книга семьеведенье Дивицына. Лекция 1 Предмет и метод семьеведения 7
Скачать 1.54 Mb.
|
3. Исторические перемены в функционировании семьиИсходя из специфики различных теоретических подходов к проблеме семьи, рассмотрим сущностные изменения семьи в процессе исторического развития. Большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что первой исторической формой семьи была кровнородственная семья. Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе такого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи—пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются вначале ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Пуналуальная семья представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это—первый шаг к появлению парного брака. Синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения мужчины и женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и тем самым создавала предпосылки для формирования моногамной семьи. В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда супружеские пары оказались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковывалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Супруги объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью все более переходила к мужчине. Вместе с ней переходила и власть. Как следствие, матриархальные отношения постепенно перешли в патриархальные, когда родство уже считалось по мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногамная (т. е. единобрачная) семья. Она отличалась тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужчины. Причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей Историческое развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Этот процесс имел свои особенности в определенные периоды развития общества. Для рабовладельческого строя характерно то, что моногамная семья была в основном семьей рабовладельцев; большинство рабов не имело семьи, это было невыгодно их владельцам. Семья рабовладельца выполняла функции воспроизводства населения, экономическую, воспитательную, пополняла армию, активно участвовала в управлении государством, ей была присуща и политическая функция. Непосредственными исполнителями некоторых функций семьи были рабы: домашний труд, уход за детьми. Рабовладельческая моногамия имела весьма разнообразные формы. Афинская моногамия была классической формой единобрачия. Девушки здесь получали более ограниченное, чем юноши, образование: их учили шить, прясть и немного читать и писать. Жизнь женщины была замкнутой, проходила главным образом в обществе других женщин и на женской половине дома. В ряде стран глава патриархальной семьи был безраздельным господином всех ее членов, имел наложниц-рабынь, т. е. был фактически в многобрачии. Семьи ремесленников и других категорий свободных жителей сильно отличались от таких семей своей бедностью. Но и здесь господство главы семьи было безраздельным. С переходом к феодализму обществом был установлен обязательный церковный брак, в котором господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, определялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала ведала хозяйством, а сам феодал был занят на службе у короля или герцога. Крепостных крестьян вместе с семьей прикрепляли к участку земли. Крестьянская семья была производственной ячейкой общества. Ей была присуща глубокая патриархальщина—безраздельная власть над ее членами главы семьи. В буржуазную эпоху институт семьи претерпел большие изменения. Здесь зависимость брака от экономических отношений проявляется особенно ярко. В основе всех отношений в буржуазной семье лежат денежные расчеты. Супружеская и родительская любовь, взаимоуважение и общность интересов—все эти моральные факторы имеют второстепенное значение. В XIX и особенно XX в. супружеская и семейная жизнь в развитых капиталистических странах обрела много новых черт. Влияние материальных, общественных мотивов при вступлении в брак дает себя знать, все чаще решающим фактором выступает романтическая любовь, свободный выбор партнера. Характерное для предшествующих эпох авторитарное решение отца при выборе жениха или невесты начинает утрачивать свою значимость. Родители все больше принимают принцип демократичного подхода к детям, постепенно начинается эмансипация женщин. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., ликвидации феодально-капиталистических производственных отношений в России институт брака и семьи претерпел принципиальные изменения. Были созданы предпосылки новой, социалистической семьи с доминирующей ролью государства. Важную роль в этом сыграли меры, направленные на установление равноправия женщин. Упрощена процедура регистрации брака и развода. Со второй половины 30-х годов начинается процесс укрепления семьи, что выразилось в ограничении свободы разводов, запрете абортов. Семья как институт официально реабилитируется и становится институтом государства. Проведенные в 90-е годы XX в. реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие. Долгосрочные неблагоприятные тенденции общественного развития, углубление экономического кризиса, рост нищеты и безработицы привели к тому, что семья как институт общества расстраивается. Во-первых, в современной России наблюдается процесс эмансипации детей от родителей, возрастает роль личностной свободы каждого из членов семьи и происходит переход от закрытой к открытой системе формирования браков. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов. В-третьих разрывается связь между поколениями по линии родства, и девальвируются ценности «семейного очага». Современная семья переживает сложный этап эволюции, переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и подчинение в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Наряду с традиционными формами появляются новые типы семьи. Современные типы семейных структур выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество—это брак одного мужчины с одной женщиной. Экзогамные браки—где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной фратрии. Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца и матери. В связи с этим различают социальное отцовство «pater» и физиологическое отцовство «genitor», и, соответственно, материнство. Отсюда на основе принципов локализации семейных групп прибегают к выделению патрилинейных и матрилинейных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери. По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Из общей массы семей по статистическим данным 1/6 часть составляют семьи матриархального типа, а 1/8—патриархального типа. Где нет четко выраженного семейного главенства, и где господствует ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. По данным социологических исследований, таких семей у нас насчитывается примерно 60—80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах. По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. По социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. В настоящее время молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилье. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или родителей жены состоялось по причине следования традициям. Нелокальные семьи—имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме. Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей с детьми, или без детей. Нуклеарные семьи могут быть большими и малыми. Большие—это многодетные семьи (наличие 3-х детей и более) и малодетные (1—2 ребенка в семье). Таких семей 2/3в структуре населения Российской Федерации. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таким образом, другим типом брачно-семейных отношений, наиболее часто встречающимся в нашем обществе, являются неполные семьи, а именно, семьи с одним родителем и детьми. Таких семей, по статистическим данным, насчитывается около 12% от общего числа семей. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью). Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит название расширенной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи в настоящее время занимает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества семей). Существует также типология семей по такому критерию, как наличие или отсутствие детей и их число. Здесь выделяют малодетные семьи (семьи с одним ребенком), среднедетные (семьи с двумя детьми) и многодетные (семьи, в которых трое и более детей). Более половины семей в России имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Остальные либо никогда не имели детей, либо уже успели их вырастить, либо не обзавелись ими. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности—1,1, среднее число детей в семье, их имеющей,—1,6. Это невысокий показатель, учитывая, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы каждая женщина без учета ее семейного положения произвела на свет в среднем не менее 2,2 ребенка. Семьи разделяют еще и по особым условиям семейной жизни. На этой основе выделяют, в частности, студенческие и дистантные семьи, последних в нашей стране насчитывается около 4%. Это, например, семьи моряков, артистов и спортсменов. В зависимости от семейного уклада, направленности личности супругов и их ценностных ориентации семьи могут быть нескольких типов. Среди них можно выделить следующие: семьи с ориентацией супругов на здоровье и воспитание детей, семьи с преобладанием чуткости и доверительности отношений—их часто обозначают как «семья-отдушина» и семьи, успешно сочетающие в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы. Последний тип семьи часто называют «бикарьерной", подчеркивая направленность супругов на «достигаемый статус» и карьеру в избранной профессии. Возможны и другие варианты типологии семей. Например, по специфическим проблемам выделяют семьи алкоголиков, наркоманов, преступников, больных СПИДом, страдающих психическими заболеваниями, а также семьи, имеющие в своем составе инвалидов. Наибольшее распространение в последнее время получила классификация семей по критерию социального риска. Под семьями социального риска принято понимать семьи, социальное функционирование которых затруднено по объективным или субъективным причинам. Согласно этой типологии различают семьи: одиноких матерей: военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами и имеющие в своем составе инвалидов; семьи, взявшие детей под опеку и попечительство; многодетные; малообеспеченные; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; студенческие семьи с детьми; безработные семьи с несовершеннолетними детьми; девиантные семьи. Современная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных отклонений от сложившихся образцов. В настоящее время семья является предметом исследования многих общественных наук. Семья в социуме—сложный феномен. С одной стороны, это социальный институт, с другой—малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность. Современная традиционная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных форм отклонений от сложившихся образов и образцов. Нарастает плюрализация моделей нуклеарных семей. Все большее число мужчин и женщин уклоняется от семейного образа жизни. В семейно-брач-ных отношениях меняются ценности и ориентации, складываются разные типы и формы семей—патриархальные, дето-центрические, супружеские, фостерные. Семья претерпевает изменения„меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фундаментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества. По утверждению ученых, человечество прошло пять форм семьи последовательными этапами, а современная многогамная семья является последней—пятой формой этой эволюции. Семье свойственна разнотипная структура, которая определяется устойчивыми внутрисемейными связями и отношениями. Информацию о структуре семьи получают только по данным переписей населения. В настоящее время российская семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологическом состоянии, а молодая семья перестала обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Поэтому комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи. Вопросы для самоконтроля
Литература
|