лекция. Лекция 5-6. Дошкольная педагогика. 18.02.2021. Лекция 56 (2й семестр)
Скачать 34.3 Kb.
|
ЛЕКЦИЯ 5-6 (2-й семестр)ИГРУШКА КАК ПРЕДМЕТ ИГРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА План:История детской игрушки. Характеристика игрушки. Классификация детских игрушек.Психолого-педагогические требования к детским игрушкам. История детской игрушки.Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности. Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения – «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Интересна в этом плане игрушка, изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип многих народных игрушек. Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в начале I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н.э. Образ коня передавался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов. В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и предназначались скрасить одиночество умершего. В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных). Многие из кукол продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы- марионетки. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров. Одна из древних игрушек – йо-йо. Принято считать, что йo-йo произошли в Китае, однако первые исторические упоминания были найдены в Греции и датированы 500 годом до нашей эры. Эти древние игрушки делались из древесины, металла или окрашенной терракоты (глины) и назывались просто «диск». Существовал обычай, по которому ребенок, становясь взрослым, преподносил свои игрушки богам-покровителям. Полагается, что из-за хрупкой природы материала терракотовые диски применялись именно для этой цели, а не для собственно игры. На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э. Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны. Об игрушках Средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшениями из драгоценных металлов, камней. Кукольные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности и передавались по наследству. Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина). Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов – прекрасных пандор. Пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Народная игрушка всегда побуждала ребенка к активной игре, никогда не была настолько законченной, чтобы ребенку с ней нечего было делать. Кроме того, ребенок часто сам делал игрушки, развивая творчество, импровизацию, вовлекаясь в процесс труда. Еще одна существенная особенность народных игрушек – их никогда не было много. Малое количество игрушек способствовало развитию детской фантазии. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, дудки, свистульки, куклы. В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами гончарной игрушки стали село Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула и др. Крупный промысел деревянной резной игрушки сложился в селе Богородское. В Сергиевом Посаде, получившем известность как центр игрушечного царства в России, изготовляли токарные деревянные расписные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписанные утки, петухи). Отсюда же начала свое шествие по городам России матрешка. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (кони, козлы, быки). Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож. Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды (появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, компьютерные, виртуальные игры). В наши дни индустрия игрушек, в том числе и кукол, достигла неимоверных масштабов своего развития. Особой популярностью пользуются так называемые BJD куклы (от англ. BJD – «Ball Joint Dolls» т.е. куклы на шарнирах). Это пластиковые, подвижные куклы, которые могут принимать практически любые позы. Характерной особенностью этих кукол является возможность придавать им индивидуальные черты. BJD кукле можно заменить не только детали одежды, но и глаза, парик, раскрасить лицо, сделать пирсинг или татуировки, а можно полностью ее модифицировать, если приобрести новые детали. Близкими к BJD куклам выступают куклы «Bratz» –серия кукол, которых с середины 2001 года выпускает компания MGA Entertainment. Сначала серия включала в себя только четырех кукол – Ясмин, Джейд, Хлоя, Саша, но позже были добавлены и другие персонажи. Это куклы, изображающие девочек-подростков, с такими отличительными чертами, как большие головы и худые тела, а также миндалевидные глаза, подчеркнутые ярким макияжем и пухлыми блестящими губами. Высота кукол Bratz составляет около 25,5 см в высоту. Тело отличается коротким туловищем и длинными ногами с увеличенными ступнями. Характерной особенностью является то, что, в отличие от других кукол, у кукол Bratz не снимается обувь, а вместо этого «отщёлкивается» нижняя часть ноги. Кроме стандартных выпусков есть шарнирные – с дополнительными точками артикуляции в локтях, кистях и коленях. Также у кукол имеются подробно проработанные аутфиты (ансамбль одежды, включая обувь идругиеаксессуары). Детализация кукол порой достигает предела. Так, например, появились «Expression dolls». Лица этих кукол – яркое выражение определенных эмоций. Иногда чересчур утрированное. Они сердятся, хмурятся, плачут, гримасничают, показывают язык, щурятся. Иногда имеют старательно прорисованные дефекты внешности – прыщи, серый или зеленоватый цвет лица, обвислые животы, мешки под глазами или старческие морщины. Неофициальное их название – «страшные куклы», поскольку часто они представляют собой весьма отталкивающее зрелище. Еще одной новой разработкой компании MGA Entertainment, помимо кукол серии Bratz, стала игрушка «L.O.L Surprise», которая получила свою популярность в мире с помощью Youtube, Instagram и Snapchat. Игрушка L.O.L Surprise представляет собой запакованный семислойный шарик: постепенно разворачивая его, в каждом из слоев ребёнок находит наклейки, мини-аксессуары, одежду и обувь для маленькой куклы, которая располагается в сердцевине и является главным сюрпризом. Ещё одна особенность этой игрушки заключается в том, что её покупатель никогда не знает наверняка, что именно он купил, пока не откроет товар. Все наборы собираются в хаотичном порядке, поэтому предугадать, какая кукла или какие аксессуары к ней попадутся, невозможно. У производителей современных кукол главенствующая задача – приворожить маленьких покупателей и их родителей новизной, оригинальностью, технологичностью и многофункциональностью. Вершиной в этом направлении можно назвать куклу «My Real Baby». Она любопытна тем, что изобретена в лаборатории искусственного интеллекта и очень похожа на настоящего младенца. На ее маленьком личике может воспроизводиться около 15 различных эмоций, которые меняются в зависимости от того, что вы с ней делаете, как прикасаетесь, как с ней говорите. Но наиболее существенной особенностью данной куклы является то, что ее можно научить говорить. Таким образом, игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Следует подчеркнуть, что разделение детских игрушек по видам весьма условно, т.к. каждая игрушка многофункциональна и могут использоваться по-разному. |