Лекции по основам философии. лекции по философии и вопросы к экзамену (2). Лекция предмет философии. Место и роль философии в обществе
Скачать 130.76 Kb.
|
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ ЛЕКЦИЯ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. МЕСТО И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ План: 1. Происхождение и предмет философии. 2Философия и мировоззрение. 3Философия и наука. 4Специфические черты философского знания. 5Функции философии. 6Основной вопрос философии. Ключевые понятия: философия, мировоззрение, мифология, наука, основной вопрос философии, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, солипсизм, гносеология, онтология, антропология. 1. Происхождение и предмет философии. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса. В 800-600 гг. до н.э. – происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии. В это время жили Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы в Китае; в Индии возникли Упанишады, жил Сиддхарта Гаутама – Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, историка Фукидида и механика Архимеда. Практически в одно и то же время и независимо друг от друга в разных частях мира появились все направления философии, были разработаны основные категории, которые используются и сейчас, заложены основы мировых религий. Это период мощного духовного подъема в истории человечества. Как устроен мир в целом? Есть ли первоначала и первопричины бытия и в чем они состоят? Существует ли истина и возможно ли ее познание? В чем назначение человека и почему его жизнь столь сложна и противоречива? Возможно ли построение справедливого общества, где все были бы счастливы? На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте. В целом философию можно определить как науку, изучающую основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом. 2Философия и мировоззрение. Философия носит двойственный характер и рассматривается во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука. Под мировоззрением понимается совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру. Основные вопросы мировоззрения: Что такое человек и мир? Откуда он произошел? Куда и зачем движется его судьба? Какой смысл в существовании человека и общества? В истории человечества существует три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Исторически первой была мифология – мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. В мифах соединены зачатки знаний, элементы верований, этические установки, догадки, вымыслы. Основные черты мифа: очеловечивание и одушевление природы; нерасчлененность мира, невыделенность человека из Космоса; наличие фантастических богов, их активное и непосредственное взаимодействие с человеком; отсутствие рефлексии – абстрактных размышлений; практическая направленность мифа на решение конкретных задач (хозяйство, защита от стихии, болезней и т.д.); эмоционально-образная форма выражения; описательный характер. Вторая форма мировоззрения – религия. Она определяется как вера в существование сверхъестественных сил (богов), которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Во многом схожа с мифологией (наличие богов и эмоционально-образное бездоказательное восприятие действительности): включает в себя мифы. Однако, для религии характерно наличие строгого вероучения (индивидуальной для каждой из религий картины бытия и системы догм), жесткой религиозной организации и обязательного религиозного культа (обряды и традиции). Она носит более обязательный и систематичный характер, чем мифология. Третья, самая поздняя в историческом плане форма, – философия. Это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Философия в отличие от мифологии и религии основана не на догадках, вымыслах и вере, а на разуме. Она строит рациональную картину бытия, использует понятийный аппарат, стремится к систематичности и внутреннему единству, пытается найти законы и общие принципы бытия и оформляется в виде теории (т.е. опирается на доказательства в обосновании своих положений). 3. Философия и наука. Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук» - включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знание о природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям. Такая ситуация продолжалась до ХV века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретной области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия опираются в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией. 4. Специфические черты философского знания: - основная специфика философского знания как уже отмечалось заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат), но в то же время не является научным знанием в чистом виде; - главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний; - предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всенаучное знание, не стоит над ним; - имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.) - носит предельно общий, теоретический характер; - содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук; - во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; - является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; - изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; - имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир, так и на само себя); - испытывает на себе cильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; - в тоже время динамично – постоянно развивается и обновляется; - неисчерпаемо по своей сути; - ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. 5. Функции философии: 1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2. Методологическая - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; 3. Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности; 4. Критическая – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания; 5. Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки различных ценностей – морально-нравственных, социальных, идеологических и др. Цель этой функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; реформации; кризис капитализма конца Х1Х-начала ХХ вв. и др.) 6. Социальная – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения совершенствования общества. 7. Воспитательно-гуманитарная – распространять гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществ, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни; 8. Прогностическая – заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Основные методы философии – это пути и средства, с помощью которых осуществляется философское исследование: - Диалектика – это метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. - Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство). 6. Основной вопрос философии. Каждая философская теория имеет стержневой, главный вопрос, вокруг которого выстраивается вся система. Так, для милетской школы это вопрос о первоначале бытия, для Сократа – проблема человека, для философов Нового времени – поиск всеобщего метода познания и т.д. Однако нет ни одной философской системы, которая не отвечала бы на вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Именно этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. В зависимости от ответа на него выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична – источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное – вторично, определяется материальным. Достоинство материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального. Виды материализма: - Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – это первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.). - Метафизический (механистический) материализм Нового времени – в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри. К.Гельвеций и др.) – Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс). Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных явлений. - Вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей – материя производит сознание как «печень желчь» (Фохт, Молешотт, Бюхнер). Согласно идеализму первично духовное начало (Бог, дух, идея или индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему. Идеализм также неоднороден: - Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель). - Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus – один, единственный и ipse - сам), согласно которому с достоверностью можно говорить о существовании только моего собственного «Я» и моих ощущений. ЛЕКЦИЯ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ План: 1. Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия. 2. Классический период античной философии. Софисты. Этический рационализм Сократа. 3. Объективный идеализм Платона. 4. Философские идеи Аристотеля. 5. Философия эпохи эллинизма и Древнего мира. Киники. Учение Эпикура и его жизненные идеалы. Этическая концепция стоиков. Скептицизм. Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея (эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия, полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика. 1Античная философия досократовского периода. Поиск первоначала бытия . Античная философия возникла в греческих городах-государствах («полисах») на рубеже -VIII-VI вв. до н.э. Испытав период блестящего расцвета в У1-У вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпоху Александра Македонского и Римской империи вплоть до начала VI в. н.э. Периоды античной философии: 1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначала бытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики. 2) гуманистический или классический (софисты, Сократ) – пытались определить сущность и человека, рассматривались вопросы счастья, свободы, морали. 3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытие идеального бытия, формулировка основных философских проблем, построение первых крупных метафизических систем. 4) эллинистические школы эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Первый милетский философ Фалес полагал, что все существующее возникло из влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Сама Земля держится на поверхности воды, окруженная со всех сторон океаном. Анаксимен первовеществом называет воздух. Именно воздуху свойственен процесс разрежения и сгущения, благодаря которым из него образуется все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, землю, камни. По своей физической природе воздух – род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух для Анаксимена не только первоначало, но и источник жизни и психических явлений, сама душа для него – «дыхание», дуновение воздуха. Согласно Гераклиту, мир или природа находятся в беспрерывном процессе изменения, из всех природных веществ наиболее, наиболее подвижен именно огонь. Поэтому первовещество природы – «огонь». Мир остается в основе огнем, несмотря на все его превращения. Из огня происходят не только обычные материальные тела, но и души. Душа материальна, это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня путем последовательных превращений. Мир есть процесс, в котором всякая вещь и всякое свойство переходят в свою противоположность: холодное становится теплым, теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным. Само Солнце каждое мгновение обновляется. Нельзя поэтому дважды вступить в одну и ту же реку: входящего во второй раз уже омывают новые воды. Превращение всего в противоположное есть не простой переход, а борьба. Она всеобща, «отец всего, царь всего». Однако, при переходе борющихся противоположностей друг в друга сохраняется общая для обеих тождественная основа. «Бог есть – день и ночь, зима и лето, война и мир, но он остается всегда самим собой». Важнейшее философское открытие Гераклита – закон единства и борьбы противоположностей. По Эмпедоклу (V в.) основу вечного и неразрушимого мира образуют четыре вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все существующее находится в постоянном процессе соединения и разложения этих начал. Возникновение вещей – их соединение, «гибель» - разложение. Движут же этими первоначалами и всем миром две силы – любовь и вражда. Анаксимандр в качестве первоначала называет не какое-то конкретное материальное вещество, а «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Весь материальный мир состоит из атомов. Атом – «первокирпичик» всего существующего. Это неделимая плотная непроницаемая самостоятельная, лишенная каких-либо чувственных свойств – цвета, запаха, вкуса. Атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, с крючками, вогнутые, выпуклые). Между атомами существует пространство, заполненное пустотой. Атомы находятся в движении, которое невозможно без пустоты. Атомы парят в пустоте, подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче. Сталкиваясь, атомы изменяют направление своего движения. Мир вещей и явлений реален и состоит из атомов и пустоты. Атомы, «складываясь и сплетаясь …рождают вещи». Возникновение и уничтожение вещей атомисты объясняли разделением и сложением атомов, изменение вещей – изменением их порядка и положения (поворота). Атомы вечны и неизменны, вещи преходящи и изменчивы. Так атомисты пытались построить картину мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. |