Главная страница
Навигация по странице:

  • Многоперспективный (гносеологический) подход к изучению источника 1. Информационная ценность 2. Перспективы уточнения и расширения

  • 5 Методика работы с текстами. Лекция Методика работы с текстами различного содержания, используемыми в учебных пособиях для школьников в курсе Основы религиозной культуры и светской этики Работа с письменными источниками в курсе орксэ


    Скачать 477.65 Kb.
    НазваниеЛекция Методика работы с текстами различного содержания, используемыми в учебных пособиях для школьников в курсе Основы религиозной культуры и светской этики Работа с письменными источниками в курсе орксэ
    Дата22.03.2022
    Размер477.65 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла5 Методика работы с текстами .pdf
    ТипЛекция
    #409000
    страница2 из 3
    1   2   3
    (9) беспокоили и степные границы Русской земли. Отсюда третья забота киевских князей – ограждать и оборонять пределы Руси от степных варваров (12). Стечением времени это дело становится даже господствующим в деятельности киевских князей вследствие всё усиливающегося напора степных кочевников.
    Владимир (6), став христианином (11), сказал худо, что мало городов около Киева и начал строить города по Десне, Трубежу, Стугне, Суле (5) и другим рекам. (2) Эти укрепленные пункты заселялись боевыми людьми, мужами лучшими, по выражению летописи (7), которые вербовались из разных племен, славянских и финских, населявших русскую равнину.
    Стечением времени эти укрепленные места соединялись между собою земляными валами и лесными засеками. (3) Так по южными юго-восточным границам тогдашней Русина правой и левой стороне Днепра, выведены были в Х – Х вв. (4) ряды земляных окопов и сторожевых застав, городков, чтобы сдерживать нападения кочевников.
    В 1006 – 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно, направляясь к печенегам для проповеди евангелия (1)
    Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдет душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью.
    3
    Подробно Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Теория и методика преподавания истории. – М, 2003. – глава 3.
    4
    В скобках указаны номера соответствующих компонентов содержания источника.

    Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей».
    Водном месте князь Владимир провел немцев воротами чрез эту линию укреплений и, остановившись на сторожевом степном холме, послал сказать им вот я довел вас до места, где кончается моя земля и начинается неприятельская (8). Весь этот путь от Киева до укрепленной границы пройден был в два дня.
    В.О.Ключевский. О русской истории. Лекция Х
    Сформулируйте вопросили несколько вопросов к каждому из структурных компонентов этого текста ивы убедитесь в существенных различиях между умственными операциями, которые нужно произвести над данным текстом, чтобы ответить на эти вопросы.
    Поле для личностных интерпретаций намерений и поступков главных героев этого сюжета и их современников (кочевников – степных варваров и боевых людей – мужей лучших) открывается вопросами, типа
     Когда и почему, по мнению В.О.Ключевского, князь Владимир обратил внимание на укрепление юго-восточных границ Русского государства
     Зачем немецкий миссионер отправился к печенегам, Почему князь Владимир отговаривал его от этой затеи
     Почему киевский князь лично провожал миссионера до границ с землей неприятельскою и т.п.
    Но прежде, чем дискутировать над открытыми вопросами источника, необходимо будет убедиться в понимании прочитанного и, следовательно, допросить документ с помощью вопросов кто когда Где И т.д.
    Вариант третий тест на понимание прочитанного. По виду – это закрытое задание с вариантами ответа. По содержанию – любой письменный текст, содержащий сложную, насыщенную деталями и нюансами информацию, в том числе религиозного содержания.
    Разберем этот вариант работы с источником на двух примерах, тоже имеющих прямое отношение к знакомству с основами религиозной культуры и светской этики. Судопроизводство в мусульманском мире Суд кади (мусульманский духовный судья) называется "макхема". Судья получает
    3 % от величины иска, по которому он выносит приговори платит тот, кто выигрывает дело. Нов последнее время кади жалуются на то, что их заработок сильно уменьшается из-за открытия городских судов, которые называются" "меджлис" Об этих кади и их судах идет дурная слава вследствие их пристрастия, завистливости, взяточничества, вмешательства заинтересованных лиц и т.п. Поэтому неудивительно, что жители предпочитают обращаться в местный меджлис, несмотря на все его недостатки, или к одному из европейских консулов. Кроме кади в мусульманском судопроизводстве есть другой постоянный чиновник, который совершенно не зависит от судьи. Это - "муфтий. Он не заседает в суде. Он судья-консультант, который судит у себя дома. Зачастую он местный житель,
    назначаемый Стамбулом по рекомендации губернатора. Иногда люди нуждаются в нем, ив случаях, вызывающих сомнение, даже кади посылает ему письменный запрос из суда. Во всех случаях консультации запрашиваются только об абстрактном законе, без упоминания имен участников тяжбы, а при описании дела пользуются вымышленными именами. Ответ муфтия называется "фатва". Он не требует за него определенную плату, а вместо этого получает подарок, так как невозможно определить справедливую плату задело, подробности которого неизвестны. Прочитайте текст и выберите правильные ответы наследующие вопросы
    1. Чем недовольны в последнее время кади?
    1) высокими суммами, которые взимают судьи макхемы за услуги суда
    2) учащающимися явлениями коррупции в судах
    3) уменьшением их заработка из-за открытия судов меджлис
    4) конспиративной связью, организованной против них судьями городских судов и европейскими консулами.
    2. Каков главный недостаток местного меджлиса
    1) пристрастие, завистливость и взяточничество
    2) не указано в отрывке
    3) то, что он подчинен европейским консулам
    4) заседания суда происходят в доме судьи.
    3. Какое из следующих предложений верно, судя по тексту
    1) ясно, что нет никакой связи между кади и муфтием
    2) кади иногда консультируется с муфтием
    3) проигравший дело оплачивает судебные издержки
    4) меджлис служит заменой муфтию.
    4. Как сделать, чтобы суд муфтия был беспристрастным
    1) его назначают в Стамбуле по рекомендации губернатора
    2) ему позволяют судить у себя дома и не обязывают его находиться в суде
    3) к нему посылают только случаи, вызывающие сомнения
    4) дело представлено ему в общей форме без упоминания лиц, замешанных в нем.
    5. Какое из предложений верно, судя по тексту
    1) у кади может быть мотивация заниматься делами о максимально высоких суммах
    2) можно определить справедливую плату задело, подробности косого неизвестны
    3) жители предпочитают европейских консулов меджлису
    4) "фатва", ответ муфтия, выдается только для кади. Из повести А.И.Куприна Поединок.
    «Ромашов часто разговаривал с Гайнаном о его богах, о которых, впрочем, сам черемис имел довольно темные и скудные понятия, а также, в особенности, о том, как он принимал присягу на верность престолу и родине. А принимал он присягу действительно весьма оригинально.

    В то время когда формулу присяги читал православным священник, католикам – ксендз, евреям – раввин, протестантам, за неимением пастора – штабс-капитан Диц, а магометанам – поручик Бек-Агамалов, - с Гайнаном была совсем особая история.
    Полковой адъютант поднес поочередно ему и двум его земляками единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки. И те, не касаясь хлеба руками. Взяли его ртом и тут же съели.
    Символический смысл этого обряда был, кажется, таков вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, - пусть же меня покарает железо, если я буду неверен. Гайнан, по-видимому, несколько гордился этим исключительным обрядом и охотно о нем вспоминал. Прочитайте текст и выберите правильные ответы наследующие вопросы
    1. Действие романа А.И.Куприна происходит а) в ХУП в б) в конце Х1Х вначале ХХ в в) в середине ХХ в г) вначале ХХ1 в.
    2. Черемисом в этом романе была) Ромашов; б) поручик Бек-Агамалов; в) штабс-капитан Диц; г) Гайнан.
    3. Гайнан исповедовала) православие б) католичество в) был атеистом г) ислам д) был язычником е) иудаизм.
    4. Гайнан и двое его земляков принимали присягу на верность престолу и родине оригинальным, отличным от других новобранцев образом, потому что а) молодые солдаты отказались принимать присягу с инородцами б) Гайнан и его земляки не хотели путаться с иноверцами в) в полку не оказалось соответствующего их религии духовного служителя г) в религиозных обрядах Гайнана и его земляков не было аналогичных воинской присяге ритуалов.
    5. Смысл обряда причащения хлебом и солью на острие шашки а) автору романа представлялся как клятва верности новому хозяину б) не был понятен никому, за исключением Гайнана и его земляков в) был понятен только полковому адъютанту, его совершавшему г) был понятен всем от командира полка до рядового.

    6. Гайнан охотно вспоминал об оригинальном обряде своей присяги, потому что а) полковые командиры проявили уважение к его религиозным убеждениям б) таким образом он выделился из серой и однообразной массы молодых солдат в) впервые за дни службы он вдоволь наелся хлеба г) эта тема была интересна русскому офицеру Ромашову.
    7. Эпизод с присягой Гайнана в романе А.И.Куприна Поединок а) был выдуман писателем б) был типичным для армии в Российской империи, т.к. основывался на соответствующих военных постановлениях в) был проявлением доброй воли командира одного из полков, о котором узнал
    А.И.Куприн; г) был характерным для отношений в армии многонационального Российского государства.
    Вариант четвертый исследование документа сточки зрения заявленных в нем предков, современников и потомков исторических событий.
    Это – многосубъектный подход к анализу источника, который оживляет и озвучивает немой текст, протягивает нити общения сквозь века и десятилетия, формирует круг общения между представителями разных культур и поколений В идеале на страницах исторического и литературного источника присутствуют реальный персонаж (герои) конкретного события, о котором рассказывается в документе его (их) современники, которые помогают (соратники, друзья и т.п.) или препятствуют (враги, оппоненты, одобряют или гневно клеймят первый автор - летописец, историк, просто свидетель исторического события и т.п., материалами которых использует автор документа второй автор - это непосредственный автор данного источника, который открыто выражает и даже навязывает читателю свои мысли по поводу этого события или, наоборот, пытается скрыть от нас свое отношение к происходящему.
    Сложный характер связей и отношений между всеми этими субъектами, а также формы участия в этом историческом и культурном диалоге современных исследователей представляет схема 1.
    5
    Подробно О.Ю.Стрелова, Е.Е.Вяземский. Учебник истории старт в новый век. – М, 2006. – глава 1.4
    Схема 1. Главные персонажи Их современники Первый автор Второй автор Современный исследователь
    Отсюда следует, что мы можем задавать вопросы непосредственно первым лицам истории, выяснять особенности отношения к ними их поступкам их современников, уточнять содержание первоисточников, дискутировать с автором документа, который оказался в нашем распоряжении, наконец, выдвигать и обсуждать собственные версии и оценки по поводу тех иных загадок истории.
    Примером такого диалога культур и поколений может быть эпизод из книги
    В.К.Арсеньева, который, мы считаем, полезно просчитать и обсудить со школьниками на уроках об основах мировых религий. Взгляд на туземцев (1902 – 1903 гг.)
    Вечером я подошел к огню и увидел старика, беседующего с Дерсу. Удивило меня то обстоятельство, что старовер говорил с гольдом
    6
    таким приятельским тоном, как будто они были давно знакомы между собою
    - Должно быть, вы и раньше встречали друг друга – спросил я старика.
    - Как же, как же, - отвечал старовер, я давно знаю Дерсу. Он был еще молодым, когда мы вместе с ним ходили на охоту
    Когда я собрался уходить, случайно разговор опять перешел на Дерсу.
    - Хороший он человек, правдивый, - говорил старовер. – Одно только плохо – нехристь он, азиат. В бога не верует, а вот поди-ка, живет на земле все равно также, как и я. Чудно, право И что только с ним на том свете будет
    - Да тоже, что со мной и с тобой, - ответил я ему.
    - Оборони. Царица небесная, - сказал старовер и перекрестился. – Я – истинный христианин по церкви апостольской. А он что Нехристь. У него и души- тонет, а пар.
    6
    Устар., современное название приамурских народов - нанайцы, удэгейцы и др.

    Старовер с пренебрежением плюнули стал укладываться на ночь. Я распрощался сними пошел к своему биваку. У огня с солдатом сидел Дерсу. Взглянув на него, я сразу увидел, что он куда-то собирается.
    - Ты куда – спросил я его.
    - На охоту, - отвечал он. – Моя хочу один козуля убей – надо староверу помогай. У него детей много. Моя считал – шесть есть.
    Не душа, а пар, – вспомнились мне слова старовера. Хотелось мне отговорить Дерсу ходить на охоту для этого истинного христианина по церкви апостольской, но этим я доставил бы ему только огорчения. И воздержался.
    В.К.Арсеньев Дерсу Узала: Путешествия по Уссурийской тайге. – глава 2. Вопросы и задания к документу
    1. На основе источника охарактеризуйте взгляды и убеждения главных героев этого сюжета старовера и охотника Дерсу.
    2. Как высчитаете, почему старовер пренебрежительно отзывался о душе Дерсу и вместе стем считал его своим добрым знакомым
    3. Предположите, какими могли быть религиозные убеждения Дерсу Узала?
    4. Как выдумаете, почему автор рассказа посчитал, что передав Дерсу слова старовера о его душе, он только доставил бы ему огорчение
    5. Как выдумаете, почему писатель В.К.Арсеньев посчитал важным рассказать об этом эпизоде в своей книге о путешествиях по Уссурийской тайге Какими чувствами и мыслями он хотел поделиться со своими читателями
    6. Чем, на ваш взгляд, эпизод из книги В.К.Арсеньева поучителен и интересен нам, людям
    ХХI века
    Вариант пятый направленна определение значимости исторического документа в познании прошлого и перспектив дальнейшего изучения затронутой в нем проблемы.
    Условно этот вариант работы с источником, широко практикующийся за рубежом, можно назвать гносеологическим или многоперспективным.

    Комплекс подходов к изучению источника и типология вопросов представлены на схеме
    2. Школьникам необязательно проходить все этапы гносеологического исследования в жесткой последовательности от первого к четвертому. Значение документа, его темные места и планы дальнейшей работы над исторической темой можно обсуждать в любом порядке и выборочно, выделив наиболее значимые в конкретной учебной ситуации аспекты. Схема 2
    Многоперспективный (гносеологический) подход к изучению источника
    1. Информационная ценность
    2. Перспективы уточнения и расширения
    7
    См. материалы международного проекта Мозаика культур Преподавание истории в поликультурной России \ Шаповал В.В. и др. \ Под ред. А.П.Шевырева и Т.Н.Эйдельман. – М, 2005.. глава 5 Религиозная палитра России.
    документа
    Что я узнала) из источника
    О чем рассказывает этот источник И т.п. информации источника Какие вопросы у меня возникли
    - по содержанию документа
    - к автору документа
    - по обстоятельствам создания документа и т.п.
    3. Аксиологическая и праксеологическая ценность источника Что нового я узнала) из источника
    Как этот документ помогает мне понять прошлое и настоящее
    Чем этот источник уникален в изучении истории и т.п.
    4. Перспективы дальнейшего исследования темы
    Что еще в связи с этим документом мне хотелось бы узнать
    В чем ограниченность этого источника Чем ее можно объяснить
    О чем он умалчивает Что и почему скрывает автор
    Какие другие источники мне могут понадобиться для дополнительного изучения проблемы и т.п.
    На наш взгляд, ценность этого варианта работы с письменным источником заключается в обретении умения не только отвечать на готовые вопросы (1, 3), но и самому их ставить, самостоятельно проблематизировать исторические тексты и определять круг необходимых источников (2, 4).
    Поэкспериментируем с этим вариантом изучения первоисточника наследующем примере, который представляет интерес, скорее, в педагогическом, нежели дидактическом аспекте, как зарубежный опыт изучения основ религиозной культуры в светской школе. Магомет и ислам опыт изучения темы в вальдорфской школе.
    Отобранные на основе учебного плана Рудольфа Штайнера, отца вальдорфской школы и основателя антропософского движения, материалы по истории раннего средневековья в шестом классе обязательно включали в себя тему Магомет и ислам.
    Краткий проспект ее содержания выглядел следующим образом Прежде всего, здесь речь пойдет о биографии Магомета, о его видениях, о его призвании к роли пророка, о его борьбе. Далее важно показать, что ислам представляет собой совершенно иной тип религиозности, чем христианство. Ислам не признает таинств, не признает и рукоположенного священства. Но для него очень важно соблюдение пяти религиозных обязанностей исповедания единого Бога и его пророка-человека Магомета ежедневной пятиразовой молитвы раздачи милостыни дневного постав месяце Рамадан; паломничества в Мекку. Представление освященной войне (джихад) дает возможность понять, как эта религия завоевала обширные пространства. Второй существенный момент после биографии Магомета – это обсуждение культурных достижений в царстве калифов эпохи Гарун – аль – Рашида; при этом можно было бы рассказать, например, о лечебнице в Багдаде. Важными запоминающимся был бы также разговор об искусстве ислама
    искусстве без образов, каким мы видим его в Альгамбре или в мечети Аббаса Великого в
    Исфагане.
    Так возникает картина великолепной культуры, возникшей на основе совсем простой религии, оставившей далеко позади весь тогдашний Западно странным образом почти не получившей дальнейшего развития после эпохи расцвета.
    Кристоф Линденберг. Обучение истории перс нем. Под ред. Н.Н.Трухиной. – М
    «Парсифаль», Русское слово, 1997. – С. Вопросы и задания к источнику
    1. Чем интересен данный источник в аспекте разработки содержания и учебно- методического сопровождения курса Основы религиозной культуры и светской этики
    2. Какие новые, нетрадиционные для российского курса История средних веков сюжеты и проблемы ислама включает в себя тематический план Р.Штайнера?
    3. Когда была создана вальдорфская школа Действует ли она до сих пор Используют ли современные учителя методики Р.Штайнера?
    4. В каких работах, кроме книги К.Линденберга, можно узнать о системе работы вальдорфской школ, в том числе в области воспитания детей в духе межконфессионального диалога и религиозной толерантности
    5. Чем актуален для нас опыт вальдорфской школы На какие ценности, необходимые для жизни в поликультурном мире, он ориентирует
    Вариант шестой связан с сопоставлением двух и более документов, проходящих по одному делу.
    Иллюстрации, прочитанные вместе, имеют совсем другое значение в отношении того, какое бы они имели, если их учитывать по отдельности, так как они оказывают влияние друг на друга - заметил западноевропейский эксперт Alain Chopppin, рассуждая об изобразительных компонентах учебника истории Тоже свойство имеют документы Созданные, возможно, в разное время и разными людьми, представляющие разные жанры от официальных и государственных до личностных, прямолинейных и иносказательных, - но собранные вместе, они создают специфическое поле смыслового напряжения. Сталкиваясь, противореча и заочно полемизируя друг с другом, источники открывают в этой борьбе совершенно новые грани своего содержания, смыслы исторических деяний и мыслей, аналогии прошлого и современности.
    Важность сравнительного подхода к изучению письменных источников заключается также в возможности перепроверить содержащиеся в них сведения, те. выйти на критический уровень анализа документов.
    Наконец, в седьмом варианте собраны все ранее перечисленные нами подходы, ив таблице 2 они представлены как пять уровней исследования письменных источников. Таблица 2 Многоуровневый подход к анализу документов 8
    Подробно О.Ю.Стрелова. Уроки истории в 6 классе к учебнику М.Ю.Брандта История средних веков. – М, 2006. – Открытие 14.
    9
    Подробно О.Ю.Стрелова, Е.Е.Вяземский. Учебник истории старт в новый век. – М, 2006. – глава 1.6.

    1. Паспортизация или атрибуция источника к вопросам первого уровня
    относятсявопросы, которые помогают установить личность автора документа, время, место и обстоятельства его создания, хранения, публикации и находки, а также определить вид данного источника.
    2.
    1   2   3


    написать администратору сайта