Главная страница
Навигация по странице:

  • Профессиональная культура будущих дизайнеров.

  • 1. Сущность профессиональной культуры будущих дизайнеров.

  • Проектно-производственная подсистема

  • Социокультурная подсистема

  • 2.Виды профессиональной культуры будущих дизайнеров Проектная культура будущего дизайнера

  • деятельность

  • Проектная культура дизайнера

  • Экономическая и предпринимательская культура дизайнера

  • Культура профессионального общения дизайнера

  • Спецкурс. Лекция 1 Качество высшего образования как основа развития современного общества План


    Скачать 246.5 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Качество высшего образования как основа развития современного общества План
    АнкорСпецкурс.doc
    Дата31.08.2018
    Размер246.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСпецкурс.doc
    ТипЛекция
    #23850
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Профессиональная культура – это разновидность общей культуры общества и личностное образование, отображающее степень овладения человеком специальными теоретическими знаниями и практическими умениями выполнения определенного вида деятельности, которая осуществляется им на основе сформированной системы ценностей и нравственно-моральных ориентиров.

    Данной определение говорит о сложной природе профессиональной культуры и существовании ее структурных компонентов. В отношении структуры профессиональной культуры существует достаточно большое количество мнений ученых. Однако все исследователи сходятся на том, что в структуре профессиональной культуры должны в том или ином виде быть представлены мотивационно-ценностный и операционно-деятельностный компоненты.

    Мотивационно-ценностный компонент предполагает ценностное отношение к собственной профессиональной деятельности как личное ценности и ценности социально значимой. Кроме того, обязательно наличие положительного отношения к выбранной процессии и дальнейшему профессиональному совершенствованию, удовлетворенность профессио-нальным выбором, владение этическими нормами профессии, наличие профессиональных способностей и других элементов мотивационной сферы.

    Операционно-деятельностный компонент предполагает наличие профессиональных знаний как основы совершенствования профессионального труда, профессиональные умения и навыки, представления и знания о профессии, готовности и способности к осуществлению профессиональной рефлексии, профессиональному творчеству и т.д.

    Однако, говоря сейчас о структуре профессиональной культуры, мы можем дать только ее общие контуры. Конкретизация профессиональной культуры и ее структурных компонентов возможна только в контексте определенной профессии, а иногда даже ее специализации.


    Лекция № 3

    Профессиональная культура будущих дизайнеров.

    План

    1. Сущность профессиональной культуры будущих дизайнеров.

    2. Виды профессиональной культуры будущих дизайнеров.


    1. Сущность профессиональной культуры будущих дизайнеров.

    Профессиональная подготовка специалистов по дизайну в отраслевых вузах сравнительно новый, но востребованный и бурно развивающийся вид высшего образования в современном обществе. Профессия специалиста – дизайнера любой профессиональной сферы, как отмечает большинство исследователей, обладает спецификой, отличающей ее как от инженерных, так собственно и художественных профессий. Дизайн находится на границе материальной и духовной деятельности и имеет задачу удовлетворять как материальные, так и духовные потребности человека. Без развития естественно-научных, технических и гуманитарных знаний, без использования опыта и знаний живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, музыки, прикладного искусства он просто невозможен. Профессия специалиста-дизайнера – синтетический вид профессиональной деятельности, и в зависимости от специализации предусматривает интеграцию различных видов профессиональной подготовки.

    Поэтому, целью профессиональной подготовки будущих дизайнеров становится не узкопрофильная подготовка специалистов, а формирование у них такого уровня профессиональной культуры, в содержании которой были бы интегрированы знания, умения и навыки самых различных профессиональных сфер: технической, гуманитарной, экономической, художественной, экологической.

    Процесс формирования профессиональной культуры будущих специалистов художественных профессий, в том числе и дизайнеров, в разных аспектах рассмотрены в работах некоторых украинских и российских ученых. Вместе с тем, вопросы сущности, содержания, структуры, функций профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров различных сфер деятельности, условий ее формирования в процессе профессиональной подготовки не получили в педагогической науке однозначного решения. Отсутствуют специальные работы, в которых бы обозначенные проблемы получили всестороннее рассмотрение.

    Не всегда получает должного решения и проблема формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в образовательной практике вузов. Зачастую в этой работе имеют место противоречия между: технократическим (сциентическим) подходом к обучению будущих специалистов-дизайнеров и творческим характером их профессиональной деятельности; содержанием профессиональной подготовки будущих специалистов-дизайнеров и условиями его реализации в вузе. Данные обстоятельства приводят к тому, что качество подготовки выпускников дизайнерских специализаций не всегда отвечает потребностям общества в специалистах-дизайнерах высокого класса.

    Все это вызывает необходимость дальнейшей разработки педагогических условий, приемов и способов формирования профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе.

    Фундаментальные предпосылки для этого создают труды ученых, определивших общие закономерности развития высшего образования (С.И.Архангельский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина и др.); обосновавших человекотворческую функцию культуры (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С.Библер, Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.); разработавших концепции дизайн – образования (В.Р. Аронов, Н.П. Валькова, Е.Н. Ковешникова, Р.Ф. Мухутдинов, В.Ф. Сидоренко и др.). Все вышеизложенное может быть отнесено и к подготовке современного дизайна.

    Содержательное наполнение понятия «профессиональная культура» конкретизируется в контексте той или иной профессии, а его выделение как атрибутивного качества определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление определенных видов специальной деятельности. Профессиональная культура дизайнера представляет собой специфическую систему, функционирующую на основе тесного взаимодействия трех подсистем: проектно-производственной, социокультурной и рефлексивной.

    Проектно-производственная подсистема как генетически исходная наиболее полно отражает целевое предназначение будущего дизайнера и предопределяет первостепенные требования к уровню его профессиональной культуры на всех стадиях профессионального становления. Она характеризуется следующими признаками: специфической индивидуальной направленностью творчества; необходимостью введения индивидуального творчества в круг производственных отношений. Это обусловлено влиянием «амбивалентности», лежащей в основе природы дизайнерского мастерства. Поэтому в ее структуре можно выделить два сравнительно независимых блока: блок характеристик содержания и блок характеристик организации профессиональной деятельности.

    Первый блок воспроизводит набор профессиональных характеристик, определяющих роль проектного моделирования в индивидуальном творчестве в качестве основы проектно-производственной деятельности дизайнера. При этом профессиональные характеристики могут быть выделены в два комплекса: комплекс визуально-изобразительных средств и комплекс логико-семантических средств моделирования. Визуально-изобразительные средства инициируют процесс проектного поиска и позволяют представить его в виде визуально воспринимаемых наглядных предметных моделей, содержащих информацию о предметно-пространственных признаках моделируемого объекта (графика, макет, чертеж, фотография, компьютерная графика и т.д.). Логико-семантические средства представляют моделируемый объект в виде семантических значений и понятий. Они используются, как правило, в ходе предпроектного анализа для контроля возможности формализации первичного решения в виде абстрактной модели.

    Второй блок также может быть разбит на два комплекса: индивидуальной организации и коллективной организации, в рамках которых осуществляется деятельность дизайнера, проявляются особенности его производственных отношений и профессиональной коммуникации. Комплекс индивидуальной организации, с одной стороны, обеспечивает надлежащие условия и возможности для проявления творческой индивидуальности дизайнера, а с другой стороны, формирует необходимые условия для введения будущего дизайнера в коллективную коммуникацию. Комплекс коллективной организации устанавливает форму его взаимосвязи с другими участниками процесса профессиональной коммуникации. В него входят характеристики профессиональной компетенции, обуславливающие способность к организации и управлению дизайнерской деятельностью.

    Социокультурная подсистема представлена в виде норм, знаний, образцов поведения и общения в рамках установленных профессиональным сообществом традиций, а также новых идей, научных и художественных ценностей, форм организации дизайнерского творчества, обусловленных уровнем общественного развития.

    Рефлексивная подсистема включает в себя компоненты стабильности и развития. Компонент стабильности фиксирует уровень сформированности профессиональной культуры, как определенной ступени на иерархической лестнице овладения профессией; компонент развития характеризует способности будущего дизайнера к непрерывному профессиональному совершенствованию.

    При этом основной, базовой является подсистема проектно-производственной деятельности, содержание которой составляет «ядро» профессии. Успешное ее функционирование и организация обеспечивается, в свою очередь, функционированием двух других подсистем, которые, «обслуживая» базовую подсистему, выступают одновременно и условиями ее развития. Подсистема социокультурной деятельности обеспечивает общее направление создания, репродукции и трансляции целевых установок, концепций, идей, знаний, образцов, а рефлексивная - воспроизводство основополагающих личностных ресурсов деятельности. Дизайнер, являясь «системообразующим элементом» совокупной профессиональной деятельности, обнаруживает себя по-разному в каждой из подсистем. В проектно-производственной подсистеме он выступает как основное «средство» осуществления целевых установок деятельности. В рефлексивной – является «целью», а в подсистеме социокультурной деятельности «проводником» существующих и «источником» новых знаний и идей.

    Таким образом, подпрофессиональной культурой дизайнера понимается системное личностное новообразование, представляющее собой единство профессиональных знаний, практических умений и навыков, профессиональных и социально значимых качеств личности функционирующее на уровне трех взаимосвязанных структурных компонентов: проектно-производственного, социокультурного и рефлексивного.
    2.Виды профессиональной культуры будущих дизайнеров
    Проектная культура будущего дизайнера

    «Дизайн» в переводе с английского означает «замысел», «проект», «узор» («замышлять», «проектировать»). В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды - жилой, производственной, социально – культурной.

    Современный дизайн – это особый вид проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, повышенной функциональности, четкой социальной ориентации.

    Подготовка специалиста, отвечающего современным требованиям, возможна лишь посредством интеграции профессионального становления, основанного на овладении профессиональными знаниями и умениями. Высокий уровень развития способности к проектированию собственной деятельности в различных социально-культурных ситуациях получил название «проектной культуры».

    Понятие о проектной культуре опирается на представление о проектировании как универсальном и автономном типе деятельности, показательном для современной стадии научно-технического прогресса и общей ин­теллектуальной культуры.

    Проектная культура дает возможность человеку изменять окружающую его среду. Часто мы не замечаем, что решаем в своей жизнедеятельности проектные задачи. Проектирование сегодня стало одним из ведущих виды деятельности в человека во многих профессии, вбирая в себя социальный, педагогический, организационный, культурно-ценностный и другие аспекты.

    Проектная культура признается за высший слой сферы проектировочной деятельности, внутри которого происходит концентрация ценностей, концепций и процедур, практикуемых в различных разновидностях проектирования. Эта концентрация, объединение является одним из важных источников саморазвития проектной культуры и проектной деятельности.

    Проектная деятельность как составная часть проектной культуры, является той формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления, что определяется как дизайн.

    Проблема изучения и направленного развития проектной культуры выдвинулась на передний план науки о дизайне в связи с исследованием взаимосвязей образа жизни и предметной среды. Оказалось, что даже интуитивно очевидный механизм этих взаимосвязей может быть использован в целях дизайна не при всяком состоянии его проектной культуры.

    Проектная культура – это высший уровень сферы дизайна, надстраивающийся над текущим проектным процессом преобразования и/или воссоздания среды, над такими его составляющими, как проектирующие сообщества, проектное хозяйство, проектируемые части среды и, разумеется, над инфраструктурой дизайна, т.е. функциональными службами, обеспечивающими нормальное течение проектного процесса.

    Проектная культура включает в себя:

    1) ценностно-значимые образы проектируемой предметной среды. Здесь и образы, наблюдаемые в среде, и образы, замышляемые и как-то документируемые проектировщиками, важна их принципиальная средовая отнесенность. Это – экологическая составляющая проектной культуры;

    2) творческие концепции, являющиеся содержанием авторского сознания, и программы, являющиеся содержанием творческой воли и проявлением ценностных ориентаций субъектов проектирования, а также методики, в которых воплощаются творческие замыслы проектировщиков. Творческая концепция - концептуальная составляющая проектной культуры;

    3) в проектную культуру входят мыслимые, чувствуемые, осязаемые ценности и достижимые ценностные состояния творческого сознания/воли, необходимые для личностной реализации проектного процесса – это аксиологическая составляющая.

    Проектная культура дизайнера – это его проектная компетентность, творческие качества и способности. Сформированность данных компонентов проектной культуры является основой профессионального самоопределения и социально-психологической адаптации будущего дизайнера, что в целом обеспечивает его конкурентоспособность на рынке труда.

    К структурным компонентам проектной культуры исследователи относят:

    когнитивный компонент – эстетический кругозор, систему знаний о сущности проектной культуры, содержание эстетических категорий, отражающее многоплановость знания, способствующего пониманию и реализации на практике творческой деятельности;

    рефлексивно-деятельностный компонент – способность к самооценке и прогнозированию возможных последствий проектной деятельности

    креативный – способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать качественно новое;

    эстетический – развитие художественного вкуса, способностей, выступающих регуляторами оценки человеком объектов эстетического восприятия и собственной графической деятельности, а также развитое пространственное мышление;

    эмоционально-ценностный – умение выбирать и изображать понравившиеся эстетические качества предложенного объекта, выражать свои впечатления в целостном образе, а также наличие мотивации к будущей профессиональной деятельности, связанной с овладением профессией и развитием эмоционально-волевых и ценностных отношений и качеств личности дизайнера.

    Формирование проектной культуры, по мнению психологов, зависит от развитости визуального мышления. Результатом процесса визуального восприятия и визуального мышления являются новые образы, визуально воспринимаемые смыслы, реализуемые, в частности, в области дизайна.

    К основным принципам, направленным на формирование проектной культуры будущих дизайнеров относятся преемственность, коммуникативность, последовательность, целостности, продуктивности, культурная аналогия. Формированию проектной компетентности дизайнера способствуют:

    1) специальные учебно-профес­сиональные заданий, связанных с восприятием прекрасного в жизни и в искусстве, готовностью и способностью осуществлять художественно-творческую деятельность; с включением образного мышления, обеспечивающего эффективное формирование проектного мышления, будущего дизайнера;

    2) межпредметная интеграция содержания дизайн-образования и разработка соответствующих учебных программ, предполагающая установление взаимной согласованности содержания по преподаваемым учебным дисциплинам, структурирование и отбор материала, исходя из требований госстандарта образования высшей школы и оптимального учета задач профессиональной подготовки будущих дизайнеров, обусловленных специфической подготовкой будущих специалистов в области дизайна;

    3) использование технологии диалогического взаимопонимания субъектов образовательного процесса, обеспечивающей субъектную позицию будущего дизайнера в процессе профессиональной подготовки, его личностный рост и развитие, включение личностного опыта в диалог участников образовательного процесса и обеспечение их равноправных позиций.

    Названные условия можно объединить одним понятием – проектное обучение, сущность которого будет рассмотрена нами позднее.
    Экономическая и предпринимательская культура дизайнера

    Формирование предпринимательской культуры — одна из приоритетных задач современной высшей школы. Необходимость ее решения обусловлена как внешними по отношению к образованию, социально-экономическими факторами, так и нуждами самого образования. Высшие учебные заведения сегодня активно работают на рынке образовательных услуг, осуществляют совместные программы с бизнес-структурами, заключают договора на прохождение студентами производственной практики и стажировки.

    Однако, факты свидетельствуют о том, что формирование предпринимательской культуры у студентов в высшей школе в основном сводится к следующему: 1) ретрансляции содержания западных учебников по экономике; 2) сведение экономического образования к передаче и усвоению знаний, умений и навыков, то есть к обучению; 3) отсутствие установки на развитие предпринимательских способностей и воспитание качеств, обеспечивающих конкурентоспособность личности в условиях рыночной экономики; 4) отсутствие системы формирования предпринимательской культуры у будущих специалистов не экономического профиля.

    В этой связи возникает необходимость разработки стратегии формирования предпринимательской культуры в рамках профессиональной подготовки будущего дизайнера.

    Прежде всего, необходимо понимать, что же такое предпринимательская культура. Под предпринимательской культурой понимают меру освоенности субъектами предпринимательской деятельности соответствующих знаний, умений и навыков, волевых проявлений, соответствующих эмоций и чувств. К знаниям мы относим экономические, правовые, этические, коммуникативные, управленческие, экологические знания. К умениям и навыкам те, которые проявляются в деятельности, поведении и общении. Волевые проявления предполагают деятельность, основанную на мотивах, интересах, ценностных установках и отношениях.

    Еще одно понятие предпринимательской культуры – это предприимчивость, т.е. деловая активность, содержанием которой являются смелые решительные нестандартные действия, нацеленные: в личностном плане — на поддержку себя как профессионала; в интеллектуальном — на победу более полного и точного знания и более конструктивной мыследеятельности; в эмоционально-психологическом — на удовлетворение потребности в риске, предвкушение и ощущение победы, реализацию интуиции; в материальном — на удовлетворение растущих материальных потребностей; в экономическом — на реализацию субъективной модели экономического успеха; в нравственном — на уважение частной собственности, личности.

    Формирование предпринимательской культуры рассматривается не только как усвоение и присвоение заданных норм предпринимательской деятельности, но и как форма культурного самоопределения индивида в профессиональном сообществе. Все это требует самоопределения студента в предпринимательской культуре, становление его особого пространства как предпринимателя, самоорганизацию его предпринимательской деятельности и культивирование самим студентом своих потенциальных предпринимательских интересов и своего места в изменяющемся предпринимательском пространстве.

    Каждый специалист, независимо от профиля подготовки, занимает особое место в экономике страны. Он должен понимать сущность тех процессов, которые в экономике происходят. Для этого нужно у будущего специалиста сформировать определенные знания, понятия и представления об основных экономических явлениях, ознакомить его с поведенческими стереотипами и нормами, сущностью социально-экономических ролей и стереотипов поведения, дать представление о ценности экономического пространства, ознакомить с культурными моделями экономического успеха и действующими в обществе соционормативными критериями.

    Предпринимательская культура выступает механизмом опосредования мировоззрения и экономической деятельности, фактором перехода внутреннего, потенциального знания и понимания во внешнее, деятельностное. Формирование предпринимательской культуры предполагает переход от простейших форм поведения — порывов, влечений, желаний, потребностей, интересов, мотивов — к культурным формам поведения и деятельности, связанным с реализацией экономических идеалов, убеждений и мировоззрения в целом. Подобный переход может осуществиться при содействии педагога. Студент последовательно должен осваивать усложняющиеся роли экономической деятельности: наблюдатель — исполнитель — творец — организатор и инициатор экономического творчества.

    Освоение ролей осуществляется в процессе решения предпринимательских задач, тестов, проблем на занятиях по дисциплинам экономического профиля, например, основам экономических знаний, правоведения и некоторым другим, а впослед­ствии — в процессе практики профессиональной деятельности.

    Как видим, основой предпринимательской культуры становится экономическая культура. В справочной литературе по экономике под термином «экономическая культура» понимается совокупность достижений в сфере хозяйственной деятельности, высокий уровень ее развития; это многокомпонентное, интегрирующее явление, которое включает в себя многие составляющие, в том числе, культуру труда, культуру производства и потребления, культуру управления.

    Формирование экономической культуры может осуществляться различными путями. Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, исходя из понимания культуры как целостного явления, понимая экономическую культуру как часть всей совокупной культурной системы, не обособляя ее и находя общее для различных видов человеческой деятельности. Выражаясь иначе, как в капле воды отображается океан, так и в культуре любой сферы, где трудится человек, отражается вся культура общества. Поэтому формирование экономической культуры можно вести и опираясь на синтез не только экономических наук, но и искусства и этики.

    На формирование культуры в сфере экономики, влияют многие параметры, но определяющим можно считать гуманитарную составляющую, благодаря которой у будущего специалиста выстраивается цельная и образная картина мира, формируется научное мировоззрение, что и является важнейшей задачей образования. Такие научные дисциплины как философия, этика, педагогика, эстетика, социология, психология, культурология дают обучающемуся в вузе представление о мировой культуре, истории развития знаний и науки, искусства, о разнообразных этических и религиозных учениях мира. Кроме того, гуманистический подход может также осуществляться в процессе преподавания и специальных научных дисциплин, например таких, как история искусств, основы теории дизайна.
    Культура профессионального общения дизайнера

    Вообще культура общения, как составляющая профессиональной культуры, является процессом обмена мнениями в определенной сфере знания, в каком бы виде оно не существовало. Благодаря общению во время совместной деятельности у работников происходит трансформация собственных ценностных ориентиров в единство целей. В связи с этим некоторыми учеными профессиональная культура рассматривается как образец человеческого общения, когда совместная деятельность людей предстает перед ними и как деятельность других людей, и как сотрудничество с целью организовать свой труд и попытаться понять и объективно оценить друг друга.

    Поскольку профессиональная культура формируется на протяжении всей трудовой жизни, то считается, что профессиональное общение является важным атрибутом приобретения специалистом жизненного, профессионального опыта, овладения мастерством в выбранной профессии.

    Таким образом, эффективные профессиональные отношения. Возникающие во время профессионального общения, в соединении с качеством деятельности, формируют профессиональную культуру. Она будет проявляется и в культуре трудовых взаимоотношений, и как ответвтвенность за свое дело, и как уважение к коллегам по работе. Фактически профессиональная культура, становится качественным индикатором отношения человека к труду, коллегам, своеобразным соединением культуры общения и общей культуры

    Для дизайнеров культура общения также проявляется и в общении результатами своей деятельности с миром вообще и конкретными потребителями в частности. Результаты профессиональной деятельности дизайнера – это своеобразные творческие объекты, а любое творчество является диалогом. Неоднозначность выражения внутренней духовной жизни автора усиливается различием способов восприятия ее аудиторией (потребителем), поскольку характер сообщения меняется от состояния воспринимающего сознания.

    Культура по своей сути диалогична и с изобретением информационных технологий диалогизм культуры приобрел новые качества, фактически стал полилогом. Полилог культуры порождает сложность выбора, самопознания и самоопределения каждого. Кроме того, происходит переход от осознания мира как предметно-пространственной среды к среде взаимодействия образов, символов и смыслов. Все это меняет восприятие человеком картины мира и общение дизайнера через результаты своей творческой работы с миром и людьми в этом мире. Возникает необходимость более тщательно исследовать характер восприятия потребителями дизайнерского продукта.

    Есть и положительная сторона возникновения новых характеристик общения дизайнеров с миром. Дизайн, создавая виртуальные миры, проникает в еще не освоенное пространство, где действуют особые законы движения и времени. При этом у потребителя возникают особые эмоциональные переживания, влияя на его поведение и содержание деятельности. Эти переживания, к сожалению, могут быть негативного, агрессивного плана. Таким образом, создавая новое поле для деятельности человека, его творческих замыслов, дизайнер обогащает культуру вообще и собственную профессиональную культуру в частности. Однако новый вид общения дизайнеров с миров возлагает на них большую социальную ответственность и усиливает нравственные аспекты сформированности профессиональной культуры дизайнеров.

    Лекция № 4
    1   2   3   4


    написать администратору сайта