Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

  • 6. Теория государства и права в системе юридических наук

  • Лекция №2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА План

  • 1. Общество: понятие и структура

  • 2. Социальные и политические институты общества

  • 3. Возникновение общественной власти

  • 4. Социальное регулирование в догосударственном обществе

  • 5. Причины, условия и закономерности происхождения права и государства.

  • ооо. Лекции 1-4. Лекция 1. Теория государства и права фундаментальная наука План


    Скачать 254 Kb.
    НазваниеЛекция 1. Теория государства и права фундаментальная наука План
    Дата12.01.2023
    Размер254 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции 1-4.doc
    ТипЛекция
    #883657
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Специальные методы: формально-юридический и сравнительный.

    Формально-юридический метод позволяет описать, классифицировать и систематизировать внутреннюю и внешнюю формы государственного и правового феноменов. Метод сравнительного правоведения и государствоведения, исследуя сходные процессы и явления, происходящие в разных странах, выявляет преимущества либо недостатки разных подходов в конкретной правовой и государственной деятельности. Метод правового и государственного моделирования, относящийся к специальным методам, позволяет найти наилучшую схему организации правотворчества, системы законодательства, структуры органов государственного управления, структуру административно-государственного устройства и т. д. Все большее значение приобретает конкретно-социологический метод, позволяющий выявить степень эффективности действия государственного и правового механизмов.

    Для исследования сложных государственных и правовых явлений необходим комплексный подход, позволяющий проводить их всесторонний анализ. Поэтому важнейшая задача теории права и государства состоит в том, чтобы изучить свой предмет и выразить его в понятиях и научных определениях. Эти понятия содержат научные абстракции, позволяющие многократно их применять в разных условиях. Государственно-правовые определения – это краткое и точное раскрытие политико-правовых понятий, имеющих значение как для теории, так и для практики правоприменения. Законодатель часто сам определяет существенность каких-либо признаков даваемого им определения (дефиниции), часто выстраивая из них стройную систему понятий.

    1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

    Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его достоинство, права и свободы.

    Теория государства и права и философия. Философия – наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой, пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных достижений философского знания во многом обусловливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие принципы развития свободы и социального прогресса.

    Очевидна связь теории государства и права и экономических наук, так как любой способ общественного производства работает тем успешнее, чем лучше функционируют государственно-правовые механизмы. Целью любого государства являются социальные блага его граждан. Поэтому видна связь теории государства и права с социологией. Эта наука занимается проблемами управления социальной жизнью и соответствующих систем, находящихся в обществе, поведения людей и его мотивами, а право влияет на эти проблемы. Тесно связана теория государства и права с политологией. Так как политика – это искусство управления государством (по представлениям древних греков), то она тесно связано с государственной властью, правовой системой и системой законодательства государства, с его политической системой и т. д. Связана теория государства и права и с социальной психологией. Обосновано это тем, что невозможно эффективно воздействовать на поведение людей без учета закономерностей поведения человека и зависимости этого поведения от их жизненного опыта, знаний, личностных качеств, свойств психики и т. д.

    6. Теория государства и права в системе юридических наук

    В системе юридических наук теория государства и права стоит на первом месте. При этом все юридические науки делят на группы:

    1. историко-теоретические науки: теория государства и права, история права и государства, история политических и правовых учений;

    2. отраслевые науки: конституционное право, гражданское право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право и т. д.;

    3. прикладные науки: криминалистика, судебная медицина, судебная статистика и т. д.;

    4. международное право.

    Такая группировка показывает степень связи теории права и государства со всеми юридическими науками и учебными дисциплинами. Наибольшая связь прослеживается внутри первой группы и со второй группой. Третья группа наук связана с теорией государства и права меньше, так как включает в себя данные ряда других естественных и технических наук.
    Лекция №2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
    План:

    1. Общество: понятие и структура.

    2. Социальные и политические институты общества.

    3. Возникновение общественной власти.

    4. Социальное регулирование в догосударственном обществе.

    5. Причины, условия и закономерности происхождения права и государства.


    1. Общество: понятие и структура

    Наукой выработано много определений и характеристик человеческого общества. Все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют не биологические, а социальные законы.

    Рассмотрение общества как системы общественных отношений позволяет подходить к его изучению с исторических позиций. Развитие всех сторон общественной жизни привело к возникновению права и государства. С появлением общества в нем появилась социальная власть как единственная организованная сила, способная подчинять своей воле людей, ей подвластных, используя для этого методы поощрения, принуждения, наказания. Её сила, структура, функции определяются экономическими и политическими отношениями в обществе, т. е. его базисом. Власть – это надстройка над обществом, но без сознания и воли людей власть не существует.

    Общество имеет структуру, на элементы которой оказывается воздействие для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Эта цель – достижение общественного порядка или порядка в обществе – одна из причин появления права и государства.

    Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); выявлять специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); четко определять субъекты социального общения (личность, семья, нация и др.).

    Общество возникло с выделением людей из мира животных. Еще Аристотель заметил, что человек есть существо общественное. Важнейшая черта общества заключена в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы, становится личностью и стимулирует прогресс общества.

    В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы. Изменялись его зрелость, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. С усложнением структуры общества, с изменениями в экономических отношениях появились социальные общности, группы, классы со своими интересами и особенностями.

    2. Социальные и политические институты общества

    Общество не может обойтись без социальных и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые функции.

    Люди не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям, интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу разнообразных причин с объективной необходимостью. В современном обществе все эти институты находятся внутри государства, но их формирование началось еще в догосударственном обществе. Для уяснения причин появления государства необходимо выяснить:

    1. какой была публичная власть, предшествующая государству;

    2. в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством;

    3. что отличает государство от публичной власти родового строя.

    Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Такой социальный институт был устойчив и жизнеспособен. Он обеспечивал выживание людей, зависевших от природных сил и могущих существовать только внутри коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия. Они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые общественные институты: социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии).

    Материалистическое понимание истории человечества говорит, что формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Этот союз родственников по материнской линии (патриархат возник позднее) был общественным учреждением, свойственным всем народам земли до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства.

    Публичная власть родового строя была демократичной и имела черты:

    1. Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. На нем принимались важнейшие решения: объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него). Мужчины и женщины обладали равным правом голоса.

    2. Внутри рода не было аппарата, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники за управление делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения и участвовали во всех делах рода на равных с другими его членами.

    3. Род был органом защиты всех своих членов. Причинивший зло отдельному человеку считался врагом всего рода. Обиженный защищался всем родом. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода убийцы делало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если последние отвергались, то потерпевший род назначал мстителей для выслеживания и лишения жизни убийцы. Если это поручение рода выполнялось, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

    Демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому равенству всех членов рода и неразвитым производительным силам. Присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала заметного излишка над расходами по ее содержанию. Социальное место членов рода различалось по половому признаку. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, готовила пищу и одежду. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина – в поле, а женщина – в доме. Неразвитые производительные силы родового строя позволяли обеспечить его членов лишь самыми необходимыми материальными благами в результате коллективных усилий всех членов рода. Результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты, уравнивая экономически всех членов рода. Равенство всех членов рода исключало их деление на социальные слои бедных и богатых. Рабов и рабовладельцев не было. Труд раба из-за неразвитости производственных процессов был экономически невыгоден, поэтому военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимая в члены рода. Не имевший экономических противоречий род жил и управлялся демократическим путем, без государства. Такая система экономических и социальных отношений наукой названа «первобытным коммунизмом».

    3. Возникновение общественной власти

    Человеческое общество создает социальную власть как необходимый элемент. Она служит условием существования общества, придает ему целостность, управляемость, организованность, обеспечивает порядок. Власть олицетворяет волю либо большинства людей, либо группы людей, владеющих его экономическим базисом. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение невозможно без согласования воли его участников.

    Это согласование осуществляется различными способами:

    • рекомендацией (советом), как следует поступать в определенном случае для достижения положительного результата (рекомендации врачей, пояснения преподавателей в процессе обучения);

    • предписаниями компетентных органов, лиц действовать определенным образом. Такие предписания являются обязательными (любые правила – игр, дорожного движения; приказ; команда действовать определенным образом). В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть.

    Для власти как способа управления людьми, обществом характерно издание приказа и его реальное исполнение, подчинение данной команде. Власть может быть безграничной, и человек должен выполнять любые ее команды, выраженные устно, письменно, с помощью жестов, а подчас и взгляда. Приказы исполняются добровольно, под угрозой применения принуждения либо с применением насилия. Принуждение – обязательный признак власти, отличающий ее от рекомендаций и технических предписаний.

    Властеотношение не возникает без разумной и свободной воли одного из его участников. Воздействие власти превращает общественные отношения в целенаправленные, придает им характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность той или иной стоящей у власти социальной общности (рода, группы, класса, народа), используя различные методы, подчинять своей воле подвластных. Различают неполитическую и политическую (государственную) власти.

    Власть – это основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

    Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, ее составляющих, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи, и такой брак распадается.

    Социальная власть отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм: создаваемых самими коллективами и находящихся в уставах, в законах и подзаконных актах, создаваемых государством или местным самоуправлением.

    Власть производна от экономических отношений, влияющих на ее природу, свойства, функции. Воля людей – важнейший элемент любой социальной власти. Без её анализа нельзя понять природу власти и суть отношений властвования. Власть не осуществляется помимо воли и сознания людей. Она означает навязывание властвующим своей воли подвластным и подчинение ей. Воля прочно связывает власть с ее субъектом. Она принадлежит воплощенной в ней социальной общности. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти не может быть. Поэтому в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» – первоисточник власти.

    Власть невозможна без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, как не способная претворять властную волю в жизнь. Власть сильна поддержкой, доверием народных масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе обман и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, всегда имеет материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

    Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и выражается в особом виде отношений – властеотношениях. Их суть в единстве передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Властеотношения всегда имеют четкую целенаправленность. Главная черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над ними. Отсюда негативная сторона власти – возможность ею злоупотреблять и произвольно использовать. Власть – всегда предмет борьбы людей, политических партий, слоев и классов.

    4. Социальное регулирование в догосударственном обществе

    В действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.

    Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни. Он выражается в качественных показателях: планомерности, ритмичности, соразмерности и слаженности различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.

    От уровня общественного порядка зависят состояние общественного и личного спокойствия и безопасности; степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Порядок – великое благо для общества и личности.

    Общественный порядок возникает как следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношении. Регулировать – значит направлять поведение людей и их социальных общностей в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе имеют ряд закономерностей.

    1. Каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше этой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Излишняя, чрезмерная регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т. д.

    2. По мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора неуклонно возрастает. Человек рождается индифферентным. Преступником или законопослушным делает его окружающая социальная среда. С развитием социальной свободы человек может «сбросить» свою преступную биографию. Но на характер индивидуального поведения человека влияют его психологические особенности.

    3. Усложняясь, социальная жизнь изменяет регулятивные механизмы количественно и качественно, создавая систему регулятивных норм.

    Различают два вида социального регулирования – индивидуальное и нормативное.

    Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения исполнителем оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т. д. Таким образом, жизненные проблемы решаются с учетом персональных качеств исполнителей. Недостатки: необходимость решения проблемы каждый раз заново, отсутствие единого порядка её решения, возможность личного усмотрения и субъективизма.

    Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, распространяемых на все случаи данного рода и подчиняющих всех находящихся в сфере действия таких правил.

    Нормативное регулирование качественно изменило социальное регулирование. Общие правила устанавливают порядок в обществе. Нормативное регулирование уменьшает возможность субъективизма, господства случая и произвола. Чаще всего оно осуществляется в сочетании с индивидуальным.

    Обеспечивается устойчивость общественного порядка как регулятивным механизмом, так и активностью социальных и политических институтов.

    Беспорядок в обществе (стихийность, хаос) – антипод общественного порядка. Он вызывается умышленными действиями по дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно при ослаблении порядка, способен привести общество к распаду. Порядок и беспорядок – это единство противоположностей. В любом обществе в различном сочетании действуют и социальные, и антисоциальные силы. Регулятивные механизмы, властные органы и институты сдерживают антисоциальные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.).

    Догосударственное общество освещается главным образом на основе книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной им на основе многих этнографических работ, и фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», вышедшего в 1877 г., о жизни североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе обогатились. Односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю был обогащен включением в нее истории всех регионов земного шара.

    Это позволило современной науке по-новому периодизировать догосударственное общество. Для теории государства и права методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов и двух способов в развитии первобытного общества, его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство) и производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат). Любое человеческое общество должно быть организационно оформлено. Иначе оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс восторгался родовой организацией. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком»1. Род – это древнейший социальный институт и самая первая форма организации догосударственного общества.

    Власть в первобытном обществе выражала силу и волю рода или союза родов. Источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Профессиональных управленцев или особых органов принуждения не было. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание, древнее установление, решало все основные вопросы жизнедеятельности рода. Оно избирало предводителя на срок или для выполнения определенных дел, разрешало споры между отдельными лицами и т. д.

    Решения собрания и указания вождя были обязательными для всех. Общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, но была реальной, способной эффективно принуждать за нарушение правил поведения. Наказание следовало за совершенным проступком и могло быть жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени, но чаще всего применялись меры общественного воздействия. Какие-либо привилегии отсутствовали и потому избежать наказания никому не удавалось.

    Простые отношения первобытного общества регулировались обычаями, имевшими характер нерасчлененных мононорм, бывших одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

    Мононормы были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений. Оно строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

    В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы.

    5. Причины, условия и закономерности происхождения права и государства.

    Проблема возникновения государства и права остается в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права не существует.) Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

    Материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в Европе) главным образом с развитием производства, переходом от присваивающей к производящей экономике.

    Публичная власть родового строя сменилась государственной формой устройства в результате происшедших изменений в экономической жизни общества, а не по воле божественных сил, воле конкретной личности, объединения под психическим или физическим принуждением.

    В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Азиатские племена первыми начали заниматься пастушеством. В результате этого зависящая от многих случайных факторов охота как способ добычи средств пропитания заменилась разведением прирученных животных. Так произошло первое великое разделение труда. Одновременно с пастушеством племена стали заниматься и земледелием, выращивая овощи и злаки как себе в пищу, так и на корм животным. Племена стали специализироваться на отдельных видах труда, разведении животных, выращивании злаков и овощей. Совершенствование способов производства продуктов питания позволило племенам, занимающимся пастушеством и земледелием, обеспечивать членов своего рода пищей постоянно, без зависимости от удачи на охоте. Кроме того, пастушеские племена получили источник сырья для производства одежды. Возникло экономическое неравенство между племенами, занятыми традиционными охотой и собирательством и производством. Внутри этих общин также возникли предпосылки для неравенства среди самих общинников и натуральный обмен, переросший в дальнейшем в торгово-денежные отношения. Для повышения объема производимого продукта племена стали совершенствовать орудия труда. Возникли и затем также отделились ремесла. Был изобретен ткацкий станок, люди научились плавить металл – медь, бронзу, железо, стали изготавливать серебряные и золотые украшения. Возросшая потребность в рабочей силе и возможность прокормить дополнительных едоков привела к появлению рабов, первоначально состоявших из военнопленных.

    Переход к производящей экономике подтолкнул три великих разделения общественного труда – отделение скотоводства от земледелия, отделение ремесла и обособление торговли (купцов) (т. н. неолитическая революция).

    Рабство раскололо общество на эксплуататоров и эксплуатируемых. Владельцы большего количества рабов получали больше производимого продукта. С появлением пастушества отпала необходимость в коллективных действиях людей, подобных действиям на охоте. Стада как материальная собственность стали находиться в руках одного или нескольких человек. Появилось обособление собственности и перевод её из общественной в частную.

    В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал приоритетным по сравнению с женским, домашним. Пастух стал главой семьи, поскольку ему принадлежали и стада, и ухаживающие за ними рабы. Ф. Энгельс писал: «С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. Матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Это была подлинная революция в семье, приведшая ко многим изменениям в обществе в целом. Как следствие – родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду»2. Моногамия означала создание современной семьи в форме единобрачия.

    Необходимость такой формы брака основана на желании главы семейства, мужа, передавать имущество по наследству своим детям. При парном браке он этого делать не мог. Исправить несправедливость в наследственном праве можно было весьма просто – потомство мужчин должно оставаться внутри рода, к которому принадлежали мужчины, тогда как потомство женщин должно исключаться из него и переходить в род своего отца. Эту проблему решил моногамный брак, при котором один мужчина состоит в устойчивом сожительстве с одной женщиной. Моногамия – первая форма семьи, в основе которой лежат не естественные, а экономические условия – победа частной собственности над первоначально сложившейся общей собственностью. «Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы от него и должны были наследовать его богатство, – такова исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашенная греками»3. Противостояние семьи и рода выразилось в двух моментах:

    1) расширился перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. В том числе в частную собственность была передана и земля. Общинная собственность родового строя перестала существовать;

    2) моногамная семья создала условия для расслоения общества на бедных и богатых. Собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей. Одни семьи богатели, а другие разорялись и беднели.

    Началась специализация труда с повышением его производительности. Разделение племен на скотоводческие, земледельческие и появление ремесленников создало товарное производство – изготовление материальных благ не для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретения предметов, производимых другими. Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоянным занятием особой группы людей – купцов. Появился новый социальный слой, сам непосредственно ничего не производивший, а занимающийся только обменом товаров. Развитие торговли создало и металлические деньги, которые приобретают свойства товара и сами становятся предметом обмена – появляется ростовщичество. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.

    Те же экономические причины привели к учащению войн. Последние ведутся ради грабежа, присвоения имущества других племен. Войны усиливают власть военачальников и воинов, способствуют сосредоточению в их руках значительного богатства. Устанавливается обычай избрания военачальников из одних и тех же семей, что со временем перерастает в наследственную власть родовой знати. Появляется новая причина расслоения общины.

    Родовой строй не выдержал воздействия новых экономических и социальных явлений. Он возник из общества без социальных и классовых противоречий. Новое общество, напротив, состояло из противоречий между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми и могло существовать только в постоянной борьбе между классами, с перспективой уничтожения как классов, так и общества в целом. На этом этапе исторического развития человечества и возникает государство как единственная сила, способная удержать общество от перспективы распада. Государство и только оно способно подавить открытые столкновения классов и разрешить эту борьбу лишь в экономической сфере, в установленных законом рамках. Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана, «военная демократия», где органы родового общественного самоуправления еще сохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры в лице военачальника и его дружины. Появляются зачатки военно-насильственного принуждения и подавления, так как традиционная родовая организация самоуправления уже не могла разрешить возникающие противоречия, все более разрушающие вековые порядки.

    Формирование государства – длительный процесс, шедший у различных народов разными путями. Современная теория права и государства выделяет два основных пути. Первым является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, превращавшейся в обособленную социальную группу (сословие, касту), интересы которой все более обособлялись от интересов остальных членов общества. Восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность существенного значения не имела. На такой путь зарождения государства сильно повлияли географические условия, необходимость выполнения крупных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти. Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. В них не было четко выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство было организатором производства.

    В Европе этот процесс пошел по другому историческому пути. Главным фактором образования государства было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества – патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н. э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

    По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы есть две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (это относится к Германии и России). Вторая говорит, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Такой период и государство называются профеодальными.

    Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества – государственность. Государство является необходимым итогом развития родового строя, его производительных сил, приведших к накоплению богатства, переходу от общественной собственности к частной и расслоению общества на бедных и богатых.

    Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Право и государство тесно взаимосвязаны. Невозможно отдать «пальму первенства» в возникновении ни праву, ни государству. Общественный порядок сам по себе не возникает. Это следствие упорядоченности общественной жизни. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее ценные из них позднее были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

    В родоплеменном обществе существовали социальные нормы, регулировавшие поведение членов общины и закреплявшие власть вождя и старейшин. Они основывались на стихийно сложившихся обычаях, добровольно принятых всеми членами рода (или большинством из них). Исполнение данных норм опиралось на авторитет первых общественных руководителей – вождей. Этот авторитет зависел только от их личных качеств и восприятия их остальным родом. Появление новой «сильной личности» меняло и руководство родом, и правила поведения в нём. Второй особенностью мононорм догосударственнного общества является соединение в них и правил поведения в различных сферах жизни, и мер воздействия на нарушителей, и механизма реализации этих мер. Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т. д. Это отражено в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Однако право с ранних этапов своего развития вместе с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

    Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Воспринимавшиеся людьми в качества права проверенные веками обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, появилась объективная необходимость в новых регуляторах общественных отношений. Важнейшие из этих обычаев в виде мононорм стали санкционироваться государством и фиксироваться в письменных источниках. Такая фиксация правовых норм создала четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. В этой связи меняется процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением. Общественный контроль в условиях государства осуществляют полиция и армия, а споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки ужесточаются, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.

    Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Право обязательно поддерживается государственной силой, а государство может функционировать лишь при наличии норм права. На Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии, традиций и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) – законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации, определенности законодательство и прецедентное право. Причины возникновения права и государства в науке являются дискуссионными и, вероятнее всего, эта проблема всегда будет зависеть от появления новых знаний.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта