Главная страница

книга семьеведенье Дивицына. Лекция 1 Предмет и метод семьеведения 7


Скачать 1.54 Mb.
НазваниеЛекция 1 Предмет и метод семьеведения 7
Анкоркнига семьеведенье Дивицына.doc
Дата20.02.2018
Размер1.54 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлакнига семьеведенье Дивицына.doc
ТипЛекция
#15731
страница4 из 51
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества





  1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве

  2. Исторические формы брака

  3. Исторические перемены в функционировании семьи

Вопросы для самоконтроля

Литература

1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак»

в современной науке и праве


Семья—это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совмест­ным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональной свя­зью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей также называется социаль­ный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, дето­рождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожи­лого возраста. Семья, кроме того,— это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благо­приятном случае обеспечивающий человеку поддержку, при­нятие, рекреацию.

Основу семьи составляет брачный союз между женщиной и мужчиной. Брак—исторически обусловленная, санкциони­рованная и регулируемая обществом форма отношений между. мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанно­сти по отношению друг к другу и к детям.,

В последние десятилетия брак в социологическом, смысле рассматривался в России в основном как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе», или как «исторически обусловленная, санкциони­рованная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям». В современной отечественной энциклопеди­ческой литературе под браком, как правило, понимается семей­ный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семей­ного права, что вполне закономерно, поскольку отрицатель­ный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюцион­ного периода (1918, 1926 и 1969). Как подчеркивается в совре­менной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак явля­ется сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с право­вых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выво­дами известных правоведов Беляковой А. М., Орловой Н. В., Рясенцева В. А. и др. о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права»2. В этой связи представляется целесообразным дать обзор­ный сравнительный анализ различных точек зрения на поня­тие брака, существовавших в российском семейном праве в нынешнем столетии. Прежде всего обращает на себя вни­мание тот факт, что данное Шершеневичем Г. Ф. еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола при­обретает законный характер, т. е. влечет за собой все послед­ствия законного брака».

Как известно, в советской юридической науке прослежива­лась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социали­стического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата. В современ­ных исследованиях отмечается, что одним из основных призна­ков брака в послереволюционной России признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исто­рической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддерж­кой супругов и совместное воспитание детей, что фактиче­ски было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» муж­чины и женщины.

В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изме­нения, с сохранением, однако, понимания его главной сущно­сти в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по дан­ному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому доста­точно часто применялся термин «социалистический брак», фор­мально подчеркивающий его якобы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка. При этом в большинстве научных работ неизменно подчерки­валось, что брак не может быть сделкой или договором, а явля­ется юридически оформленным свободным и добровольным сою­зом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности.

В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основыва­лась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей. Такой подход к определению целей заключения брака и созда­ния мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законо­дательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер. Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала оче­видной и в связи с распространенностью в последние десяти­летия в некоторых странах брака в форме брака-товарищества (partnership). Однако принцип пожизненности брака и во вре­мена «развитого социализма» в СССР носил скорее желаемый, чем: фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания СК.

Таким образом, по очевидным причинам, не все из при­знававшихся в советском семейном праве признаков брака как специфической формы брака «социалистической форма­ции» могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающемся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дис­куссионных вопросов, но и значительного усиления договор­ных начал в новом СК, включая совершенствование правового института брачного договора, первоначально введенного в РФ ст. 256 ГК (часть первая) с 1 января 1995 г. На этой почве воз­никают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в советском семейном праве точек зрения. Например, Антокольская М. В., последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis), приходит к выводу, что «соглашение о заключение брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имуще­ственная сделка». Однако сама же Антокольская М. В. отме­чает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязан­ности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака—не только возникновение брачного право­отношения, но и создание союза, основанного на любви, ува­жении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т. п.».

С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов граж­данского состояния для создания семьи и порождающий вза­имные права и обязанности супругов.

Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Васильев Е. А. выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство.

Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: "Брак представляет собой важней­ший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и доброволь­ный союз мужчины и женщины, заключаемый в установлен­ном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи». В каждом случае брак является конкрет­ным правоотношением, порождающим у супругов определен­ные субъективные права и обязанности личного и имуще­ственного характера.

Регистрация бракаакт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей.

Законом всех стран оговорен не только сам брак, но и усло­вия заключения брака. Первое и самое главное условие—вза­имное согласие лиц, вступающих в брак, второе—достиже­ние брачного возраста. С какого возраста можно вступить в брак, определяет закон.

В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, между одним мужчи­ной и одной женщиной. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

Таким образом, брак—исторически изменяющаяся социаль­ная форма отношений между женщиной и мужчиной, посред­ством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Физическая близость выступает как следствие духовно-нравственного родства. Нравственный брак—это брак, основанный на любви. Вступление в брак и создание полноценной семьи—естественное состояние жиз­недеятельности человека. Немецкий философ Фихте писал, что не состоящий в браке индивид—лишь наполовину человек. Брак—не только выполнение гражданского долга, но и сохра­нение собственного здоровья.

Регулирование семейно-брачных отношений осуществля­ется на основе семейного права. Семейное право—самосто­ятельная отрасль права, которая регулирует личные и свя­занные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиоз­ными установлениями, но и нормами семейного законодатель­ства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ не слива­ется со сферой гражданской кодификации, а регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессу­альным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции. С 1 марта 1996 г. всту­пил в действие новый Семейный кодекс РФ, отличающийся вни­манием к детям (с четырех лет ребенок уже может пойти в суд и выразить желание с кем ему жить при разводе родителей). Семейный кодекс РФ заменил Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. и основы законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 28.06.1968 г. Новый кодекс предполагает заключение брачного договора по поводу финан­совых и имущественных отношений семьи.

Само понятие семьи неопределенно, и Семейный кодекс не дает определения семьи, однако с точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные признаки:

  • совместное проживание ее членов;

  • общность имущества;

  • наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством.

Таким образом, Семейное право призвано осмысливать про­исходящие в семье процессы, попадающие под регулирование правовых норм, искать и находить наиболее оптимальные спо­собы управления действиями, поступками людей в сфере их личной жизни.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


написать администратору сайта