Лекция №1 «История в системе социально-гуманитарных наук» (1). Лекция 1 История в системе социальногуманитарных наук
Скачать 80.5 Kb.
|
Лекция №1 «История в системе социально-гуманитарных наук» Предмет науки истории и ее место в системе социально-гуманитарных наук. Основные концепции мирового исторического процесса. Периодизация всемирной истории. История России как неотъемлемая часть всемирной истории. 1.Предмет науки истории и ее место в системе социально-гуманитарных наук В конце 19 века русский историк В.О. Ключевский (1841-1911 гг) отмечал двойной смысл термина «история» - история-реальность и история- знание: «В научном языке слово «история» употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс, познание этого процесса. Поэтому всё, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки..., служит процесс исторического развития, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах». Можно добавить еще один смысл термина «история» – это учебная дисциплина, которую предстоит вам постигать в непривычном для бывшего школьника ракурсе: как систему обширных знаний о генезисе и развитии российского государства и общества в контексте всемирной истории. Как научная отрасль знаний история (с древнегреческого - «повествование о том, что известно») это комплекс наук о фактах прошлого человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. «Отец истории» - Геродот (V в. до н.э.). Его основной метод - расспрашивание, узнавание. Долгое время история относилась к литературе и искусству и охватывала все виды ученой деятельности в самых разных областях. Основоположник российской исторической науки – В.Н.Татищев (1686-1750 гг) Объекты истории как науки в зависимости от широты пространственного охвата: мир в целом (всемирная или всеобщая история), континенты (история Азии и Африки), отдельные страны, народы или группы народов (история России). Объекты истории как науки в зависимости от времени: Древность (от палеолита до неолитической революции) Античность Средневековье Новое время Новейшее время Содержание исторического знания- факты, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках, касающиеся развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Отрасли исторического знания в зависимости от изучаемых сфер человеческой деятельности: история экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, государства и права, религии и пр. Основные исторические дисциплины: этнография - изучает быт и культуру народов, археология - изучает вещественные источники древности (орудиям труда, домашней утвари, украшениям, поселения, могильники, клады). Вспомогательные исторические дисциплины и их предметы: хронология - системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – система мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края, источниковедение - исторические источники, историография - взгляды, идеи и концепции историков. История связана с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. Отличие истории от других социально-гуманитарных наук: рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. Функции: познавательная или интеллектуально развивающая - изучение исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражение всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. практически-политическая - помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. В.О. Ключевский отмечал, что «каждому народу история задает двустороннюю культурную работу: над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями». 3. мировоззренческая – формирование научного взгляда на мир и развитие общества. История добывает ФАКТЫ, служащие фундаментом, на котором строятся все науки об обществе. 4. воспитательная - формирование гражданских качеств – патриотизма и интернационализма; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Цицерон: «История - наставница жизни»( magistra vitae) В.О. Ключевский: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином» 2.Основные концепции мирового исторического процесса Кроме исторических фактов важное место в исторической науке занимают подходы, теории и гипотезы. Это определенные способы и углы зрения, под которыми рассматривается все поле истории. Наиболее известными сложившимися историческими подходами считаются формационный и цивилизационный подходы. 1. Согласно формационному подходу, все народы мира, независимо от их происхождения и судьбы проходят одинаковые стадии (формации) развития (первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм). Основной линией исторического развития является социальный прогресс, то есть переход от более низкого к более высокому типу общества. 2. Согласно цивилизационному подходу, у каждого народа собственная неповторимая история развития, которую нужно изучать в сравнении с историей других народов, цивилизаций. Цивилизация – это устойчивая социально-культурная общность, существующая в определенное время и в определенной части ойкумены. Ход истории локальных цивилизаций уникален и непредопределен, но схож по наличию четырех циклов, демонстрирующих конечность истории: ВОЗНИКНОВЕНИЕ – РОСТ – НАДЛОМ – УПАДОК – РАЗЛОЖЕНИЕ В зависимости от социо-культурных особенностей различаются западная и восточная цивилизации. Западная цивилизация движется как бы рывками вперед и каждый рывок (Античность, Средневековье, Новое время) сопровождается крушением старой системы ценностей. Восточная цивилизация развивается плавно, органично встраивая новые ценности в старые, не разрушая устоев цивилизации. Методологические принципы изучения исторических данных: историзм - рассмотрение всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности и развитии. объективность - опора на факт, а не вымыслы, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. социальный подход - рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Альтернативность - определение степени вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей, путей развития каждой страны, чтобы увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Общенаучные методы исторического исследования: -Определение, -Описательно-повествовательный, -Биографический , -Сравнительно-исторический, -Ретроспективный, -Терминологического анализа, -Математической статистики. Особые методы исторического исследования: хронологический – предусматривает изложение исторического материала во временной последовательности; синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе; дихронный – метод периодизации; историческое моделирование. 3.Периодизация всемирной истории. История России как неотъемлемая часть всемирной истории Весь огромный период прошлого человечества принято разделять на два больших этапа: 1-доистория - период времени от появления человека (около 5-6 млн. лет назад) до возникновения цивилизации, пришедшей на смену первобытным общинам (около 6 тыс. лет назад); 2- история - период времени от появления письменности, государства и цивилизации до наших дней. Л. Б. Вишняцкий: «если принять условно протяженность всего периода существования человека за сутки, то окажется, что цивилизация возникла лишь две-три минуты назад, тогда как предшествующая ей первобытная эпоха растянулась на многие часы» Периодизация доистории 1.АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ - в зависимости от различий в материале и технике изготовления орудий труда: каменный век (палеолит, мезолит и неолит), меднокаменный век (энеолит), бронзовый век, железный век. 2. ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ – в зависимости от развития Земли. Человек появился в четвертичный период АНТРОПОГЕН, включающий: плейстоцен (ледниковый период); голоцен (период таяния ледников и постледниковый период). Периодизация истории 1 - история древнего мира (от 4 тыс. лет до н.э. – до V в. н.э.), 2 - история средних веков (от V в. – до XVII в.), 3 -новая история(XVIII- конец XIX вв.), 4- новейшая история (конец XIX в. – до наших дней). Отечественная история - часть всемирной истории. На своеобразие России, и ее роль в мировом культурно-историческом процессе значительное влияние оказало ее пограничное положение между Европой и Азией, обусловившее противоречивое воздействие на Россию Запада и Востока. Рассмотрение истории России в рамках становления мировой цивилизации не отрицает ее самобытности, а показывает ее включенность в общемировое историческое развитие. Точки зрения по вопросу о месте России во всемирной истории 1. Россия принадлежит к западному типу цивилизации по географическому местоположению своего исторического центра, влиянию христианской религии, историческим корням в греко-византийской и западноевропейской культурах (Ю.В.Яковец). 2.Россия - цивилизация восточного типа, т.к. на ее развитие, определяющее воздействие оказали восточные культуры: -российское самодержавие - вид восточной деспотии, - российский менталитет включает коллективизм, элементы раболепия, подданнический характер общественных отношений. 3. Россия самобытная евразийская цивилизация, т.е. уникальная, неповторимая в мировой истории (Н.А.Бердяев). Помимо географических особенностей, на русского человека повлияли такие противоположные факторы, как язычество («дионисийская стихия») и аскетически-монашеское православие. Они породили двойственность русского народного характера, что, в свою очередь, предопределило сложность и непредсказуемость российской истории. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытное развитие которого определяется многообразными факторами: природно-климатическими, геополитическими, конфессиональными (религиозными), социополитическими. |