Главная страница
Навигация по странице:

  • 1 Европейская цивилизация в эпоху классического и позднего Средневековья

  • 2 Возвышение Москвы и начало объединения русских земель в XIII – XV веках. Формирование единого государства

  • Лекции по Истории России. Лекция первая. Введение Предмет науки истории, методы исторического познания


    Скачать 2.87 Mb.
    НазваниеЛекция первая. Введение Предмет науки истории, методы исторического познания
    АнкорЛекции по Истории России.doc
    Дата06.02.2017
    Размер2.87 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по Истории России.doc
    ТипЛекция
    #2344
    КатегорияИстория
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Лекция третья. Проблемы образования русского централизованного государства (XIII – XVI вв.)



    1 Европейская цивилизация в эпоху классического и позднего Средневековья

    В X – XIII века в Западной Европе окончательно сложился новый общественный и политический уклад, произошло образование основных европейских государств, большинство из которых существует и сегодня. Во всех этих странах господствовал феодализм.. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическое соподчинение членов господствующего класса (система вассалитета).

    Каждый член общества принадлежал к определенному сословию. Каждое сословие должно было заниматься своим делом. Основные сословия составляли: феодалы, духовенство, крестьяне. Феодал–рыцарь сражался и защищал страну и свои владения. Служители церкви молились за всех, представляя мирян перед Богом. Крестьяне трудились, обеспечивали существование как свое, так и других сословий, были поставлены в поземельную или личную зависимость от феодалов.

    В политическом плане государства характеризуются феодальной раздробленностью, основа которой таится в экономических причинах: хозяйство феодальных государств носило натуральный характер, когда отдельные районы страны могли жить самостоятельно, не нуждаясь друг в друге. Отсутствие экономических связей привело к ослаблению связей политических. Запутанность династических и наследственных отношений нередко приводила к тому, что феодал мог, имея несколько владений, оказаться вассалом двух сюзеренов, что давало ему свободу действий в случае войны между ними. В то же время условно пожалованные феодалам земли стали рассматриваться ими как полная и безраздельная собственность, которая не связывала их никакими обязательствами. Сил у королевской власти изменить положение вещей и ограничить власть феодалов не было. Король рассматривался ими как первый среди равных. Поэтому период феодальной раздробленности характеризуется непрерывной войной всех против всех, иногда вассалы вели войну против собственного короля.

    Однако в этот период проявляются и другие тенденции: начинается бурное развитие городов, в них зарождается новое сословие – горожан, бюргеров или буржуа. Они объединены в ремесленные цехи или купеческие гильдии. Города сосредоточивают у себя значительные средства и стремятся освободиться от власти феодалов. Нуждаясь в постоянном притоке дополнительной рабочей силы, города явочным порядком устанавливают правило, по которому крестьяне, прожившие год в городе, становились свободными. Эти тенденции оживили экономические связи между различными регионами, втягивали крестьянские хозяйства в рыночные отношения.

    В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому способствовало также этническое сплочение населения - образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология – гуманизм, началось движение за реформу католической церкви, усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.

    Завершение централизации феодальных государств и переход к абсолютизму происходит в поздний период средневековья. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.

    Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Но осуществить подобные задачи она смогла только при наличии необходимых предпосылок – определенного уровня экономического развития и территориального сплочения. Именно такие предпосылки существовали в Англии и Франции, ставших уже в XVI веке централизованными национальными государствами. В Испании и Португалии королевская власть укреплялась в борьбе с арабами (маврами). Но зарождавшийся здесь капиталистический уклад был слаб и политическое объединение Испании не было завершено, абсолютизм не смог решить подобных задач в области хозяйственного развития и национально–территориального сплочения. В условиях таких территориально раздробленных стран, как Германия и Италия, абсолютизм мог утвердиться только в пределах отдельных территориальных образований. В Германии, например, корона Священной Римской империи, возникшая в 962 году, доставалась не по наследству, а в результате выборов, которые проводились среди семи наиболее значительных властителей страны, никто из которых не был заинтересован в усилении центральной власти. В Италии сохранению раздробленности способствовала политика римских пап, также не заинтересованных в создании сильного единого государства.

    В странах Востока становление средневекового общества характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, утверждался феодализм. В отличие от Европы в странах Востока и при развитом феодализме сохранялась государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления. Различные итоги развития Запада и Востока обусловливались меньшей формой динамизма последнего. На Востоке феодальный уклад сочетался с первобытно-общинными и рабовладельческими отношениями, устойчивы были общинные формы общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

    Противостояние Востока и Запада в эпоху средневековья все более принимало религиозную окраску, возрастала непримиримость представителей мусульманства и христианства друг к другу. Это нашло выражение в крестовых походах XI – XIII веков в Палестину – Святую землю.

    В 1206 году создалось объединенное Монгольское государство, которое возглавил Темучин, провозглашенный великим ханом монголов с титулом Чингисхан, что означает правитель, имеющий всю полноту власти. Объединив монгольские племена, Чингисхан начал завоевывать соседние страны. Завоевав Северный Китай, монголы двинулись в Среднюю Азию. Покорив Среднюю Азию, монголы захватили Грузию, Азербайджан, затем вторглись на Северный Кавказ, потом в южно-русские степи. В 1223 г. на реке Калке произошло сражение, в котором русские и половецкие войска потерпели поражение.

    Зимой 1237 года монгольские войска под предводительством хана Батыя (внука Чингисхана) начали завоевание русских княжеств. На долгие 240 лет Русь попала под монголо-татарское иго.

    Монголы оказали большое влияние на судьбу многих народов и государств средневековья. Однако единое государство после смерти основателя (1227) было разделено на три Орды – Белую, Синюю, Золотую (Большую)

    С конца VI века в Малую Азию стали проникать кочевые тюркские племена, к XI веку в результате смешения пришлых племен с местным населением сформировался новый народ – турки. Их религией стал ислам. Турки создали на территории Малой Азии несколько княжеств, которые признавали свою зависимость от Великих Сельджукидов, обосновавшихся в Багдаде. В XIII веке государство Сельджукидов после поражения от монголов распалось на несколько мелких владений. Одним из них стал править бей Осман. В конце XIII века Осман провозгласил независимость Османского государства, впоследствии принявшем название султаната.

    Турки – османы стали последним могущественным соперником Византии. А вначале Византия оборонялась от натиска норманнов с севера, сельджуков с востока, латинских рыцарей в период четвертого крестового похода (1204 г.). С начала XIV в. все силы Византии уходили на борьбу за выживание. Не приводит к успеху и борьба южных славянских народов против турок. В 1389 году кровавая битва на Косовом поле заканчивается победой турок. В мае 1453 года пал Константинополь. Турки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство десятки тысяч людей. Константинополь был переименован в Истанбул и стал столицей Османской империи. Во второй половине XV в. Турция занимала большую территорию, включая Малую Азию и почти весь Балканский полуостров. В 1475 г. Турция захватила Крым и стала полным хозяином Черного моря, что нанесло ущерб торговле европейских государств с Востоком.

    По политическому устройству Османская империя представляла собой феодальную деспотию. Султан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. С установлением турецкой власти покоренные народы (греки, армяне, болгары, сербы и др.) оказываются в крайне угнетенном состоянии, турецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок. В нищету и варварство были ввергнуты прекрасные земли. Завоевателей и подчиненных разделяли не только этническое происхождение, но и религия. Христианское господство на Востоке было разрушено.
    2 Возвышение Москвы и начало объединения русских земель в XIII – XV веках. Формирование единого государства

    Еще в XII веке вследствие княжеских усобиц и половецких опустошений начинается упадок Киевской Руси, неурядицы киевской жизни вызывают передвижение населения от центра тогдашней Руси, Киева, к ее окраинам, с запада – на восток. Географические условия, особенности новых мест создают постепенно и новые черты в физическом типе переселенцев, и новые социально-экономические порядки в их быту, формируют те особенности в населении, которые выделили его в самостоятельную великорусскую народность.

    Киевская Русь из городской и торговой стала превращаться в Русь Владимиро-Суздальскую, в Русь сельскую, земледельческую. Владимирское княжество, где правили Юрий Долгорукий (1154 – 1157), Андрей Боголюбский (1157 – 1174), Всеволод Юрьевич Большое гнездо (1176 – 1212), становится одним из сильнейших на Руси. Город Владимир делается стольным городом. Татарское иго перенесло центр политической жизни Руси с запада к востоку.

    Изменяется система княжений на Руси. Это выразилось в том, что князь на северо-востоке был не только политическим правителем, но и хозяином данного места. Старые вечевые города в лице бояр, аристократии потерпели поражение в борьбе с князьями. Князь становится не только верховным правителем в своем княжестве, но и собственником этой земли. Все общественные отношения во Владимиро-Суздальской Руси строятся теперь на принципе вотчинностивласти. Устанавливается новый порядок: переход родовых княжеских отношений в семейно-вотчинные (так называемый удельный порядок, охватывающий XIII – XV века).

    Удельный порядок – это переходный период, в нем нет еще государственного единства. Каждый князь – хозяин своего удела, будучи собственником, передает власть в своем княжестве своему старшему сыну. Великим Владимирским князем становится не тот, кто старший в роду, а тот князь, кто сильнее, кто сумеет добиться ярлыка на княжение в Золотой Орде. Таким образом, Владимирское княжество существует без особой династии, его присоединяют великие князья к своим личным уделам на период великого княжения.

    Из удельного периода вышло Московское государство. Однако вначале московское княжество было до XIV века почти незаметно. Как маленький и новый город, Москва довольно поздно стала стольным городом самостоятельного княжества. Родоначальником его стал младший сын А.Невского – Даниил Александрович (1275 – 1303).

    Поскольку добиться Великого владимирского княжения – это уже не право старшинства, как прежде, а сила удельного князя, постольку за владимирский престол шла постоянная борьба. В 1304 году такая борьба началась между тверскими и московскими князьями. Эта многолетняя кровавая распря закончилась победой московского князя Ивана Калиты (1328 – 1340), утвердившегося на великокняжеском престоле. С этого времени Великое княжение не выходило из рук московской династии. Начав с ничтожного удела, Москва за три десятка лет превращается в сильнейшее княжество.

    Причины возвышения Москвы как политического центра таковы:

    1. Географическое положение, давшее Московскому княжеству население и средства, поскольку переселенцы оседали на торговых путях.

    2. Москва стала церковной столицей всей русской земли, ибо сюда переселился митрополит (сначала из Киева во Владимир, а затем из Владимира в Москву).

    3. Личные способности первых московских князей, их политическая ловкость и хозяйственность, умение пользоваться обстоятельствами. Казалось бы, ордынская политика Ивана Калиты запятнала его сотрудничеством с завоевателями. Но за время его княжения Орда не получила ни одного преимущества, ни одной уступки. А Иван Калита добивался этих уступок от Орды:

    • получил Великое княжение;

    • добился преобладания над Тверью;

    • купил ярлык на Ростов, Углич, Белоозеры, Галич, Димитров;

    • добился долгого мира и свободы от баскаков и послов, закрепил право самостоятельно собирать дань;

    • давал с помощью Орды отпор Литве, которая претендовала на роль объединителя всех восточно-европейских земель.

    Не только при Иване Калите, но и при его сыновьях Семене Гордом (1341 – 1353) и Иване Красном (1353 – 1359) Москва начала решительно брать верх над другими княжествами.

    4 Политическая близорукость ордынских ханов, которые не смогли своевременно заметить опасное для них усиление московского князя. Московское княжество усиливалось во многом благодаря поддержке ханов.

    5 Отсутствие сильных соперников среди других княжеств, прежде всего Новгорода, где начались смуты в результате противоречия экономического устройства новгородской жизни политическому (охлократия прикрывала собой олигархию).

    6 Возвышению Москвы способствовало сочувствие населения, измученного неурядицами в стране и ордынцами.

    Последствиявозвышения Москвы выразились в следующих фактах:

    1 При князе Дмитрии Ивановиче (1362 – 1389) город Владимир становится вотчиной московских князей и, стало быть, великим князем отныне мог стать только московский князь.

    2 Московский князь утвердил свое влияние среди других княжеств: суздальско-нижегородского, рязанского, тверского, новгородского.

    3 При Дмитрии Ивановиче Русь впервые отважилась на борьбу против золотоордынского ига. Особенно большое значение имела Куликовская битва (1380 г.), которая дала толчок решительному народному объединению под властью одного государя – московского князя.

    При преемниках Дмитрия Донского в XV веке окончательно оформляется русское государство, но не всегда этот процесс шел гладко. Продолжались столкновения, как с Ордой, так и с Литвой, продолжались междоусобицы, когда была последняя попытка вернуться к родовому принципу наследования власти (попытка брата Дмитрия Донского – Юрия и его сыновей, отнять власть у внука Дмитрия Донского – Василия II (1425 – 1462)).

    И все-таки следует отметить, что московскими князьями двигали пока династические интересы, а не государственные. Московский князь не был государем, а был вотчинником. Другое дело, что эти личные интересы совпадалис государственными, с объективным общенациональным процессом, идеей национального государства.

    Окончательно вопрос об объединении русских земель был решен при Иване III (1462 – 1505). Иван III превратился в единого государя целой народности. В 1478 году был присоединен окончательно Новгород, затем Тверь, Ярославль, Смоленск, Вятка. В ходе войн 1492 – 1494 гг., 1500 – 1503 гг. Москва возвращает себе исконные русские земли, захваченные Литвой – всего 19 городов, 70 волостей. Процесс объединения был завершен при сыне Ивана III – Василии III (1505 – 1533), когда на Руси не осталось более удельных княжеств. Удельные князья, сохранив за собой уделы уже только в качестве вотчины, превращались в подданных московского князя и не могли претендовать на державные права, служили московскому князю как простые бояре. Их участие в управлении, их отношения друг к другу стали строго регулироваться. Возник обычай местничества,как особый институт управления. Суть его в том, что постепенно все московские княжеские и боярские роды разместились в определенный порядок как по знатности происхождения, так и по времени их поступления на службу к московскому государю, исходя из которого боярин получал назначение на службу. Обычай местничества (отменен в 1682 году) консервировал старые, отжившие формы управления, отсюда была неминуема борьба боярства с московским государем.

    В правление Ивана III произошло еще одно важное событие – в 1480 году закончилось монголо-татарское иго. Хан Ахмат попытался принудить русские земли к уплате дани, но московское войско преградило на реке Угре путь татарам. Месячное противостояние на Угре закончилось тем, что Ахмат так и не осмелился дать сражение и ушел в Орду.

    Золотая Орда переживала кризис, начинался процесс ее распада. Позднее вместо Золотой Орды образовалось несколько ханств: Крымское, Астраханское, Казанское, Ногайское, Сибирское.
    3 Завершение образования Московского русского государства. Иван Грозный и его политика

    Итак, в период правления Ивана III и его сына Василия III завершилось образование русского государства. Каковы причины образования государства? Традиционный взгляд советской историографии, как и западной исходил из социально-экономических предпосылок, как это было в ряде стран Западной Европы. А поскольку на Руси имела место задержка социально-экономического развития страны, то ведущую роль отводили политическому фактору – необходимость противостоять Орде, Литве и Польше (в 1385 году эти государства заключили унию, а в 1569 году объединились в Речь Посполитую).

    Однако эта точка зрения на образование русского государства не опиралась на достаточные источники и, кроме того, разошлась с русской исторической школой, корифеи которой (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов) никогда не говорили о феодализме на Руси и не связывали вместе процесс развития государства и феодализма. На Руси за удельной наследственной собственностью князя не было политического содержания. Политическое развитие на Руси шло иным путем. Государство здесь не выросло из общества, не было и навязано сверху. Оно скорее росло рядом с обществом и «заглатывало его по кусочку». Первоначально сосредоточием власти было личное поместье князя, его двор, где он был полным господином. Постепенно русские князья распространяют свою власть и на вольное население за пределами своих княжеств и переносят учреждения и порядки, выработанные ими в рамках своей вотчины, на государство в целом. Таким образом, в России складывается вотчинная форма правления (или патримониальная), когда правитель считает своей собственностью всю территорию племени, а в силу этого и людей, живущих на ней. Ставшая позже во главе страны московско-владимирская княжеская династия перенесла порядки своего княжеского двора на все государство и превратила Московское государство в гигантское княжеское поместье (собственническое отношение к государству выделяли как форму правления еще Аристотель, а потом Ж.Боден, Т.Гоббс, М.Вебер).

    Сегодня историческая наука заново пересматривает русскую историю XIII – XVI веков и пытается заново осмыслить источники, отказаться от социологических схем. Единой точки зрения пока не сложилось.

    В историческом движении Московского удела в национальное великорусское государство большую роль сыграл и идейный фактор. Московский князь оказался единственным независимым православным правителем, поскольку к тому времени турками были покорены все православные государства, включая Византию. Падение Византии сделало Россию последним оплотом православия и способствовало определенной идеологизации верховной государственной власти. Именно тогда появляется название страны – Россия, которое происходит от греческого названия Русь, именно тогда в титулатуре московских князей появляется термин «самодержец», т.е. независимый правитель. Позднее это слово стало означать абсолютную, никем не ограниченную власть. Женитьба Ивана III на племяннице последнего римского императора Софье Палеолог стала тоже существенным событием в жизни Московского государства. С этим связаны и появление двуглавого византийского орла в национальном гербе, и пышный церемониал по образцам византийского двора, и строительство новых соборов и стен Кремля. Формируется идеологическая концепция «Москва – третий Рим». Автором ее явился псковский монах Филофей, считавший, что первый Рим погиб из-за своего язычества, второй Рим – Константинополь – из-за унии с католичеством (1439), Москва после падения Константинополя стала третьим Римом, а четвертому - не бывать. Хотя теория «Москва – третий Рим», вероятно, не стала официальной государственной доктриной, подобная идеология существовала в российском обществе.

    В 1547 году на царство венчается Иван IV Васильевич, будущий Грозный. Начальный период царствования (13 лет) отмечен крупными реформами внутри страны, эффективной внешней политикой. Опираясь на Избранную раду (правительство Ивана IV) и подчиняясь ей, царь наводил порядок в стране после боярского правления в период своего малолетства.

    В 1549 году был созван первый в истории Земский собор с представителями всех сословий. В 1550 году был издан новый «Судебник» – краткий свод законов. Новый «Судебник» дополнил старый (1497), улучшил отправление правосудия и поставил его под контроль представителей местного населения (в суде присутствовали выборные старосты и присяжные).

    Была проведена реформа центрального государственного управления. Вместо прежних учреждений Государева дворца и Государевой казны была создана система специализированных приказов. Была реорганизована и местная система управления. Права наместников и волостелей были ограничены. В результате губной реформы (губа – округ) были созданы органы местного самоуправления в лице выборных губных старост, в ведение которых передавались суд, полиция, в ряде случаев сбор податей и ведение общинного хозяйства. Все эти меры не только повысили эффективность управления, но и способствовали оформлению государственного аппарата России в форме сословно-представительной монархии.

    Одновременно шла военная реформа: было создано стрелецкое войско (1550), упорядочена служба дворян в ополчении, выделена артиллерия в самостоятельный род войск, использование казачьих отрядов на государственной службе.

    Военная реформа позволила перейти к активной внешней политике. В 1552 году было покорено Казанское ханство, в 1556 году пала Астрахань, с 1581 года начинается покорение Сибирского ханства казачьим отрядом под командованием Ермака. Таким образом, Иван IV обеспечил безопасность Русского государства на востоке, однако на юге оставалось Крымское ханство, угрожавшее постоянными набегами.

    На Западе главными противниками Москвы были Ливонский орден и польско-литовское государство, продолжавшее владеть значительными землями бывшей Киевской Руси, от права на владение которыми никогда не отказывались московские государи. В 1558 году Иван Грозный начинает Ливонскую войну, одерживает ряд побед, результатом которых стало распадение Ливонии. В войну вмешиваются Дания и Польша, что осложнило положение Москвы и ее войска начинают терпеть поражение. Война была завершена в 1583 году, по сути, из-за взаимного истощения 25-летней войной.

    Неудачи в войне, измена бояр (бегство А.Курбского в Литву) привели Ивана Грозного к мысли ввести существенные изменения в систему государственной власти. В 1564 году была учреждена опричнина, представлявшая систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепление крестьян. Из государственного земельного фонда были выделены обширные территории, доходы с которых должны были поступать в государеву казну. В опричнину вошла лучшая половина страны, т.е. земли с лучшими княжескими и боярскими вотчинами, наиболее развитыми городами. В этих областях удельные владения конфисковывались, их прежние владельцы выселялись в другие, главным образом, окраинные районы, где получали земли на основе уже поместного права. Вся остальная территория составляла земщину, оставшуюся в управлении старых учреждений (боярской думы, приказов и т.д.).

    Мероприятия опричнины, направленные на усиление личной власти Грозного, осуществлялись варварскими методами. Было создано опричное войско, основной задачей которого была борьба с боярской изменой. История опричнины наполнена многочисленными казнями представителей высшей боярской аристократии, служилых людей. Одним из самых жестоких деяний Грозного был разгром Новгорода в 1570 году, когда погибли тысячи неповинных людей, многих топили в реке Волхов, были разграблены окрестные села. Итог опричнины был печален: многие центральные области запустели, население покидало эти места и бежало на окраины. Очень скоро опричнина вызвала недовольство и озлобление против царя и в феодальных верхах, и в народе. Опричное войско не смогло даже защитить земли от нашествия крымского хана, в 1571 году последним была разграблена столица. В 1572 году Иван Грозный отменил опричнину. Последовало объединение опричных и земских территорий, опричных и земских войск, служилых людей, восстановлено единство Боярской думы.

    Вероятно, опричнину можно рассматривать как попытку форсированной централизации, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор.

    Итоги опричнины:

    • террор в отношении всех слоев населения, кто представлял угрозу единовластию;

    • для размещения 6 тыс. опричников были выселены из своих поместий 9 тыс. дворян;

    • был подорван класс собственников;

    • в ходе опричнины Иван IV Грозный уничтожил более 22 тыс. человек;

    • разрушены экономические связи, крупнейшие ремесленно-торговые центры страны;

    • разорено 40% крестьянских дворов, уменьшилось количество черносошных крестьян;

    • пахотные земли в центральных районах сократились в 3-4 раза;

    • нарушилась система комплектования и организации войска.

    После смерти Ивана Грозного в 1584 году власть унаследовал его средний сын Федор. При нем по неизвестным причинам был выслан из Москвы вместе со своей матерью, последней женой Ивана Грозного, Марией Нагой, другой его сын – малолетний царевич Дмитрий. В 1591 году при невыясненных обстоятельствах он погибает. Это сыграло главную роль в последовавших затем событиях.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта