Личность и общество. Социология Лекция. Лекция Личность и общество План Личность как социальный тип
Скачать 0.76 Mb.
|
Лекция 9. Личность и обществоПлан:9.1. Личность как социальный тип9.2. Виды и типы личности. Личность как деятельный субъект.9.3 Общественное мнение как институт гражданского общества 9.1. Личность как социальный типЛичность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то, что из этого следует для него самого и для общества? Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Понятие личностиПонятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово «личность» связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида». На данный момент выделяют четыре теории личности: 1. Биологизаторская - по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли. 2. Социологизаторская - личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли. 3. Психоаналитическая теория Фрейда - личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов. Фрейд очертил следующую структуру личности: (см. схему) , Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность - это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности. 4. Идоническая теория Г. Юнга - личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение. Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах. Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как «становление личности» из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении. Итак, проследим путь от рождения до формирования личности. Первый этап - человек. Человек - это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ. Второй этап - индивид. Индивид - это конкретный представитель человеческого рода. Третий этап - индивидуальность. Индивидуальность - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности). И, наконец, четвертый этап - личность. Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта (см. схему) Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт. Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности: 1. Биологическая наследственность - она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности. 2. Физическое окружение - означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства. 3. Культура общества - т.е. каждое общество дает всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут. 4. Групповой опыт - в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный «Я – образ», который появляется в результате оценок окружающих. 5. Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим. Специально становление индивида как социального субъекта (личности), а также формирование личностных структур рассматриваются в различных концепциях социализации, воспитания и образования. Становление неоклассических по своей сути дискурсов Чикагской школы, а затем и структурно-функционального анализа способствовало конституированию различных версий статусно-ролевого подхода к пониманию социальной сути человека. Предельное основание действий индивида - следование стратегии реализации социальной функции, вменяемой ему как его социальная позиция в социальной системе и "под которую" он социализирован и адаптирован. При этом социальные позиции типологизируются на предписанные (фактом рождения и наследования, например) и достигаемые (в результате личных усилий индивида), соотношение которых в социуме предопределяет параметры возможностей социальной мобильности внутри него (во многом характеризуя степень открытости-закрытости социальной системы). Занятие той или иной социальной позиции предполагает способность и готовность индивида к исполнению определенной социальной роли. Последнюю можно определять: 1) через совокупность требований, транслируемых от социума и его подструктур к данной социальной позиции; 2) через совокупность действий, которые должен выполнять индивид, занимающий ту или иную социальную позицию; 3) через систему внутренне связанных своей ориентацией на других (другие социальные позиции) действий индивида, занимающего данную социальную позицию; 4) как ожидаемое от индивида социальное поведение, соответствующее занимаемой им социальной позиции в социальной иерархии; 5) как личностную (но обезличенную в смысле деперсонализации и задаваемости социальной позицией) проекцию социальных деятельностей и практик (праксисов); 6) как способ (технологию) реализации социальной функции индивидом, в зависимости от занимаемой им социальной позиции; 7) как институционально предписанный данной социальной позиции способ удовлетворения той или иной потребности индивида. Таким образом, акцент в способе задания (предписывания) роли индивиду выступает как демаркатор той или иной версии в статусно-ролевом подходе к личности. Занимая одновременно различные социальные позиции, принадлежа одновременно различным социальным пространствам и подсистемам, индивид изначально обречен на одновременное или последовательное исполнение ряда социальных ролей, утрату одних из них и приобретение других. В результате он действует в рамках определенного репертуарного ролевого набора, которому стремится (если оказывается подготовлен к этому) придать характер системности, что требует от него выявления жизненных приоритетов, в данном случае - доминантных для него социальных позиций (которые не обязательно могут соответствовать его предпочитаемым личностным образцам, а выбираться, например, под воздействием внешних обстоятельств, социального давления и т.п. факторов). Если такие приоритеты определены и приняты личностью как руководство к действию, то в рамках данной концепции можно говорить о сформированности ролевой системы индивида. Каждая социальная роль предполагает наличие ее нормативной структуры и ролевого поведения (стратегии и технологии ее исполнения). В нормативной структуре социальной роли фиксируются ролевые предписания и ожидания, образцы поведения, права и обязанности, система санкций (стимулов и репрессий), критерии оценки исполнения, отсылки к фундирующим роль ценностям. Фактически, соотношение прав (ожиданий индивидом того, что другие будут вести себя по отношению к нему должным образом), обязанностей (ожиданий других от индивида должного поведения) и санкций (мер и средств защиты социального порядка) предопределяет социальный статус индивида, занимающего ту или иную социальную позицию и исполняющего ту или иную социальную роль. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой ("ролевой набор" по Мертону). Для выбора той или иной версии трактовки сути социального статуса и понимания формирования ролевых систем большое значение в статусно-ролевых концепциях личности имеют еще два понятия: социального престижа и ролевого конфликта. Под первым понимается объективированная в определенных критериях и шкалах сравнительная и разделяемая социумом, институтом, общностью, группой, отдельными людьми (имеющими на то санкцию в глазах того или иного сообщества) оценка социальной (социокультурной) значимости для социальных целостностей тех или иных социальных позиций, ролей, но прежде всего статусов.. Ролевые конфликты – проявление более острого противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. В то же время в неклассический период развития социологии сложился и ряд оппозиционных названным версий анализа личностной проблематики, выходящих за пределы доминировавших представлений. Основной же круг идей связан с именами Дж.Г. Мида и его ученика Г. Блумера, окончательно сместивших акцент при изучении личности на уровень ее интеракций (межиндивидуальных непосредственных, но прежде всего символических взаимодействий) и конституировавших двойственность личностных структур ("Я" как субъекта и "Я" как объекта). К этому направлению близки теории Дж. Морено (социометрия, психодрама, социодрама) и И. Гофмана (драматургическая социология). В основе гуманистической психологии - представления о человеке как о личности, свободно делающей свой ответственный выбор среди предоставленных возможностей, способной, в том числе, адекватно ответить на вызовы социокультурной среды. Наиболее "социологично" интенции данного направления выразил А.Х. Маслоу - введший представление о системе потребностей человека как разделенной на иерархизированные базисные и равнозначные метапотребности. Базисные потребности (физиологические, экзистенциальные, социальные персональные), согласно Маслоу, актуализируются в конкретике социокультурных ситуаций и "угасают" по мере их удовлетворения и актуализации иных базисных потребностей. Метауровень образуют потребности самоактуализации, предполагающие стремление индивида к самотрансценденции, которое способно в той или иной мере реализовать достаточно ограниченное количество людей. Однако даже если этот уровень остается недостижимым для большинства, само стремление к "возвышению" целей свидетельствует о возможности все более адекватных "вызову" среды "ответах" индивида. Кроме трех основных направлений психологизации социологии личности, необходимо отметить и принципиальные изменения, внесенные в последнюю под воздействием культурологизации ее тематики и проблематики. Процесс культурологизации социологии личности отчетливо обозначился уже через адаптацию в ней круга идей феноменологической социологии и усвоение некоторых версий гуманистической психологии. В последнем случае можно говорить, в частности, об экзистенциальном анализе В. Франкла, центрированного вокруг идеи нахождения (обретения) и реализации смысла, фундированного ценностными универсалиями (творчества, переживания, отношения), человеком, принадлежащим тому или иному обществу. Другое направление этого процесса было задано взаимодействием между социологическими и антропологическими дискурсами. Свою лепту в переинтерпретацию социологии личности внесли как культурная (Л. Уайт, К. Герц и др.), так и структурная (прежде всего К. Леви-Стросс) антропологии. Особо необходимо обозначить заслуги в этом отношении немецкоязычной философской антропологии - М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен , Э. Ротхакер и др. Однако наиболее процесс культурологизации проблематики и тематики социологии личности стал заметен со становлением постнеклассического знания в целом, социологии - в частности. Прежде всего это связано с продуцированием постструктуралистского и/или постмодернистского круга идей - М. Фуко , Ж. Бодрийар, М. Маффесоли, З. Бауман и др. Данный круг идей не только поставил под сомнение возможность понимания социологии личности как специальной социологической теории и/или совокупности разнопарадигмальных теорий, но, будучи принципиально ориентирован на метауровень анализа, стремился "снять с рассмотрения" саму тематику и проблематику субъекта-личности-человека как особых идеологических и методологических конструктов, объяснительные возможности которых объявлялись исчерпанными. Наиболее известны в этом отношении тезисы о "смерти субъекта" и о "человеке как просвещенческой иллюзии-фикции". Таким образом, социология личности, наработавшая за время своего развития разветвленный понятийный и методический аппарат, ставится в современном социогуманитарном знании перед необходимостью критически-рефлексивного обращения к самим своим методологическим основам и концептуальным допущениям. Без проделывания такого рода работы ее дальнейшее развитие представляется весьма проблематичным. 9.2. Виды и типы личности. Личность как деятельный субъектВыделяют физическую, социальную и духовную личности. Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый «предмет» для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеаламВсе эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности: (см. схему) СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИСвобода - это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышления многих философов и ученых, таких как, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Сартр, Ясперс, Бердяев, Соловьев и др. Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по поводу свободы и её атрибутов. Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство. Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой «мир», чтобы там обрести способ свободной самореализации. В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме. Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX века стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. В 1789 году Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашалось, что «целью всякого политического союза является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Особо надо подчеркнуть, что права человека возникают при его рождении, а не являются неким подарком. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной этике, уже в момент зачатия человеческая плоть становится священной, а её уничтожение (аборт) рассматривается как убийство. Хотелось бы рассмотреть вопрос о ценности человека. Нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к «полезности» человека для общества. Попытки делить человека на «нужных» и «ненужных» порочны по своей сути, ибо их реализация порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности, в принципе, выше того, что говорит или делает данный человек. Её нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Ценность человека несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей, человек не может быть сведен к сумме этого наследства. Авторы многих публикаций обращали внимание на то, что свободу необходимо объединить с ответственностью. Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве «винтика». Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан. Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Социализация – осуществляющийся на протяжении жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают определенную систему знаний, ценностей и норм, накапливают соц. опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, соц. группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества. Социализация – длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но и получает и изменяет свой социальный статус и социальные роли. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждой личности. В то же время она служит одним из важнейших факторов нормального функционирования общества, обеспечениря и стабилизации социального порядка, необходимой преемственности общественного развития. Все, кто осуществляет социализацию или способствует ей называются агентами социализации. Это родители, семья, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, школы, вузы, трудовые коллективы и т.д. (См. схему). Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи свои особенности, по-разному решается в литературе: -- одни выделяют в социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой этапы, -- другие – первичная социализация (от рождения до утверждения зрелой личности) и вторичная социализация, связанная с перестройкой личности в период ее социальной зрелости, -- третьи предлагают более дробное деление (младенчество, детство, юность, разные степени зрелости, старость). В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее приобретенных и утвердившихся знаний, ценностей на качественно новые. Такая вторичная социализация называется ресоциализация – процесс усвоения взрослыми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей вместо прежних. Особенно резко ресоциализация проявляется когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию, но чаще всего связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии и переподготовкой кадров (См. схему о структуре социализации). Личность занимает особое место в социальной структуре общества как ее основной элемент, без которого нет социального действий, взаимодействий, ни социальн6ых отношений, социальных институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя нормы и ценности социального окружения в процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специфичной форме в зависимости от наличного творческого потенциала, во-вторых, впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир в установках, в поведении, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с вырабатываемыми ценностями. 9.3 Общественное мнение как институт гражданского общества Общественное мнение — это отношение населения к тому или иному явлению или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. Рассмотрим природу общественного мнения. Следует заметить, что общественное мнение существовало во все исторические эпохи. Г. Тард обосновывал возникновение общественного мнения действием психического механизма подражания, на основе которого строятся человеческие взаимоотношения, происходит передача убеждений, намерений, верований. Взаимоотношения двух индивидов, из которых один подражает другому, представляет модель социального бытия вообще. Другой социолог Г. Зиммель, видел в подражании одно из существенных средств взаимопонимания. Под влиянием подражания формируются не только простейшие навыки деятельности, но и духовные ценности – идеи, вкусы, наклонности, манеры поведения. Подражание является важным механизмом идентификации человека с группой, общностью. Отечественные исследователи В.С. Коробейников и С.Ф. Хитрова рассматривают этот духовный феномен в социологическом аспекте через его принадлежность к общественному (массовому) сознанию, уточняя, что общественное мнение есть проявление (состояние) общественного сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными группами, народом в целом явлений, представляющих актуализированный общественный интерес, на основе существующих общественных отношений. Б.Д. Парыгин определяет общественное мнение как массовидное явление групповой психологии, психического состояния масс, социально – психологическое коммуникативное явление. А.К. Уледов отмечает, что общественное мнение – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочных суждений состоит в том, что они принадлежат определенным субъектам, поэтому в них выражается и субъективное отношение людей к объекту. «Британская энциклопедия» определяет общественное мнение как совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества. В общественном мнении проявляется комплекс предпочтений, выражаемых значительным числом людей по общезначимому вопросу. В социологическом знании понятие “общественное мнение” несет две основные смысловые нагрузки: 1. Социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества; 2. Суждения, разделяемые более или менее широким кругом людей, по поводу различных явлений общественной жизни. Структура и формы общественного мнения представлены в схеме. К признакам общественного мнения можно отнести следующие: · публичность высказывания мнения, · широкая распространенность в массах, подвижность, динамичность, · выступает как продукт взаимодействия людей, затрагивает общие интересы, формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мненийВ качестве института гражданского общества общественное мнение выполняет три основные функции. Экспрессивная функция — связана с выражением определенной позиции общественности по отношению к любым событиям в жизни общества, действиям государственных институтов, политических лидеров. Данная функция позволяет общественному мнению контролировать органы государственной власти, оценивать их деятельность в нравственном и моральном аспектах. Консультативная функция — выражается в советах относительно способов разрешения тех или иных социальных проблем. Директивная функция — проявляется, когда общественность выносит решение по различным вопросам социальной жизни. Эти решения носят императивный характер (например, волеизъявления народа при проведении референдума). Общественное мнение отражает конкретное состояние общественного сознания. Общественное сознание — совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих реальное общественное бытие. Как считают социологи, для функционирования и развития общественного мнения, необходимы следующие условия: 1. Общественная значимость, актуальность темы или проблемы. Как правило, общественное мнение формируется и получает развитие в отношении тех вопросов, которые имеют важное практическое значение для многих людей; 2. Дискуссионность обсуждаемых вопросов. Предметом рассмотрения общественности становятся проблемы, предполагающие различия в оценках и мнениях, и заключают в себе момент дискуссионности. Сформированное общественное мнение обладает такими характеристиками, как: направленность (бывает позитивной, негативной, нейтральной), интенсивность, определенная стабильность, динамизм, распространенность, зрелость. Американский социолог У. Липпман в книге «Общественное мнение» высказал мысль, что теперь общественное мнение, особенно по политическим вопросам, формируется средствами массовой информации. В то же время, считал он, мнения – это улица с двусторонним движением. Общество состоит из бесчисленных организаций, групп, ассоциаций, позиции которых не всегда учитываются властями. Однако общественное мнение обладает ограниченными возможностями, так как не способно адекватно отражать социальную реальность, а в некоторых случаях может оказаться даже ошибочным. Этот вывод Липпмана был подкреплен теорией стереотипизации массового сознания, согласно которой в повседневной жизнедеятельности люди, как правило, оценивают ситуацию и поступают шаблонно в соответствии с имеющимися у них стереотипами. Социальный стереотип – это упрощенный, схематизированный образ какого-либо социального объекта, который обладает значительной устойчивостью. Человек замечает в социальном окружении лишь то, что уже сформировано для него культурой, привычками, установками, пропагандистскими ярлыками. Социальный стереотип включает в себя знания и отношения. Знаний о социальных объектах человеку часто не хватает, преобладают отношения, в основном, эмоционально окрашенные. Часто в их основе лежат различные предубеждения, сформировавшиеся без достаточной информации, усвоенные без критического осмысления. Поэтому в ситуации, когда нужны анализ и выработка собственной позиции, стереотипы не могут служить основой правильных решений. Вместе с тем, человек не может существовать без стереотипов. Они помогают ему сравнительно быстро упорядочить окружающую социальную действительность, позволяют относительно свободно ориентироваться в обстоятельствах. Таким образом, можно сказать, что общественное мнение в современном обществе выступает как индикатор социальных процессов и явлений. Список использованных источников 1. Василенко, И.В. Общество : элементы взаимосвязи : учеб. пособие / И. В. Василенко, Н.В. Дулина ; ВолгГТУ.- Волгоград, 2001. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет». 2008. История отечественной социологии. Кравченко А.И. М.:Акад. Пресс. 2007 4. Козлова, О.Н. Личность - граница и безграничность социального //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- №4.- С. 81-97. 5. Комаров, М.С. Введение в социологию : учеб. для вузов.- М.: Наука, 1994 6.Кравченко, А. И. Общая социология: учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАН, 2007. 7. Кравченко А.И Социология. Проспект. 2008. Кравченко А.И. Социология для экономистов. М.: ЮНИТИ-ДАНА 8.Общая социология : учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград : Политехник, 2007 9.Современная западная социология Курбатов В.И. М.:Феникс. 2007 10. Сорокин, П. А. Социологические теории современности М.: ИНИОН, 1992. 11. Социология. Ред. В.Н. Лавриненко М.:Юнити. 2005. 12. Парсонс, Т.О социальных системах /Т. Парсонс. М., 2002 13. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985 14.Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке//Теория общества (Под общ. ред. А.Ф.Филиппова). М.: Наука, 2004. 15.Фролов С.С Социология. М.:Гардарики. 2008. Интернет-ресурсы: 1. http://www.gumer.info/ - учебная литература и научные публикации по социологии2. 2. http://www.isras.ru/socis.html - публикации журналов «Социологические исследования», «Социология » и др. 3. http://socio.rin.ru/ - глоссарий и другие материалы 4. http://gershanovvadim.narod.ru/haljava.html - словари |