Лекционный_материал_Политология_2011. Лекция политология как наука
Скачать 0.59 Mb.
|
ЛЕКЦИЯ 8. Политическая идеология. Изучение политических идеологий – одно из направлений политической науки XX в. При этом изучается содержание политических идеологий с момента их возникновения, отличие одних идеологий от других, их отношения между собой, отношения между идеологией и политикой, идеологией и экономикой на разных этапах развития общества, а также и сам феномен идеологий, идеологического сознания, его структура и уровни, функции в обществе и т.д. Рассмотрим основные теоретические подходы к объяснению феномена идеологий. Понятие “идеология” (как учение об идеях) ввел в философский оборот Дестют де Траси, принадлежащий к группе “Идеологии” времен Великой французской революции. В сочинении “Элементы идеологии” он рассматривал “идеологию” как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на главные принципы которой должна опираться политика, этика и т.д. Слово “идеология” впервые получило уничижительное значение, когда Наполеон пренебрежительно назвал представителей этой школы, выступавших против его цезаристских устремлений, “идеологами”, т.е. людьми, проповедовавшими оторванные от реальной политики взгляды. С этого времени вопрос о соотношении идей и действительности, теории и практики стал уже не чисто академическим вопросом, решаемым в ученой среде, а вопросом практической политики. К. Маркс как основоположник социально-экономической теории идеологии. Важный вклад в теорию идеологии внес К. Маркс, соединивший в своем лице ученого и общественно-политического деятеля. К. Маркс и Ф. Энгельс в “Немецкой идеологии” и позднейших работах под идеологией понимали: 1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение мыслей, принципов; 2) тип мыслительной деятельности, не сознающий зависимости собственных идей от жизненных обстоятельств и материальных интересов классов; 3) вытекающее отсюда иллюзорное отображение действительности в политических, религиозных, моральных и других формах. К. Маркс разоблачал идеологию как ложное мышление, не применял данный термин к собственной системе воззрений, а трактовал марксизм как научную теорию социализма, открыто провозгласившую свою связь с классовой борьбой пролетариата. По словам К. Поппера, К. Маркс затратил гигантские усилия, чтобы выковать научное оружие для борьбы за улучшение жизни громадного большинства людей. Понятие идеологии Маркс использовал для разоблачения своих политических противников. Так, например, он критиковал как идеологов тех, кто называл капитализм обществом свободы, где у каждого человека есть право определять свою собственную судьбу, свободно заключать любой договор, который он сочтет благоприятным для своих интересов, где равенство и справедливость гарантированы каждому. Он определял такое сознание как ложное, искажающее в угоду интересам господствующего в производстве класса буржуазии реальное положение дел, не желающее признавать безжалостную экономическую эксплуатацию, которой подвергался рабочий класс, когда даже официальные доклады комиссии по детской занятости в 1863 г. разбирали случаи 15-часового рабочего дня 6–7-летних детей или смерти девушки от чрезмерной продолжительности труда без перерыва 26,5 часа (примеры из “Капитала”). Молодые годы Маркса пришлись на период наиболее бесстыдной и жестокой эксплуатации. Как пишет К. Поппер: “В соответствии с действовавшей в то время правовой системой равенство и свобода вроде бы были установленными, но что это означало в действительности! Поэтому мы не должны обвинять Маркса за то, что он настаивал на “реальности” экономических факторов, а правовую систему считал ее прикрытием”1. Марксом было сделано важное открытие: за каждой общественной теорией стоят определенные интересы. Этот феномен – мышление, обусловленное социальными, жизненными интересами, Маркс и назвал идеологией. В то же время он не увидел или не захотел увидеть, что его собственная теория так же идеологична и в ряде случаев так же односторонне и предвзято характеризует капитализм, как и те буржуазные теории, которые он критиковал. Это сделали за него его противники, никто не мог воспрепятствовать им подвергнуть анализу, направленному на выявление идеологичности, и марксистское учение. Более того, с Марксом, настаивающем на научном характере марксизма, стали связывать понятие идеологии, имея в виду, что марксистская теория предвзято (исходя из интересов пролетарских масс) изображает окружающую действительность. В политической теории под идеологией понимается любая система идей, обслуживающая чьи- либо интересы. Говорят не только о пролетарской и буржуазной идеологиях, но и о крестьянских, мелкобуржуазных, национальных и др. Разведение науки, как истинного, непредвзятого, адекватного познания действительности, и идеологии, как заинтересованного ее ведения и потому искажающего реальное положение дел в угоду выдвинувшему ее субъекту, сегодня является общепринятым. Обратим внимание на понятие субъекта, выдвинувшего систему идей, отвечающую его интересам (идеологию). В марксизме такими субъектами являются классы. Но в качестве субъектов идеологии могут выступать не обязательно классы, т.е. социальные группы, различающиеся по занимаемому ими положению в сфере производства материальных благ. Субъектами идеологий могут выступить и иные социальные группы. Для того чтобы понять, о чем идет речь, обратимся к иным теориям идеологии, в частности к учению Ф. Ницше. Аксиологический подход. Ф. Ницше (1844–1900) – немецкий философ является основателем аксиологии (философской теории ценностей). Понятие ценности в современной политической науке при ответе на вопрос “Что такое идеология?” является краеугольным. В учении Ницше содержались идеи о зависимости духа, языка, мышления не от места в системе общественного производства, как у Маркса, а от принадлежности к касте потомственной аристократии или к плебейским массам. Говоря о разных типах мышления, Ницше использовал понятия аристократической и демократической культуры. Ницше разделял пафос дистанции, иерархии, рангов между людьми, верил в их разноценность. Он развивал элитарную концепцию абсолютного господства “высшей касты” над подавляющим большинством – “посредственностью”. Каста знатных (аристократия) с характерными для нее силой воли и жаждой власти подчиняет себе миролюбивые или одряхлевшие, ослабленные культуры. Жизнь, по сути, есть присваивание, писал Ницше, нанесение вреда, угнетение и эксплуатация более слабого. Аристократия, если она хочет быть жизненной, должна следовать этому закону. Те идеологические системы, которые в нарушение законов жизни будут требовать от людей противоположного (например, воздержание от насилия и эксплуатации возведут в основной принцип общества), будут руководствоваться не принципом жизни, а принципом гибели. Мораль господ характерна для арийской расы, или иначе, расы завоевателей. Называя наследственную аристократию “расой завоевателей”, считая аристократов-завоевателей и их потомков даже биологически высшими по отношению к их подданным, Ницше хотел сказать, что у высшего меньшинства больше силы, мужества, порыва к власти, меньше сочувствия, страха и мягкости, чем у простых людей. Демократические идеологии, массовые движения, в том числе рабочие, социалистические, закрепляют “стадные” инстинкты плебеев. Начало таким плебейским идеологиям, по его мысли, положило христианство. Господствующие и подвластные касты создают собственные системы ценностей, вернее, ценностным суждением руководствуются высшие аристократические касты, а низшие плебейские массы – соображениями пользы. Люди знатной породы чувствуют себя мерилом ценностей, они создают их, чтят мощь, строгость и суровость, веру в самих себя. У них есть обязанности только по отношению к себе подобным, а по отношению к существам более низкого ранга они могут поступать по своему усмотрению. Аристократические и демократические системы ценностей, которые Ницше называл уравнениями, прямо противоположны. Аристократическое уравнение, отзвук которого сохранили языки индоевропейской группы (хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = боговозлюбленный), было вывернуто, по мнению Ницше, наизнанку христианством, созданным евреями, – “восстанием рабов в морали”. Теперь что хорошо, а что плохо выглядит по-иному: (хорошие = бедные = отверженные = бессильные = незнатные = страждущие = терпящие лишения). Люди угнетенные, несвободные, неуверенные в себе считают за ценность сострадание, кротость, дружелюбие, стремление к свободе. Если Маркс полагал, что всегда имеются по крайней мере два представления о “справедливости”, “свободе”, “равенстве” и других политических ценностях – господствующего класса и классов угнетенных, – то Ницше одни политические ценности считал ценностями господ (например, волю к власти), а другие – ценностями подвластных (например, стремление к свободе). Таким образом” во второй половине XIX в. оформилась новая область исследований – анализ идеологического сознания. Социально -экономическую трактовку феномена идеологии предложил Маркс. Согласно Марксу, идеологии – это рациональные мыслительные конструкции, скрывающие реальные экономические отношения господства и подчинения. Идеологии – это ложное сознание, отражающее материальные жизненные отношения. Личность мыслит в категориях класса, к которому она принадлежит, и только отдельные представители интеллигенции могут выйти за рамки этой предопределенности и создать науку, противоположную идеологии. Ф. Ницше предложил аксиологическую (ценностную) трактовку идеологического сознания. Идеологии – это культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами. Сфера культуры, в которой формируются идеологии, является не производной от экономических отношений, как у Маркса, а некоторым образом первичной. Поэтому и аксиология первична, а само бытие (онтология) есть ценность. Системы ценностей не являются ложными сами по себе. Вырабатываемые кастой господ, они являются истинными построениями, а вот системы ценностей подчиненных каст – ложны, потому что руководствуются принципом пользы. Позитивный взгляд на идеологию характерен для многих современных политических исследователей. В центре представлений о феномене идеологии находится понятие ценности, через которое они и определяются. Идеологии – системы ценностей данного общества (Т. Парсонс). Идеология – такая система ценностей, которая легитимирует существующий в данном обществе порядок господства (К. Ленк). Идеологии – такие системы ценностей, которые, выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладают особенно большим ориентационным потенциалом и потому способны обуздывать связанные с кризисом процессы социальной аномии (У. Матц). Что же такое ценность? Ценность – это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. А.Г. Здравомыслов отмечал, что “система ценностей – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем его собственное эмпирическое существование... именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл”4. Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определенных социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования. Есть еще одна сторона ценностного отношения: ценность – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением и т.д.5 Идеологии как теоретические обоснования тех или иных ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Как заметил К. Поппер, сказать людям, что они равны – значит затронуть их чувства. Однако с этим чувством не идет ни в какое сравнение то, что человек испытывает, когда пропаганда внушает ему, что он превосходит других, а другие ему подчинены6. Но все ли сводится к чувствам? Ценностное отношение к действительности рассматривалось еще М. Вебером в его типологии социального действия. Как известно, М. Вебер различал четыре типа социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Что отличает ценностнорациональное и аффективное действия? Аффективное действие, направленное на немедленное удовлетворение душевного волнения, страсти, владеющей индивидом, находится на границе осмысленности. Чувство довлеет человеком в аффективном действии. Ценностно-рациональное действие характеризуется высокой степенью сознательности, понимания своей направленности на определенные ценности, последовательностью в их реализации. О ценностно-рациональном действии говорят, когда индивид действует в соответствии с собственными представлениями о справедливости, правах человека, чести и т.д. То, что индивид действует по “закону совести” в соответствии с теми ценностями, которые разделяет, заключает и нечто “иррациональное”, поскольку следование ценностям выступает выше доводов разума, практичности, пользы. С этой точки зрения можно определить ценности как побудительные причины таких видов действий, в выполнении которых субъект видит свой долг. Идеологии предлагают цели, ориентиры для политических действий. Как говорил А. Эйнштейн, наука “не может создавать цели и еще менее способна вселять их в людей; самое большее – наука может предоставить средства для достижения некоторых целей”. Идеология нужна постольку, поскольку в жизни необходимо принимать решения по многим вопросам, на которые не всегда может дать ответ наука. Идеология, таким образом, – это другая, нежели наука, форма общественного сознания. Как писал Аристотель, “можно исследовать, какова сумма углов треугольника, но нельзя принять решение о том, какой ей быть лучше”. А в практической жизни часто принимаются решения, которые или “лучше”, или "хуже" в зависимости от того, чему придается большее значение (что служит ценностью). Рассматривая идеологию как систему ценностей, можно заметить, как меняются акценты в ее характеристике. Такие черты идеологического сознания, как спекулятивность, догматизм и др., становятся “верой в идеалы” и “верностью” им. Идеологическому (ценностному) сознанию присущи: 1) спекулятивность (высокие цели, идеалы). Идеи воспаряют над реальными проблемами, о жизни говорят высоким слогом, “языком плаката”, благодаря чему собственная жизнь с ее каждодневными заботами наполняется сакральным смыслом служения большим целям и сам человек ощущает свою значимость в служении общему делу; 2) догматичность (вера в идеалы). Ценности, с которыми имеет дело идеолог, – это не разменная монета для получения выгод и жизненных благ, они ценны сами по себе, идеолог исходит из них как из незыблемых принципов. “Не могу поступиться принципами!” – это верный лозунг как религиозного, так и политико-идеологического сознания; 3) апологетичность (верность идеалам). Безоглядная защита ранее принятой линии, собственной системы ценностей, отстаивание своей “правды” любой ценой; 4) авторитарность (требовательность). Идеология обращается с требованием, задавая модели сознания и поведения. Изменения в системе этих требований, которые происходят со временем в развивающейся и жизненно полноценной идеологической среде, также требуют авторитарного принципа, силы на стороне реформаторства. Уровни идеологии. В современной политологии идеологию и идеологическое сознание рассматривают на трех уровнях. Первый, самый высокий, – концептуально-теоретический, или уровень социальной философии, или суперидеологии. Это уровень, на котором создаются политико-идеологические теории, разрабатываются, “изобретаются” новые системы ценностей, способные регулировать поведение людей, а творцами, изобретателями новых ценностей являются малоизвестные широкой публике философы и ученые, учителя человечества, которые будут признаны только тогда, когда разработанные ими идеи востребуются жизнью. Второй – программно-политический, собственно идеологии. На этом уровне система идей, ценностей, идеалов переходит в цели, переводится на язык партийно-политических программ, требований, уставов, норм, лозунгов, предполагает выработку стратегии и тактики действий. Иными словами, вместе с целями движения разрабатывается вопрос о методах и средствах их достижения с выработкой соответствующих нормативных правил. Третий – актуализированный уровень массового сознания (идеологии-чувства). Он характеризует степень усвоения массовым сознанием идей, целей, идеалов и ценностей соответствующей идеологии. Как говорил о демократических идеях Ж.Ж. Руссо его почитатель Робеспьер, он, как и Сократ, спустил философию с небес на землю, принес ее в каждый город, в каждый дом. В отечественной литературе до последнего времени можно было встретить противопоставление идеологии как теоретического уровня общественного сознания массовому сознанию, которое сводилось к массовой психологии. Но нельзя отнимать у идеологических убеждений граждан рациональный элемент, без которого нет ни идеологии, ни ценностного отношения к действительности. Идеологические взгляды, формируемые в результате целенаправленных пропагандистских усилий государства или каких-либо оппозиционных структур, представляют довольно отчетливый срез идеологического сознания. Идеологические установки на этом уровне в отличие от массового повседневного сознания отличаются устойчивостью. Когда мы говорим об идеологиях, мы всегда имеем в виду определенный уровень идеологического сознания. Идеи, говорил К. Маркс, становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Но вместе с тем они могут до неузнаваемости измениться на этом массовом уровне. Когда Ф. Энгельса в конце его жизни спросили, какую бы главную идею в марксизме он мог назвать, тот ответил: “Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”. А для неграмотного голодного человека времен гражданской войны в России, которому суть происходящего объяснили марксистские идеологи, взявшие на вооружение эту философскую доктрину, марксизм означал оправдание уничтожения целых классов и социальных слоев, которые были уже не соотечественниками, а врагами. Сегодня широкую известность получила медиология – новое направление в изучении идеологии и ценностного сознания. Ее разрабатывает французский ученый Р. Дебре, бывший в начале 80-х гг. советником президента Ф. Миттерана. Мир материального производства, считает Дебре, все знают достаточно хорошо: товары, услуги, продукты. Но очень плохо известен мир обращения ценностей, идей и представлений. А сегодня этот мир во многом определяющий. Медиология занимается анализом того, как идея превращается в материальную силу. Она изучает механизм действия идей, собственно технику их функционирования, особый способ включения техники в поле идеологий. В книгах “Курс общей медиологии”, “Медиологические манифесты” Р. Дебре описывает механизм того, как идеи становятся властью, Манифест – Партией и т.д. Как он сам признается, его всегда интересовал вопрос, каким образом от того, что неизвестный немецкий философ положил на бумагу некую систему идей, 50–80 лет спустя получается режим коммунизма. Мыслить – значит организовывать, считает Дебре. Чтобы идея превратилась в институт, например в партию, необходим медиатор. После пророка идет стратег. Основать идейное движение – это прежде всего основать организацию, способную иерархично, строго по правилам передавать четкую информацию. Способ передачи информации: устный, письменный, печатный, электронный определяет особенности власти идей и саму систему господства. Сегодня, в электронный век передачи информации, тот, кто имеет телевидение, имеет власть. Вопреки утверждениям позитивистов больше не существует самих по себе фактов, а существуют представляемые факты: то, что ценится больше всего, образ, представление. Р. Дебре один из первых на Западе предсказал распад Советского Союза. Такой вывод он сделал на основании того, что заметил как СССР утратил способность, в отличие от первых десятилетий, производить символы, формировать воображение людей с помощью фильмов, музыки, песен, звезд кино и т.д. В соревновании с Америкой, считал Дебре, советские руководители не поняли, что танковые дивизии не могут конкурировать с рок-н-роллом. Последний – сильнее. Политики СССР этого не поняли, потому что этого не понял Маркс. Маркс полагал идеологию отражением базиса. Но это не совсем так. Идеология – это созидательная и динамичная сила. Вместе с тем не будем забывать, что идеологии – это и страшная сила, поскольку ценностные конфликты отняли так много человеческих жизней, как никакие другие. Пока идеологии остаются в общественной жизни, будет осуществляться и их теоретический анализ. |