Главная страница
Навигация по странице:

  • Антропогенез.

  • Культурогенез.

  • История первобытного общества. Лекция 1 История первобытного общества проблемы становления


    Скачать 306.91 Kb.
    НазваниеЛекция 1 История первобытного общества проблемы становления
    Дата04.03.2022
    Размер306.91 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаИстория первобытного общества.rtf
    ТипЛекция
    #382394


    Лекция 1

    История первобытного общества: проблемы становления

    человека и основные периоды первобытной истории.
    Культура первобытного общества охватывает самый протяжённый по времени и, пожалуй, наименее изученный период мировой истории. Как выразился Л. Б. Вишняцкий, «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы»

    В качестве синонимов истории первобытного общества употребляются понятия «преистория», «доистория» (например, английское prehistory, французское préhistoire), «дописьменная история», «бесклассовая», «догосударственная», «архаическая» история.

    Первобытная культура – это культура народов, находящихся на ранней стадии своего развития. Она включает в себя процесс формирования физического облика современного человека, появление у него первичных форм социальной организации, а также ранних форм религии и искусства.

    Существует несколько периодизаций первобытной истории, в зависимости от выбранного критерия. При изучении материальной культуры первобытного общества основное внимание уделяется археологической периодизации. В основе археологической периодизации истории человеческого общества лежит так называемая система трёх веков (эпоха камня – эпоха бронзы – эпоха железа), основанная на смене сырьевых материалов, преобладавших при производстве орудий труда и оружия, в тот или иной период времени. Первым научно обосновал эту систему датский археолог К. Ю. Томсен, выпустивший в 1836 г. книгу под названием «Путеводитель по северным древностям». Заложенные К. Ю. Томсеном основы археологической периодизации оформились к концу ХIХ века в общепринятую систему.

    Предметы, найденные археологами на стоянках и в захоронениях – орудия труда, сосуды, оружие, украшения, человеческие останки, а также собственно поселения и могильники позволяют учёным реконструировать жизнь наших далёких предков.
    Таблица 1. Археологическая периодизация


    Палеолит

    (древнекаменный век)

    Ранний (нижний)

    2,6 млн. —600 тыс.

    лет назад.

    Средний

    600 — 40 тыс.

    лет назад.

    Поздний

    (верхний)40 тыс. лет назад —

    12 тыс. лет до н.э..

    Мезолит

    (среднекаменный век)


    12 — 8 тыс. лет до н. э.


    Неолит

    (новокаменный век)


    8 — 4 тыс. лет до н. э.


    Энеолит (медно-каменный век)


    4 – начало 3 тыс. до н. э


    Бронзовый век


    3— конец 1 тыс. до н. э.

    Железный век


    Конец 1 тыс. до н.э. - современность


    Критерий геологической периодизации – это развитие Земли. Из всех геологических периодов необходимо выделить антропоген (иначе – четвертичный период), поскольку именно на этом этапе появился человек. Антропоген, в свою очередь, делится на плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Для палеоантропологической периодизации критерием служит биологическое развитие древнего человека. Принято выделять такие стадии развития предков человека, как архантропы («древнейшие люди»), палеоантропы («древние люди») и неоантропы («новые люди»). Все названные выше периодизации связаны с конкретными науками и поэтому являются узкоспециальными. В связи с этим была выработана также общеисторическая периодизация эпохи первобытности, критерием которой служит социально-экономическое развитие первобытного общества. В соответствии с этой периодизацией выделяются различные типы первобытных общин: праобщина, раннепервобытная (раннеродовая) община, позднепервобытная (позднеродовая) община и первобытная соседская община.

    Таблица 2. Периодизация истории первобытного общества


    Общеисторическая периодизация

    Археологическая периодизация

    Геологическая периодизация

    Палеоантропологическая периодизация

    1. Праобщина (первобытное человеческое стадо)

    Ранний и средний палеолит

    Плейстоцен

    Архантропы и палеоантропы

    2. Раннепервобытная (раннеродовая) община

    Поздний палеолит и мезолит

    Плейстоцен и начало голоцена

    Неоантропы

    3.Позднепервобытная (позднеродовая) община

    Неолит

    Голоцен

    Неоантропы

    4. Первобытная соседская община

    Поздний неолит, энеолит, бронзовый век, ранний железный век

    Голоцен

    Неоантропы


    Формирование первобытной культуры, шло одновременно по трём направлениям.

    1. Антропогенез. Это процесс биологического формирования человека, связанный с появлением у него признаков не характерных для животного мира (прямохождение, более крупный мозг, появление речи, а с ней и абстрактного мышления и т. д.).

    Процесс формирования человека очень длительный. Он берёт своё начало 5,5–6 млн. лет назад, когда в Африке появились существа, которые хотя и не являлись ещё людьми в истинном смысле слова, однако уже находились на более высоком уровне развития, чем человекообразные обезьяны. Длительный период формирования современного человека не был простым и прямолинейным. Одновременно существовало несколько линий, по которым происходило формирование человека, и только одна из них привела к появлению современного человека, все остальные оказались тупиковыми.

    До середины 1990-х гг. древнейшими представителями семейства гоминид, то есть человекоподобных, считались австралопитеки. Но затем были сделаны новые открытия, и к предкам человека были добавлены следующие ископаемые гоминиды: ардипитек рамидус (Ardipithecusramidus), найденный в Эфиопии в 1994 г. и датируемый около 4,4 млн. лет назад, оррорин тугененсис (Orrorintugenensis), найденный в Кении в местности Туген Хиллс в 2000 г. и датируемый около 6 млн. лет назад, и сахельантроп чадский (Sahelanthropustchadensis), найденный в Чаде в 2001–2002 гг. и датируемый также около 6 млн. лет назад. Австралопитеки были обнаружены в Восточной и Южной Африке, время их жизни датируется от 4 до 2 млн. лет назад. По своему строению австралопитеки были разнообразны, поэтому внутри данной группы выделяется несколько видов. Австралопитеков отличал такой прогрессивный признак, как прямохождение (двуногость), но при этом они сохраняли черты, связанные с древесным образом жизни, и вполне вероятно, что немалую часть времени они действительно проводили на деревьях. Первым представителем рода Homo («человек») или промежуточным звеном между австралопитеком и человеком следует считать вид Homohabilis, что означает «человек умелый». Такое название этот вид, впервые обнаруженный в Восточной Африке в 1959 г., получил потому, что эти существа уже умели изготовлять орудия труда. Появление человека умелого датируется около 2,6 млн. лет назад: именно эта дата считается началом истории первобытного общества.

    Следующим этапом в развитии человека являются архантропы (буквально «древнейшие люди»). По старой терминологии к архантропам было принято относить питекантропа и синантропа, но в современной антропологии все названные представители объединяются в общий вид «человек прямоходящий» (Homoerectus). Архантропы появились около 1,8 млн. лет назад, и первоначально жили в Африке и на Ближнем Востоке. Позже они заселили большую часть Азии (например, первая находка питекантропа была сделана в 1897 г. Э. Дюбуа на о. Ява в Индонезии) и юг Европы. Для архантропов характерно выработанное прямохождение, объем мозга от 900 до 1200 см. куб., строение, во многом приближенное к современному человеку, умение изготовлять примитивные орудия труда. Синантропы, найденные в 1927 г. в Китае в пещере Чжоукоудянь, умели добывать и поддерживать огонь, возможно, обладали членораздельной речью, судя по строению черепа. Вместе с тем для архантропов характерно и множество примитивных черт: низкая и покатая лобная кость, выступающие надглазничные валики, угловатый затылок, толстые стенки черепа, сильно выступающее вперед лицо, отсутствие подбородочного выступа.

    Следующую группу ископаемых гоминид называют палеоантропы (буквально «древние люди»). В настоящее время внутри группы палеоантропов принято выделять следующие виды: гейдельбергский человек (Homoheidelbergensis), к которому относят ранних палеоантропов, и неандертальский человек (Homoneanderthalensis) – «классические» неандертальцы. Останки палеоантропов найдены в Европе, Азии и Африке, датируются они от 600 до 30 тыс. лет назад. Объем мозга у классических неандертальцев составлял от 1200 до 1600 см. куб., характерен был средний рост, большая массивность всех костей скелета, длинная и широкая черепная коробка. Лоб у них был все еще довольно низкий и покатый, мощные надбровные дуги, подбородочный выступ отсутствовал или был слабо выражен, лицо сильно выступало вперед. Неандертальцы умели изготовлять достаточно совершенные орудия труда, строили искусственные жилища, совершали погребения умерших. У неандертальцев отмечены зачатки искусства. Вопрос о роли неандертальцев в антропогенезе является предметом дискуссии. Возможно, среди неандертальцев были как прогрессивные ветви, так и тупиковые.

    В последние несколько лет на основании анализа ДНК выделены еще два вида (подвида) палеоантропов – «денисовский человек» (Homodenisovensis) на Алтае и «человек флоресский» (Homofloresiensis) в Индонезии на о. Флорес. Современное же бурное развитие генетики позволяет говорить о том, что наверняка эти открытия не последние.

    Людей современного вида называют неоантропы (буквально «новые люди»), или «человек разумный» (Homosapiens). По внешнему виду и строению они фактически не отличаются от современных людей. По современным данным, «человек разумный» появился в Африке и на Ближнем Востоке около 100–80 тыс. лет назад, а может быть, и еще раньше, а в Европе, на большей части Азии и в Австралии – около 45–40 тыс. лет назад, (эта дата долгое время считалась самой ранней).

    Еще один очень важный вопрос - какова же прародина человека современного вида (Homo sapiens)? Концепция моноцентризма говорит о том, что Homo sapiens сформировался в едином центре, достаточно ограниченном регионе, откуда далее шло расселение. В качестве единого центра называются: Южная или Восточная Африка, Передняя Азия и Восточное Средиземноморье, Юго-Восточная Азия. Концепция полицентризма говорит о том, что Homo sapiens сформировался в нескольких центрах одновременно, более или менее независимо друг от друга. Современные последователи полицентризма активно отстаивают тезис о достаточно интенсивном генетическом обмене между разными популяциями тех регионов, где происходило становление человека.

    В верхнем палеолите у неоантропов (начало верхнего палеолита – 40-35 тыс. лет назад) начинают формироваться расы. Раса – это группа людей, выделяемая на основании родства по происхождению, проявляющегося во внешне сходных физических признаках и общности территорий. Районы формирования рас примерно совпадают с границами материков: европеоидная раса сформировалась в Европе, монголоидная – в Азии, негроидная – в Африке и Австралии. Существовали также смешанные зоны формирования рас: в Средиземноморье смешивались европеоидная и негроидная расы, на Кавказе и Средней Азии – европеоидная и монголоидная расы, в Южной и Юго-Восточной Азии – все три расы. Морфологические различия рас образовались в результате приспособления неоантропов к окружающей среде и существования естественных границ между материками. Отличительные признаки отдельных рас таковы.Для европеоидов характерна светлая кожа, светлые волосы, сильно выступающий нос, широкий разрез глаз. Эти признаки – следствие холодного, малосолнечного климата. Для негроидов характерна темная кожа (пигмент меланин предохраняет ее от ожогов), темные курчавые волосы, которые создают воздушную прослойку, защищающую от перегрева, широкий нос, толстые губы, которые усиливают теплоотдачу в условиях жаркого влажного климата. Для монголоидов характерен значительный слой жира на лице, защищающий от ветра, узкий разрез глаз, спасающий от ветра и песка, эпикантус – складка во внутреннем углу глаза, желтоватый цвет кожи, темные прямые волосы. В мезолите формируются отдельные ветви рас: у европеоидной расы – северная и южная ветви, у монголоидной расы – азиатская и американская ветви, у негроидной расы – африканская и австралийская ветви.

    1. Социогенез. Это процесс социализации человека, т. е. формирование его не только как биологического вида, но и как существа социального, т. е. живущего в обществе.

    Одновременно с формированием физического облика человека происходило и становление человеческого общества. Одним из проявлений этого процесса было формирование традиций, и крайний консерватизм в следовании им. Регулировались отношения между полами, способы воспитания детей. Формировались способы и формы управления коллективом. В первобытном обществе человек не мыслил своей жизни вне коллектива и практически не мог существовать без него. Соблюдение обычаев, регулирующее все внутренние отношения в коллективе, стало одним из необходимых условий принадлежности к коллективу. Система запретов также имела для коллектива охранительное значение. Она предостерегала его членов от хаотичных, не проверенных вековым опытом форм поведения.

    Первые древние люди жили в обществе, которое принято называть первобытным, человеческим стадом или праобщиной. По археологической периодизации это нижний и средний палеолит. Праобщина является наименее изученным этапом в развитии человечества, поскольку источники по этому периоду фактически отсутствуют. Началом праобщины считается возникновение целенаправленного изготовления орудий труда, а концом – переход к родовому строю. Праобщину иначе называют первобытное человеческое стадо: этот термин подчеркивает, что люди той эпохи не совсем еще вышли из животного состояния. Главными занятиями в период праобщины были охота и собирательство. Необходимость совместной охоты, изготовления орудий труда, защиты от диких зверей, поддержания огня способствовали развитию первобытного коллективизма. Что касается отношений между полами в праобщине, то здесь можно выделить две точки зрения: либо исследователи говорят о промискуитете, либо предполагают существование гаремных семей. Промискуитет – это неупорядоченные половые отношения. Гаремная семья – это группа из 15-20 особей во главе с вожаком-самцом, который вступает в половые отношения с самками. Помимо вожака, в гаремной семье есть еще и другие самцы, но они не выдерживают конкуренции с вожаком и не участвуют в размножении.

    На рубеже среднего и позднего палеолита появляется первое подлинно человеческое сообщество – первобытная родовая община. Раннепервобытная (раннеродовая) община датируется примерно 40-35 – 8 тыс. л. н. Это был тот период, когда сформировалась родовая организация. Именно род играл главную роль в жизни первобытных людей данного периода. Позднепервобытная (позднеродовая) община датируется примерно 6–3 тыс. до н.э.

    Первобытная родовая община как первая упорядоченная форма организации общества была коллективом родственников, связанных общим происхождением по материнской линии, т. е. материнским родом. Это время существования матриархата, когда роль женщины в роду была очень велика. Затем возрастает роль мужчины – охотника, основного добытчика. Матриархат сменяется патриархатом. Женщина же становится хранительницей очага, воспитывает детей и т. д. Таким образом, род – это группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской и отцовской), осознающих себя потомками общего предка, реального или мифического, имеющие общее родовое имя. Определяющими чертами родовых отношений являются равенство всех членов рода, отсутствие имущественных отношений между родственниками, строгое соблюдение экзогамии (запрет брачных отношений между членами рода).

    Первобытная соседская община не поддается точной датировке, поскольку разные народы в разное время вступили в эту стадию и в разное время вышли из нее. Конец эпохи первобытной соседской общины совпадает со временем возникновения государств. Некоторые народы перешли к созданию государства еще в период меднокаменного века, другие – в период бронзового века, третьи – в период железного века. Данный тип общины называется соседской, или территориальной, поскольку родовые связи в общине постепенно вытесняются связями соседскими, связями по территории, близости проживания, а не кровного родства.

    1. Культурогенез. Процесс антропосоциогенеза постепенно приводит к формированию существа, которое в силу своего более высокого, по сравнению с животными, уровня развития и познания природы, постепенно приходит к зачаткам формирования религии, искусства, т. е. духовной деятельности, совершенно не характерной для животного мира. Религия и искусство представляют собой процесс отображения реальности на более высоком символическом, а где-то даже и абстрактном уровне. А в этом случае мы уже имеем дело с культурогенезом, когда человек одновременно формируется как существо биологическое, социальное и духовное.

    Развитие данных процессов привело к тому, что человек начинает изменять не только себя, но и окружающий мир. Он делает орудия труда, которые начинаются с простейших ручных рубил, а затем усложняются. Человек начинает приспосабливаться к изменениям окружающей среды. Появляется первая одежда, жилища, которые помогают человеку выживать в очень тяжелых условиях, периодически сменявших друг друга ледниковых периодов. Подобная приспосабливаемость к различной среде, совершенно не характерная для животного мира помогла человеку уже несколько десятков тысячелетий назад заселить практически весь земной шар, где есть хотя бы малейшая возможность для выживания. Таким образом, человек, появившись в Африке несколько миллионов лет назад, благодаря тем изменениям, которые с ним произошли, смог не только выжить в тяжелейших условиях, но и постепенно подчинить себе всё многообразие природно - климатических условий Земли.

    Если говорить о времени существования первобытной культуры, то это огромный промежуток времени, начиная от первых сознательных проявлений человеческой жизнедеятельности, связанных с появлением примитивных орудий труда. Это явилось важным фактором в выделении человека из окружающей его животной среды. Можно отметить, что периодически даже животные применяют в своей деятельности различные приспособления, например палки, камни и т. д. Однако человек в отличие от животных не просто использует данные приспособления, но и активно их видоизменяет, делает более функциональными для дальнейшего использования. Кроме этого данные изменения, в отличие от животного мира производятся вполне сознательно.

    Продуктами материальной культуры эпохи палеолита в основном являлись каменные орудия труда. Они делались из каменной гальки, которая грубо подтёсывалась с двух сторон и заострялась. Другой техникой изготовления первых орудий труда было скалывание отщепов с острыми краями, которые затем заострялись. Со временем техника изготовления орудий труда совершенствуется. В период палеолита происходит много важных открытий, связанных с обработкой камня, кости, дерева. Это время, когда человек научился добывать огонь, делать себе одежду, строить первые жилища и т. д. Мезолит стал переходным периодом, с которым связано отступление ледника и экологический кризис, приведший к вымиранию представителей, так называемой мамонтовой фауны. Это с одной стороны привело к усовершенствованию орудий охоты – появились лук и стрелы, а с другой начался постепенный процесс перехода к искусственному воспроизводству продуктов питания, что связано с появлением зачатков земледелия и скотоводства. В эпоху неолита формируется целый ряд величайших изменений в истории человечества, связанных с неолитической революцией, когда происходит стремительный переход от присваивающих форм ведения хозяйства охоты и собирательства к производящим – земледелию и скотоводству. Это время появления керамических изделий и период расцвета обработки каменных орудий. В эпоху энеолита наряду с каменными, костяными, деревянными орудиями труда появляются металлические. Первым металлом, который начал использовать человек, была медь. В эпоху бронзы человек начинает активно осваивать металлы, прежде всего бронзу. Именно в эпоху бронзы, сначала в Месопотамии и Древнем Египте, а затем и на других территориях появляются первые цивилизации. В дальнейшем человек начинает активно изменять окружающую среду, прежде всего, благодаря использованию железа.

    Формирование человека как существа биологического и социального, в конечном итоге, привело к появлению у него зачатков духовности, связанных, прежде всего, с зарождением религии и искусства.

    Религиозные представления и искусство возникают практически одновременно. Это связано со стремлением человека как можно прочнее укрепиться в окружающем его мире. Уровень же развития человечества всё ещё был невысок для решения тех проблем, которые перед ним вставали. В то же время человек не мог существовать в мире, где всё непонятно, таинственно, враждебно. Религиозное же осмысление мира и себя в нём заполнило вакуум, создало определённую гармонию между человеком и природой.

    К основным формам первобытных религиозных представлений относятся:

    1. Анимизм (от лат. anima – дух, душа) – вера в одухотворённые, сверхъестественные существа, в виде заключённых в какие-то тела душ и самостоятельно действующих духов. В более общем смысле – наделение окружающей природы свойствами человеческой души.

    2. Фетишизм (от фр. fetiche – идол, талисман) – культ неодушевлённых предметов, вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и сделанных человеком. Пережитки фетишизма – вера в амулеты, обереги, талисманы - сохранилась и в современном обществе.

    3. Культ предков – почитание душ или духов предков рода, племени, семьи, которым приписывалось возможность влиять на жизнь потомков. Проявлялся в жертвоприношениях, заклинаниях, религиозном почитании.

    4. Тотемизм (от сев. – инд. «ототем» – его род) – комплекс верований, связанный с представлением о родстве между группой людей, обычно родом, и определённым видом растения или животного – тотемом.

    5. Магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство) – вера в способность человека с помощью особых действий или слов воздействовать на окружающий мир и других людей. Магия представляет собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

    У первобытных народов ритуал был тесно связан с мифом. Миф – это характерное для первобытного сознания отражение действительности, продукт коллективного мировосприятия. Мифотворчество родилось, как наивная попытка объяснить то или иное явление окружающей действительности. Им пронизано всё мировосприятие первобытного человека. Мифы первобытных людей находились в тесной связи с ранними формами религии, однако их нельзя сводить только к ней. Скорее это можно характеризовать как попытку системного мировосприятия, поскольку мифы включали в себя зачатки не только религии, но и донаучных представлений человека о себе и мире.

    Миф, в первобытной культуре, это представление людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего существующего, о богах, героях и т. д. То есть всё то, что для современного человека является мифом, для первобытного человека – реальность, в окружении которой он развивается и которая формирует его представления о мире, жизненный уклад и т. д. Появляются мифы в тот период, когда человек перестаёт быть просто биологическим существом и перед ним встают вопросы, связанные как с происхождением самого человека, животных, растений, так и многих других явлений природы – грома, молний, дождя, наводнений т. д. Невозможность решить эти вопросы с научных позиций привели к тому, что окружающий мир стал объясняться с помощью различных сверхъестественных факторов. Обычно происходило это по следующей схеме, когда реальные объекты окружающего мира наделялись сверхъестественными способностями, что в конечном итоге, порождало те самые явления природы, которые первобытный человек не мог объяснить. Всё это можно проиллюстрировать следующим образом. Многие мифы, записанные этнографами, пытаются объяснить такое природное явление как гром. Несмотря на различие деталей, в целом они сводятся к следующим конструкциям. Это или мифический первопредок, представляемый как человек, только очень большой, проезжая по небесной тверди наносит своим посохом удары, что приводит к громыханию на небе. Также существуют интерпретации данного мифа, в которых к грому приводят борьба на небе мифического первопредка с хтоническим, то есть имеющим отношение к подземному миру, животным. Однако в любом подобном мифе присутствуют определенные столкновения, удары, которые и приводят к грому.

    Вторым проявлением духовного сознания человека наряду с религией является искусство. Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретичный (от греч. synkretismos – соединение) комплекс, и всё в дальнейшем развившееся в самостоятельные формы культуры, существовало как единое целое, и было взаимосвязано между собой.

    Существует большое количество гипотез, связанных с происхождением искусства (игровая, магическая, мифологическая, гипотеза демонстрации трофеев, гипотеза информационного взрыва и т. д.). Однако не одна из них не объясняет этот процесс полностью.

    Искусство начинает развиваться верхнем палеолите. Можно назвать следующие виды первобытного искусства. Во-первых, мелкая пластика – это небольшие скульптурные изображения животных и людей из камня и кости. Изображения животных были реалистичными и представляли тех животных и птиц, на которых люди охотились и которые могли быть их тотемами. Изображения людей представлены женскими статуэтками с подчеркнутыми признаками пола (большие груди, живот, таз, бедра) и слабо выраженными, едва намеченными, чертами лица. Считается, что женские статуэтки отражают культ матери-прародительницы либо изображают хозяек и охранительниц домашнего очага. Во-вторых, гравировка на камне и кости. Вырезались, как правило, изображения животных, встречаются также костяные изделия с орнаментом. В-третьих, существовала пещерная и наскальная живопись. Рисунки делалась природными красками – охрой, углем, мелом, то есть были многоцветными. Характерны были реалистичные изображения животных. Рисунки, скорее всего, были связаны с охотничьей магией. На многих рисунках животные представлены пораженными копьями и дротиками: это должно было обеспечить удачную охоту. В-четвертых, существовало прикладное искусство – украшения, художественно оформленные предметы быта и т. д.

    Зарождение и расцвет верхнепалеолитического искусства свидетельствует о завершении формирования сознания – о появлении новой, совершенно специфической человеческой деятельности, направленной на создание ранней модели мира.

    В период мезолита реалистичность изображения пропадает, рисунки становятся более схематичными и условными. Широко распространяются геометрические узоры. В сценах охоты появляются изображения людей, тогда как в период верхнего палеолита встречались только изображения антропоморфных существ.

    У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки. Изображения стали передавать, в том числе и отвлечённые понятия, развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового и раннего железного века у народов Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистично выполненные фигурки животных и т. д. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии, на рубеже бронзового и железного веков, создали звериный стиль.

    Устное народное творчество существовало в форме песен, назидательных рассказов, сказок, мифов. Существовали разные виды танцев: бытовые, ритуальные, охотничьи, военные; мужские и женские. Танцы обычно были коллективными и изображали какие-либо сцены (имитировали охоту, хозяйственную деятельность). Во время танцев могли применяться маски. Были известны простейшие музыкальные инструменты: духовые (трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога), ударные (дощечки для отбивания такта, колотушки, натянутый кусок кожи – прототип барабана), щипковые (их прототипом была, вероятно, тетива лука).

    В целом же время существования первобытной культуры можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап – самый длительный. От появления человека, как биологического и социального существа и до появления первых цивилизаций – шумеро-аккадской, египетской, индийской, китайской, крито-микенской и т. д. Это время когда человечество развивалось крайне медленно, так как связи между территориями были слабыми, что приводило многие народы к длительной изоляции. В это время у человека появляется устная речь, а затем изоляция человеческих обществ приводит к появлению различных языков, постепенно складывающихся в языковые семьи. Также изоляция приводит к тому, что всё человечество делится на различные расы, которые возникли под воздействием как природных, так и психолого - генетических факторов. Также это время заселения человеком земного шара, появления у него разнообразных орудий труда, одежды, жилищ, «приручение огня», переход от присваивающих способов ведения хозяйства к производящим, то есть то, что в конечном итоге и привело к появлению цивилизации. На этом же этапе у человека появляется искусство, в его различных проявлениях. Таким образом, в это время происходит формирование всех основных категорий, которые позволили человеку сделать шаг вперёд, приведший к появлению цивилизаций древнего мира.

    Второй этап. От появления цивилизаций древнего мира и до эпохи великих географических открытий. Это время, когда древние, а затем и средневековые цивилизации играли важную роль в развитии человечества, но, тем не менее, огромные территории Азии, Африки, Америки, Океании находились в стороне от этого процесса, и существование подобного цивилизационного фактора не играло в их жизни никакой роли.

    Третий этап. От эпохи великих географических открытий и до наших дней. Это время экспансии европейской цивилизации, по всей территории земного шара, в попытке распространить своё влияние, на все народы обитаемого мира, как вполне мирным путём, так и через систему колониальных захватов. Это привело к тому, что существование остатков первобытной культуры в настоящее время ограничивается небольшими труднодоступными местами, где проживают отдельные племена, которые или совсем не знают о существовании цивилизации или их контакты с ней крайне незначительны.

    Также необходимо отметить, что после появления первичных цивилизаций, само существование первобытной культуры в значительной степени изменилось. Появились первобытные общества, которые находились в более или менее длительных контактах с цивилизацией, что приводило к серьёзным изменениям в их культуре.

    Однако, несмотря на значительные изменения, происходившие с первобытной культурой на каждом из этапов, у неё есть ряд особенностей, которые позволяют нам говорить именно о первобытной культуре. Прежде всего, это связано с мировоззрением первобытного человека, которое самым кардинальным образом отличалось от мировоззрения современного человека.

    Таким образом, возникновение человека знаменовало собой новый этап в развитии земной биосферы, а начало человеческой культуры связано со становлением первобытного общества. На стадии первобытной родовой общины человечество создаёт богатый духовный мир, отражённый в верованиях, искусстве и мифотворчестве.


    написать администратору сайта