Лекция по культурологии. 0-41830 Хайруллин Р.Р. Конспект лекции №5. Лекция. Особенности морфологии культуры
Скачать 15.21 Kb.
|
Лекция. ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ Морфология культуры — раздел культурологии, имеющий своим предметом изучение типичных форм культуры, характеризующий ее внутреннее строение как целостность. Духовная культура как наиболее ярко воплощающей деятельные способности человека. Как правило, к ней относят идеологию, науку, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религию. Духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности. Если исходить из того, что деятельность имеет сложную структуру и включает в себя такие виды, как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная, то в духовной культуре можно выделить четыре сферы. Первая сфера порождается созидательной активностью человеческого воображения. Это — проективный вид деятельности, имеющий величайшую культурную ценность. Он предшествует материальной практике, предлагая ей идеальные модели будущих конструкций. В этой сфере духовной культуры реализуется вектор активности, направленности в будущее, формируется модель «должного», разрабатывается идеал будущего. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вторая сфера духовной культуры, охватывающая способы познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Таким образом, в любом обществе складывается независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Строение третьей сферы духовной культуры, связанной с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. В целом оно определяется все тем же различием предметов, на которые обращена данная деятельность. Эта сфера в свою очередь может быть представлена тремя подсистемами: 1.Моральная культура 2.Художественная культура 3.Религиозная культура 4.Духовное общение Вторым структурным элементом морфологии культуры является материальная культура. Традиционно культурологи выделяют в качестве ее объектов орудия труда, средства производства, одежду, быт, жилище, средства сообщения - все то, что получило название искусственной среды обитания человечества и является процессом и результатом материальной деятельности человека. Анализируя внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках следует прежде всего выделить хозяйственную (экономическую) деятельность. Она имеет по характеру объекта двоякую направленность — ее объектами выступают и природа, и другие люди. Исходя из этого и выделяют две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей, поскольку данные виды деятельности реализуются материально-практически. Хозяйственная культура - это деятельность, направленная на создание материальных условий жизни человека как творца «второй природы». В нее входит прежде всего экономическая деятельность - средства производства, способы практической деятельности по их созданию (производственные отношения), а также творческие моменты повседневной хозяйственной деятельности человека. Выделяются еще две составляющие материальной культуры — физическая и социальная. В физической культуре принято выделять четыре сферы. Первая - культура воспроизводства человеческого рода, Вторая сфера - физкультура и спорт. Третья сфера - здоровый образ жизни. Четвертая сфера связана с деятельностью в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. третий элемент материальной культуры - так называемую социальную культуру. Она характеризует деятельность государства, других социальных институтов, гражданского общества, охватывает все многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное «тело» общественного бытия, то, что обычно называют социальной материей. В частности, политическая культура представляет собой совокупность элементов и феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества, политического процесса. Политическая культура как способ политической деятельности включает в себя в качестве компонента практическое функционирование политических институтов. Таким образом, материальная и духовная культуры диалектически взаимосвязаны, они воздействуют друг на друга, не могут существовать в отрыве одна от другой. |