Главная страница

120346 (копия). Лекция 3 История рекламы в России


Скачать 1 Mb.
НазваниеЛекция 3 История рекламы в России
Дата26.02.2022
Размер1 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файла120346 (копия).pptx
ТипЛекция
#374288

Лекция 3

История рекламы в России

  • Реклама в дореволюционной России
    • устная реклама
    • печатная реклама
    • рекламные агентства
  • Реклама советского периода
  • Реклама в постсоветской России

1. Реклама в дореволюционной России

Устная реклама существовала с тех пор, как появилась необходимость обмениваться товарами и торговать.

В городской среде ее представляли уличные торговцы-мальчишки — продавцы газет, напитков, сладостей, сигарет, а также приказчики магазинов, трактирщики, извозчики, старьевщики.

Устная реклама имела две разновидности:

  • Призывы:
  • простые призывы:
  • «Булочки, булочки, горячие булочки!»

  • рифмованные строки:
  • «Вот мех пушистый — золотистый, вот — нежный — белоснежный! Вот — темный — скромный!!»

«Есть ниточка, есть катушечка!! Приходите покупать, девки — душечки!»

Вот так квас —

В самый раз!

Баварский со льдом —

Даром не берем!

Пробки рвет!

Дым идет!

В носи шибает!

В рот икает!

Первая печатная реклама

Лубок, лубочная картинка — дешевое массовое издание, широко распространеное в дореволюционной России.

Происходит от слова «луб» (внутренняя часть древесной коры).

Представлял собой оттиск с картинки, выгравированной на дереве.

Предназначался для людей, которые читают плохо или совсем не умеют.

Отличался простотой и доступностью образов, красочностью изображения; текст писался живым, образным разговорным языком, часто — в стихотворной форме.

Лубок «Архангел Михаил»

Лубок «Архангел Михаил»

Гравюра «Ермак».

Гравюра «Ермак».

XVII век.


Гравюра

Раек

— ящик, на задней внутренней стенке которого передвигалась лента соединенных в серии лубочных картинок, сопровождаемая прибаутками.


Конец XIX, начало ХХ века — активное развитие плаката.

Рекламные плакаты, создавали русские художники, входившими в объединение «Мир искусства»:

М. Врубель, Е.Лансере, Л.Бакст, К. Сомов, Л.Билибин.

Плакаты были выполнены в стиле модерн и отличались изысканной графикой, причудливостью линий и тонкими цветовыми переходами.

Плакат М. Врубеля (1901 год) «Выставка работ 36-ти художников»

31 мая 1770 года — первое объявление коммерческого характера было приложено к 12-му номеру «Ведомостей».

В 1830 году исключительное право печатать частные объявления предоставляется «Губернским ведомостям».


Рекламная страница из журнала «Нива»,

1898 год.

Основателю этой конторы принадлежит знаменитая фраза: «Объявление есть двигатель торговли».

2. Реклама советского периода

После 1917 г. российская реклама была монополизирована государством.

В советский период она отличалась

  • меньшим распространением, чем в западных странах,
  • отсутствием коммерческой основы,
  • простотой, использованием традиционных форм.

Маяковский — теоретик рекламы

«Мы знаем силу агитации... Буржуазия знает силу рекламы. Реклама — это промышленная, торговая агитация.

Обычно думают, что рекламировать надо только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи.

...Конечно, реклама не исчерпывается объявлениями. Объявления — это простейший вид. Реклама должна быть с разнообразием, выдумкой.

...Думайте о рекламе!» 

В.Маяковский «Агитация и реклама» 1923 г.

В заметках Маяковского описано что такое реклама, зачем она нужна, каковы критерии ее эффективности.

  • Тонко подметил, что важнейшая составляющая рекламы — имидж.
  • Указал на необходимость неоднократного воздействия на аудиторию.
  • Наконец, подчеркнул, что реклама — это творческая деятельность, искусство, но основанное на мысли, расчете.

Маяковский — практик рекламы

Маяковский и Родченко продвигали продукцию государственных предприятий:

  • Чаеуправление, Госиздат, Резинотрест, Мосполиграф.
  • Папиросы «Араби» производились «Табактрестом».
  • Журнал «Огонек» был государственным изданием.

Аббревиатура Моссельпром означала: «Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности».

Рекламные лозунги В. Маяковского

Темы:

  • На работе прячь волосы
  • Только немедленно начатое искусственное дыхание может спасти пораженного электричеством
  • Лишь тогда работать можно, если лестница надежна

Лозунги В. Маяковского

  • На работе волосы прячьте лучше: от распущенных волос — несчастный случай.
  • Электрический ток — рабочего настиг. Как от смерти рабочего спасти? Немедленно еще до прихода врача надо искусственное дыхание начать.
  • Работай только на прочной лестнице. Убьешься, если лестница треснется.

Плакат из серии «Трудовая дисциплина» Стихи В. Маяковского, худ. К. Ротов. 1930 г.

20-е годы реклама — политическая, социальная, коммерческая — стала социальным инженером труда и быта людей, конструктором правильных потребностей:

  • Какими профессиональными и бытовыми навыками должны обладать «советские люди»?
  • Что они должны были знать и уметь?
  • Какие вещи должны их окружать?
  • Как разграничивались жизненные реалии на «советские» и «несоветские»?

«Смычка» города и деревни

«Бесконечной вереницей из столицы, с разных фабрик и заводов деревенскому народу день и ночь везут товар. А взамен сапог и ситца вереницей из деревни в города на подводах в три ряда едут мясо, масло, хлеб....»

Худ. Н. Котов. 1925 г.

Трубы, мачты, рельсы, мосты, платформы.

Образ идеальной страны-фабрики.

Худ. Н. Котов. 1927 г.


Индустриализация

Строительство светлого будущего Будущее представало прежде всего как пространство индустриального труда. Худ. Б. Клинч. 1932 г.


Бракодел:

«Я — враг рабочего правительства. Твой брак милее мне вредительства. Я оценю твои усилия. Как, бишь, дружок, твоя фамилия?».

Худ. Б. Клинч. 1932 г.

Враги индустриализации

Долой рукопожатия! Без рукопожатий встречайте друг друга и провожайте. 1929 г.


Санитарно-гигиенические навыки

Безопасность на дорогах


Городской транспорт был проблемой для нового горожанина

Привлечение женщин к фабричному и заводскому труду


Худ. М. Бри-Бейн. 1933 г.
Реклама товаров Основная задача государственных рекламных организаций состояла в том, чтобы «восхвалить» наилучшим образом товар государственных предприятий, победить частника на рекламном фронте.
1935 год
В 1935 г. Наркомат внутренней торговли принял постановление «Об использовании рекламных методов в деле расширения товарооборота». В 1936 г. учреждаются: «Торгреклама» при Наркомате внутренней торговли СССР, «Союзпищепромреклама» при Наркомате пищевой промышленности, Рекламное бюро при Госторгиздате. Обосновали норматив — тратить на рекламу 0,1% от товарооборота, обратив особое внимание на рекламу новых продуктов, разъяснение покупателям их свойств и способов использования.

Худ. М. Буланов. 1929 г.


Социальная реклама

Партийная идеология

3. Реклама в постсоветской России

1 этап — 1991-1994 гг.

2 этап — 1994-1998 гг.

3 этап — с 1998 г. по н.в.

1 этап (1991-1994 гг.)

«Реклама — это искусство»

В рекламе доминировали перешедшие из смежных областей режиссеры, писатели, дизайнеры.

Цель рекламы — создание «красивых» имиджей.

Газетные объявления — «наивный рекламизм», порожденный самовыражением начинающих бизнесменов и художественной самодеятельностью информационных отделов государственных предприятий.

2 этап (1994-1998 гг.)

«Чего хочет клиент» — ориентация на удовлетворение любых запросов рекламодателя.

Рекламные полномочия делегированы в отделы и рекламные агентства.

Получили развитие методы планирования и оценки рекламных кампаний, обоснование рекламных бюджетов.

3 этап (с 1998 г.)

  • упор на формирование символической ценности и мифов о товаре;
  • хирургически точная имплантация рекламных сообщений в систему ценностей и внутренний мир потребителя;
  • интенсивное развитие отечественных брендов и полная интеграция лучшего мирового опыта в технологии российской рекламы.


написать администратору сайта