5 тема. Познание и творчество.. Лекция 5 План лекции
Скачать 24.06 Kb.
|
Лекция №5: План лекции: 1.Познание как проблема философии. Определение сущности знания в различных философских концепциях. 2.Чувственное и рациональное познание. Рационалистическая и эмпирическая традиция в философии. 3. Различные концепции истины. Истина и ее критерии. Термины и определения: познание, знание, объект, субъект, оптимизм, скептицизм, агностицизм, истина, заблуждение, ложь Цель: показать активный, целенаправленный, конструктивный характер познания, рассмотреть источники познания, его формы в процессе взаимосвязи и взаимодействии. Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Кретериий истины. Познание – это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отобаржеения действительности в сознании человека.В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира и субъект познавательной деятельности человек. Результаты остаются в познании конкретного человека и передаются во времени с помощью материальных носителей информации: книг, рисунков и.т.д.Отдельные науки не ставят и не рашают коренных проблем познания, а изучают его тодельные стороны. Основная роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, наз.теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное науное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и.т.д.В философии сложились две точки зрения на процесс познания-гностицизм и агностицизм. По мению сторонников гостицизма, мир познаваем, а человек облдает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможнорсть познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант-согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает саму себя. Идеалитс ыутверждают познание самостоятельной деятельностью идеального разума. Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика , субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт. Центральное место в системе категорий гносеологии занимает истина. В познании существуют различные уровни: чувственное познание, логическое, эмпирическое, теоретическое. Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между оюбъектом и субъектом, который и протекает и определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, прежде всего это человек, социальная группа, слой, класс, историю накопило огромный объем материальных и духовных ценностией – носителей результатво познания, также является субъектом познания. Объект познания – это то, а что направлена познавательная деятельность субъекта познания, ими являются предметы, процессы и явления материального мира или теоритического модеои, которые создает и изучает человек в процессе научно-технической деятельности. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной. Неадекватное, недостоверное отражение познающим объектом окружающей ействительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением. Оценка – это логическое осмысление субъектом окружающией действительности, опирающееся на категории, законы, понятия, прежние ценности. Основной формой познания и критерием истниы при познании является практика. Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. К видам практики относятся материальное произволдство, управленческая деятельность, научный эксперимент. Соотношение знания и познания Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражет, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание-обусловленный практикой процесс приоббретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание. Термин знание употребляется в трех основных аспектах:1) способности, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Второй и тертий аспекты и сеть предмет исследования особой философской дисциплины – теории познания, гносеологии. На ранних этапах истории существовало обденно-практическое познание, это сведения о природы, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях и.т.д. Основой данной формы познания были опыт повседневной жизни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важнуюроль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно предстваляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе и людях. Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве. Древнейшими формами познания является философское и релгиоизное познание. Важнейшей формой познания является научное познание. Наука – это форма ддеятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Наука имеет цель: постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению. Уже античные философы стремились выявить специфику познавательног процесса, егоуровни, формы и противоречия. Аристотелм была создана формальная логика, Гераклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения. Боьлшой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс познания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц которыми были универсльный методы, заложены основы математической логики., сформулирован ряд диалектических идей. Главное достижение немецкой классической философии – диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику как систему категорий, обосновал положение о совпадении дилактики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического методы мышления. Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержиться в русской философии.Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышления с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский В.Соловьв занимался вопросами различий между философской и формальной логикой, о формах знания и истине. В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, структурализма, аналитической философии, герменентики, эволюционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-метариалистическая гносеология. Диалектика процесса познания Предметом теории познания как философской дисциплины являются: природа познания как целого, его возможности и границы, отношения знания и реальности, зания веры, субъекта и объекта познания, истина и ее критерии, форма и уровни познания, соотношение различных форм знания. Теория познания – не изолированная научная дисциплина. Она тесно связана с такими философскими науками, как онтология –учение обытии как таковом, диалектика – учение о свеобщих закона бытия и познания, а также с логикой в ее различных модификациях и методологиях. Поскольку субъектом познания является человек как общественное существо, то теория познания широко использует данные фил. антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке. Познавательная деятельность имеет свои источники и движущие силы, механизм, направленность, социальную и иную обусловленность, взаимодействие объекта и субъекта. Изучение данных процессов составило диалектику процесса познания. Диалектика процесса познания по отношению к взаимодействию объекта и суъекта идет от чувственного отражения действительности к логичесскому отражению от него к практике. Чувственное отражение – слух, вкус и.т.д Основные его формы: ощущение, восприятие, представление. Логическое отражение –способ познания действительности при помощи абстаркного мышления. Основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Практика –это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем. На практике осуществляется проверка результатов познания, теоретических обобщений и выводов, а также полученных новых фактических данных, переход к новому циклу познания. Диалектика процесса позания по отношению к объекту уточняет, как идет движение мысли вглубь объекта, к его открыттым свойствам и отношениям. Мысль человека бесконечно углубляется от познания формы –к познанию содержания, от сущности первого порядка –к сущности второго порядка и т.д. бесконечно к самой глубокой сущности –закону. Каждая из постигнутых сущностей выступает основной для познания сузщности других предметов и явлений. Сущность выражает самые глубокие, внутренние, наиболеее устойчивые и закономерные стороны бытия, она определяет основные черты, главное содержание и тенденции развития предмета. Явление характеризует внешнее, непосредственное обнаружение сущностей, способ ее проявления. Явление дается человеку в ощущениях, воспритиях и представлениях. Любой новый предмет предстает перед нами как совкупность явлений – внешних признаков (цвет, запах и.т.д.) Сущность постигается посредством абстрактного мышления с использованием логических форм и методов. Углубление в сущность, движение к абсолютной истине не может завершиться окончательно, поскольку неисперпаем любой объект познания, понавательные способности человека ограничены характеристиками его чувствования и интелекта. Диалектика процесса познания по отношению к субъекту раскрывает смену форм познания. Соотношение конкретного и абстрактного развития знаний: познание от конкретного в действительности и ее чувственных и логических формах на основе практики. Познание осущесвтляется не только в формах чувственного и абстрактного – логических этапов, но также в формах иррационального постижения. Чувственное и рациональное познание Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств –зрения, слуха, и др. которые результатом биологической эволюции.Чувственное познание осуществляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъективным образом объективного мира. Ощущение – это отражение в сознании отдельных сторон и свойств объективного мира. С ощущений начинается познавательный процесс т.к. они являются первым звеном, связывающим сознание человека с внешним миром. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совкупности свех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений. Важные особенности восприятия –предметность, целостность, структурность, относительное постоянство, осмысленность, активность. Представление-способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемым предметом или явлением. Представления связаны с памятью человека, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедщей процедуры формирования ощущений и восприятий.Представления завершают чувственное познаните и выступают переходной формой к рациональному познанию.Информация, содержаяся к чусвтвенных формах познающего сознания служит основной переосмысления, на которой могут возникать формы рационального познания. Рациональное познание представляет более высокий уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – форма мышления,отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляяются в их определениях. Предельно общие понятия –философские категори: материя, развитие, противоречие, форма, содержание и др. Поянтия выражаются в языковой форме –в виде отдельных слов, терминов или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов: экономические отношения, элементарные частицы и др. Суждение-форма мышления, отражающие вещи, процессы, предметы, их свойства, связи и отношения. в форме суждения отражаются любые свойства и признаки предметов (а не только существенные и общие, как в понятии). Это мысленное отражение, обычно выржаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене», либо ложным («Саратов стоит на Дону»). Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводиться новое суждение. На основе понятий, суждений и умозаключений образуются комплесные, более сложные формы абстрактного мышления. С их помощью открываются существенные признаки, сущность и качество предметов и явлений, закономерности их организации и развития. Особенность абстрактного-логического познания мира заключается в том, что оно модет осуществляться вне непосредвенной связи с объектами познания. Интуиция играет важнуюроль в процессе познания. Ее не всегда признают в качестве способа достижения научного знания, на известны многочиленные случаи научных открытий посредством интуиции. Общими чертами интуиции являются: непосредственное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность. Необходимые условия получения интуитивного знания: основательное знание материала, фундаментальная профессиональная подготовка, наличие ситуации, не всегла осознаваемая аналогия. Большая пробламе интуиции сопряжена с возможностью допущения познавательных ошибок, интуитивные знания подвергаются проверке. Проблема истины и познании Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной дейсвительности. Чтобы отличить истину от заблуждения необходимо выяснить, насколько наше знание соответсвует действительности. Истина –зание, соотвествующее своему предмету, совпадающее с ним. Существуют различные философские подходы к пониманию истины. Объективность-первый и исходный признак истины, который означает, что она объявлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания, от отдельных людей. Объективность знаний тем полнее, чем выше активность субъекта познания. Но в то же время истина субъективна по форме. Знание объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которой отражается объективная действительность. В действительность входит субъективная реальность, которая познается и фиксируется в знаниях. Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно-чувственным отражением человека, а затем с рациональным мышлением. Основными характеристиками истинного знания являются объективность, абсолютность и относительность, абстракность и конкретность. Истина – процесс, а не одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком, в полном объеме. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного. Абсолютная истина пониматеся как полное исчерпывающее знание о действительности в целом гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание приближается к нему, или как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые «вечные истины», зания об отдельных сторонах предметов и их свойствах. Относительная истина выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубления, уточнение по мере развития практики и познания. Относительность истины состоит в неполном и незавершенном знании об объекте познания. По мере познания и практики человеческие знания о мире углубляются и совершенствуются, поэтому истинныезнания являются относительными, т.к. дают знания об изменяющихся сторонах предметов и явлений. Вместе с тем, каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины. Из бесконечной суммы относительных истин складывается абсолютная истина. Познание. Познание – обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания и совершенствования. Это такая взаимодействия объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Теория познания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем. Ключевые слова: Рациональное познание – это словесное деятельность, предполагающая культуру дефиниций, т.е. толкование слов с помощью других слов, в ходе которого представление в любом предмете выверяется через логическую формализацию. Чувственное познание(или живое созерцание) – осуществляется последствием органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д. Заблуждение – знания, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Логика и методология научного познания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющее непосредственной целью постижения истины и открытия объективных законов. Ключевые слова: Теория – высшая форма организации знания. Основные функции теории: 1) синтетическая функция. 2) объяснительная функция. 3) методологическая функция. 4) предсказательная функция предвидения. 5) практическая функция. Метод – сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. |