Главная страница
Навигация по странице:

  • Тезаурус Лирический герой

  • Композиция

  • Сравнение

  • Антитеза

  • Оксюморон, или оксиморон

  • Синтаксический параллелизм

  • Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение

  • Инверсия

  • Эпифора

  • Дополнительная литература

  • Теоретический материал для самостоятельного изучения

  • «И ветер, и дождик, и мгла»

  • 2. Установление соответствий между элементами двух множеств

  • Варвара Владимировна Пащенко

  • Вера Николаевна Муромцева

  • 2 курс Лекция 3-4 Особенности лирики и прозы И. А. Бунина. Лекция 34 Особенности лирики и прозы И. А. Бунина Перечень вопросов, рассматриваемых в теме


    Скачать 25.04 Kb.
    НазваниеЛекция 34 Особенности лирики и прозы И. А. Бунина Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
    Дата01.04.2021
    Размер25.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 курс Лекция 3-4 Особенности лирики и прозы И. А. Бунина.docx
    ТипЛекция
    #190456

    ОУД. Литература

    Лекция № 3-4

    Особенности лирики и прозы И. А. Бунина
    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

    1. Осмысление произведений И. А. Бунина, понимания индивидуальности писателя.

    2. Особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых, художественных средств;

    3. Интерпретация лирического и художественного текста, углубление эстетического переживания событий текста;

    4. Биография И. А. Бунина, основные факты и значимые события.
    Тезаурус

    Лирический герой –образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

    Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

    Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

    Цикл – группа стихотворений, посвящённых одному лицу, объединённых общей мыслью и темой.

    Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, а также наречием («нежно смотреть»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первая любовь»), глаголом («желание забыться»).

    Сравнение – это художественный приём (троп) при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.

    Олицетворение – стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию приписываются качества или действия, присущие человеку.

    Антитеза — это приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

    Градация — расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.

    Оксюморон, или оксиморон — сочетание противоположных по значению слов Нелогичность соединения слов приковывает внимание читателя, усиливает выразительность образа. Например: «седая юность» (А. Герцен), «радостная печаль» (В. Короленко), «сладкая грусть» (А. Куприн), «ненавидящая любовь» (М. Шолохов)

    Синтаксический параллелизм — приём, заключающийся в сходном построении смежных предложений прозаического текста стихотворных строк или строф.

    Лексический повтор — намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

    Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение — специальные приёмы, которые используются для усиления выразительности речи. Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Риторические восклицания усиливают в тексте выражение чувств, а риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.

    Перифраз – описательный оборот, применяемый для замены фразы, чтобы избежать повтора, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено.

    Инверсия – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.

    Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

    Эпифора – повтор слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

    Звукопись – подбор звуков в стихотворной речи. Различают аллитерацию (повтор одинаковых согласных звуков) и ассонанс (повтор одинаковых гласных звуков).
    Основная литература:

    1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. С. 157-164

    2. И. А. Бунин. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Художественная литература, 1987.

    Дополнительная литература:

    1. В. И. Сахаров, С. А. Зинин. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.Ч.2. 9-е издание. М.: Русское слово, 2012. С. 3-32

    2. А. Г. Кутузов, А. К. Киселев и другие. В мире литературы. 10 класс. М.: Дрофа, 2006

    3. Русская литература с древнейших времен до середины XIX века. М.: Мир книги, 2007. С. 334-340

    4. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 509 с.
    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    «Всю жизнь Бунин ждал счастья, писал о человеческом счастье, искал путей к нему. Он нашёл его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни и своей родине и сказал великие слова о том, что счастье дано только знающим…» – так писал в своих воспоминаниях Константин Паустовский.

    Иван Бунин родился в 1880 году в Воронеже в дворянской семье. Семья жила для своего положения достаточно скромно. Благодаря гувернёру, который занимался с Иваном грамотой, он полюбил чтение и иностранные языки. Ещё до учебы в гимназии Бунин неплохо освоил латынь и английский язык. Среди первых книг, прочитанных им самостоятельно, была гомеровская «Одиссея». В 11 лет Бунин поступил в Елецкую мужскую гимназию. Но через несколько лет бросил учёбу и за его образование взялся старший брат Юлий.

    В 15 лет Александр пишет роман «Увлечение», но напечатать его не берётся ни одна редакция. Спустя год Бунин пишет стихотворение-эпитафию «Над могилой Надсона», которое печатают в журнале «Родина». Через несколько месяцев в этом же журнале выходит стихотворение «Деревенский нищий». Для Бунина это старт большой литературной карьеры, но до признания ещё далеко.

    В столицах писатель достаточно быстро входит в высшие литературные круги: он знакомится с Бальмонтом, Толстым, Чеховым, Брюсовым, Куприным, Горьким, Андреевым. Бунин становится членом литературного кружка «Среда». Однако положительных отзывов от критиков нет. Один из рецензентов пишет: «Стих господина Бунина гладок и правилен, но ведь кто же нынче пишет не гладкими стихами?».

    Определённое признание приходит к Бунину в 1901 году, после выхода поэтического сборника «Листопад», выпущенного символистским издательством «Скорпион». За этот сборник писатель получает Пушкинскую премию. Одно из стихотворений этого периода – «Эпитафия».

    Я девушкой, невестой умерла.

    Он говорил, что я была прекрасна,

    Но о любви я лишь мечтала страстно, —

    Я краткими надеждами жила…

    Тема смерти играет заметную роль в бунинской лирике. Вот и в этом стихотворении повествование идёт от лица умершей девушки. Стихотворение «Эпитафия» взаимосвязано с рассказом «Лёгкое дыхание», которое Бунин напишет спустя 14 лет в 1916 году. Можно предположить, что лирическая героиня стихотворения и героиня рассказа Оля Мещерская – одно лицо. Рассказ «Лёгкое дыхание» считается жемчужиной творческого наследия Бунина. В нём так лаконично и ярко запечатлён образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую её судьбу. В 1909 году Иван Бунин повторно удостоен Пушкинской премии. На этот раз поэт делит её с Александром Куприным. Революцию 1917 года писатель встречает в Москве. Дневник, который он ведёт с 1918 по 1920 годы становится основой для книги «Окаянные дни». Это один из значимых документов переломного времени. В революции Бунин слышит «какофонию бунта». В 1918 году он вместе с женой навсегда покидает Россию. Главной темой в творчестве писателя становится борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема ярко звучит в стихотворении «Свет незакатный».

    Там, в полях, на погосте,

    В роще старых берёз,

    Не могилы, не кости —

    Царство радостных грёз.

    Летний ветер мотает

    Зелень длинных ветвей —

    И ко мне долетает

    Свет улыбки твоей…

    По убеждению Бунина, любовь – это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека. Стихотворение пронизано ностальгией о прошедшей любви.

    В стихотворении автор филигранно использует эпитеты и метафоры, а риторические вопросы создают ощущение потерянности. Несмотря на то, что в стихотворении много слов о радости и счастье, ощущение тоски и потерянности не исчезает на протяжении всего текста.

    В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, раненной любовью. Он не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные переживания.

    В первые годы в эмиграции Иван Бунин пишет мало, но его книги издаются в Париже, Берлине, Праге. Из произведений напрочь уходит социальный посыл — писатель погружается в мир дореволюционной России, который с каждым годом всё больше превращается в мираж.

    В 1933-м году писатель получает Нобелевскую премию по литературе. К этому событию по-разному относятся и в среде русской эмиграции, и в Советском Союзе. Марина Цветаева, например решительно не согласна с выбором нобелевского комитета. Она считает, что Горький или Мережковский в гораздо большей степени заслуживают награды: «Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи» — пишет она.

    Во время Второй Мировой войны писатель заканчивает свой знаменитый цикл «Тёмные аллеи». Книга вызывает много споров. Одни называют рассказы лучшими произведениями о любви в русской литературе, другие ругают Бунина за излишний эротизм в тексте.

    Главная отличительная особенность всего творчества писателя — это универсальность. Его наследие живо и каждый новый читатель находит в его произведениях нечто необычное, ранее неизведанное. Прав был Паустовский, утверждая, что «Бунина надо читать, читать самому».
    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    При написании стихотворения «Одиночество» И. А. Бунин использует два размера. Какие? Укажите все варианты ответов.

    И ветер, и дождик, и мгла
    Над холодной пустыней воды.
    Здесь жизнь до весны умерла,
    До весны опустели сады.
    Я на даче один. Мне темно
    За мольбертом, и дует в окно.

    Вчера ты была у меня,
    Но тебе уж тоскливо со мной.
    Под вечер ненастного дня
    Ты мне стала казаться женой…
    Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
    Проживу и один — без жены…

    Сегодня идут без конца
    Те же тучи — гряда за грядой.
    Твой след под дождём у крыльца
    Расплылся, налился водой.
    И мне больно глядеть одному
    В предвечернюю серую тьму.

    Мне крикнуть хотелось вослед:
    «Воротись, я сроднился с тобой!»
    Но для женщины прошлого нет:
    Разлюбила — и стал ей чужой.
    Что ж! Камин затоплю, буду пить…
    Хорошо бы собаку купить.
    Выпадающий список:

    Ямб; Хорей; Дактиль; Анапест; Амфибрахий.

    Правильный ответ: амфибрахий, анапест.
    Подсказка:

    «И ветер, и дождик, и мгла» – трёхсложный размер с ударением на втором слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные.

    «Над холодной пустыней воды» –трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем слоге, а первый и второй слоги – безударные.

    2. Установление соответствий между элементами двух множеств

    Соотнесите имя женщины – возлюбленной И. А. Бунина – и год знакомства с ней.

    Правильный ответ:

    В. Н. Муромцева 1906 г.

    В. В. Пащенко 1891 г.

    А. Н. Цакни 1898 г.

    Г. Н. Кузнецова 1926 г.

    Варвара Владимировна Пащенко – первая гражданская жена И. Бунина, дочь елецкого вpача, pаботала корректором в издательстве «Орловский вестник». В 1891 году она вышла замуж за И. Бунина, но бpак их не был узаконен, жили они, не венчаясь, отец и мать не хотели выдавать дочь за нищего поэта. Юношеский pоман Бунина составил сюжетную основу пятой книги «Жизни Аpсеньева», выходившей отдельно под названием «Лика».

    Анна Николаевна Цакни – вторая жена поэта, дочь одесского грека, издателя и редактора «Южного обозрения» Николая Цакни. Их венчание состоялось 23 сентября 1898 года. В августе 1900-го родился сын Коленька, но в возрасте 5 лет он умирает от менингита. Анна после смерти сына замкнулась, не хотела жить. Потом пришла в себя, но долго не давала развода И. Бунину.

    Вера Николаевна Муромцева – третья жена поэта. Они познакомились в 1906 г. на литературном вечере. Родители девушки были против их отношений. Вера училась на последнем курсе, писала диплом. Но она выбрала любовь. В апреле 1907 Вера и Иван вместе отправились в путешествие, на этот раз на Восток. Для всех они стали мужем и женой. Но обвенчались только в 1922 г. во Франции. Верная и преданная Вера Николаевна была рядом до самой его смерти.

    Галина Кузнецова – любимая женщина И. Бунина. Писатель познакомился с ней, когда ему было пятьдесят шесть лет, а ей не исполнилось и тридцати. Обоих захватило настоящее серьёзное чувство. Для Бунина Галина стала глотком свежего воздуха. Оба были уверены, что этот солнечный удар продлиться вечно. Но уже через два года Галина начала тяготиться своей несвободой и тиранической любовью Бунина. Он часто ревновал её без причины, чувствовал, что она отдаляется от него, и устраивал шумные сцены и скандалы, совершенно не боясь огласки. Присуждение Бунину Нобелевской премии принесло долгожданное признание и деньги, однако именно этот год положил начало конца любви великого писателя и Галины Кузнецовой. Кузнецова стала скрытной, начала избегать Бунина. А вскоре и вовсе уехала в Германию вслед за певицей М. Степун. Бунин очень тяжело переживал это расставание. Он так и не смог понять и простить Кузнецову.


    написать администратору сайта