Лекция+10. Лекция 10 казахская культура на рубеже xviii конца xix вв
Скачать 47 Kb.
|
Лекция 10 КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА НА РУБЕЖЕ XVIII – КОНЦА XIX ВВ. Благодаря присоединению к России Казахстан включился в общий процесс развития передовой культуры и демократической мысли. В 1761г. на Змеиногорском руднике открыта первая русская школа. Управленческий аппарат нуждался в чиновниках местной администрации, что потребовало давать светское образование детям имущих казахов. В 1789г. открыто «азиатское училище» в Омске, в 1841г. школа-пансион в Ханской ставке Внутренней Орды, в 1850 – школа при Оренбургской пограничной комиссии. Дети знати принимались в Неплюевский (Оренбург) и Сибирский (Омск) кадетские корпуса. В марте 1870г. введен закон «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», способствующий открытию разнотипных учебных заведений для казахов. Видная роль в создании школьной системы принадлежит первому казахскому педагогу-просветителю Ибраю Алтынсарину (1841-1889). Он родился неподалеку от Кустаная. Рано потеряв родителей, воспитывался у деда, известного бия. Окончив школу в Оренбурге, работал письмоводителем, затем переводчиком в Оренбургском правлении. Сблизился с русской интеллигенцией (В.В.Григорьевым, сторонником «миссионерского просветительства» Н.И.Ильминским, ссыльными разночинцами), освоил педагогические идеи Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, легшие в основу его воззрений и учебно-воспитательной практики. Ибрай активно боролся против забитости и отсталости народа. В основу системы школ он положил принцип народности. В 1864г. в Тургае им открыта первая школа с интернатом. С 1869г. служил в Тургайском уездном управлении. В 1879г. назначен исполняющим обязанности инспектора народных училищ Тургайской области. В Иргизе организовал школу для девочек-казашек, в Тургае – ремесленное училище, добивался открытия сельскохозяйственных училищ. По предложению Алтынсарина открылась учительская семинария в Орске. Написал учебные пособия «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Они печатались разработанным Ибраем алфавитом на основе русской графики. Алтынсарин переводил труды русских классиков. Он оставил богатое творческое наследие: стихотворения («Посвящение» («Давайте, дети, учиться»), рассказы и зарисовки («Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Кибитка и дом», «Невежество», «Мудрый Лукпан» и др.), письма, этнографические исследования («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках киргизов Оренбургского ведомства»), заметки по экономическим и социально-политическим вопросам. Алтынсарин стоял на позициях деизма, т.е. считал первопричиной мира «сверхъестественную силу» - бога, не вмешивающегося после сотворения в дела мира и людей. Высмеивая и разоблачая аморализм, показную набожность, невежественность и фанатизм мусульманских священников, беззастенчивый обман ими народа, Алтынсарин, однако, делал отступления к идеализму и религии (книга «Об основах ислама»). Вместе с тем он утверждал, что только светское образование, свободное от «всяких религиозных влияний», служит «рассадником… практических взглядов на вещи», способствует «народному развитию». Алтынсарин мечтал о времени, когда произойдет «нравственное слияние» казахов с русским народом, утверждал, что русский язык - «единственный язык культуры и знаний». В начале ХХ в. для русского населения существовали 1-классные и 2-классные начальные училища, высшеначальные училища, мужские и женские прогимназии и гимназии, реальные училища, мариинские женские училища, а для казахов – начальные школы (аульные и старшинские школы, 1-классные и 2-классные русско-казахские училища, русско-туземные училища). Помимо правительственных учебных заведений имелись церковноприходские училища и мусульманские школы – мектебы и медресе. В старометодных мектебах применялся буквослагательный метод, механически зазубривались религиозные тексты. Такое обучение, как справедливо полагал И.Алтынсарин, вело «к отступлению от… здравого рассудка», воспитывало в духе верности догматике «магометанского вероучения» и «нетерпимости ко всему немусульманскому». На рубеже веков появились новометодные (джадидские) мектебы и медресе, где изучались и общеобразовательные предметы. Накануне 1-ой мировой войны в Казахстане насчитывалось 2066 школ, где обучалось всего 105 тыс. учащихся, хотя детей школьного возраста было в 9 раз больше. До революции в крае было лишь 7 средних специальных учебных заведений. Высшее образование имели около 120 казахов, среднее – около 700. По числу грамотных Казахстан стоял на последнем месте в империи; 98% казахов было неграмотно. После присоединения к России стало осуществляться научное исследование Казахстана. Уже в XVIII в. его посещали многочисленные экспедиции Российской Академии наук. 1-ый монументальный труд по истории казахов – «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» (1832) создал «Геродот казахского народа» А.И.Левшин. Российские ученые внесли огромный вклад в изучение истории, этнографии, археологии края (В.В.Григорьев, И.Н.Березин, В.В.Вельяминов-Зернов, Н.И.Веселовский, Н.А.Аристов, Г.Н.Потанин, Н.Н.Пантусов, А.И.Добромыслов, А.Е.Алекторов, Н.Ф.Катанов, Н.Н.Харузин, В.В.Бартольд, П.П.Румянцев и др.), тюркских языков и фольклора (В.В.Радлов, П.М.Мелиоранский, А.В.Васильев, А.А. Диваев), географии, зоогеографии, гидрографии (Г.С.Карелин, А.И.Бутаков, Н.А.Северцов, М.И.Венюков, Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тян-Шанский, Г.Е.Грумм-Гржимайло), геологии (И.В.Мушкетов, Ф.Н.Чернышев, А.П. Карпинский, В.А.Обручев). Стационарных научных учреждений было мало: 4 опытных поля, отделы и подотделы Русского географического общества в Оренбурге, Семипалатинске, Верном и др., статкомитеты, добровольные общества и любительские кружки, существовавшие на частные средства. Имелось несколько музеев: «музеум Оренбургского края» (основан в 1831г. по инициативе В.И.Даля), станичный музей Семиреченского казачьего войска, областной Семиреченский музей, музеи в Уральске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске. Насчитывалось 139 библиотек с фондом 98 тыс. экземпляров. Основоположником казахского просветительства и казахской науки, историком, этнографом, фольклористом, географом, путешественником, дипломатом, первым казахским художником был Чокан Валиханов (1835-1865). Родился в крепости Кушмурун, был потомком хана Аблая. Учился в Омском кадетском корпусе. Познакомился с Ф.М.Достоевским и поэтом-петрашевцем С.Ф.Дуровым. В 1855г. как адъютант генерал-губернатора Гасфорта сопровождал его в поездке по Центральному Казахстану, Семиречью, Тарбагатаю. В 1856г. участвовал в экспедициях от Алаколя к Центральному Тянь-Шаню, на Иссык-Куль, в Кульджу. За отличие по службе произведен в поручики. В 1857г. вторично побывал в Киргизии, где впервые записал эпос «Манас». Результаты путешествий отражены в путевых очерках «Дневник поездки на Иссык-Куль», «Западная провинция Китайской империи и г.Кульджа», «Записки о киргизах». В 1857г. избран действительным членом РГО. Итогом конфиденциальной поездки в слабоизученный регион - Кашгарию (1858-59) явился отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан-Лу (Малой Бухарии)». Заслуги ученого отмечены награждением орденом Св. Владимира и переводом в чин штабс-ротмистра. В 1860-61гг. Валиханов работает в учреждениях Петербурга, составляет карты Средней Азии и Восточного Туркестана, пишет статью «Аблай», «Очерки Джунгарии». В столице он глубже ознакомился с идеями революционеров-демократов. В 1861г. возвратился домой. В 1864г. участвовал в походе ген. Черняева в Южном Казахстане, но вскоре вернулся в Верный. В 1865г. скончался от чахотки у подножия Алтын-Емеля. Валиханов отстаивал материалистические идеи о первичности материи как основы «бесконечной, вечной и разнообразной природы или Вселенной» и вторичности сознания. Будучи убежденным атеистом и антиклерикалом, он дал глубокую критику религии, прежде всего, ислама как «схоластической казуистики», «религиозного изуверства», затормаживающего развитие науки, образованности и прогресса вообще, препятствующего достижению «европейской цивилизации» («О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и др.). Идеалист в понимании общества, Валиханов, хотя и считал целью его развития «улучшение… материального благосостояния», признавал, что «все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий», все же приписывал роль общественного двигателя «истинному знанию». Валиханов критиковал казахское общество, «где господствовало право сильного», а «безродные, бессильные люди… делались рабами султана или бия», т.е. «привилегированного класса». Считая, что «интересы знатных и богатых людей… бывают большей частью враждебны интересам массы, большинства», просветитель симпатизировал трудящимся («нужен народ, а не султаны»), видел свое призвание в защите «соотечественников… от чиновников и от деспотизма богатых киргизов», «табуновладельческой знати». Валиханов пытался выработать свою программу общественно-политических преобразований на принципах свободы, демократизма, гуманизма, но ошибочно считал подходящей формой социального устройства общинную организацию, идеализировал «родовую демократию» и «суд биев в древней народной форме» («Записка о судебной реформе»). Одновременно он признавал: «…мы без России пропадем, без русских – это без просвещения, в деспотии и темноте, без русских – мы только Азия». Во 2-ой половине XIX – начале XX вв. появились научные труды М.-С.Бабаджанова, К.Халиди, М.Чорманова, А.Байтурсынова, А.Букейханова. Жизнь и быт казахов описывают повести «Киргиз-кайсак» В.А.Ушакова, «Майна», «Бикей и Мауляна» В.И.Даля, поэмы «Степь» и «Киргиз» Г.Зелинского. Главенствующую роль в устной поэзии казахов 19-нач.20вв. играли акыны – поэты-импровизаторы и певцы, чье творчество отличалось универсальностью, злободневностью, демократизмом. Популярностью пользовались Жанак, Абыл, Шернияз, Шоже, Суюнбай Аронов, Джамбул Джабаев, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Шангерей Бокеев и др. Главный показатель мастерства акынов – участие в айтысах – поэтических состязаниях. Представители течения «Зарзаман» («Лихолетье») Шортанбай Канаев, Дулат Бабатаев, Мурат Монкин и др. остро критиковали колониальную политику царизма, но идеализировали прошлое, восхваляли великолепие жизни прежних аристократов, рассматривали все новое, происходившее под влиянием России как признак приближающейся гибели казахского народа, видели спасение в следовании догматам ислама. Основоположником реалистической письменной казахской литературы, родоначальником казахского литературного языка был Абай Кунанбаев (1845-1904). Он родился в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины рода. Учился в семипалатинском медресе Ахмет-Ризы, посещал русскую приходскую школу. По воле отца стал участвовать в общественных делах. Несколько лет был волостным, бием, влиял на разрешение тяжб. Под председательством Абая на съезде биев Семипалатинской области составлен сборник норм обычного права – Чарское ереже. На формирование взглядов Абая повлияло знакомство с политическими ссыльными Е.Михаэлисом, А. Блеком, Н.Долгополовым, А.Леонтьевым, Н.Коншиным, С.Гроссом. В стихах Абая выдвинуты жгучие социальные и моральные проблемы, они наполнены философским смыслом и гражданственным звучанием, зовут к борьбе против гнета и невежества, воспевают человечность и правдолюбие («О, казахи мои! Мой бедный народ!», «Восьмистишия», «Дорогой долгой жизнь водила», «Я гордо презирал невежество и тьму!», «Поэзия – властитель языка», «Не просто это – звук часов: «тик-так», «Наконец волостным я стал» и др.). Как поэт-новатор расширил тематику лирики, обогатил изобразительные и стилистические возможности поэтического языка, ввел новые формы стихосложения (Абаева строфа). Способствовал утверждению жанра поэмы («Искандер», «Масгуд», «Сказание об Азиме»). Выражением демократических, гуманистических взглядов, философских, этических, эстетических, политико-правовых, педагогических воззрений Абая стало его прозаическое произведение «Книга слов». Абай создал превосходные переводы произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова. Как композитор сочинил несколько десятков песен. Несмотря на деистическую ограниченность философских воззрений, Абай высказал ряд материалистических идей, смело обличал невежество и бесчестие мусульманского духовенства. Просветитель резко осуждал межродовые раздоры, говорил о необходимости преодолеть катастрофическое отставание казахского общества, развивать земледелие, ремесло, торговлю. Главной силой преобразований он считал просвещение, отмечал, что казахам нужно и полезно единство с русским народом, помогающее приобщаться к передовой науке и культуре. Преемником Абая был поэт, переводчик, мыслитель Шакарим Кудайбердыев («Три истины», «Записки забытого», «Родословная летопись»). Известно поэтическое творчество Мусабека Байзакова, «книжников» Арипа Танирбергенова, Нуржана Наушабаева. Жанр сюжетной поэмы утвердил М.Сералин, издававший 1-ый казахский журнал «Айкап» (1911-15). Как поэт, публицист, собиратель фольклора известен М.-Ж.Копеев. В нач. ХХ в. начали творческую деятельность А.Байтурсынов («Сорок басен», «Комар»), редактировавший газету «Казак» (1913-18), М.Дулатов («Проснись, казах», «Месть Беркута»), М.Жумабаев («Венера»), С.Донентаев («Мелочи»). Провозвестником новой эпохи явился С.Торайгыров (поэма «Кто виноват?»). Берет начало казахский роман («Несчастная Жамал» М.Дулатова, «Смотрины» («Поглядим на девушку») Т.Жомартбаева, «Калым» С.Кубеева, «Красавица Камар» С.Торайгырова). Одна из первых казахских пьес – «Жертва невежества» принадлежит К.Тогусову. Во 2-ой пол. 19в. возникли русские театры драмы в Уральске, Оренбурге, Петропавловске, «Общество любителей музыкального и драматического искусства» в Семипалатинске. С 1910г. возникают казахские любительские кружки. В зарождении национального зрелищного искусства сыграли роль литературно-художественные встречи, называемые «восточные вечера». Во 2-ой пол. 19 – нач. 20вв. музыкальная культура дореволюционного Казахстана достигла расцвета в творчестве и исполнительском мастерстве народных композиторов-инструменталистов и исполнителей (кюйши) Курмангазы Сагырбаева, Таттимбета Казангапова, Даулеткерея Шигаева, Ихласа Дукенова, Сармалая, Байсерке Кулышева, Казангапа Тлепбергенова, композиторов и певцов (анши) Биржан-сала Кожагулова, Мухита Мералиева, Ахана-сере Корамсина, Жаяу-Мусы Байжанова, Балуан-Шолака Баймурзина. Жизнь и быт казахов отражены в произведениях сосланного в Казахстан украинского поэта и художника Т.Г.Шевченко, русских художников Н.Н.Каразина, В.М.Васнецова, баталиста В.В.Верещагина. Единственным в Казахстане профессиональным художником русской реалистической школы был Н.Г.Хлудов. Несмотря на несомненный культурный прогресс, взаимное обогащение культур, формирование многожанрового искусства, сдвиги в укладе жизни, образе мышления, психологии, многие ценности и достижения культуры ввиду архаичности общественных отношений и колониальной политики царизма не доходили до народа. |