книга семьеведенье Дивицына. Лекция 1 Предмет и метод семьеведения 7
Скачать 1.54 Mb.
|
2. Исторические формы бракаЗнакомство с законодательством некоторых стран, устанавливающим минимальный возраст вступления в брак, позволяет обнаружить довольно «занятную» пестроту в определении его границ. В целом они колеблются от 9 до 18 лет для женщин и от 14 до 22 лет для мужчин, к тому же закон разрешает некоторые исключения, а местные обычаи делают эти исключения более или менее частыми'. В европейских государствах существует либо одинаковый для обоих полов брачный возраст, либо брачный возраст для мужчины несколько выше. Например, в Венгрии брачный возраст определен в 18 лет для мужчин и в 16 для женщин, в Польше—в 18 лет для мужчин и в 16 лет для женщин. В Англии могут вступить в брак лица, достигшие 16 лет; во Франции—женщины в 15 лет, а мужчины в 18. В странах Азии, например, в Японии, могут вступить в брак мужчины в 18 лет, женщины в 16; в Китае—мужчины в 22 года (это самый высокий возраст для вступления в брак среди других стран мира), женщины в 20 лет; в Индии—мужчины в 21 год, женщины в 18 лет. На американском континенте, например, в США минимальный брачный возраст различается по штатам. Для мужчин он определен в 14—18 лет, а для женщин—13—17 лет; в Канаде (провинция Квебек) минимальный брачный возраст для девушек 12—16 лет, для молодого человека—14—16; в Аргентине, Колумбии и Перу минимальный возраст для вступления в брак для мужчин определен в 16 лет, для женщин в 14; в Венесуэле, Парагвае, Чили и Эквадоре минимальный возраст для вступления в брак для мужчин—14 лет, для женщин—12. В Африке—в Египте и Алжире минимальный возраст для вступления в брак у мужчин определен в 18 лет, для женщин—в 16; а в Нигерии и Кении минимальный брачный возраст для девушек определен в 9 лет, для юношей—16—18. В Австралии минимальный брачный возраст для мужчин— 18 лет, для женщин—16. В большинстве стран, для вступления в брак людей, не достигших брачного совершеннолетия, необходимо согласие родителей. Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что когда у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен—родичей, вятичей, кривичей еще сохранилась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках указываются несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний—похищение невесты женихом без ее согласия, однако, постепенно увозу невесты начинают предшествовать сговор с ней. С принятием христианства в России начинает действовать Номоканон—собрание византийского семейного права, состоящего из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей и получил название Комчей книги. Церковное венчание, введенное в XI в., в то время практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, считавшимися пережитком язычества. Согласно установлениям Комчей книги, венчанию предшествовало обручение—сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной «сговорной» записью. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как и брак, нарушение верности жениху рассматривалось в качестве прелюбодеяния. Был установлен минимальный возраст для вступления в брак—15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Священники отказывались венчать престарелых лиц. Запрещались браки с близкими родственниками. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Расторжение брака практически не предусматривалось. Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. В 1722 г. его указом запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1744 г. указом Синода были запрещены браки для лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен,—гласит указ,—для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и до 16 лет для женщин. Для заключения брака необходимо согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты. С 1917 г. проводятся первые реформы семейного законодательства. Выходят декреты «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака» и др. В 1926 г. принят единый для обоих полов брачный возраст, который сохраняется и по сегодняшний день—18 лет. Разнообразие в определении брачного возраста свидетельствует о том, что в основе его законодательного закрепления лежит не какая-либо единая закономерность, а более конкретные практические мотивы. Возраст вступления в брак представляет интерес с точки зрения воспроизводства населения, поскольку он является одним из факторов, с которым связана рождаемость (вероятно, поэтому законодатель ориентировался на местные обычаи и традиции, корректируя их в ту или иную сторону). Возраст вступления в брак—одна из основных характеристик брачности населения страны. В статистическом анализе широко применяются традиционные показатели среднего брачного возраста. Он вычисляется на основе распределения по возрасту вступающих в брак в данном году. Особую ценность в демографическом и социологическом анализе брачности и связанных с нею явлений представляет сочетание возраста женихов и невест. Возраст мужчин и женщин при вступлении в брак широко варьирует. Встречаются браки, в которых муж намного старше жены и, наоборот, но чаще всего мужчина в среднем на 2—4 года старше жены. Информацию о возрасте вступления в брак можно получить при переписях и обследованиях населения, а также по данным текущего учета демографических событий. Социологи отмечают следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность интересов, кратковременное увлечение, симпатия, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, желание улучшить свое материальное положение, желание узаконить интимные отношения, давление родителей, желание иметь семью, желание иметь детей и т. д. В законодательстве многих стран при регистрации брака предусмотрено заключение брачного контракта (брачного договора). Брачный контракт—письменное соглашение жениха и невесты об урегулировании их взаимных прав и обязанностей по управлению и распоряжению имуществом. Брачность и разводимость в России. На протяжении более 30 лет ежегодно в России заключалось более миллиона браков. Годы максимальной брачности: 1960 г.—1499,6 тыс. браков; 1977—1979 гг.— более 1,5 млн браков. Однако с 1992 г. их количество стало резко снижаться:
В 1996 г. количество зарегистрированных браков в России впервые оказалось меньше 1 млн. Обратная тенденция наблюдалась с количеством разводов. Если в 1960—1961 гг. в России ежегодно регистрировалось менее 200 тыс. разводов, то уже в 1972 г. их количество впервые перевалило за отметку 400 тыс. разводов, а в 1976 г.—за 500 тыс. разводов. В 1991 г. ежегодное количество разводов впервые подошло к отметке 600 тыс. разводов, а в последующие годы превысило и эту громадную величину:
Только в 1996 г. количество регистрируемых разводов существенно сократилось и составило 562,4 тыс. разводов. Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество предмет наибольшее значение, и наоборот. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений. Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего «атомизацию»—сокращение среднего размера семьи и как следствие—ослабление внутрисемейных связей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функциональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспитательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком. Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи. Поскольку развод не привел к исчезновению института брака, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию—к демократической семье'. Наряду с высокими показателями разводимости—Россия занимает второе место после США—резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных группах. Доля никогда не состоявших в браке у женщин—7,9%, у мужчин—13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегодня—36. Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях. Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье, что является серьезной базой конфликта. Так известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2—3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между " супругами подтверждают результаты исследований. Затрата времени на домашний труд, %
В условиях массового привлечения женщин к общественному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супругами. Они удовлетворены браком. Традиционно несправедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами резко отрицательно сказывается на воспитании детей. Специальное обследование показало, что половина мальчиков—восьмиклассников московских школ—не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т. е. элементарно обслуживать себя. Таким образом, налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью. Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий—заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д. Распределение семейных обязанностей, %
Социологические исследования показали, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решений, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины. Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин особенно четко проявилось при определении, кому принадлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою главенствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно признают, что не контролируют семейный бюджет и не ведуют повседневными расходами.Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социално-экономической обстановке могут создать предпосылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом говорят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за материальное благосостояние в семье. Основа супружеской совместимости—это совпадение главных ценностных ориентации. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами и добровольно брать на себя свою долю обязанностей. Таким образом, патриархальным основам семьи противопоставлена партнерская семья, получившая название эгалитарной (семья равных). Эгалитарную семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведения. Супруги в такой семье единомышленники. В семье—налаженная кооперация домашнего труда, демократическое отношение к семейной кассе, демократический стиль разрешения конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны. Факт большой общественной значимости выявили социологи: только 5% супругов из семей с налаженной кооперацией домашнего труда считают свой брак неудачным. Оценку состояний семейных отношений дали сами респонденты. При безусловном благополучии «счастливых семей» цифры говорят нам, что больше половины «счастливых женщин» и 40% их мужей несчастливы в сексуальной сфере. Около 30% «счастливцев» связывает только привычка и боязнь одиночества. В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексуальная совместимость. По поводу последнего критерия расхождения мужских и женских оценок четырехкратное. Это же касается признака «общие интересы». Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, привычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами. В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характере супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений. Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства. Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания создает почву для взаимных измен. Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов. Социологические исследования данной проблемы показывают следующие результаты. Ранжировка причин развода
Мужчины и женщины на первое место среди причин, разрушающих семью, поставили измену, которая, по их словам, уничтожает «доверие и уважение». Характерно, что многие мужчины, говоря об измене, имели в виду поступки супруги, а не свои собственные. Отношение к супружеской жизни
Женщины, не допускающие измену принципиально, оценивают ее как предательство. Многие респонденты считают, что случайная физическая измена не должна разрушать брак. Симптомична позиция, допускающая супружескую измену как право автономной личности. Разброс мнений по поводу сложнейшей проблемы внутрисемейных отношений не снижает высокую этическую норму, нацеленную на супружескую верность как важнейшую семейную ценность. Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя. Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана, прежде всего, с многообразием социальных условий и наличием выбора. Общество должно учитывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и предоставить им возможность самостоятельного индивидуального выбора. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей. Таким образом, брак—исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности, а развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений. Брачный союз составляет основу семьи. Регистрация брака—акт государственного признания создания семьи. Главные условия заключения брака—взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение брачного возраста. Среди измерителей процесса брачности наиболее распространены коэффициенты брачности, которые показывают интенсивность вступления в брак во всем населении и в отдельных группах бракоспособного населения. Они показывают, что брачность населения за. последние 40 лет сократилась вдвое и в настоящее время стабилизировалась на довольно низком уровне. И как уже говорилось выше, с учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиозными установлениями, но и нормами семейного законодательства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессуальным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции. |