Лекция 2.6. Культурные изменения. Функции Культуры. Субкультуры. Мультикультурализм. Виды культуры. Часть 2
Теперь, рассмотрим вопрос о соотношении таких культур,
как традиционная, специализированная, элитарная и массовая. Это
чрезвычайно важные формы культуры, которые встречаются
в современных обществах, в том или ином масштабе
и в тех или иных формах. Что такое традиционная
культура? Ответ на этот вопрос достаточно очевиден.
Это культура, основанная на традиции, это понятно,
но это культура выступает в двух главных формах. Первая,
это традиционная культура, которую часто называют
народной в узком смысле или фольк-культурой, или
крестьянской культурой. Это различные традиционные
культурные формы, которые не носят, собственно, профессионального
характера. Они встречаются, в тех или иных масштабах,
в современных обществах, как остатки, как реликты,
как пережитки, или как полноправные культурные формы, доставшиеся
нам от доиндустриальных времен. Но есть и другая
разновидность традиционной культуры, это профессиональная
традиционная культура, которая часто выступает
в форме классики. Что такое классика? Классика по сути
представляет собой определенную традиционализированную
культурную форму. Это относится и к искусству и к науке.
Что мы считаем классикой в науке? То, что относится
к классическому научному наследию. Что мы считаем
классикой в искусстве? Это традиционное художественное
наследие, но при этом надо всегда иметь в виду, что
классическое наследие изменчиво и то, что когда-то
считалось классикой, сегодня таковым не является. Во
времена Пушкина, Пушкин не был классиком и классика
тогда была иной, сегодня у нас Пушкин классик, но
можно предположить, что со временем, это классическое
наследие, если не обновится целиком, то по крайней мере
расширится и какие-то элементы классики будут заменены
другими. В каждую эпоху классика своя. К специализированным
культурам относятся различные виды профессиональных
культур, а так же любительские культуры разного рода.
Профессиональные культуры связаны с тем, что в различных
профессиях нередко складываются определенные нормы, ценности
и даже внешний облик представителей определенных профессий
носит на себе черты этого, этой самой профессиональной,
то есть специализированной культуры. Например, есть
определенные черты даже во внешнем облике у художников
или у актеров, или у представителей некоторых других профессий.
Очевидно, что это связано со специфическим образом
жизни, который налагает свой отпечаток на самые
разные черты повседневной жизни, норм и ценностей
данной профессиональной группы. К любительским
культурам относятся разного рода объединения, основанные
на любительских занятиях, интересах и тому подобное.
К ним относят и культуры, допустим, филателистов,
филофонистов, нумизматов и тому подобное. Вот буквально
вчера я проходил мимо магазина "Нумизмат" на Таганке и
как всегда меня схватили за грудки, стоящиее там
обычно, нумизматы, они меня принимают за нумизмата,
видимо мой внешний облик заставляет их так думать,
и они всегда хватают меня за грудки и требуют, чтобы
я показал им, что у меня в рюкзаке и требуют, чтобы
я продемонстрировал свою коллекцию. С другой стороны,
буквально вчера, опять-таки, когда я сказал, что у меня
ничего нет, он, этот человек, который меня остановил,
спросил, а не интересуюсь ли я какими-то нумизматическими
ценностями. Я хотел бы отметить, что понятие специализированной
культуры в значительной мере совпадает, или может
совпадать с понятием субкультуры, потому что, собственно
говоря, специализированные культуры часто по своим
специфическим особенностям соответствуют этой категории
субкультур. Теперь нам осталось еще остановиться
на вопросе о соотношении элитарной и массовой культур.
Прежде всего, говоря об элитарной культуре, я хочу
подчеркнуть, что понятие культурной элиты не совпадает
с понятием политической элиты, соответственно и
элитарная культура, это не тоже самое, что культура
политической элиты. Наоборот, политическая элита часто
старается подстроиться под специфические особенности
культурной элиты с тем, чтобы заработать побольше
политических очков. Если конечно это не происходит
естественным образом, что тоже бывает, безусловно.
Культурная элита, это те, кто вносит наибольший вклад
в господствующие в данном обществе ценности, причем
господствующие не только в данный момент, но что
очень важно, в те ценности, которые носят перспективных
характер, и потому представители культурной элиты так часто
преследуются, потому что нынешнее поколение нередко
не может оценить тот вклад, который представители
культурной элиты вносят, вносят прежде всего в будущее
развитие общества. Что касается массовой культуры,
то надо иметь в виду, что это совсем не синоним пошлой
культуры, или культуры, которая носит, такой, низменный
характер, что часто, часто эти две разновидности культуры
отождествляются. Суть массовой культуры состоит не в том,что
она плохая или хорошая по своему содержанию, а
в том, как это не выглядит, может быть, тавтологично,
суть массовой культуры состоит в том, что она массовая.
И, в связи с этим, любые культурные формы, если
они массовизируются тем или иным образом, они начинают
относиться к массовой культуре. Массовая культура разнородна
по своему содержанию и в ней могут оказываться
самые разные культурные образцы. Я хочу подчеркнуть,
что массовая культура, это не особое качество
культуры, а это определенное ее состояние и в этом состоянии
могут оказываться самые разные культурные произведения,
культурные образцы, культурные продукты. В том числе и
классические. В сегодняшних обществах нередко мы наблюдаем
удивительные сочетания, комбинации традиционных,
массовых и элитарных культурных форм. Если, например, мы
наблюдаем по телевидению или в интернете, как фигуристы
на стадионе танцуют под музыку Баха, то это типичный
пример такого специфического коктейля что ли, в котором
соединяются самые разные культурные формы. С одной
стороны, безусловно, это музыка Баха, хотя Бах может
быть в гробу бы перевернулся, если бы увидел, что происходит
с его музыкой, тем не менее, мы же не можем запретить
и Бах, к счастью тоже не может запретить, использование
его музыки таким образом. С другой стороны, здесь
мы наблюдаем вот такого рода комбинации, где трудно
понять, где заканчивается традиционная культура
и начинается массовая. Нередко то, что когда-то
относилось к элитарной культуре, сегодня относится
к масссовой и наоборот. Например романы Эжена Сю
в девятнадцатом веке были массовой литературой, сегодня
мало кто вообще их читает и помнит о них, несмотря
на экранизации, в том числе с участием Жана Маре. Можно
наблюдать и обратные процессы, допустим коллекционирование
каких-нибудь ступок, которые когда-то представляли собой
предмет массового производства, сегодня уже явно не отнесешь
к массовой культуре, это феномен в значительной
мере элитарный. В общем я хочу подчеркнуть, что
между элитарной культурой и массовой, также
как и между массовой и другими культурными формами нет
непереходимых границ. Между разными этажами культуры
существуют и лестницы и лифты и постоянно что-то
поднимается снизу в элитарную сферу, а что-то спускается
вниз в сферу массовую. Ну и вообще, массовая культура
это феномен связаный с нынешним этапом исторического
развития, к ней относятся и дома, которые строятся
типовым, стандартным, индустриальным методом и консервированная
пища и многое другое. Сегодня иногда можно встретить
такие ностальгические стоны по поводу того, какие
раньше были настоящие шедевры, а сегодня все опошляется.
Я не хочу, конечно, говорить, что все, что сегодня находится
в сфере массовой культуры, это замечательно, иногда,
конечно, становится просто, ну тяжело это слушать или
видеть, пошлятины сколько угодно, но с другой стороны,
я хочу обратить ваше внимание, что, например, в сфере песенной
культуры, часто указывают на то, какие раньше были
хорошие песни и какие песни плохие сегодня. Забывают
при этом, что в развитии культуры происходит специфический
естественный отбор и многие сквернейшие песни, которые
когда-то существовали, они просто ушли в небытие,
мы их не помним, но они существовали, они просто, что называтеся,
не выдержали испытания временем и сгинули в небытие.
Это же можно сказать о самых разных сферах культуры
и когда сегодня вы слышите как говорят "вот раньше
как строили, посмотрите какие замечательные дворцы"
происходит оптический обман, люди забывают, что
когда-то строили не только дворцы, но и хижины и, поэтому,
вот эти теперешние в кавычках "плохие" девятиэтажки, там,
пятиэтажки или шестнадцатиэтажки, если уж сравнивать с архитектурой
и строительством былых времен, то надо сравнивать
их не с дворцми, а с хижинами того времени. И, тогда, в
общем, преимущество будет за современными, вот этими,
хижинами построенными индустриальным, таким,
стереотипным способом. Итак, я хочу еще раз подчеркнуть,
взаимопревращение и взаимопроникновение традиционной, специализированной,
элитарной и массовой культур. Итак, мы завершаем с вами
тему "Культура и общество". Хочу отметить, хочу подчеркнуть,
что тема эта неисчерпаема, мы с вами говорили о том,
что культура носит всеохватывающий характер. В каком-то смысле,
весь наш курс тоже посвящен, вообще говоря, культуре,
поэтому сегодня речь шла только о некоторых аспектах
этой необъятной темы.
|