Лекционный_материал_Политология_2011. Лекция политология как наука
Скачать 0.59 Mb.
|
Ресурсы власти – потенциальные основания власти, те средства, которые ими не используются, или используются недостаточно. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью использования силы в пределах государства; 2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их; 3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам; 4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно- информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.; 5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы. I критерий классификации власти – тип носителя власти – власть государственная, партийная, чиновничья и т.д. Любой личный акт всегда носит нормативный характер. II критерий классификации власти – антропологический принцип или человеческий фактор. Выявление того основного, что вызывает желаемое поведение. Основано на: 1. страх; 2. убеждение; 3. интерес; 4. чувство. Легитимность власти – (термин появился в начале 19 в.) признание данной власти как внутри (страны) гражданского общества, так и на международной арене. Легитимность – социально-культурная характеристика власти. Возникает только на определенном этапе развития общества и базируется на том или ином типе политической культуры, которая существует в данной власти. Существует 2 критерия: 1. Либерально-демократический. Лишь та власть легитимна, которая формируется на основе демократии. 2. Прагматический или политический резонанс. Если власть сохраняет стабильность и целостность общества, но не сформирована на демократических процедурах, то такая власть может считаться легитимной. Типы легитимной власти (по Веберу): 1. Традиционный – характерен для дипломатических обществ. Как правило, передается по наследству (монархия, племена,…). Базируется патерналистической культуре. 2. Рутинный (или рационально-легальный) – характерен для буржуазных государств. Власть базируется на основе выбора. Как правило, старые властные структуры или заменяются, или чаще дополняются новыми структурами. Культура – активистская. 3. Харизматический (от греч. «благодать») – характерен для государств, находящихся на стадии модернизации. Основан на отсутствии демократических основ. Нужен лидер, обладающий большой харизмой (сверхчеловек с огромными возможностями). Уровни легитимности власти: 1. идеологический – легитимность власти опирается на тот или иной тип социализации общества. Тесно связан с элитой. Если элита выполняет свои функции в обществе, то и власть достаточно легитимна; 2. структурный – характерен для стран с устоявшимися политическими структурами. Власть признается легитимной, а носитель власти автоматически легитимностью не обладает. Носитель власти должен постоянно доказывать свою легитимность; 3. персоналистический или личностный – близок к харизматическому типу. Выбор человека рассматривается как личный выбор (эмоциональный выбор). ЛЕКЦИЯ 4. Социальные субъекты политики. Элита – привилегированный слой, осуществляющий функцию управления обществом. Факторы существования элиты: 1. социальное и психологическое неравенство людей; 2. объективный закон разделения труда, требующий профессионального занятия трудом управленческим; 3. высокая общественная значимость труда управленческого; 4. широкие возможности использования труда управленческого для получения разного рода социальных привилегий; 5. невозможность тотального контроля над элитой и, как следствие, возможности для злоупотребления; 6. пассивность широких масс населения. Классификация, типология элиты: I. - правящая элита; - контрэлита или оппозиционная элита; II. Выделяют 3 уровня элиты: - высшая элита, принимающая решения для всего общества; - средняя элита; - административная элита (чиновники). Система формирования элиты: Система Гильдии Антрепренерская система Наиболее близка к этой системе система в Японии Наиболее ярко выражена в Америке и в настоящее время в России Характерные черты систем o закрытость системы, т.е. вышестоящие слои элиты формируются из нижестоящих слоев той же самой элиты; o множество формальных требований к претендентам; o узкий круг селектората, т.е. тех, кто отбирает претендентов; o воспроизводство уже существующего типа лидерства. o открытость системы, возможность продвижения существует для представителей любой соц. группы; o наличие небольшого кол- ва формальных требований к претендентам; o наличие широкого круга селектората; o высокая степень конкуренции; o высокая значимость личностных качеств претендента; Эффективность элиты зависит во многом от выбора системы формирования. Субъект политики- индивиды, социальные слои и организации, принимающие непосредственное и более или менее сознательное участие в политической жизни. Классификация субъектов политики: I. -бессознательные участники политического процесса (это люди, разочарованные в политике, и люди, не понимающие политику); - полусознательные участники политического процесса (это люди, знающие свое место и назначение, но за рамки свои не выходят); - активные сознательные участники политического процесса (это люди, использующие для своих целей институциональные механизмы; в нормальном обществе их около 10%). Здесь критерий – «осознанное участие в политике». II. - социальный (индивиды и социальные слои); - институциональный (государство, партии, массовые общественные организации, СМИ и церковь). Личность, как первичный субъект политики. Человек – мера всех вещей. 3 аспекта личности: психофизические качества человека; личности, как представитель социальной группы; личность, как социально-активный гражданин, обладающий разумом и социальной волей. Роль личности в разных концепциях: 1. Патерналистская концепция. 2. Тоталитарная концепция. 3. Либеральная концепция. Патернализм. (китайский мыслитель Конфуций) 1. Конфуций исходил из того, что люди изначально социально и политически не равны. (создание общества требует неравенства людей); 2. Государство подобно большой патриархальной семье (старики, среднее поколение, младшее поколение). Социальная структура государства: во главе стоит император, монарх; следующий уровень – чиновники и аристократы (полусознательные участники политики); третий уровень – простой люд (бессознательные участники политической жизни). Люди благодарные (имеющие знания) неблагодарные (не имеющие знаний) порожденный (гении, мудрецы) знания, приобретенные потом Человек благодарный: - принимает зов неба и закон Дао; - подчиняется закону Дао. Император – сам закон Дао. Тоталитаризм. (всеобъемлющий, всеохватывающий). (Платон, Аристотель). Характеристика: 1. Государством должны управлять и правитель (монарх) и аристократия; 2. цель государства – благо людей, а государство должно контролировать общество, правильность образа мыслей и веры человека. Аристотель увидел противоречие в обществе – «конфликт между богатыми и бедными». Он считал, что конфликт можно исчерпать, создав мощный средний слой, который выступает буфером и как некий хребет. Либерализм. (возник как реакция бесправных ограниченных людей в теории государства). (Гуго Гроций, Д. Лок, Шарль Луи Моинескре, Дж. Ст. Милль). Особые либеральные теории: 1. Человек – первичный субъект политики. 2. Интересы человека выше и интересов общества и интересов государства. 3. Человек наделен неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами: - права негативные (от рождения); - права позитивные (государственные). 4. Ограничения в сфере полномочий государства по отношению и к личности, и к обществу. В 1948 г. генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах человека. В ней выделены 5 групп прав по сферам их реализации: I. права человека, как гражданина; II. права политические – право на участие в политической жизни и править политической жизнью (право Избирать и Быть избранным); III. права экономические: - на собственность; - на труд; IV. права социальные: право на достаточный уровень жизни и на социальную защищенность; V. права культурные. Чем больше реализация прав человека, тем более цивилизованнее общество. ЛЕКЦИЯ 5.Политическая система. Понятие появилось в середине 20 в. Разработал систему политики Д. Истон. Политическая система – развивающийся и саморегулирующийся организм, реагирующий на требования извне. Состоит из многих элементов, составляющих целостность и отделенных границами от окружающей среды. Выделяют 2 типа окружающей среды: внешнюю и внутреннюю. Границы политической системы условны: это пересечение политического и экономического, а так же социального и духовного. Личностная среда – влияние личности на формирование политической системы. Экологическая система: o климат; o ресурсы; o территория. Социальная (в широком смысле) – общественное (в узком смысле) – область взаимодействия разнообразных социальных обществ (группы, классы) Выделяют 5 основных уровней в политической системе. 1. Институциональный уровень: государство, партии, общественно-политические движения, СМИ, церковь. 2. Нормативный уровень: нормы правовые, моральные, обычаи и т.д. 3. Функциональный уровень:те или иные направления власти, способы и методы осуществления власти. 4. Коммуникативный уровень: взаимосвязи между различными политическими системами. 5. Культурный уровень. Автор теории функций политической системы Г. Алманд. Он выделяет 2 группы функций: I входные функции: политическая социализация; политическое рекрутирование, заполнение ячеек политической системы; выражение интересов, т.е. передача требований тем, кто властью обладают; согласование интересов; политическая коммуникация. II выходные функции: норма творчества, разработка прав и законов; формирование механизма реализации политических решений; контроль за осуществлением решений Политические системы : Марксистская теория 1. рабовладение; 2. феодализм; 3. социализм; 4. капитализм. По типу политической культуры: 1. англоамериканская система – ориентация общества на такие ценности, как благосостояние, безопасность, единая культура, наличие систем контроля за обществом; 2. континентально-европейская система – культура, как правило, имеет общую базу, сильное гражданское общество; 3. доиндустриальная система – смешанная культура, ценности не являются базовыми для большей части общества; 4. социально-тоталитарная система – государство полностью контролирует общество и личность, власть в руках бюрократии, отсутствует гражданское общество. По типу политического режима: o демократия; o тоталитарная система; o авторитарная система. По типу связи с окружающим миром: o закрытая (минимальные связи, жёсткая социальная структура); o открытая (максимальные связи, достаточно динамичная социальная структура). o Тоталитарная система. Реально возникает лишь в XX в. Тоталитарная система – политический способ производства всей общественной жизни, который характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и личностью и способствует подчинению общества системе реализации единой цели и официальной идеологии. Жестокое отношение к инакомыслию. Халек, Яснерс – в основе лежит идея планирования. Бердяев – в основе идея политизации утопии (идеальное государство). Предпосылки создания: o объективно-социальная – переход общества на индустриальную стадию развития; o формирование коллективного мировоззрения – переход на индивидуальную стадию развития, господство идей эстетизма (признание гражданского права государства вмешиваться экономическую жизнь общества); o субъективно-социальная – психологическая неудовлетворенность людей, появляются 2 непримиримых тенденции: 1. маржинализация общества; 2. люмпенизация общества; o политическая: 1. этапизация общества; 2. возникновение массовых тоталитарных движений во главе с партиями (ядро системы). Основные черты: o идеализация общественной жизни; o идеология всегда революционна; o официальная идеология всегда проникнута духом патриотизма; o наличие мощного аппарата насилия и принуждения; o формирование активной социальной структуры. Разновидности тоталитарных систем: o коммунизм (опора на рабочий класс); o фашизм (опора на потомков римлян); o нацизм (опора на арийскую расу, построение рейха). Идейно-политические концепции. 1. неолиберальные; 2. неоконсервативные; 3. демократии; 4. этнополитические доктрины; 5. теории социализма и коммунизма; 6. эколого-политические; 7. религиозно-политические; 8. современный экстремизм. Идеология (марксизм) – теоретические воззрения, защищающие общеколлективные интересы тех или иных слоев и классов. Идеология (либерально-позитивистская) – надисторическое явление, не зависящее от политических и социальных условий. Идеология – теоретические воззрения, обуславливающие притязание того или иного класса на власть или исполнение власти и поэтому осуществляющие ту или иную стратегию действий. Концепция неолиберализма и неоконсерватизма. Появились в 18 в. Полное развитие в начале 19 в. Полное бесправие людей и старание получить права. Ориентир на буржуазии. 2 черты неолиберализма: 1. усиление соц.экономических функций государства (30 гг. 20в.) 2. обеспечение не только политических, но и социальных гарантий для граждан (40 гг. 20в.) Неоконсерватизм (классическая теория): o ограничение роли государства; o ориентация на частный бизнес (негативное отношение к социальным гарантиям). “-“ увеличилось число безработных “+”модернизировались, улучшились предприятия, усиление роли рабочих. Неоконсерватизм и неолиберализм имеют 1 общую базу – либерализм. Они имеют 3 общих идеи: o идея свободы; o идея равенства права (политических и избирательных); o идея справедливости. Концепция демократии. (70-80-е гг. 20 в.) Переход на постиндустриальное развитие. Демократия позволяет контролировать власть. Демократия характеризуется: o приват общества над государством (идея суверенитета народа); o уважение прав меньшинства; o представительная демократия (демократия имеет 3 формы: представительная, плюралистическая и прямая: o прямая – народ воздействует напрямую на политический процесс (таких примеров нет); o представительная – принцип разделения властей, представитель народа – парламент; o плюралистическая – лоббистские группы, группы давления); o формирование демократической политической культуры; o защита, гарантия прав человека. Теория социализма и коммунизма. (середина 19 в.) Связано с именем Маркса и его работы в 1848 г. В 1919 г. разделение на социал-демократию и коммунизм. Социал-демократия: Реализация концепции демократического социализма (отказ от диктатуры пролетариата, отказ от насилия, ориентация на постепенное редактирование общества, идеи завоевания власти через свободный выбор. (Большой вклад в развитие социал-демократии внесли: У. Пальме, В. Брант, Франсуа Миттеран) Характерные черты: o идея социальной справедливости; o свобода; o солидарность. Коммунизм. Характерные черты: o идея о мессианской роли рабочего класса; o представление о социализме и коммунизме, как о политических формациях; o оправдание насилия; o ориентация на революционное переустройство общества; o очень значимая роль СССР и КПСС. 1956 г. – первая трещина в коммунизме. В Мире осталось 3 крупные компартии: Китая, Вьетнама и Кубы. Современный экстремизм. Ориентирован на быстрое и радикальное переустройство общества. Считается, что ничего никому не нужно объяснять, всё понятно. Ориентация на насильственное устройство. |