Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Базовые положения философии И. Фихте.

  • 14. Каковы основные понятия и разделы философской системы Г. Гегеля

  • 17. Существует ли противоречие между методом и системой Гегеля

  • 14. В чём заключаются основные идеи этики Шопенгауэра 15. Каковы сущность и основное содержание иррационалистических воззрений Сёрена Кьёркегора

  • Лекция 4 Тема Немецкая классическая философия Учебные вопросы Основные положения философии И. Канта. Базовые положения философии И. Фихте. Идеализм Г. Шеллинга. Философия Г. Гегеля


    Скачать 210.45 Kb.
    НазваниеЛекция 4 Тема Немецкая классическая философия Учебные вопросы Основные положения философии И. Канта. Базовые положения философии И. Фихте. Идеализм Г. Шеллинга. Философия Г. Гегеля
    Дата31.10.2022
    Размер210.45 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлал7.pdf
    ТипЛекция
    #763891

    1 Лекция 4 Тема 7. Немецкая классическая философия Учебные вопросы
    1. Основные положения философии И. Канта.
    2. Базовые положения философии И. Фихте.
    3. Идеализм Г. Шеллинга.
    4. Философия Г. Гегеля.
    1. Основные положения философии И. Канта. И. Кант считается не только основателем, но и провозвестником классической философии. Это кабинетный ученый. В его философии есть элементы материализма (признание существование вещи в себе элементы объективного идеализма (фактическое признание необходимой веры в Бога субъективного идеализма (вывод о том, что фактически объект познания такой, каким мы его создаем элементы дуализма (сосуществование материальных и духовных начал элементы агностицизма (признание того, что существующие предметы и процессы не познаваемы). За все это (непоследовательность) Канта критиковали. В его философии выделяют два периода докритический и критический. В докритический период Кант занимается естествознанием, ведет его университете. Кант сформулировал две гипотезы, актуальность которых значима до сих пор
    1 Гипотеза Канта-Лапаласса о происхождении вселенной из газово-пылевой туманности.
    2 Гипотеза замедления вращения Земли вокруг своей оси, вызываемого приливами и отливами, на которое, в свою очередь, влияет лунное притяжение. В критический период выходят три его знаменитых Критики. Гносеология Канта. Исследуя процесс познания, он сосредоточился на самом субъекте, на том, что в нас влияет на процесс познания. Он совершил революцию в гносеологии, впервые указав, что познание зависит не от

    2 особенностей объекта познания, а определяется его субъектом. Кант исходил из
    2- х постулатов
    1 Познать можно только то, что принадлежит сфере познания, то, что им сконструировано.
    2 Любой познаваемый предмет и процесс предстает в двух ипостасях: ноумен, вещь в себе и феномен, явление ноумена. Ноумен – это то, каким предмет является сам по себе, независимо от познания. Феномен – то, каким этот предмет или процесс является нам, каким мы его воспринимаем. Кант говорит, что люди считали Землю сначала блином, или кораблем в океане, затем шаром, вокруг которого вращаются сферы звезд и т.д. По Канту, познаваемы лишь явления, вещь в себе не познается, т.к. ноумен, в отличие от феномена находится вне сферы познания. Это называется агностицизмом Канта. Обращаясь к исследованию субъекта познания, Кант выделяет 3 его вида
    1 индивидуальный субъект
    2 трансцендентальный субъект
    3 трансцендентный субъект Индивидуальный субъект познания – это то, что отличает нас от других познающих субъектов (людей, это наша индивидуальность в познании. Трансцендентальный субъект – это то, что выходит за пределы индивидуального познания, но находится в родовой (человеческой) познавательной области. Трансцендентный субъект познания – это то, что выходит за пределы рода человеческого, Кант говорит, что это область веры. Исследуя познавательные способности человека, Кант разделяет их на чувства, рассудок и разум. Чувства – это познание с помощью органов чувств. Рассудок – это познание с помощью категорий больше меньше, ближе дальше и т.д. Разум – это способность делать логические умозаключения, по Канту, это способны делать только ученые и философы. Чувственное познание Кант делит на априорное и апостериорное. Чувственное априорное познание – это познание с помощью врожденных, доопытных категорий пространства и времени они

    3 есть у всех людей, мы не ощущаем их, у насесть лишь параметры. В рассудке также обнаруживаются врожденные формы-категории и законы рассудка. Категории рассудка – это предельно общие понятия, только опираясь на них, мы познаем мир единство, множество, целостность, реальность и т.д. Законы рассудка – это всеобщие связи, которые мы приписываем объектам окружающей действительности, они находятся в нас закон причинности, закон сохранения субстанции и др. Те. для нас все возможно из чего-то; все имеет причину. Вся информация процеживается через рассудок, который является чем-то вроде бездушного автомата. Разум – это высшая познавательная способность состоящая в нашей возможности к умозаключениям. Вершиной этой возможности являются идеи. Идеи, по Канту, - это суперумозаключения; Кант выделяет идею мира, идею души и идею Бога. Разум формулирует эти идеи, они являются основой познания и его конечной целью. Но познать их разум не в состоянии. Идея Бога, по Канту, является основой идеи мира и идеи души. Кроме того, Кант выделяет три области познания, претендующие на то, чтобы считаться наукой математика, теоретическое естествознание и теоретическая философия. Для выяснения их истинности как наук, Кант спрашивает возможны ли истинные знания в этих областях, которые могут быть сформулированы в виде априорных синтетических суждений. Если эти знания присутствуют, то таили иная область познания, имеющая эти знания, может считаться наукой на трансцендентальном, общим для всех уровне. Кант выделяет аналитическое суждение, например, все тела имеют пространственные параметры, но тело уже предусматривает параметры само по себе и более точные синтетические суждения снег покрыт пылью – одно другое не подразумевает. Математика по Канту является наукой, потому что в ней возможны априорные синтетические суждения. Но Кант говорит о том, что это самая элементарная наука. Она судит не о понятиях, а о наглядных представлениях. Он делит математику на арифметику и геометрию. Все суждения геометрии, по

    4 Канту, опираются на общую для всех, врожденную форму чувственности как пространство, следовательно, в геометрии возможна истинность на трансцендентальном уровне познания. Поэтому Кант называет геометрию наукой. Арифметика также является наукой, т.к. опирается на общую для всех, врожденную форму чувствования – время. Время порождает счет. Таким образом, математика является наукой. Теоретическое естествознание, по Канту, также является наукой, потому что оно оперирует общими для всех, врожденными формами рассудка – категориями и законами. Теоретическая философия, по Канту, наукой не является, потому что не имеет общего основания для своих суждений, она занимается лишь идеями. Разум пытается прибегнуть к рассудку, но тот не может обработать безусловное и бесконечное, т.к. сам является конечными конечным же опосредован. Кант говорит о том, что в наших суждениях об идеях мира, души и Бога, присутствует антиномия. Здесь всегда можно привести нечто доказывающее и нечто опровергающее доказанное. Есть суждения в пользу бытия Бога, а есть суждения в пользу отсутствия его существования есть суждения о том, что мир бесконечен, а есть суждения о его границах во времени и пространстве (мир конечен, т.к. состоит из конечных предметов мир бесконечен, т.к. за миром тоже находится мир. Поэтому, Кант говорит ото, что философия должна обратиться от теории к практике, стать не теоретической, а практической. Под практической философией часто понимают этику.
    2. Базовые положения философии И. Фихте.
    Фихте является последователем Канта, но выступает против его непоследовательности. Фихте признает наличие вещи в себе и зависимость мира от сознания. Философия должна искать основания для научного знания. Истинная наука должна опираться на всеобщие, необходимые, очевидные принципы, несводимые к чему-либо другому. Задача философии – найти первооснову этих принципов. Основанием может быть лишь очевидное,

    5 достоверное и не нуждающееся в доказательствах. Исходный постулат Фихте: Я есть Я, исходная точка философии – субъект, те. тот, от кого исходит действие. Фихте критикует материализм и объективный идеализм за непоследовательность материализм – за признание объекта без субъекта объективный идеализм – за признание субъекта (души) без объекта. Фихте говорит о том, что философия должна доказать единство субъекта и объекта. Непосредственно достоверным является акт самосознания (Я есть Я, но утверждая это, мы отделяем Я от «не-Я». Субъект и объект – соотносительные категории и не существуют друг без друга. Фихте считает, что акт самоутверждения есть одновременно акт осознания себя и творения создания себя. Мир – творчество объекта, его нет дои вне человека. Творчество мира есть самотворчество. Творение себя – момент полагания мира. Субъект распадается на Я практическое и Я теоретическое. Практическое Я – это практическая жизнь людей. Каждый предмет мира – предмет нашего отношения к этому предмету. Субъект практической деятельности бессознателен. На базе практического субъекта выступает теоретический субъект. Это субъект осознающий, творящий мир как объект познания. Процесс творчества – раздвоение мира на Я и «не-
    Я», а это уже разделение на взаимоисключающие части. Поэтому, для преодоления этой противоположности Фихте вводит понятие Абсолютного Я - это основание для Я- практического и Я-теоретического. Каждый индивид – представитель человеческого рода, общество – движение человеческого рода от низшего бессознательного бытия к царству разума. Царство разума – идеальное общество, где все свободны и равны. Каждый должен служить развитию общества, долг каждого – жертвовать собой ради высшей общественной жизни.
    3. Идеализм Г. Шеллинга Его философия начинается с критики Фихте: нельзя начинать философию с субъекта, самосознание – результата не начало. Шеллинг считает, что основание мира – это нечто, находящееся вне индивида. Философия не должна отрывать субъект и объект познания друг от друга. В это время в естествознании был сделан ряд открытий магнетизм, электричество и их единство, обмен

    6 веществ в организме и т.д. Это дало возможность говорить о природе как об активной, саморазвивающейся системе. Природа – единство материи и духа, субъекта и объекта. Природа – это бессознательное бытие, это объект, в котором скрывается неосознанное духовное. Природа едина и унитарна. Она развивается, а источником развития выступает единство противоположных сторон (духовного и телесного. Исходное основание природы – абсолютный разум. Он не существует до природы. Бог не мог творить природу. Но первым этапом является природа. Он существует в телесной душе как объектно не осознает себя как объект. Развитие природы целесообразно, оно прогрессивно, природа осознает себя, человек выступает как субъект, как самосознающее существо. Но человек первоначально, будучи субъектом, не знает мира объекта. Поэтому он вынужден познавать мир. Познание – процесс обратный развитию природы. В познании человек идет от субъекта к объекту. Познание осуществляется в разных формах по ступеням научное (знание, поведение (мораль, религия, искусство. В процессе поведения человек делает объект своим. В искусстве человек непосредственно приникает в объективный мир путем интуиции. Именно искусство позволяет человеку увидеть единство субъекта и объекта. Задача человека – достижение свободы. Свобода имеет объективное основание – это единство субъекта и объекта в мире. Деятельность человека – проявление объективного развития. Всякая индивидуальная деятельность осуществляется только через родовую, историческую. Каждый индивид преследует свои цели, нов них осуществляется общечеловеческая историческая цель – победа добра над злом. Результат индивидуальной деятельности может быть и злым. Поскольку человек – отпавшее от Бога существо, в нем есть зло. Зло преодолевается полным родовым бытием. Добро – интуитивно понятно и достигается откровением. Для этого человек может подняться выше морали, до любви.
    4. Философия Г.В.Ф. Гегеля Философия Г. Гегеля – это развитый объективный идеализм, это целостная система, включающая онтологию, гносеологию, социально-политические воззрения, философские аспекты этики и эстетики.

    7 Это самая развитая диалектика, у него диалектика является важнейшим методом познания. По Г. Гегелю, вся окружающая действительность развивается диалектически. Диалектика Г. Гегеля – это целостная всеобъемлющая система, призванная познавать все существующее в развитии. Его диалектическая система включает диалектические принципы, диалектический метод, диалектические законы и диалектические категории. Диалектические логические, философские) категории – это предельно общие понятия. Они представляют собой своеобразные ступени в развитии человеческого познания бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, закон, необходимость, случайность, возможность, действительность, форма, содержание и многие другие. Закон
    – необходимая существенная повторяющаяся связь между предметами и процессами действительности. Законы диалектики – необходимые существенные повторяющиеся связи между категориями диалектики. Категорий диалектики неопределенно много, поэтому неопределенно много и законов диалектики, каждая связь между категориями диалектики является законом. Основные законы диалектики по Гегелю: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос – что является источником всякого развития, согласно этому закону, во всеми вся всегда существуют противоположные стороны, которые на определенном этапе вступают в противоречие друг с другом. Эти противоположные стороны взаимно определяют друг друга и не существуют по раздельности. С другой стороны, каждая из них стремиться к победе над другой, эта борьба и является источником явлений и процессов. В атоме ядро и оболочка обладают разными зарядами семья состоит из разнополых существ и т.д. С победой одной из сторон, целое распадается.

    8 Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос – как идет развитие. Постоянно накапливающиеся количественные изменения рано или поздно ведут к качественным изменениям. Благодаря такого рода изменениям, возникает нечто новое, чего до этого не было. В результате накопления количественных изменений нарушается мера. Мера является единством количественных и качественных параметров предметов и процессов. Мера – это своеобразная граница, в пределах которой предмет остается самим собой. Нарушение меры количественными изменениями и переход в новое качество происходит, по Гегелю, в форме скачка.
    Гегель выделяет 2 рода скачков. Скачки города это одноактные, мгновенные превращения старого качества в новое. Например, нагревание воды до 100 градусов ведет к превращению ее в парили охлаждение до 0 градусов ведет к превращению ее в лед. Скачки города это затяжные переходы прежнего качества в новое. Например, время полураспада частиц урана и его превращения в свинец составляет 10 тыс. лет. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос – куда направлено развитие. Оно направлено от отрицания чего-то существующего к отрицанию этого отрицания и возврату к якобы старому, нона новом, более высоком уровне. Графически этот закон изображается в виде спирали. Диалектическое отрицание отлично от метафизического, тождественного полному уничтожению. Диалектическое отрицание предполагает развитие. Например, росток пшеницы появляется с гибелью зерна (отрицание, гибель ростка ведет к появлению зерна отрицание отрицания) и т.д.; модах отрицание моды х, модах отрицание моды хи возврат кв новом качестве. Философы часто говорят о противоречиях в философских воззрениях
    Гегеля, это касается противоречия между используемым методом исследования и конечной системой. Противоречие заключается в том, что диалектический метод Гегеля основан на том, что развитие будет продолжаться вечно и никогда

    9 не прекратится а диалектическая система требует завершения, чтобы стать целой, поэтому развитие должно когда-нибудь прекратится.
    Гегель является ярким представителем объективного идеализма, первоосновой существующего он называет Абсолютную идею. Абсолютная идея – это ничья мысль ни о чем, это пустая абстракция, чистая мысль, ничем неограниченная и способная в потенции стать всем. Показательно выражение К. Маркса абсолютная идея абсолютна, потому что Гегель о ней абсолютно ничего не знает. По Гегелю, абсолютная идея – это первичная точка развития.
    Гегель выделяет 3 этапа развития абсолютной идеи
    1 Ступень логики. Это развитие абсолютной идеи в своем собственном поле, в системе взаимосвязанных и перетекающих друг в друга логических категорий бытие, ничто и др. От логических категорий абсолютная идея идет к общим понятиям, затем к частным понятиям, пока она не додумалась абсолютно обо всем, что было, есть и будет. На этом заканчивается логическая ступень развития абсолютной идеи иона переходит к следующему этапу.
    2 Ступень природы. Природа возникает сама собой, в том смысле, что природа – это то, что не является идеей, т.к. идея порождается из неидеи. Абсолютная идея отпускает себя в природу, или переходит в свое инобытие, как бы растворяясь в природе. Благодаря этому, с одной стороны, природа обретает способность к саморазвитию, нос другой стороны, абсолютная идея ограничивает свои способность мыслить и осознавать себя, потому что природа не мыслит, а развертывается по плану. На природной ступени развития абсолютной идеи, по
    Гегелю, возникли Вселенная, Солнечная система, жизнь, которая развертывалась вплоть до появления человека и общества. Появление человечества – это рубеж, означающий переход абсолютной идеи к следующей ступени развития.
    3 Ступень абсолютного духа. Это развитие абсолютной идеи в человеческой истории. Постепенно, с развитием познавательных способностей человечества, абсолютная идея через наши головы начинает осознавать себя, пока, наконец, в голове Г.В.Ф. Гегеля не происходит сам акт самоосознания абсолютной идеей себя в целом. До этого момента, все познание было подобно пограничному

    10 состоянию сознания. Тем самым это означает начало конца всякого развития, потому что на долю всех остальных философов и ученых останется познание частностей абсолютной идеи. Когда человечество, а значит и абсолютная идея познает все, развитие прекратится, абсолютная идея вернется в прежнее абстрактное состояние. Целью всего этого было самопознание идеи и ее способности. Исследуя развитие абсолютной идеи в истории общества, Гегель указывает на то, что оно по своему характеру было диалектическим, история человечества идет зигзагообразно с Востока на Запад, проходя 3 этапа восточный (Др. Египет, Вавилония, Индия, Китай античный (Др. Греция и Рим) и христианский или немецкий. Вершиной развития человечества, является Прусская монархия. Гегель условно выделяет исторические и неисторические народы. Неисторические народы были покинуты абсолютной идеей, они развиваются по инерции, их развитие идет в пространстве, ноне во времени. Это страны Востока, воспроизводящие то, что есть, и не создающие нового. К ним относится и Россия. Историческими, по Гегелю, являются германские народы. При всем этом, в процессе исторического развития, происходит осознание людьми своей собственной сущности. Сущность человека – это свобода самовыражения и свобода мысли. Гегель говорит что раб – это человек с рабским сознанием. На Востоке рабами являются все, т.к. там существует лишь рабское сознание. В Античности были те, кто осознал свою сущность и стал свободным. В германско-христианском мире все люди осознают свою сущность и являются свободными. Контрольные вопросы


    11 1. Какие общие черты немецкой классической философии
    2. Какие проблемы были в центре внимания И. Канта в «докритический» период его творчества
    3. Какие проблемы Кант исследовал в критический период своей деятельности
    4. В чем состоял «коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом
    5. Что означают кантовские понятия вещь в себе (ноумен) и явление феномен) и почему вещи в себе недоступны познанию
    6. Раскройте суть кантовского априоризма и синтетического априоризма, в частности.
    7. Опишите учение Канта об антиномиях. Какие выводы он делает из рассмотрения антиномий чистого разума
    8. Раскройте основные принципы этики Канта.
    9. Чем, по Канту, отличаются моральные поступки от легальных
    10. Назовите основные идеи диалектики Я и «не-Я» Фихте.
    11. Каким образом Фихте развил Кантовское учение о морали Что нового внёс
    Фихте?
    12. В чём особенности философии природы Шеллинга? Какие его идеи созвучны современной научной картине мира
    13. Почему Ф. Шеллинг в своей философской системе ставит искусство выше философии

    14. Каковы основные понятия и разделы философской системы Г. Гегеля?
    15. Как проявляется суть тождества бытия и мышления в системе Гегеля?
    16. Сформулируйте основные принципы диалектического мышления, описанные в методе Гегеля.

    17. Существует ли противоречие между методом и системой Гегеля?

    12 Тема 8. Философия XIX-XX веков Учебные вопросы
    1. Философия позитивизма.
    2. Марксистская философия.
    3. Философия жизни (основные направления)
    1. Философия позитивизма. Начало философии позитивизма связывают с именем О. Конта. В х гг. в работе Курс позитивной философии он сформулировал три ключевых идеи закон интеллектуальной эволюции, идею пирамиды (системы) наука также концепцию социальной статики и динамики. Он считал, что общество развивается прогрессивно, проходя при этом три стадии теологическую, метафизическую и позитивную (научную. Последняя стадия начинается с 19 века и знаменует позитивное знание – знание, проверяемое на практике и способствующее прогрессу общества. Эта идея продолжается им в концепции пирамиды наук. Она начинается с наиболее абстрактной и заканчивается наиболее конкретной и важной для самого общества математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. О. Конт считается основателем новой науки об обществе – социологии. Для нее он разработал методологический подход, основанный на двух положениях общество развивается и существует по определенным законам, эти законы могут быть открыты и использованы обществом с помощью методов естественных наук. Социальная статика и динамика – два раздела социологии, первый из них изучает структуру общества, а второй – его развитие. Идеи О. Конта нашли продолжение в трудах Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Г. Спенсер считается автором идеи социальной эволюции, автором понятий социальный институт и социальная система. Его ключевой категорией считается эволюция, которая проходит три стадии неорганическую, органическую и надорганическую или социальную.

    13
    2. Марксистская философия. Марксизм как направление формируется в сер. х гг. Основателями являются К. Маркс и Ф. Энгельс, определенное развитие в марксизм внес В. Ленин. Выделяют социально-политические и философские предпосылки марксизма развитие капитализма в странах Западной Европы и Америки, появление нового субъекта исторического процесса – рабочего класса, о чем свидетельствовали восстания ткачей Силезии, появление чартизма, луддитов и т.д. Кроме того, были совершены 3 великих открытия закона сохранения и превращения энергии Майера, открытие клеточного строения всего живого
    Шванна, создание эволюционной теории развития видов Ч. Дарвина. Большое влияние на развитие марксизма оказала философия Гегеля и Фейербаха. Сторонники марксизма, в частности, Ленин, указывают на то, что марксизм возник естественным путем, как бы произрос на базе всего лучшего, что было создано в философии, науке и технике. Марксизм считался целостными единым учением, в котором взаимосвязано сосуществуют 3 составных части марксистская политическая экономия, марксистская философия и теория научного коммунизма. Каждая из означенных составных частей марксизма имеет свой собственный источник, те. то научное основание, на базе которого она возникла. Источником марксистской экономии является английская политическая экономия в лице А. Смита и теория прибавочной стоимости Д. Рикардо. Источником научного коммунизма марксизма является утопический социализм Фурье и Сен-Симона. Источником марксистской философии являются философские воззрения Гегеля и Фейербаха. Характерные черты марксистской философии.
    1 Диалектический материализм. Этот термин употребляется в двух смыслах со времен Сталина. В широком смысле диамат – философия марксизма, в узком смысле диамат – онтология и гносеология марксизма. Именно в марксизме были впервые объединены материализм и диалектика. В прошлой философии

    14 материализм был, как правило, метафизичен, а диалектика связывалась с идеализмом.
    2 Философия марксизма является историческим материализмом, в том смысле, что в марксизме впервые развитие общественной жизни и истории объясняется материалистически. Прежде материалистические учения, пытаясь объяснить развитие истории и общественной жизни, переходили на позиции идеализма и признавали первичным в развитии общества идеальное начало изменение общественной морали, смену религий и т.д. Л. Фейербах – это самый развитый материалиста Гегель – диалектик. Таким образом, марксизм – это первое, до конца последовательное материалистическое объяснение мира.
    3 Марксизм – это философское учение, которое носит, открыто партийный характер. С т.з. марксизма философия не может быть непартийной, те. социально не обусловленной, потому что всегда отстаивает чьи-либо интересы. При этом, партийность в марксизме трактуется двояко в широком смысле – это принадлежность всякой философии к одной из двух философских партий линий, по Ленину либо линии Демокрита, либо Платона. В узком смысле слова, партийность – это классовость и всякий философ волей или неволей отстаивает чьи-либо социальные интересы, размышляет обо всем с позиции класса или группы. Наша социальная принадлежность, таким образом, определяет наши идеалы. Маркс назвал это профессиональным идиотизмом. Однако классовость в марксизме явно гипертрофированна, она приводится во всеми вся. Так, по Ленину, даже математические аксиомы могли бы быть изменены, если бы от них зависели интересы классов, поэтому возникает проблема соотношения партийности и научного объективизма (существует ли тогда объективная истина. Истинными в социальных явлениях будут те знания, которые соответствуют интересам прогрессивных классов и сил, в частности, рабочих. С т.з. марксизма, классовость имеет особый статус, т.к. существует особый класс-гегемон, чья миссия заключается в том, что под его руководством объединятся все прогрессивные силы и совместными усилиями совершат социалистическую революцию. Из царства необходимости общество перейдет в

    15 царство свободы, преодолеется отчуждение человека труда от средств, процессов и результатов труда. Тем самым, возникнет справедливое общество социализм и коммунизм. Произойдет это тогда, когда существующая формация
    – капитализм полностью исчерпает свои ресурсы и станет тормозом в общественном развитии. Маркс и Энгельс считали, что революция будет бескровной и произойдет одновременно во всем мире, максимум, в большинстве высокоразвитых стран.
    3. Философия жизни (основные направления) В своей философии С. Кьеркегор не признавал объективного и тем более рационального мира и выступал против его признания. Мир для него есть совокупность ощущений человека.Каждый человек живет в мире собственных ощущений, которые он постоянно переживает, будучи поглощенным самим собой. Первостепенным для Кьеркегора как философа и теолога было решение проблемы истины Он пытался дать свой ответ на вопрос библейского персонажа Понтия Пилата "Что есть истина" И дал этот ответ в духе субъективного идеализма Берклии религиозной философии. Он решительно отверг учение об объективном содержании истины и ее критерии, тем самым выступив против панлогизма Г. Гегеля. Научное понимание истины было для него совершенно неприемлемо. Он отрицал также правомерность постановки вопроса об относительной истине, которая может углубляться и расширяться до пределов абсолютной истины, содержание которой не изменяется с дальнейшим развитием познавательной деятельности людей. "Относительной истине он противопоставлял религиозно истолкованную абсолютную истину как единственную, достойную познания. В противовес понятию "объективная истина" Кьеркегор внес в философию понятие "субъективная истина. Немецкий философ А. Шопенгауэр знаменит наиболее пессимистическое философией, согласно которой, единственной реальностью обладает Мировая Воля. Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не лучшим из возможных миров, а худшим из возможных.

    16 Человеческая жизнь не имеет ценности сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи – ступени объективации воли, которые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных вещах. Мы можем возвышаться до познания этих идей, когда перестаём рассматривать отдельные вещи во времени, пространстве и причинной связи, а постигаем их непутем абстракции, а путем созерцания. По Ф. Ницше, существующий мир, может быть оправдан, если смотреть на него исключительно как на эстетический феномен. В основе мира, по его мнению, находится воля к жизни. Контрольные вопросы


    17 1. Что лежит в основе теории познания К. Маркса
    2. Какое соответствие между общественным бытием общественным сознанием
    3. Раскройте видение К. Марксом социальной функции философии.
    4. Какое понимание вкладывал К. Маркс в понятие класса Что исторически породило классовое разделение
    5. Будет ли марксово понятие класса достаточно содержательным сегодня Сохранилось ли оно до сегодня или этот вопрос остаётся открытым Что может сегодня определять класс
    6. Как К. Маркс описывает деградацию человека (отчуждение/обнищание), являющуюся следствием частнокапиталистических отношений
    7. Как строит К. Маркс методологию формационного анализа и концепцию исторического прогресса
    8. Как через анализ базисных структур капитализма К. Маркс пытается найти лечение болезни общества (деградации
    9. Почему мы говорим, что в основе теории К. Маркса - концепция материалистического понимания истории
    10. Маркс предсказал, что развитие капитализма будет вести к возрастанию классовых различий. Сбывается ли сейчас это предсказание
    11. Некоторые ученые утверждают, что теория К. Маркса является неправильной, так как революция произошла в неразвитой России, а не в странах с наиболее развитым капитализмом. Что на это ответил В.И. Ленин
    12. К. Маркс описывал взаимодействие производительных сил, производственных отношений и природных ресурсов. Какой из трёх указанных компонент он считал самым важным активными важным Какой считал постоянными не влияющим на взаимоотношение двух других (правильно ли это
    13. К. Маркс предсказывал, как мы знаем, что капитализм «взорвётся» из-за перепроизводства. Кризис капитализма привел бык революции. Но вплоть до сегодня капитализм сумел избежать такого кризиса. Какие механизмы нашёл

    18 капитализм для своего поддержания

    14. В чём заключаются основные идеи этики Шопенгауэра?
    15. Каковы сущность и основное содержание иррационалистических воззрений

    Сёрена Кьёркегора?
    16. Охарактеризуйте основные стадии развития человеческой морали в философии Кьёркегора.
    17. Каковы мировоззренческие предпосылки философских взглядов Фридриха
    Ницше?
    18. Дайте характеристику представлений Ницше об аполлоническом и дионисическом началах в эстетическом мышлении представителей древнегреческой духовной культуры.


    написать администратору сайта