Главная страница
Навигация по странице:

  • I.

  • II

  • III

  • формах

  • свойствами

  • IV.

  • Лекция 5 - Онтология. Лекция 2


    Скачать 25.64 Kb.
    НазваниеЛекция 2
    Дата14.03.2021
    Размер25.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 5 - Онтология.docx
    ТипЛекция
    #184503

    Лекция 2

    Онтология как учение о бытии.

    1. Понятие бытия. Структура и формы бытия.

    2. Монизм, дуализм и плюрализм как онтологические концепции. Основные модели бытия.

    3. Материя и движение.

    4. Пространство и время.
    I.

    Бытие – одно из ключевых понятий философии. При этом, это не просто понятие – это философская категория, т.е. понятие, носящее предельно общий характер – настолько общий, что нет другого понятия, которое стояло бы выше него. Можно сказать, что бытие – это родовое понятие для всех остальных понятий.

    Понять, в чем его смысл, можно только выявив, какие корни оно имеет в обычной повседневной жизни человечества.

    Наша жизнь на обыденном уровне опирается на простые и понятные предпосылки, принимаемые без особых сомнений. Самая первая из этих предпосылок – мир есть, он существует здесь и сейчас. С другой стороны, мир сохраняется как относительно стабильное целое.

    Проблема бытия возникает тогда, когда эти предпосылки подвергаются сомнению. "Быть или не быть", задается вопросом Гамлет, причем предварительно констатировав, что порвалась "цепь времен". Иными словами, разрушение привычного, очевидного мира побуждает его рассуждать о бытии, его смысле, ценности и т.д.

    Как только человек начинает рассуждать о бытии, оно понимает, что проблема бытия не ограничивается констатацией существования мира здесь и сейчас. Если мир существует здесь, то нельзя ли допустить, что он также существует где-то там, за пределами нашего восприятия? С другой стороны, поскольку невозможно помыслить небытие, нельзя ли предположить, что мир существует везде, он бесконечен и беспределен? (рассказать про древних греков).

    Следующий шаг: как только перед нами встает вопрос о пространственной стороне мира, мы начинаем задумываться и о его временной характеристике. Возникает вопрос о динамике мира, о его прошлом, настоящем и будущем. Кто-то говорит, что существование мира ограничено определенными временными рамками, кто-то уверен, что мир бесконечен как в пространстве, так и во времени.

    Наконец, признав, что мир либо бесконечен, либо, по крайней мере, достаточно продолжителен, мы приходим к вопросам о том, как с этим существованием мира соотносится существование заведомо конечных вещей и особенно людей, чья жизнь принципиально быстротечна по сравнению с временными рамками существования мира как такового.

    Таким образом, проблема бытия зарождается, как цепочка мыслей о бытии, ответы на некоторые вопросы, каждый из которых влечет за собой следующие. Соответственно, первый аспект проблемы бытия – это противоречие между конечностью отдельных вещей и бесконечностью мира в целом.

    В каком-то смысле, именно осознание этого противоречия и привело к постановке проблемы бытия. Какой-то частью своего сознания человек чувствует, что существует мир как некая целостность, и все же на уровне опыта ему даны лишь конкретные, отдельные предметы. Он сам себя чувствует отдельной сущностью. Его это беспокоит – он стремится к целостности.

    Пытаясь понять, что же вообще объединяет различные вещи, человек приходит к выводу о том, что единственное, что способно объединить различные части мира в единое целое – это сам факт их существования. В этом заключается второй аспект проблемы бытия – несмотря на различие по формам своего существования, вещи, процессы и явления образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иначе говоря, существование всего, что было, есть и будет – предпосылка единства мира.

    Это фиксируется в языке, благодаря связке "есть" (is, ist, est). "Роза есть красная" – розе приписывается общее свойство красноты и всеобщее свойство существования.

    Третий смысловой аспект проблемы бытия – предметы, вещи и явления не просто образуют целостное единство мира, они образуют совокупную реальность. Реальность – от лат. realis – действительный, т.е. нечто, что предзадано человеческому сознанию, существует объективно и независимо от него. Иными словами, бытие – это нечто, с чем человеку приходится считаться. Он может до определенной степени изменять окружающий мир, но этот мир обладает собственной логикой и законами развития.

    Для каждого конкретного человека реальностью являются как другие люди, так и он сам, его тело и духовные процессы.

    Понятие бытия развивается через понятие абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных черт и свойств. Это поиск предельно общей связи. В этом смысле есть две крайности: отождествление бытия с конкретной вещью и трактовка бытия как пустой идеи, оторванной от самого мира.

    Онтология как философское учение о бытии невозможна без того или иного понимания структуры бытия. Зачастую, особенно в отечественной философии, эта структура представляется в виде единства трех уровней: единичного, особенного и всеобщего.

    С одной стороны, очевидно, что реальность состоит из отдельных вещей. Каждый объект по-своему уникален; неповторимы внешние и внутренние условия, в которых он существует. Условия, моменты бытия того или иного сущего никогда не воспроизводятся вновь и не остаются неизменными. Некоторые философы справедливо утверждают, что каждое сущее является носителем неповторимой, только ему присущей сущности. Этот уровень бытия описывается с помощью философской категории "единичное".

    С другой стороны, человеческая практика, как материальная, так и духовная настоятельно требуют, чтобы единичное обобщалось, объединялось в группы, целостности. При объединении единичного в ту или иную целостность человеческая мысль обязательно учитывает то, как именно единичное существует. Каким бы уникальным не были образующие мир объекты, у них всегда есть ряд общих черт. Выявляя сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. Эти формы достаточно разнообразны, и тоже по-своему уникальны. Этот уровень бытия описывается с помощью категории "особенное".

    Наконец, отдельные объекты, будучи сочетанием единичного и особенного, образуют в то же время целостный мир – универсальное единство вещей, процессов, состояний, связей – бытие как таковое. Этот самый высший уровень бытия описывается с помощью философской категории "всеобщее". Уровень всеобщего проявляет себя через конкретные взаимоотношения единичного и особенного.

    Рассмотрим поподробнее вопрос о различных формах бытия. Традиционно выделяют следующие формы:

    1) Бытие вещей и процессов природы. О бытии природы следует сказать, что ее составляющие существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека; в этом — коренное отличие природы как особой формы бытия. Можно сказать, что она носит принципиально материальный характер. Кроме того, природа естественна в том смысле, что существует сама по себе, независимо от каких-либо действий со стороны человека. Следует также подчеркнуть, что природа как целое бесконечна в пространстве и времени — она была, есть и будет всегда. Этого нельзя сказать, однако, об отдельных вещах и процессах природы: они где-то существуют, а где-то не существуют, они когда-то появляются и затем исчезают – то есть, их небытие сменяется их бытием. Этот аспект описывается с помощью таких философских категорий, как движение и развитие.

    2) Бытие вещей и процессов, произведенных человеком (т.е. бытие культуры). Если природа материальна и естественна в описанном выше смысле, то с бытием культуры сложнее. Отличительная черта человека как вида в том, что он не просто живет в мире, но и целенаправленно изменяет его. Из этого следует важный, но всем очевидный вывод: подлинно человеческий мир (мир культуры) является принципиально искусственным. Искусственное бытие отличается от естественного тем, что требует систематических усилий для своего появления и сохранения. Одна из самых серьезных ошибок, которые может допустить человек – это воспринимать искусственное как естественное, само собой разумеющееся.

    Бытие вещей и процессов культуры, разумеется, связано с бытием вещей и процессов природы: первое основывается на втором, но никоим образом сводится к нему. Это так, поскольку культура тесно связана с еще одной формой бытия – духовной.

    3) Когда говорят о духовном бытии, то подразумевают бытие разнообразных составляющих сознания: идей, образов, чувств, настроений, воли и т.д. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, ценности, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества. Бытие духовного принято разделять на два вида: бытие субъективно- духовного и бытие объективно-духовного. Первый вид включает прежде всего сознание отдельно взятого индивида. Индивидуальное сознание функционирует как поток быстро меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т. д. При этом, несмотря на внешнюю хаотичность, сознание обладает определенным порядком, единством, структурой.

    Сознание человека невозможно также без самосознания, то есть осознания своих мыслей и чувств, своего тела, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, без которого невозможна личность как таковая.

    Бытие индивидуального сознания невозможно без материально-природной основы, однако первое опять-таки не сводится ко второй. Даже если мы распылим мозг на атомы, сознания как полноценного объекта мы там найти не сможем – оно носит идеальный характер, его нельзя пощупать или измерить. По сути изучать сознание можно только косвенно, через его проявления.

    Когда говорят об объективно-духовном бытии, то имеют в виду надындивидуальные формы проявления духа. Различные проявления индивидуального сознания время от времени опредмечиваются, выражаясь в литературе, произведениях искусства, научных знаниях, традициях, нормах и т.д. Они выходят из пределы отдельно взятого сознания, становясь объективно всеобщим достоянием.

    Субъективно-духовное и объективно-духовное постоянно переходят друг в друга – с одной стороны, через творчество, с другой – через воспитание и образование. Этот двусторонний процесс во многом и делает возможным бытие культуры.

    Таким образом, очевидно, что все формы бытия теснейшим образом переплетены и в то же время – уникальны. Важность вопроса о специфике и взаимосвязях различных форм бытия сложно переоценить, и не только в философском контексте. Ведь для того, чтобы эффективно действовать, человеку необходимо учитывать специфику той формы бытия, с которой он имеет дело. Например, бытие объектов природы и бытие объектов культуры различаются по целому ряду признаков, требуя разных подходов. К сожалению, это не всегда понимают, например, представители точных наук, рассуждая о гуманитарной проблематике с опорой на естественнонаучную методологию.

    II.

    Понятие бытие прошло длительный путь развития. В результате исторически сложились различные способы понимания бытия. Если в классической философии господствовала идея о том, что бытие – это нечто единое и монолитное, то в результате возникли разные подходы к пониманию того, что есть бытие.

    В связи с этим принято выделять три типа онтологии: монистическую, дуалистическую и плюралистическую. Суть монистической онтологии (монизма) сводится к тезису о том, что существует только одна субстанция, определяющая природу реальности. Следовательно, бытие – это нечто единое, монолитное, без пустот и каких-либо вкраплений.

    Монизм бывает материалистическим и идеалистическим. Материалисты в роли субстанции видят материю. Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, отражаемой человеческим сознанием и существующей независимо от него. Данная позиция предполагает, что окружающие человека вещи и процессы первичны по отношению к деятельности его сознания, которое лишь отражает их. Одним из ярких представителей материализма был древнегреческий философ Демокрит, считавший, что все сущее состоит из совокупности мельчайших материальных частиц – атомов. Поэтому материализм иногда называют линией Демокрита в философии. Самой развитой формой материализма считается диалектический материализм, разработанный марксистской философией.

    Как несложно догадаться, идеалисты понимают субстанцию не как материю, а как дух. Дух – это философская категория, выражающая различные проявления сознания: разум, волю, чувства, идеи, образы и т.д. В этом смысле дух и материя – антонимы. Идеализм подразумевает, что духовное более фундаментально, чем материальное, поэтому сознание не столько отражает реальность, сколько в той или иной степени формирует, конструирует ее. Идеализм может быть субъективным, согласно которому реальность определяется деятельностью индивидуального сознания, и объективным. Объективный идеализм говорит о фундаментальном статусе надындивидуальных духовных форм – в виде Бога, абстрактного мирового Разума, общественного сознания и т.д. Одним из первых представителей идеализма был древнегреческий философ Платон, поэтому идеализм иногда называют линией Платона в философии.

    Что касается дуалистической онтологии, то она предполагает, что в основе бытия лежат не одна, а две равноправных субстанции, не сводящихся друг к другу. Примером онтологического дуализма являются взгляды французского Р. Декарта (1596-1650), согласно которым статусом субстанции в равной мере обладают мышление (т.е. идеальное) и протяжение (т.е. материальность).

    Наконец, онтология плюрализма утверждает, что у бытия не одно и не два начала, а множество, зачастую бесконечное. Ссылкой на множественность первоначал объясняется многообразие мира. Самый яркий представитель плюрализма – немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716).

    Концепции бытия выполняют нормативную функцию, определяя понимание большинства философских проблем. Нельзя считать, что есть абстрактная проблема бытия и она никак не связана с остальными философскими проблемами. В зависимости от того, как мы понимаем бытие, мы определяем понимание того, что есть человек, что есть мир, как они друг с другом связаны.

    В основе современной науки лежит сложная онтология, которая прошла долгий путь исторического развития. В ее фундаменте лежат три понятия: вещь, свойства и отношения. Классическая онтология, сформировавшаяся еще в Древней Греции, предполагала, что мир состоит из отдельных вещей, обладающих определенными свойствами или качествами. Эти свойства познаваемы, и являются внешним выражением сущности вещи.

    Со временем, однако, складывается новый тип онтологии, в рамках которой вещь отходит на второй план, вытесняясь понятием отношения. С точки зрения неклассической онтологии свойства не "упакованы" в вещи, а проявляются в отношении одной вещи к другой. Например: есть стол, который обладает длиной, это его свойство. Но что такое длина? Чтобы говорить о длине, нужен сам стол, и измерительный эталон. Длина – это сколько раз эталон уместится в рамках стола. Иначе говоря, длина – это отношение между столом и эталоном. Но это отношение мы приписываем столу в качестве его и только его свойства.

    Подобная онтология предполагает, таким образом, что существует ряд объектов и свойств, обладающих бытием только в контексте определенной системы отношений (так называемые системные эффекты). Изменение отношений будет означать изменение фундаментальных свойств объекта. Это обстоятельство ставит перед современной философией серьезные проблемы, например, вопрос о природе реальности как таковой.
    III.

    Категория материи является одним из фундаментальных понятий классической онтологии. Наиболее популярное определение было дано В. И. Ленин: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях и которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

    Два основных признака: независимость от сознания и отображение человеческими ощущениями. Отсюда следствия: первичность материи по отношению к сознанию и принципиальная познаваемость материи. Иными словами, это определение – сжатая формулировка материалистического решения основного вопроса философии.

    Уровни организации материи: неживая материя, живая материя, социальная материя.

    Неживая: элементарные частицы, физический вакуум, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, метагалактика.

    Живая материя: доклеточный уровень (ДНК И РНК), клетки и одноклеточные организмы, многоклеточные организмы, надорганизменные структуры (популяции, виды, биоценозы, биосфера).

    Социальная материя: семья, класс, нация, цивилизация.

    Любой материальный объект существует только благодаря взаимодействию его внутренних элементов, а также его собственному взаимодействию с другими объектами. Иными словами, материальные объекты не статичны, они изменяются, находятся в движении. Движение – это любое (не только пространственное) изменение свойств, отношений, состояний материи.

    Движение внутренне присуще материи: любой объект существует только потому, что воспроизводит определенный тип движения. В частности, покой – это тоже тип движения. Это не какое-то застывшее состояние; предмет может покоиться лишь по отношению к другому предмету, при этом участвуя во всеобщем движении материи. Дом покоится по отношению к поверхности Земли, но движется вместе с ней вокруг ее оси и вокруг Солнца.

    Движение материи существует в разных формах:

    1) механическое – перемещение тел в пространстве;

    2) физическое – движение молекул;

    3) химическое – взаимодействие атомов;

    4) биологическое – существование и развитие организмов;

    5) социальное – совокупность явлений и процессов, происходящих в обществе.

    Движение как универсальный феномен подчинено следующим принципам:

    а) каждому уровню организации материи присущ определенный тип движения;

    б) каждая форма движения возникает на базе низших форм;

    в) высшие формы несводимы к низшим.

    Наконец, движение обладает следующими свойствами:

    1) Оно материально, неотделимо от материи.

    2) Оно объективно, независимо от человека.

    3) Оно универсально, нет ни одной точки пространства и такого периода времени, в которых не существовало бы движения.

    В некоторых случаях при движении сохраняется качество объекта. В других объект качественно изменяется. Здесь подразумевается его разрушение, распад, включение в более сложную систему. Качественное изменение также принято называть развитием. Развитие, в свою очередь, также бывает двух видов: не переходящее за рамки изначального уровня организации материи, и выводящее объект на новый уровень организации.


    IV. Категории движения и развития тесно связаны с категориями пространства и времени. Время и пространство – одни из сложнейших понятий. Они с трудом поддается определению. Августин Блаженный: "Когда меня не спрашивают, что такое время – я это понимаю, когда меня спрашивают – я начинаю понимать это значительно хуже, а когда я пытаюсь дать определение, то я уже совсем ничего не понимаю".

    Пространство – это взаимное расположение объектов друг относительно друга. Можно сказать, что это мера бытия, покоя, устойчивости в движении. В свою очередь, время – это последовательное существование вещей, когда одно состояние сменяет другое. Это мера небытия, изменчивости, неустойчивости в движении.

    Пространство и время обладают теми же свойствами, что и движение: они материальны, объективны, универсальны. Время, помимо прочего, однонаправлено и необратимо, т.е. течет из прошлого через настоящее к будущему. Пространство же многомерно (имеет три измерения), обратимо (направление не играет особой роли) и однородно (его различные области качественно ничем не отличаются).

    В истории философии принято выделять три концепции пространства и времени.

    а) субстанциалистская;

    Восходит к И. Ньютону: время и пространство абсолютны, т.е. не зависят ни от наблюдателя, ни от вещей. Время и пространство для всех одинаковы. Они похожи на своего рода ящик с вещами: вещи можно убрать, а ящик останется.

    б) априористская;

    Восходит к И. Канту: пространство и время не даны нам в опыте; это не свойства материального мира, а наш способ воспринимать мир. Наш аппарат восприятия так устроен, что мы видим мир в пространстве и во времени. У всех людей этот аппарат одинаков, в противном случае каждый жил бы в своем пространстве и времени. Исчезнет наблюдатель – исчезнут пространство и время.

    в) реляционная;

    Восходит к Г. Лейбницу, младшему современнику Ньютона. Время и пространство есть совокупность отношений между вещами. Если убрать вещи, то не будет времени и пространства. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется реляционная концепция, породившая теорию относительности. Согласно последней время и пространство связаны между собой, образуя пространственно-временной континуум (или просто пространство-время).

    Все сказанное, однако, относится исключительно к физическому пространству-времени. В современной философии принято также говорить о других измерениях пространства-времени: психологическом, социальном, культурном.

    Психологическое измерение предполагает восприятие пространственно-временных характеристик через призму личного переживания. В контексте этого переживания пространство может, например, растягиваться, а время, наоборот, ускоряться.

    Социальное измерение предполагает восприятие пространства-времени через призму социальной динамики. Например, насыщенность современной жизни (информационная, политическая и иная) приводит к очевидному ускорению социальных ритмов (т.е. социального времени).

    Наконец, культурное измерение предполагает восприятие пространства-времени через призму определенных культурных механизмов. Например, в некоторых традициях время считается обратимым, т.е. цикличным. В других же традициях игнорируется принцип однородности пространства. Допустим, с точки зрения христианства (и не только его) пространство храма и пространство рыночной площади – это два разных типа пространства, не имеющих ничего общего.



    PAGE 5





    написать администратору сайта