Спецкурс. Лекция 1 Качество высшего образования как основа развития современного общества План
Скачать 246.5 Kb.
|
Формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров. План
На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют различные факторы: особенности самой профессии, общая культура и мотивация личности, получающей профессиональное образование, качество образовательных услуг, предоставляемое высшим учебным заведением и др. Среди факторов становления профессиональной культуры специалиста особо следует отметить профессионально-образовательную культуру высшего учебного заведения, где студент получает теоретические и практические знания и умения в избранной сфере профессиональной деятельности. Профессионально-образовательная культура - это идеи, отражающие характер образовательных взаимоотношений в вузе и результаты личностной, групповой и организационной деятельности, выраженные в уровне развития всех участников образовательной деятельности, студенческих и профессиональных групп, а также создаваемых в вузе научных, духовных, образовательных и материальных ценностей. Вообще формирование профессиональной культуры специалиста на современном этапе связано с модернизацией общества, его экономическими, социальными, образовательными институтами. Эти преобразования связаны с внедрением в Украине рыночной экономики, становление правового общества, процессами евразийского сотрудничества с соседними государствами, вхождения системы высшего образования нашей страны в мировое образовательное пространство и Болонский процесс. В связи с этими интеграционными процессами сама профессиональная культура становится важнейшим фактором межкультурного взаимодействия специалистов на евразийском пространстве, объединяющим Запад и Восток в рамках современных глобализационных процессов. С точки зрения педагогики процесс формирования своременной профессиональной культуры должен опираться на следующие принципы: 1) принцип интегративности, который является фундаментальным положением любого педагогического действия, имеющего междисциплинарный характер. Опираясь на этот принцип, можно более логично раскрыть в учебном процессе те процессы, которые происходят в обществе и конкретной сфере деятельности с учетом исторических аспектов и межкультурных факторов. На более конкретном уровне благодаря принципу интегративности можно сформировать междисциплинарное содержание учебного процесса, в рамках определенного профессионального направления учесть все стороны будущей профессиональной деятельности специалиста. 2) принцип системности является важнейшим постулатом как обобщения результатов теории и практики формирования профессиональной культуры в системе высшего образования, так и необходимости осуществления этого процесса на всех этапах профессиональной подготовки будущего специалиста. Именно принцип системности дает возможность увидеть взаимосвязь между конкретной профессиональной деятельностью и культурой общества, саму структуру профессиональной деятельности и взаимосвязь тех технологических процессов, которые в ней используются. 3) принцип научности, который обеспечивает учет при формировании профессиональной культуры всех технологических аспектов этого процесса (форм, методов, средств формирования, взаимодействия субъектов), индивидуальных психологических особенностей человека, его культурный и профессиональный потенциал. 4) принцип детерминированности профессиональной культуры молодежи, который связывает воедино особенности деятельности в условиях рыночной экономики и необходимости постоянного совершенствования современного специалиста. 5) принцип демократизации учебно-воспитательного процесса, который позволяет студенту в процессе обучения занять активную позицию в становлении себя как профессионала, сформировать гражданское, экономическое самосознание. 6) принцип гуманитаризации, который обеспечивает гуманитарную составляющую содержания образовательного процесса и создает основу для формирования и развития общекультурной составляющей будущего специалиста.
Анализ образовательной практики учебных заведений Англии, Германии, России и Украины дает возможность проследить генезис содержательного наполнения представлений об особенностях профессии дизайнера в том или ином историческом и культурном контексте, что позволяет определить принципы, основные направления формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров в вузе. Любая профессиональная школа при решении различных задач опирается на принципы, выстроенные в соответствии с требованиями к будущей профессии выпускников, собственными традициями и возможностями. Основными принципами формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров выступают:
Реализация данных принципов невозможна без определения системы задач, которые нужно решить в ходе образовательного процесса будущих дизайнеров, разработки и обоснования комплекса педагогических условий, необходимых для их решения. Задачи, которые необходимо решить в процессе формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров, можно сформулировать, исходя из требований государственного образовательного стандарта по специальности «Дизайн» и объединить их в три группы: творческие задачи, профессионально-ориентирующие задачи, научно-теоретические задачи. Творческие задачи направлены на развитие умений принимать оптимальное решение в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; формирование критического отношения к результатам своего труда; толерантного отношения к мнению других специалистов по поводу своего творчества; понимание необходимости постоянного самосовершенствования как специалиста-дизайнера. Профессионально-ориентирующие задачи направлены на всестороннее и глубокое освоение будущим специалистом всей системы профессиональных дизайнерских знаний, методов дизайнерского проектирования, развитие навыков рефлексивной самооценки в системе профессиональной деятельности, формирование навыков понимания и интерпретации дизайнерских идей в реальных условиях производственной деятельности, исходя из финансовых и технических возможностей. Научно-теоретические задачи способствуют развитию у студентов заинтересованного и уважительного отношения к дизайнерской науке и методологии проектного творчества в контексте исторического и актуального существования дизайнерской профессии, самостоятельности в решении задач дизайнерской проектной деятельности, поиску новых приемов ее осуществления. Заметим, что методически группа профессиональных задач, как правило, предшествует группе творческих. При этом их ни в коей мере нельзя разрывать и противопоставлять друг другу, потому что механизм формирования полноценного дизайнера-профессионала начинается с идеи творчества, в которую постепенно, в силу проблематизации и расширения горизонта знания и понимания, втягиваются компоненты идеи профессиональной направленности. Исходя из данных задач, процесс формирования профессиональной культуры будущего дизайнера может быть успешным при создании следующих педагогических условий: - интеграция общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, которая осуществляется на основе метода «проектного обучения». Его применение позволяет на первое место в образовательном процессе будущих дизайнеров поставить профессиональную деятельность как «сотворение дизайнерского образа», познание этого образа в контексте сотворения (в процессе проектной деятельности) и личность дизайнера, которая персонально ответственна за свои творения. В работе над проектом могут участвовать преподаватели различных (технических, гуманитарных, специальных) учебных дисциплин, а предметные знания интегрируются за счет общих объектов изучения; - инициирование рефлексии как механизма учебной проектной деятельности студентов – будущих дизайнеров. Рефлексия способствует формированию у них таких важных личностных и профессиональных качеств, как самостоятельность, ответственность за принятые решения, коммуникативность, способность увидеть свои достижения и ошибки в отражении разных мнений, способность переносить знания, умения, навыки, систему умственных действий в новые, нестандартные условия, умения комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые, позволяет строить поведение адекватное социальным нормам и требованиям профессии; - комплексная реализация в образовательном процессе будущих дизайнеров культурологического и синергетического подходов. При этом мы исходим из того, что культурологический подход будет более продуктивным, если он реализуется в образовательном процессе в единстве с синергетическим, так как, во-первых, сама дизайн-деятельность является неотъемлемой частью, феноменом культуры, поэтому ее развитие может быть обеспечено только в социально-культурно-исторических рамках. Во-вторых, дизайнер не только субъект культурного саморазвития, но и транслятор культурных образцов, что возможно лишь при условии сформированности у него личностно-творческого отношения к окружающему миру, позволяющего воспроизводить усвоенные образцы культуры и создавать новые формы. Поэтому для эффективного формирования профессиональной культуры будущего дизайнера в вузе необходимо построение такой образовательной системы, характерными признаками которой являются: нелинейность, когда знания и опыт поведения и деятельности не только наращиваются последовательно благодаря преподавателю, но и возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо благодаря процессам «открытия» их самими студентами при поддержке преподавателя; незавершенность и открытость, когда информация о знаниях сообщается в неполном виде, оставляя возможность для дополнения обыденными знаниями, значениями, смыслом и опытом студентов; субъектность, когда знание принадлежит только конкретному студенту, независимо от уровня всеобщности знания; неустойчивость и нестабильность, поскольку знания изменчивы, находятся, как и человек, в постоянном развитии, определяя возможности развития личности; относительная предсказуемость результатов образования, т.е. зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности, образование не дает готовые «рецепты» знаний, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека делать свой выбор; - взаимосвязь теоретической и практической подготовки дизайнеров на принципах контекстного обучения, когда с помощью всей системы дидактических форм организации учебной деятельности, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им теоретических и практических знаний наложено на канву этой деятельности. Для оценки уровня сформированности профессиональной культуры будущих дизайнеров можно использовать три критерия, а именно: мотивационно-ценностный, личностно-творческий и технологический. Наличие мотивационно-ценностного критерия объясняется тем, что профессиональная культура будущих специалистов не может возникнуть вне мотивационно-ценностной сферы, а значит, уровень ее сформированности будет определять и меру осознанности этой культуры, и ее результативность. Как показывает практика, профессиональная культура, прежде всего, связана с направленностью, которая характеризуется в психологической науке по-разному, но общим является то, что она отражает зависимости характера и эффективность деятельности, поведения и поступков человека, его позиции от уровня развития и направленности его потребностей, интересов, ценностей, склонностей, мотивов. Уже выбирая профессию, человек определяет такой вид деятельности, в процессе которой он сможет удовлетворить потребность в признании и самоутверждении, реализовать свои жизненные планы. Поэтому основными показателями этого критерия являются: понимание целей профессиональной деятельности; удовлетворенность профессиональным выбором; осознание ценности профессиональных знаний, самоценности личности и других общечеловеческих ценностей. Личностно-творческий критерий характеризует в первую очередь специфику профессиональной деятельности будущего дизайнера, которая, предполагает наличие, у желающих овладеть этой профессией, определенных художественных и творческих способностей, развитого абстрактного и пространственного мышления. Направленность, подкрепленная художественной одаренностью, обуславливает выбор идеала, самоанализ, самооценку и требовательность личности к себе, выступает ведущим мотивом учения, стимулирующим познавательную деятельность студентов. Основные показатели критерия являются: интеллектуальная активность; наличие профессионально важных качеств; гибкость и вариативность мышления; самостоятельность в принятии решения; осознание «Я – студент-дизайнер» и «Я – специалсит-дизайнер»; стремление к профессиональному самосовершенствованию. Технологический критерий предполагает наличие умений ставить и решать основные задачи профессиональной деятельности дизайнера: аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные и коррекционно-регулировочные. Какие же средства можно предложить для формирования профессиональной культуры в учебном процессе. Прежде всего, нужно уделить основное внимание учебной дисциплине «Введение в специальность», для которой должна быть разработана программа дисциплины с таким расчетом, чтобы ее содержание и методика обучения способствовали более акцентированному формированию профессиональной культуры будущих дизайнеров определенной специализации. Основной акцент преподаватели фундаментальных и специальных дисциплин должны уделять стержневым понятиям, наиболее значимым для будущей профессиональной деятельности дизайнера определенного профиля посредством разработки и включения в учебную деятельность студентов системы учебно-профессиональных задач. Система учебно-профессиональных задач может включать задачи трех типов, вводившихся в образовательный процесс в логике поэтапного усложнения: 1) вспомогательные профессиональные задачи, построенные на материале фундаментальных дисциплин и отрабатывающие умения студентов принимать решения в типовых условиях предстоящей профессиональной деятельности; 2) специализированные профессиональные задачи, построенные на материале цикла специальных дисциплин и базирующиеся на обосновании выбора решения из числа предложенных; 3) междисциплинарные профессионально-ориентированные задачи, построенные на комплексном применении знаний фундаментальных и специальных дисциплин и требующие ответственного выбора варианта решения, оптимально соответствующего условиям предстоящей профессиональной деятельности. В качестве наиболее эффективных форм организации учебной деятельности является учебная и производственная практика, курсовое проектирование, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа. Особое внимание должно уделяться методу проектного обучения. Целью учебной проектной деятельности является овладение студентом профессией дизайнера и формирование его профессиональной культуры. В качестве средств учебной проектной деятельности выступают знания по гуманитарным, фундаментальным и специальным дисциплинам и приобретаемые в ходе обучения профессиональные и творческие умения, методы и операционная техника проектирования. К числу задач учебной проектной деятельности относится выработка художественного и эстетического вкуса и графического мастерства, развитие интеллекта студента, пространственного мышления и образного структурного воображения, формирование творческого мировоззрения, развитие композиционных способностей, становление его как личности, с развитой профессиональной культурой. Соединение всего этого создает ситуацию целостного обучения. Знания студентов актуализируются в дизайнерском смысле и оказывают на него синхронное воздействие. Научно-техническая информация стимулирует творческий поиск студента, а научные абстракции наполняются конкретным смыслом. В процессе проектного обучения студент усваивает всесторонний подход к организации материально-пространственной среды социальных процессов. Он овладевает методами типологического, функционального, экономического и визуального анализа, оценки и синтеза, приемами компоновки целостной системы дизайнерского объекта. Таким образом, создаются предпосылки для успешного личностного развития в каждом из выделенных нами компонентов: проектно-производственном, социокультурном, рефлексивном и идет формирование профессиональной культуры будущих дизайнеров. |