Главная страница
Навигация по странице:

  • А Н А Л И З С И Н Т Е З

  • Приёмы звукового анализа :1)

  • Приёмы синтеза

  • лекция. Лекция Краткая характеристика методов обучения грамоте в их историческом становлении


    Скачать 20.17 Kb.
    НазваниеЛекция Краткая характеристика методов обучения грамоте в их историческом становлении
    Дата23.12.2020
    Размер20.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекция.docx
    ТипЛекция
    #163540

    Лекция

    1.Краткая характеристика методов обучения грамоте в их историческом становлении

    Метод обучения грамоте – одна из самых древних отраслей методики обучения родному языку. Она зародилась одновременно с изображением письма, т.е. специальных графических обозначений, фиксирующих речь устную.

    На Руси методика обучения грамоте имеет примерно тысячелетнюю историю. За время своего развития она прошла длительный путь совершенствования, испробовав различные варианты приобщения к грамоте.

    По различным источникам археологического, этнографического и литературного характера: фрагментам записей, найденных при раскопках, дошедших до нас предметов утвари, старинных руководств по обучению грамоте, учёные разработали и восстановили процесс развития методики.

    В основу характеристики особенностей развития методики обучения грамоте были положены 2 критерия:

    1. По видам деятельности учащихся.

    2. По исходным языковым единицам.

    В 1-ом случае методы группировались по особенностям исходных мыслительных операций, которые совершал обучающийся грамоте. Если обучение начиналось с запоминания букв и их названий, что в дальнейшем требовало их синтеза, то такие методы стали называться синтетическими. Классический пример – букво-слагательный метод. Синтетический метод возможен и при работе со звуками. Если обучение начиналось с анализа устной или письменной речи, то методы можно назвать аналитическими. Возможно обучение путём совмещения анализа и синтеза. Значит методы обучения могут называться и аналитико–синтетическими.

    С точки зрения 2-го критерия – исходных единиц – мы выделяем такие группы методов как: буквенные, звуковые, слоговые, целых слов.
    2.Основные принципы реализации метода при работе по букварю и азбуке

    Современный метод обучения грамоте по мыслительным операциям является аналитико–синтетическим. По основным (исходным) единицам обучениязвуковым. Он представляет собой модифицированный вариант метода Ушинского. Звуковой аналитико-синтетический метод был разработан вместо букво-слагательного метода, который был очень усложнённым и неэффективным. К.Д. Ушинский объединил в нём лучшие черты отдельно применяемых до него звукового аналитического и звукового синтетического методов.

    Разрабатывая свой метод, Ушинский твердо решил, что прежде чем давать ребенку буквы, его нужно научить разбираться в стихии звучащей речи, особенно научить выделению звуков и различным умственным действиям с ними.

    Ценность подхода Ушинского к разработке метода обучения грамоте заключалась не только в том, что его метода соответствовала природе письма и чтения, но и в том, что она создавала огромные возможности для общего развития ребенка: упражняясь в анализе звучащей речи, ученик совершенствовал мышление, тренируясь в произношении звуков, он формировал дикцию. Свободно переводя букву в звук, получал возможность сознательного чтения.

    В современном варианте метод Ушинского строится с учётом следующих принципов:

    1. Обучение чтению и письму должно идти только по пути от звука к букве.

    1. Работа над звуками должна быть не только обучающей, но и практической: необходимо отрабатывать дикционную сторону речи, привлекать внимание детей к своей речи и речи товарищей.

    2. Обучение необходимо строить на основе материализованных опор и практических действий с ними.

    3. Обучение грамоте должно опираться на взаимный переход операций анализа и синтеза.

    В современных Букварях и Азбуках работа начинается как с устной, так и с письменной речью. Анализ начинается с подготовительного периода. Предполагается пройти следующий путь обучения (пока на материале устной речи).

    рассказ (текст)

    Разделение

    связной речи на предложение предложение



    слово слово



    слог слог



    ударный, безударный звук

    Соединение

    звук



    гласные, согласные
    А Н А Л И З С И Н Т Е З

    Аналитическая и синтетическая работа сочетается с введения согласных букв, анализ и синтез проходит не только на материале устной речи, но и на материале письменной речи. Дети работают с буквами, составляют из них слоги, затем слова, предложения ит.д.

    о

    к т - рассыпалось слово. На каждом уроке обязательно реализуется движение ребенка от звука к букве.
    3.Приёмы звуко–буквенного анализа и синтеза в период обучения грамоте

    Построение букваря предусматривает, что в начале урока введения новой буквы, нужно хорошенько потренировать детей в слогозвуковом анализе, поупражнять их в распознавании слов с тем звуком (звуками), который предстоит обозначить буквой.

    Приёмы звукового анализа:

    1)нарочитая артикуляция отдельных звуков: сын с-с-с-ы-н (нельзя применять для взрывных согласных)

    2)звукоподражание (дети, покажем как гудит пароход (у-у-у-), рычит собака (р-р), жужжит шмель (ж-ж-ж).

    3)узнавание звука как частного по скороговорке (Под горой гогочут гуси, На горе огонь горит).

    4)выделение звука по указанному месту звука (хор-хорь, мел-мель).

    При этом задание формулируется следующим образом.

    а) Послушайте слова и назовите звук:

    - в начале слова (аист, астра, Аня; сын, сом, сани)

    - выделите согласный звук в середине (домик, гномик, сомик)

    - послушайте и выделите звуки, стоящие в конце слова (трава, вода, стена; день-пень-тень).

    б) При работе с согласными звуками хорошо использовать такие задания, как произношение в группе 3х–4х слов одного с неподходящим звуком. Для мотивации познавательной деятельности используются такие приёмы как:

    - поможем заблудившемуся звуку

    - прав ли Незнайка, ит.д.

    Дом, ком, сор [м]

    Отличие проводится и на материале твердых и мягких согласных – сом, сани, Саша, сено [с'] – лишнее

    в) Узнавание звука по описанию артикуляции.

    Я буду произносить гласный звук. При этом мой рот широко открываю, и я как бы показываю горло врачу (а-а). Произношу звук – улыбаясь (и-и). Изображая губами – бублик (о-о).

    г) Выделение звука с указанием его места в слове.

    Прослушайте слова и покажите пальчиками, скажите место, на котором этот звук стоит в слове.

    д) Выделение гласного звука по ударной позиции, например: Послушайте слова – дерево, стенка, тело [э].

    М.Р.Львов (2 – 3 приёма)

    Звуковой анализ может быть связан и с выделением слогов. Для этого предлагаются задания, требующие:

    - установления количества слогов (ко/ро/ва)

    - выделение ударного слога (ко/ро/ва)

    - установление места конкретного слога в слове (корова – нитка – слог ка)

    Одновременно с анализом проводится синтез. Для этой операции берутся не только звуки, но и слоги.

    Приёмы синтеза могут быть самыми различными:

    1)образование слогов–слияний по образцу, например: изучается н – на, но, ну, ни, ня, не.

    2)звуковое или слоговое наращение (достраивание данного слога до слова (со – сон – (Соня) – сок – сом)

    3)игра «Поймаем словечко» (учитель или ученик «бросает» детям отдельные звуки (слоги); по взмаху руки дети возвращают ему слова)

    4)составление слов из отдельных называемых звуков и слогов (для сильного класса - [э], [н'], [д'] – день, на – ша – та [Наташа]

    5)замена одного звука или слога другими, например: ночь – нос, нота – нога.

    Анализ и синтез могут проходить не только на звуках и слогах, но и на словах и предложениях. В этом случае мы начинаем работу с поэтапного анализа звучащей речи, обучая детей, прежде всего, слышанию повествовательных предложений. Границей между ними является понижение тона и пауза.

    Затем учим выделять из предложения знаменательные слова (имеющие лексическое значение). Затем работаем со слогами и звуками. На любом этапе работы присутствуют анализ и синтез всех единиц. А при введении букв такая работа проводится со звучащей и письменной речью. Учителю часто не удается одновременно у всего класса добиться прочных умений по анализу и синтезу. В этом случае нужна индивидуальная работа с учащимися.


    написать администратору сайта