5 Методика работы с текстами. Лекция Методика работы с текстами различного содержания, используемыми в учебных пособиях для школьников в курсе Основы религиозной культуры и светской этики Работа с письменными источниками в курсе орксэ
Скачать 477.65 Kb.
|
Лекция 3.2. Методика работы с текстами различного содержания, используемыми в учебных пособиях для школьников в курсе Основы религиозной культуры и светской этики Работа с письменными источниками в курсе «ОРКСЭ» Краткая аннотация главы В данной части пособия раскрываются современные научно-методические подходы к организации работы учащихся с источниками по курсу Основы религиозной культуры и светской этики. Вариативные методики и технологии использования источников в рамках любого учебного предмета и курса обусловлены их дидактическими особенностями, поэтому здесь представлены характеристики различных видов документов ив более широком смысле - текстов, которые могут быть включены в содержание нового курса в качестве источников информации и средств организации познавательной деятельности школьников. Учитывая уровень развития возрастных познавательных возможностей школьников 4, 5- х классов, которым адресован новый курс, в методических рекомендациях приходится ограничивать набор образовательных стратегий работы с источниками. Однако преподавателю важно владеть максимально полной информацией об основных принципах и приемах изучения источников в основной и полной школе, поскольку они применяются в целом блоке учебных дисциплин, ценностно созвучных целями задачам курса Основы религиозной культуры и светской этики. Это, в первую очередь, базовые общеобразовательные предметы История, Обществознание, География, Литература, - а также гуманитарно-оринтированные курсы по выбору и факультативы. Их средствами в образовательном пространстве школы создаются главные условия для достижения учащимися метапредметных и личностных результатов гуманитарного образования освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, таки при решении проблем в реальных жизненных ситуациях и система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Основные вопросы главы 1. Роль источников в гуманитарном образовании школьников. 2. Виды и свойства письменных источников. 3. Дидактические варианты изучения источников с примерами, близкими к содержанию курса Основы религиозной культуры и светской этики. 4. Словарь основных понятий. 1. Роль источников в гуманитарном образовании школьников. Одним из результатов обновления общего гуманитарного образования стало более активное обращение авторов учебников и педагогов, а вследствие этого, и учеников, к разнообразным историческим документами культурным текстам. 1 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) \ под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – Мс Дополнительный текст, представленный, как правило, фрагментами межгосударственных соглашений и правительственных указов, исторических сочинений и литературных произведений, в новых учебниках вышел из тени и даже стал благодаря своему объему и занимательности соперничать с авторским текстом. Нельзя не отметить, что вопросы к документам изменились, хотя в методических пособиях можно по-прежнему встретить такие задания, которые направлены только на чтение и выборочный пересказ источника. Например, к сюжету из Повести о житии Александра Невского Как в документе объяснена победа русских войск в битве на Чудском озере Что говорится в документе о личности Александра Невского. На фоне таких, к слову сказать, немногочисленных репродуктивных вопросов выделяются задания, акцентирующие в документе (1) авторскую позицию, (2) критическое восприятие источника, (3) ценностные аспекты изучаемой проблемы. Например, к отрывку из Повести временных лет Как автор документа относится к обычаям разных племен Отдает ли он кому-либо предпочтение. К летописному рассказу об убийстве князя Андрея Боголюбского: Как относится к убийству князя летописец. Предположите, когда мог быть записан этот рассказ сразу после происшедшего или же спустя какое-то время. Почему вы так решили (А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца ХУ1 в М, 2006. - курсив наш – авт. Примечательно, что элементы критики источника, как способа научной проверки подлинности, правильности чего-либо», авторы активно используют уже в учебниках для пятого - шестого классов. Яркий рассказ о Евпатии Коловрате из Повести о разорении Рязани Батыем» становится, к примеру, рабочим материалом для его внутренней критики, а непростого пересказа сюжета. Авторы учебника создают ребятам условия для собственного исторического расследования Историкам неясно, существовал ли в действительности Евпатий Коловрат. Можно ли судить об этом на основании данного свидетельства летописи Имеются ли в документе сведения которые можно отнести к легендарными сведения, которые можно считать достоверными (А.Н.Сахаров. История России с древнейших времен до конца ХУ1 в М, 2006. - курсив наш – авт. К сожалению, меньшая часть вопросов к документам приходится на долю так называемых аксиологических (ценностных) вопросов. В том же фрагменте летописи об убийстве князя Андрея Боголюбского нам представляется важным для духовно- нравственного становления личности школьников выяснить не только, как автор исторического свидетельства относится к злодеянию, но ив чем состоят вероятные причины, мотивы его отношения. Без вопроса нет документа заявляют историки. Именно вопрос, который задает историк, позволяет возвестив ранг источников и документов те или иные следы, оставленные прошлым. До того, как в отношении них ставится вопрос, следы прошлого даже не воспринимаются как возможные следы чего бы тони было» (А.Про). Заставить говорить немые вещи, какими до обращения исследователя к ним являются артефакты истории, является самой захватывающей частью работы историка (Люсьен Февр). Из верховенства вопроса над документом вытекают два следствия, одинаково важных и для школьного педагога, и для ученика, открывающего мир истории и культуры. Во-первых, не может быть окончательного прочтения данного документа. Историк никогда не исчерпывает документы до конца, он всегда может обратиться к ним с новыми вопросами или заставить говорить их другими способами (А.Про. - курсив наш – авт. Тоже относится к учителю вопросы, предложенные авторами учебника, не могут считаться единственно возможными завершенным вариантом заданий к документу. Его всегда можно переработать или дополнить. Во-вторых, нераздельное единство вопроса, документа и процедуры критики последнего объясняет тот факт, что обновление вопросника влечет за собой обновление методов и \ или документальной базы всего гуманитарного образования. Не исключение – новый учебный курс Основы религиозной культуры и светской этики, который вводится в содержание основного общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. В связи с многозначностью понятия источник, видовым разнообразием культурных памятников и свидетельство прошлом и настоящем, ограничимся в данном пособии вопросами изучения письменных источников, как наиболее характерных для образовательного процесса в современной школе. 2. Виды и свойства письменных источников (документов субъективность - абсолютная зависимость от людей, составляющих и изучающих документы, неисчерпаемость - многообразие информации в содержании документов и между строк, открытость – возможность постановки самых разных вопросов и непредсказуемость ответов на них, сензитивность - чувствительность к разным способам исследования. Эти характеристики документов делают работу исследователя, - даже на школьной скамье - самостоятельной и творческой, открывающей горизонты общения с Другими обещающей новые открытия себя, мира людей, мира культуры. А для этого нужно отнестись к документу как сложному и многогранному феномену, в котором исследователя могут интересовать 1. Содержание источника Оком о чем говорится в тексте О каких событиях, явлениях и процессах рассказывает автор Как он объясняет и оценивает происходящее В чем состоит информационная ценность данного источника и т.п. 2. Условия создания и находки документа:Где и когда был написан документ Кто его автор Какие обстоятельства вызвали его появление Где он был впервые опубликован Где и как хранился документ, и при каких обстоятельствах он был обнаружен и т.п. 3. Личность автора Кто он Какой он Какими целями и интересами руководствовался автор, создавая документ Какими источниками информации он пользовался Как автор относится к тому, о чем пишет, и к тем, кому адресовано его послание и т.п. 4. Вид и структура документа Как выглядит документ (материал для письма, чернила, шрифт К какому виду письменных источников относится этот документ Каковы особенности содержания и структуры данного документа В чем состоят его сходства и отличия от ему подобных И т.п. 5. Контекст документа О чем говорится между строк документа О чем автор говорит иносказательно или вовсе умалчивает В чем заключается смысл отдельных слови выражений Как этот источник помогает нам понять прошлое В чем состоит ценность этого документа в развитии критического мышления исследователя, в становлении гуманистической системы ценностей и т.п. Мы перечислили объекты исследовательского интереса к документу в том порядке, в котором они встречаются в школьной практике от традиционного чтения с листа комментирование, пересказ и анализ содержания) - к редким примерам чтения вглубь анализ и интерпретация источника в контексте культурно-исторических реалий прошлого и современности) – и только наметили круг вопросов по каждому из этих направлений. Безусловно, в рамках школьного урока практически невозможно всесторонне и глубоко исследовать отдельный документ или их подборку. Случается, что и несколько словили строчек из какого-то оригинального источника могут занять не один час напряженной умственной и душевной работы. Выбор того или иного направления в исследовании источника, включенного в содержание курса Основы религиозной культуры и светской этики останется за школьными учителями, если, разумеется, они будут знать о возможных подходах к исследованию документов и профессионально обосновывать свои предпочтения. 3. Общедидактические варианты изучения письменных источников с примерами, близкими к содержанию курса Основы религиозной культуры и светской этики Вариант первый изучение документов в связи с видовым разнообразием письменных источников. Они условно делятся на документы 1) государственные 2) международные 3) политические 4) научно-исторические; 5) личностные 6) литературно-художественные. Каждый вид документа обладает только ему присущими свойствами и поэтому требует адекватного отношения к себе со стороны исследователя. Примерный перечень вопросов и заданий, акцентирующих видовое своеобразие документов, представлен в таблице 1. Таблица 1 Виды документов и типология вопросов и заданий к ним 2 Вид документа Типология вопросов и заданий к нему 2 Впервые опубликована в кн. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. – МС. Документы государственного характера грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятий и т.д. 1. Когда, где, почему появился этот документ (Опишите исторические условия его создания) 2. Кто является автором документа Что Вам известно об этом человеке его жизни и деятельности 3. Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте документа. 4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом 5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах 6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа 7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа судебное дело, выступление оппозиции и т.п. 2. Документы международного характера договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т.д. 1. Покажите на карте государства, составившие этот документ. 2. Охарактеризуйте исторические условия его создания. 3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом. 4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних ив ущерб интересам других государств, на паритетных началах. 5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались поэтому документу 6. Какой характер носил этот документ открытый или секретный - и почему 7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу. 8. Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог быть составлен с другим раскладом сил. 3. Документы, связанные с политической борьбой программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т.п. 1. Кто автор документа Каковы его политические взгляды 2. Каковы исторические условия создания документа Где и когда он появился 3. К чему призывает и что осуждает автор документа 4. Интересы какого слоя населения, какой политической группы он выражает 5. Как политические призывы автора соотносятся сего социальным положением и истинными интересами 6. Каковы последствия реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа 7. Дайте историческую оценку документу. 4. Документы исторического характера хроники, анналы, летописи, исторические сочинения. 1. Какие исторические факты излагаются в документе 2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события. 3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано виной (нехристианской) системе летосчисления. 4. Как автор объясняет причины, излагает ходи определяет значение исторических событий 5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания 6. В чем позиция автора совпадает \ не совпадает с современной точкой зрения на происходившее Чем это совпадение или несовпадение можно объяснить 7. Оцените значимость этого документа в сопоставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода или посвященными этим же историческим событиям. 5. Документы личностного характера мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев. 1. Кто автор документа Каково его социальное положение Должность Занятия Причастность к описываемым событиям 2. Что увидел автор документа Как он относится к описываемым им событиям Подтвердите свои рассуждения текстом источника. 3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям К его участникам 4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников поданному историческому факту 5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа Почему 6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа 6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира, крылатые выражения и пр. 1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника. 2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время действия или написания произведения Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху. 3. Какие образы исторических героев, событий создает автор Что представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятыми т.п.? Как выдумаете, с какой целью автор сделал это 4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев Согласны ли вы с такими оценками и аргументами 5. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор Насколько он оказался объективными беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не стремился 6. В каких других литературных произведениях (время, страны) вы встречали похожий сюжет Чем можно объяснить его распространенность Приведем пример развернутого анализа источника, который можно отнести к последней, шестой группе документов, а его содержание фрагментами включить в модуль об основах православной культуры или основах светской этики. Из очерка М. Горького О русском крестьянстве Человек Запада еще в раннем детстве, только что, встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик — вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, — воли, которая поставила себе гордую цель подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля — в руках человека и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности, как наследника чудес труда и творчества предков. Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг невидно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков Но их мало ив них живут враги. Города Но они — далеко и немногим культурно значительнее деревни. Вокруг — бескрайняя равнина, а в центре ее — ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда. И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи. Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказало нем Множество суеверий и никаких идей. Это печальное суждение подтверждается всем русским фольклором. ... Спора нет — прекрасно летом живое злато пышных нив, но осенью перед пахарем снова ободранная голая земля и снова она требует каторжного труда. Потом наступает суровая шестимесячная зима, земля одета ослепительно белым саваном, сердито и грозно воют вьюги и человек задыхается от безделья и тоски в тесной, грязной избе. Из всего, что он делает, на земле остается только солома и крытая соломой изба — ее три раза в жизни каждого поколения истребляют пожары. Технически примитивный труд деревни неимоверно тяжел, крестьянство называет его страда от глагола страдать. Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти неподдающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силою именно этого инстинкта ... О них можно сказать буквально тоже, что сказано историком о грозной эпохе Смуты Все эти восстания ничего не изменили, ничего не внесли нового в механизм государства, встрой понятий, в нравы и стремления. К этому суждению уместно прибавить вывод одного иностранца, внимательно наблюдавшего русский народ У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое и даже, как будто, не хочет знать его. ... Но — где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература века В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и — не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который — когда это выгодно ему — прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он неглуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что мужик неглуп, да — мир дураки что мир силен, как вода, да глуп, как свинья. Он говорит Не бойся чертей, бойся людей. Бей своих, — чужие бояться будут. О правде он не очень высокого мнения Правдой сыт не будешь, Что в том, что ложь, коли сыто живешь, Правдивый, как дурак, также вреден. Тех, кто взял на себя каторжную, геркулесову работу очистки авгиевых конюшен русской жизни, я не могу считать мучителями народа, — с моей точки зрения, они — скорее жертвы. Я говорю это, исходя из крепко сложившегося убеждения, что вся русская интеллигенция, почти целый век мужественно пытавшаяся поднять на ноги тяжелый русский народ, лениво, нерадиво и бесталанно лежавший на своей земле, — вся интеллигенция является жертвой истории прозябания народа, который ухитрился жить изумительно нищенски на земле, сказочно-богатой. Русский крестьянин, здравый смысл которого ныне пробужден революцией, мог бы сказать о своей интеллигенции глупа, как солнце, работает также бескорыстно. Он, конечно, не скажет этого, ибо ему еще неясно решающее значение интеллектуального труда. Вопросы и задания к документу 1. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время создания этого произведения и существования крестьянства в том виде, каким его представил М.Горький. 2. Какой образ российского крестьянства создает автор очерка Что представляется вам в этом социальном портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятыми т.п.? Как выдумаете, с какой целью автор сделал это 3. Какой части территории России свойственна такая характеристика крестьянства Свой ответ аргументируйте. 4. Какие ценности, по мнению А.М.Горького, присущи западноевропейскому крестьянству, а какие – российскому Выпишите их в соответствующие графы сравнительной таблицы. Ценности западноевропейского крестьянства Ценности российского крестьянства 5. Чем, по словам писателя и авторитетных для него источников, объясняются существенные различия в ценностных установках крестьянства России стран Западной Европы (в самом тексте можно найти не менее пяти причин Но предложите и собственные ответы) 6. С какими из этих объяснений вы согласны, ас какими - нет Какие суждения и выводы, на ваш взгляд, обусловлены мировоззрением А.М.Горького, его общественно- политическими идеалами, нормами и устоями современного ему общества 7. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор очерка Какими источниками он воспользовался в работе над очерком (Некоторые источники указаны в данном произведении, о происхождении других подумайте сами) 8. Насколько он оказался объективными беспристрастным в своей характеристике русского крестьянства, или автор совершенно к этому не стремился Вариант второй изучение документа в связи с особенностями структуры его содержания Ведь это только на первый взгляд кажется, что все слова в источнике одинаковые. На самом в документе могут быть следующие компоненты содержания (1) факт-событие, (2) факт-явление, (3) факт-процесс, (4) хронологические сведения, (5) картографические сведения, (6) имена собственные, (7) ссылки на источники и \ или чье-то мнение, (8) цитаты из источников, (9) понятия разной степени обобщения, (10) относительно устоявшиеся и принятые в науке объяснения причинно-следственных связей, (11) авторские интерпретации фактов и (12) оценочные выводы Вычленяя различные компоненты содержания исторического источника, мы понимаем, с чем нам приходится иметь дело с фактами или теорией, сданными, которые можно перепроверить по другим источникам (объективная информация, или со свидетельствами, которые являются сугубо личными взглядами, оценками, мнениями различных людей (субъективная информация, интерпретация. Каждый из компонентов содержания предполагает свой характер вопросов к ним от относительно простых и однозначных кто когда где – до деликатных и вероятностных зачем исторический герой почему автор документа считает, что как выдумаете, для чего …? От умения исследователя \ учителя \ ученика просвечивать текст сквозь структурно- функциональную оптику зависят глубина понимания содержания, степень доверительности и искренности в общении с автором текста и его героями, интерес к сюжету источника, общее эмоционально-ценностное воздействие на нас оригинального текста как авторского послания. Убедимся в этом на примере источника, фрагмент которого можно включить в содержание курса Основы религиозной культуры и светской этики» 4 «Оборона степных границ Не засаривая степные дороги русской торговли, кочевники |