Характерен пантеизм - природа есть Бог в вещах (первым - Н. Кузанский природа - развертывание из божественных глубин) Даже самому малому в мире ничего не противостоит, а значит минимум и максимум между собой тождественны, совпадают). Томас Мор (1480-1535) Был человеком, приближенным к королю, лорд-канцлером, но в конце жизни вступил в конфликт с королем на религиозной почве, выступал на стороне римского папы, был убит РАБОТА:«Утопия» - место, которого нет Анализируя Англию 15-16 веков, приходит к выводу, что народ Англии бедствует, находится на критическом положении (поля на прокорм овцам) + строгое законодательство. Частная собственность - причина всех бедствий, именно она делит людей на бедных и богатых, все скапливается в руках нескольких магнатов, поэтому чтобы спастись от голодной смерти - необходимы государственные реформы. 1) В этом обществе - общественная собственность на факторы производства. Цель государства - достижение земного благополучия, общественного достатка 2) В государстве Утопии люди работают только 6 часов в день, это не тяжелый труд (нет праздных сословий - работаю все, нет дворян, священников и т.д.). Все сносят продукты труда в общие магазины, а оттуда каждый берет то, что ему надо. Всего в утопии в изобилии - рай на земле, без частной собственности. Труд должен быть приятным. Во главе общества стоят мудрецы. Грязная работа - удел провинившихся, а армия - наемная составляющая Томазо Кампанелла (Италия) Работы: «Город солнца» (идеал - общество трудящихся) Работают 4 часа; Досуг проводят в философских размышлениях,занимаются физкультурой.Во главе-философы. Никколо Макиавелли - итальянский мыслитель «Государь» или « о князе» - божественная составляющая исчезает, церковь должна подчиняться государству, священники должны заниматься воспитанием, патриотизмом».Правитель должен одновременно быть и человеком и зверем, и львом и лисой. Ряд философский идей: Общественная жизнь-это хаос. Нет прогресса в политике Действующие лица исторического процесса- человек или судьба Разделяет мораль и политику. « Цель оправдывает средства» - в делах объединения и сохранения единства. Аморалист в политике –отрицание морали, отказ от нравственных признаков. Философия Макиавелли - философия аморализма, отрицающая прогресс в политике (все движется по кругу). Лекция 6 Философия нового времени 17 век Английский эмпиризм. Бекон, Гоббс, Локк - английские философы, материалисты Бекон(основатель эмпиризма). 17 век, Англия Ключевые вопросы: « почему не развиваются науки», « что из себя представляет человеческий разум», «для чего нужна наука» Ответ: Наука не развивалась, так как было мало государей и других интересовавшихся наукой. Надо соединить власть и ученых. Человеческий рассудок простое суммирование тех знаний , которые получил ученый . Знания –сила, которое приносят пользу. Наука должна приносить пользу, поэтому нужно освободиться от идолов Факторы, препятствующие познанию (призраки, идолы): Призраки рода (суждения о природе по аналогии с жизнью человека (природа требует своей собственной методологии). Призраки пещеры (суждения об окружающем мире исходя из своих индивидуальных предпочтений). Призраки рынка (ходящие суждения, решенные какого бы то ни было основания). Призраки театра (слепая вера в авторитеты - схоластика) Главная форма эмпиризма: ''Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве'' (творческой функции не выполняет).''Знание-сила''. Это знание получается через эксперимент ,наблюдение.Метод индукции(От частного к общему).Утилитарность-наука,которая должна приносить непосредственную пользу. Бекон считал, что будущее общество должно согласоваться с целями наукой в государственном масштабе. Научно-технический центр организует и планирует научные исследования и распоряжается производством (учитывает природные ресурсы, обеспечивает внедрения в хозяйство научных достижений). Такое общество было реализовано лишь в 20 столетии. Сознание Бекона - сознание антиэкологическое - «Мы должны поставить природу на колени…» Главная цель -объективное знание через эксперимент В конце жизни написал работу Новый Органон» и «новая Атлантида». Это новое государство, в главе которого ученые, исследующие богатство страны. Рисует облик научно-технического учреждения. Гоббс(эмпиризм) 1588-1679г.) Монархист, материалист. Ограниченная монархия Вся философия Гоббса - это учения о телах (даже Бога он именовал не иначе как тело) Он разделял мысли Бекона о том, что наше познание - простое автоматическое суммирование наших наблюдений и человеческий ум не приносит ничего нового от себя. Сознание человека не рассматривается как творческая субстанция (субъект познания). В отличие от Бекона Гоббс изучал представления о государстве: Существуют тела естественные - физика Тела искусственные - государство Учение о государстве Гоббса - это разновидность применения механистических принципов в познании человека. Томас Гоббс Главная работа: Элементы законов естественных и политических. Самая большая работа – это трактат о государстве – Левиафан. Библейское чудовище, которое поглощало людей в средиземном море. Весь мир представляет собой совокупность рычагов. В мире существуют естественные и материальные тела. Гоббс обращал внимание на то, что мир должен познавать эмпирически. Государство произошло в результате общественного договора. До этого было естественное состояние. Поскольку человек по своей сути зол, то в естественном состоянии люди находятся в постоянной войне всех против всех. «Без государства человек человеку волк». Чтобы выжить люди заключают договор, единовременный акт, в результате которого возникает государство. Но, заключая его, они жертвуют свободой совести и собственности ради спокойствия в государстве. Лучшая форма правления - монархия. Человек в государстве играет роль винтика огромного механизма, который должен чётко функционировать, нет добра или зла. Права человека для мирного существования ( в руках монарха) Частная собственность Права на свободу совести, вероисповедания и т.д. Джон Локк (1632-1704) Принадлежит к той же плеяде эмпириков, но считает, что существует кроме знания об окружающем мире и внутренние чувства человека. Это внутреннее чувство открывает в нас самих некую самостоятельной сферу жизни - рефлексию (самонаблюдение, самопознание, т.е. размышления о самом себе). Человеческая душа до рождения представляет собой чистую доску (Tabula rasa). Кроме того, человек в окружающей среде может выделить разновидности качества(у вещей): Первичные - те качества, с исчезновением которых исчезает сама вещь (протяженность, величина, форма, масса - субстанциональные качества). Вторичные - качества, которые связаны с субъективными впечатлениями (звук, вкус, запах, цвет - любое субъективное восприятие). Локк вносит момент субъективности в познание окружающей действительности. Локк считает , что человек по своей природе добр. Он придерживается той же теории договора. Он за либерализм. Разделение властей:( во главе-законодательная власть) -законодательная -исполнительная -федеральная. Гоббс и Локк-материалисты метафизические и механические. Беркли Весь мир - это совокупность моих субъективных представление и ощущений - субъективный идеализм (говорит, что у вещей нет первичных качеств, о которых говорит Локк). Человек по своей природе добр - с этим связано учение Беркли о государстве. Человек по природе живет хорошо, но для улучшения нужно гос-во. Главное в гос-ве – интересы индивида и их защиту. И у Гоббса и у Локка государство - это форма общественного договора, но у Локка люди не отдают государству свои права, а наоборот государство защищает их. Впервые выдвигает либеральную теорию разделения властей: Законодательную Исполнительную Федеративную (внешнеполитическая деятельность монарха) Законодательная и исполнительная власть никогда не должна находиться в одних руках, исполнительная должна подчиняться законодательной, но все ветви независимы. В Англии в это время формируется парламентская монархия. Беркли считал, что частная собственность является неприкасаемой и должна быть у каждого человека. Толерантность, терпимость. Беркли полемизировал с договорной теорией возникновения общества. Беркли считал, что государство возникает не внезапно, а постепенно. Государство - это не механизм, а организм, одним из факторов возникновения которого является привычка. Правовые идеалы государства вырастают из нравственности. В линия рационалистов) Рене Деккарт(основатель рационализма) Деккарт создал учение о врожденных идеях, полемизировал с материалистами (душа - чистая доска). Локк говорил, что если бы у всех людей были врождённые идеи, то они бы были одинаковы, однако мы не наблюдаем это. Деккартовский принцип сомнения - прежде чем начать изучение окружающей действительности, я должен усомниться во всем, что меня окружает (даже в реальности собственного существования), но существуют некоторые несомненные обстоятельства - сомнения (сомнение - это мысль): «Я мыслю, значит я существую» Отсюда происходят Существования: Божественная субстанция Существую я, как самостоятельное существо Природа Деккарт - философ дуалист (существую одновременно и идеальные и материальные начала) Эти начала соединяются посредством Бога, который через шишковидную железу соединил эти начала. Методология Деккарта (рациональная) - «Правила для руководства ума»: Считать истинным лишь то, что очевидно, ясно и не вызывает сомнения Любая проблема должна быть разделена на несколько частей для последовательного познания Мыслить надо по порядку: от самых простых предметов, к более сложным по уровню познания Надо брать в рассмотрение все существующие обстоятельства и знания Деккарт считал, что наше познание дедуктивное, математика - образец метода познания. Математика и дедукция – средство решения всех проблем. «Я мыслю – значит, я существую». Венедикт Спиноза (Голландия, Амстердам) Пантеист. Принадлежал к иудейской общности, но за свои взгляды был изгнан. Его произведения: «Богословско-политический трактат и этика». В основе мироздания лежит природное начало (пантеизм), но природа обладает важнейшими атрибутами: Мышление Протяженность Природа делится на: Природу творящую - Бог Природу сотворённую Они не разрываются и находятся вместе Человеческая душа - свойство природы (модус). Природа пораждает душу и ее же забирает Личное бессмертие не существует. Спиноза знаменит тем, что отвергал свободу воли человека.Разработал понятия необходимости и свободы. Свобода - познанная необходимость (отождествлял свободу с познанием). В действительности же свобода - выбор среди вариантов. Наше познание связанно с чувствами, но чувства не достоверны, они нас обманывают. Второй способ познания – понимание, требует знание понятий и сущности. Третий род познаний – интеллектуальная интуиция. Спиноза в своих учениях был пантеистом. Бог – это и есть природа. Есть природа творящая и сотворённая. Неотъемлемые свойства – мышление и движение. Душа человека – модус природы. Лейбниц Основоположник Академии наук. (Его учеником был Вольф, а его - Ломоносов). Вошёл в историю как создатель «Монадологии». Мир состоит из множества активных движущихся частиц. Душа тоже пребывает в непрестанном движении. Монада-душа-высшая монада. Монады-духи-монады животных(смутно воспринимают действительность) Монады неогранических веществ(Хуже воспринимают действительность) Монады неучтожимы и неделимы.Монады- микрокосмос, космом в миниаьюре,не имеют окон.Бог-монада всех монад ,осуществил гармонию монад. Философия эпохи просвещения во Франции (18 столетие) Основные представители: Вальтер, Дидро, Руссо, Монтескье. Испытала широкое влияние английской философии, породив множество философов - материалистов: Гальбах, Гельвеций, Ламетри В философском плане 18 век мало вносит, но философия тогда становится светским знанием. |