Лекции политологии. Лекция 1 Тема Политология как наука и учебная дисциплина Время 2 часа
Скачать 0.53 Mb.
|
Тема 2. История политической мысли Время: 2 часа Учебная цель: уяснить генезис политических идей, основные этапы их развития; рассмотреть особенности и основные направления русской политической мысли, трактовки в ней проблем власти. Основные понятия: тирания, аристократия, олигархия, полития, демократия, теория «общественного договора», теория разделения властей, теория бюрократии, русская идея, славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, почвенничество, неомонархизм, русский византизм, русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм. Вопросы: 1. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления политической мысли как особого типа знания. 2. Политическая мысль античных обществ. 3. Представление о роли политической власти в средневековой западноевропейской общественной мысли. 4. Политическая идеология раннего утопического социализма Ход проведения: Вопрос 1. Социально-исторические и культурные предпосылки обособления политической мысли как особого типа знания. Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра. Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизм (Древняя Индия). В соответствии с ним общество делилось на 4 варны (сословия). К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии. Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551–479 гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков. Политические идеи разрабатывались не только в Древнем Китае и Индии. Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хаммурапи”, а также “Авесту”, в которой, по преданию, изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры. Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для научных обобщений. Многие историки считают основоположником научных знаний о политике великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В своих произведениях (“Государство”, “Политика”, “Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения. Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях, и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия – власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия – власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью. Демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления). Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, было гарантировано человеку от рождения, рабы не входили в число граждан. Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с чем его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством. Вопрос 2. Политическая мысль античных обществ. Политические учения Древнего Востока и Античности. Зарождение политических знаний в Древнем Китае (Конфуций, Мо-Цзы) и Древней Греции (Платон, Аристотель). Политическая мысль Средневековья. Генезис политических идей в Новое время, период политических революций и ранних индустриальных государств в Западной Европе. Появление национальных политико-идеологических школ. Наследие ведущих мыслителей периода Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель). Развитие теории разделения властей в трудах Джона Локка и Шарля Луи Монтескье. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Политическая мысль России конца XIX - начала XX века (Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.И. Новгородцев). Русская идея в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других мыслителей. Учение Новгородцева П.И. о правовом государстве и демократии. Отношение русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. к социализму, социалистическому идеалу, революции, насилию и государству. Политологические школы XXI века. Изменение идеологических приоритетов в Европе и России в первой половине ХХ века. Тоталитарная идеология большевизма, фашизма и национал-социализма. Евразийство. Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности. Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра. Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”,“Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, было гарантировано человеку от рождения, рабы не входили в число граждан. Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с чем его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством. Вопрос 3. Представление о роли политической власти в средневековой западноевропейской общественной мысли. Политические учения Средневековья и Нового Времени. Идею божественного происхождения государства и его подчиненности церкви развивает другой средневековый теолог Фома Аквинский (1225–1274 гг.). Модернизировав учение Аристотеля о божественной форме, он выделил в структуре государства три важнейших компонента: содержание, выражающееся в отношениях господства и подчинения; государственную форму, которая должна соответствовать жизни народа; использование правителем государственной власти, которое может быть справедливым или не справедливым. Закон – это веление разума, который должен быть направлен правителем на общественное благо. Если правитель отступает от божественных предписаний, нарушает закон, то подданные могут отказать светскому властителю в доверии. Отход от чисто теологической интерпретации политики предпринял выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469–1527 гг.). Он считал, что действия правителя следует оценивать в первую очередь с точки зрения тех законов, которые действуют в политике, а лишь затем с точки зрения морали. Макиавелли первым вводит понятие государства (stato) как особого аппарата управления, отделенного от населения. Важнейшей своей задачей он считал теоретическую разработку искусства государственного управления. Политика – удел немногих, но этому искусству также нужно учиться. В своей работе «Государь» Н. Макиавелли сформулировал правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе еще не развиты гражданские добродетели. Особое внимание ученый уделил политической психологии. Он писал, что поведением людей руководят два главных мотива – страх и любовь. Если правитель стремится добиться власти, то ему лучше пользоваться теми символами, которые проистекают из любви. Но удержать ее можно, лишь опираясь на мотив страха. Существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение ими открывает дорогу поражению. Первую попытку систематического изложения учения о естественном праве предпринял голландский ученый Гуго Гроций (1583–1645 гг.). Дальнейшее развитие эта теория получила в политических доктринах английских мыслителей Томаса Гоббса (1588–1679 гг.) и Джона Локка (1632–1704 гг.). Политические идеи Ж.Ж. Руссо и Ш. Монтескье подготовили французскую революцию, а политическое учение Иммануила Канта (1724–1804 гг.) стало своеобразным осмыслением ее результатов. Центральной проблемой учения немецкого философа была проблема свободы в ее гражданском и нравственном аспектах. Каким образом построить политико-правовую систему, чтобы согласовать внутренний голос человеческой совести и внешние социальные условия? Ответы на эти вопросы заложили теоретические основы современного учения о правовом государстве и правах человека. В своей работе «К вечному миру» он пророчески предвидел контуры современного мирового порядка. Опасность для человечества не в самой войне, а в международной атмосфере «постоянной и все растущей подготовки к будущей войне». В отличие от всех предшествующих мыслителей, Карл Маркс (1818–1883 гг.) сам не только сформировал политическую доктрину, но и возгавил влиятельное политическое движение, распространившееся по всему миру. Основные положения его учения кратко, но ярко сформулированы в «Манифесте Коммунистической партии», написанном совместно с его сподвижником Фридрихом Энгельсом. Почти два тысячелетия политическая наука развивалась в контексте общефилософских воззрений, и лишь в конце ХIХ века она стала формироваться как самостоятельная отрасль научного исследования. Большую роль в становлении современной политологии сыграли итальянские ученые Вильфредо Парето (1848–1923 гг.), Гаэтано Моска (1858–1941 гг.), а также представители немецкой науки Роберт Михельс (1876–1936 гг.) и Макс Вебер (1864–1920 гг.). Вопрос 4. Политическая идеология раннего утопического социализма Значительных успехов в начале ХХ века достигла российская политическая мысль, которая была представлена такими учеными и политическими деятелями, как Н. Бердяев, А. Богданов, И. Ильин, М. Ковалевский, В. Ленин, Н. Михайловский, Г. Плеханов, П. Сорокин, П. Струве и др. Эти исследователи значительное внимание уделяли проблемам соотношения личности и государства, политического лидерства и формированию субъектов политической жизни, ими велись широкие дискуссии о соотношении реформы и революции. Развитие российской политической науки было прервано наступлением тоталитарного режима и построением моноидеологического общества в СССР. Только после падения советской политической системы стало возможным широкое знакомство научной общественности с достижениями западной политической науки и проведение свободных политических исследований. Выводы Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности. Основная литература: 1. Елсукова Н.А. Основы социологии и политологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Елсукова Н.А., Данилов А.Н.— Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67697.html.— ЭБС «IPRbooks» Дополнительная литература: 1. Черных, В. А. Политология : учебное пособие / В. А. Черных, С. Ю. Ручкин. — М. : Российская таможенная академия, 2014. — 338 c. — ISBN 978-5-9590-0794-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/69508.html Интернет-ресурсы 1. http://www.philosophy.ru/phil/lib/philyaz/index.htm. - Электронная библиотека ИФ РАН 2. http://www.gumer.info/ - библиотека гуманитарных наук; 3. http://www.ras.ru - официальный сайт Российской академии наук; Тема 3. Политическая власть Время: 2 часа Учебная цель: сформировать понятие о сущности власти, разобрать характеристики политической власти, ее структуры; раскрыть важность проблемы легитимности власти. Основные понятия: Основные понятия: понятие «политическая власть»; сущность и черты политической власти; ее основные формы (законодательную, исполнительную, судебную); понятие легитимности власти; структура политической власти. Субъекты и объекты политической власти. Консенсус. функции, формы и уровни, источники политической власти. Вопросы: 1. Политическая власть: понятие, черты, функции. 2. Структура и формы политической власти. 3. Легитимность политической власти и ее типы. Ход проведения: Данная тема особенно является важной для профессиональной подготовки будущих специалистов культуры, поскольку они имеют непосредственное отношение к обеспечению культурных условий реализации политической власти в обществе. Поэтому понимание сущности политической власти, условий ее осуществления, социальных функций, в том числе - политических и правовых институтов, является важным фактором формирования мировоззрения и профессиональной культуры специалистов. Вопрос 1. Политическая власть: понятие, черты, функции. Власть является центральной категорией политической науки. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, ее изучающие. Необходимость власти обусловлена сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Отсюда - основные свойства власти: всеобщность (власть функционирует во всех сферах человеческого общения) и инклюзивность (власть, проникая во все виды человеческой деятельности, соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов). Глубинным источником власти, основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т.д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное, гендерное и т.д.). Понятие “власть” в обыденной жизни и в научной среде употребляется в различных значениях. Философы говорят о власти над объективными законами общества, естествоиспытатели – о власти над природой, политики – о политической власти, психологи – о власти человека над самим собой, родители – о семейной власти и т.п. Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Уже античные мыслители Платон, Аристотель и другие пытались проникнуть в сущность социальной природы политической власти. В средние века и Новое время к проблемам власти большой интерес проявляли Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кант и многие другие. Существенный вклад в разработку теории власти внесли Г. Моска, В. Паретто, Р. Михельс, М. Вебер. Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, принуждения, убеждения, насилия. Политическая власть –это способность и возможность политических субъектов реализовывать свои интересы и осуществлять свою волю по отношению к другим. Выделяют следующие виды власти: экономическую, политическую, социальную, культурно-информационную, принудительную и др. Объектом политологии является не всякая власть, а только власть публичная, политическая, под которой понимается способность класса, группы или индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, организаций, законов, политических отношений. В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти. (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Крозье и др.). Так, в рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти. Первый - истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы. Т. Парсонс писал: «Мы можем определить власть как реальную способность единицы системы аккумулировать свои интересы (достичь целей, прекратить нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.)». Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.д. (М. Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс). Среди представителей системного подхода есть теоретики (К. Дойч, Н. Луман), которые трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), что позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в решении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества. Приведенные суждения о власти позволяют сделать следующий вывод: власть - это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Таким образом, власть всегда двустороннее отношение взаимодействующих субъекта и объекта. Объекты власти Индивид, социальнаягруппа, масса, класс и т.д. Субъекты власти Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии Главными чертами политической власти являются: 1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны; 2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; 3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона); 4) моноцентричность, то есть наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической); 5) многообразие ресурсов. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. Политическая власть существует в двух основных формах: официальная, легальная власть с формализованной структурой и неформальная, неофициальная - власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может принимать теневой, подпольный, мафиозный характер. Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д. По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя' через следующие основные признаки и функции: 1) принуждение; 2) приманивание; 3) «блокирование последствий» (т. е. помеха конкуренту и борьбе за власть); 4) «создание требований» (искусственное формирование нужд, которые может удовлетворить лишь агент власти, своего рода политический маркетинг); 5) «растяжение сети власти» (включение дополнительных источников зависимости от агентов); 6) шантаж (угрозы в настоящем или посулы бед от неподчинения в будущем); 7) подсказки; 8) информационный прямой и косвенный контроль (с помощью предостережений, рекомендаций, мести и т. д.)» (Основы политологии: Курс лекций. — Ч. 1. М., 1991. — С. 244). Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы. Вопрос 2. Структура и формы политической власти. Политическая власть – это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она, так или иначе, связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью. Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования (см. рис. 4.1). Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус, харизма и т.д. Субъектывласти – носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования: установление позитивных стимулов, убеждение; принуждение; манипулирование (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.); блокирование нежелательных последствий (создание помех конкурентам в борьбе за власть, в частности путем использованием пиар-технологий, запугивание негативными последствиями и т.д.); прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.). Традиционные формы политической власти: монархия, демократия, аристократия, технократия, охлократия, бюрократия, теократия, плутократия, элитократия (самостоятельно в словарь) Действия политической власти проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, управление. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 85). Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки' программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи. Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д. В обществе, несмотря на множество видов и форм власти, действующих в различных его сферах, только одна власть может доминировать, обеспечивая ему целостность в условиях действия различных социальных сил и групп. Это - государственная власть, потому что только государство объединяет все население страны и представляет его интересы. Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть». Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие. В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным — федеративной и унитарной. Сущность этих • систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти. Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения. Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную – 3 ветви власти – для взаимного контроля, чтобы избежать узурпации власти одной из этих систем, обеспечивают систему сдержек и противовесов (предложил разделить французский философ и историк Ш. Л. Монтескье, что отражено в конституциях многих стран) Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека. Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти. Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. 'В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей. Проблема остается, необходимо достигнуть оптимального соотношения между ними. Источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Носители власти - лица, наделенные властью, являющиеся представителями органов власти. В Российской Федерации в этой роли выступают, прежде всего, лица, занимающие государственные должности категории "А" (Президент РФ Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти, субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и др.) Власть и оппозиция - Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния. В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее. Вопрос 3. Легитимность политической власти и ее типы. Важное значение в политической теории имеет проблема легитимности власти. В политическом лексиконе легитимность означает, в первую очередь, правомерность, законность политического господства. Термин «легитимность» (legitime) возник во Франции и сначала отождествлялся с термином «legalite» - законность. Его использовали для обозначения законно установленной власти, в отличие от насильственно узурпированной. Государственная власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае "управляющие" стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию "управляемых", во втором, наоборот, - опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу: "штыки хороши всем, кроме одного, - на них нельзя сидеть" (Ш. Талейран). Такая власть не может быть в длительной перспективе социально-эффективной, ибо "управляемые" внутренне не расположены к реализации принятых властью решений. Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной. Власть легитимна в том случае, если "управляемые" признают за ней право управлять вообще, и именно так, как это делается в данный момент. В настоящее время легитимность означает добровольное признание населением правомочия власти. Легитимность власти означает убежденность людей в том, что власть имеет право принимать решения, обязательные для выполнения и их (людей) готовность следовать этим решениям. Власти при этом не приходится прибегать к принуждению. Более того, население предполагает применение силы, если другие средства для осуществления принятых решений не дают эффекта. На чем, однако, держится убежденность людей в правомочности власти? В истории немало случаев, когда подданные безоговорочно доверяли кровавым, безрассудно жестоким диктатурам и отказывали в доверии умным и рациональным политикам. Один из самых известных социологов XX века - Макс Вебер отмечал, что существует три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности. Во-первых, авторитет нравов, освященных многовековыми традициями, и привычка подчиняться власти. Это - традиционное господство патриарха, племенного вождя, феодала над своими подданными. Именно на этих принципах развивается традиционная легитимность. Во-вторых, отмечает Вебер, «авторитет необычного личностного дара (харизмы), полная преданность и особое доверие, вызываемые наличием качеств вождя у какого человека (щедрости, героизма и т.д.). «Харизма» в переводе с греческого означает «дар Божий, благодать». Харизматический тип власти основывается на вере населения в исключительные качества политического лидера. Харизматический тип легитимности власти, как правило, имеет большое значение в переходный период, в периоды революций, реформ, на которые способны решительные и мужественные лидеры. Наконец, третий тип легитимности - рационально-легальный, на основе веры участников политической жизни в справедливость существующих правил формирования власти, то есть господство в том виде, делает вывод Вебер, которое осуществляется в рамках современного правового государства. На практике в чистом виде идеальных типов легитимности не существуют. Легитимность политической власти непременное условие. Пренебрегать легитимностью может до определенных пределов только чрезмерно уверенная в себе (авторитарная, тоталитарная) или обреченная на временность власть. Власть демократического общества постоянно заботится о своей легитимности, исходя из необходимости править с согласия народа. Однако и в демократических странах ограничена способность власти «создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими» (С.Липсет). Легитимация власти, как правило, сочетается с противоположным ей процессом делегитимации - потери доверия. Разочарование в идеалах, в целях и методах их достижения, в людях, представляющих власть и политику, - неотъемлемая часть политического процесса. Власть теряет легитимность, если оказывается не в состоянии выполнить свои программные обещания, если населению приходится платить слишком высокую цену за намеченные идеалы, если цель как горизонт оказывается недостижимой. Поэтому очевидно, что добиться полной легитимности не удается нигде. Для того, чтобы не быть заложником в политической борьбе различных сил за власть, важно знать признаки проявления нелегитимности власти. Наиболее существенным признаком потери легитимности демократических режимов служит рост у них степени принуждения, ограничения прав и свобод личности, запрет политических партий и движений; с растущей коррумпированностью всех институтов власти, их сращиванием с криминальным миром. Выводы Категория власти является центральным понятием политической науки. Обобщая, можно определить власть как один из важнейших видов социального взаимодействия между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате чего господствующий субъект реализует свою волю и интересы. Структура власти выглядит следующим образом: субъект-объект власти, властные интересы, методы, ресурсы власти. Власть выполняет в обществе определенные функции. Механизм власти имеет сложную иерархическую структуру, представленную разделением властей (законодательная, исполнительная и судебная власть). Эффективность политической власти, а, значит, и стабильность общества зависят от многих факторов, в том числе от отношений народа и власти, личности и государства. Основная литература 1. Сытников, А. Ф. Политология : учебное пособие / А. Ф. Сытников. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2018. — 82 c. — ISBN 978-5-907061-31-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/84417.html Дополнительная литература: 1. Политология. Схемы, таблицы : учебно-методическое пособие для студентов вузов / В. Ю. Бельский, А. Н. Бороздин, А. И. Сацута, Д. В. Шикунов ; под редакцией В. Ю. Бельский, А. И. Сацута. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 304 c. — ISBN 978-5-238-02391-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66288.html 2. Основы государственной культурной политики (Утверждены Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 г.) // Официальный портал Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: htpp://kremlin.ru/acts/bank/37088. Интернет-ресурсы globalaffairs.ru/ - Россия в глобальной политике; mir-politika.ru/ - Мир и политика; ria.ru/ - Россия и мир сегодня; http://www.philosophy.ru/phil/lib/philyaz/index.htm. - Электронная библиотека ИФ РАН http://www.gumer.info/ - библиотека гуманитарных наук; http://www.ras.ru - официальный сайт Российской академии наук; |