Лекция 2. Лекция 2 Контрольные задания и вопросы
Скачать 16.36 Kb.
|
Лекция 2 Контрольные задания и вопросы: 1. Какие периоды выделяются в античной философии? Первый период — натурфилософский, или космологический (VI в. до н. э.— середина V в. до н. э.) характеризуется преимущественным интересом к проблемам «физиса» и космоса, поиском субстанциального начала всех вещей. Второй период — антропологический (2-я пол. V в. до н. э.— кон. V в. до н. э.) делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность. Третий — систематический (V — IV вв. до н. э.) характеризуется открытием сверхчувственного и категориальной диалектикой Платона и Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем. Четвертый — этический (III в. до н. э.—I в. н. э.) связан с пониманием философии, прежде всего, как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. Пятый — религиозный период (I в. н. э.— VI в. н. э.) выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.Естественно, каждая из предложенных периодизаций достаточно условна, но наиболее содержательной представляется периодизация Г. И. Челпанова. 2. Что понимал под атомом Демокрит? У Демокрита атом – это обязательно неделимая маленькая частица вещества, которая в силу своей неделимости вечна. Единственное свойство атома – всегда быть: ведь ему не на что распадаться. Поэтому атомы, по Демокриту, и являются первоначалом, мировой основой, подлинной реальностью. 3. Объясните значение понятия «майевтика» в философии Сократа. Майевтика - метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Майевтика представляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение). Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический способ исследования. 4. Чем онтология Платона отличается от онтологии Аристотеля? Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т. е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т. е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В онтологии неоплатонизма это различие зафиксировано в соотношении сверхбытийного «единого» и «ума» – бытия. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия. Аристотель не только систематизировал и развил идеи Платона, но и существенно продвинулся вперед, уточняя (в «Метафизике» и других сочинениях) смысловые оттенки понятий «бытие» и «сущность». Еще важнее то, что Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Онтология Платона и Аристотеля (особенно ее неоплатоническая переработка) оказала определяюшее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию. 5. Какое ключевое понятие в этике Аристотеля? Этическое учение Аристотеля. Свои понятия о добре и о законах нравственной жизни индивидуального человека Аристотель изложил в трактате, который написал для своего сына, Никомаха. Ученые называют это сочинение «Никомаховой этикой». считает, что главная суть этики – направление свободной и разумной деятельности души к доброму. 6. Правильным ли является утверждение, что эпикуреизм предполагает стремление к чувственным наслаждениям? НЕТ. Эпикур рассматривает этику как "лекарство для души", помогающее избавиться от страданий и обрести внутреннее равновесие. 7. Может ли человек изменить свою жизнь, согласно стоикам? Таким образом, согласно стоицизму, жизнь человека фатально предопределена, человек ничего не может изменить в порядке вещей. Этот фатализм приводит их к пассивности, к отказу борьбы за свое счастье. |