Главная страница

Лекция Предмет, основные понятия и методы этнопсихологии как науки. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля. Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными


Скачать 0.93 Mb.
НазваниеЛекция Предмет, основные понятия и методы этнопсихологии как науки. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля. Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными
Дата28.11.2021
Размер0.93 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаlektsii_etnopsikhologiya (1).docx
ТипЛекция
#284700
страница14 из 29
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   29

Отношения России с народами, населявшими ее южные и западные границы



Если с середины XVI в. открылся почти беспрепятственный путь расширения российских границ на восток, и в состав Российского государства без особых коллизий входили все новые этносы, то на западных и южных рубежах Руси обстановка была намного сложнее. Между южными границами Московии и враждебным ей Крымским ханством лежало так называемое Дикое Поле. Это была огромная малонаселенная, а местами вообще необитаемая территория между Доном и левыми притоками Десны и Днепра. Сейчас здесь расположены промышленно развитые Харьковская, Белгородская, частично Ростовская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская и другие области России и Украины.

Хозяйственное освоение Дикого Поля началось в XVI в. русскими крестьянами, бежавшими от своих феодалов. Земли здесь были обильные и плодородные, но жизнь — небезопасной из-за набегов крымцев.

Крымское ханство образовалось в ходе распада Золотой Орды в 1443 г. Татаро-монголы вторгались в степную часть Крыма еще в 30-х годах XIII в. и покорили издавна проживавшее там разноплеменное население — греков, армян, славян, половцев и др. Для завоевателей степной Крым первоначально был местом кочевок, преимущественно зимних. Но постепенно они стали оседать и обособляться от Золотой орды.

В 1475 г. в Крым вторглись турецкие войска, разгромили генуэзские колонии, и Крымское ханство стало вассалом турецкого султана. С этого времени политика крымских ханов попала в русло Стамбула, что сыграло немаловажную роль во взаимоотношениях России, Турции и Польши.

Неспокойное соседство крымских ханов серьезно мешало освоению земель Дикого Поля. Постоянными были набеги на южнорусские земли, угон в плен мирного населения России, Украины, Польши, разорение поселений Северного Кавказа. Только в первой половине XVII в. в Крым было уведено около 200 тыс. пленников, большинство из которых продано в рабство.

Во второй половине XVII в. Москва предприняла против Крыма два похода, но оба окончились неудачно. За спиной крымских ханов стояла могущественная в то время Турция. В XVIII в. Россия стала наносить серьезные удары по Османской империи, и тогда позиция крымских ханов пошатнулась.

В 1774 г. по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией, Крым перестал быть вассалом последней и был объявлен независимым государством под протекторатом России, а в 1783 г. вошел в состав Российской империи. Крым быстро интегрировался в экономическую и культурную жизнь России, стал довольно значимым в его внутренней политике.

Крымские татары создали свою культуру, отличающуюся от культуры родственных им казанских и астраханских татар. Бахчисарай, бывшая столица ханства, в прошлом столетии стал известным центром крымско-татарской литературы и идей либеральной модернизации ислама, приспособления его к развивающимся капиталистическим отношениям. Эта идеология получила название джадидизма. Одним из теоретиков этого течения был образованный крымский помещик Измаил-Бей Гаспринский. Будучи сторонником панисламизма и пантюркизма, Гаспринский в то же время ратовал за необходимость овладения русским языком мусульманами России и восприятия ими достижений русской, российской и западноевропейской культур. Противников этих взглядов он и его сторонники называли приверженцами искаженного ислама, хотя и считали, что ислам как религиозная и нравственная система превосходит другие этические принципы и кодексы.

В 1944 г. крымских татар постигла та же трагедия, что и несколько ранее в 1943-1944 гг. калмыков и некоторых народов Северного Кавказа. Они были огульно обвинены в измене советской власти и высланы из Крыма в Среднюю Азию. Как и другие репрессированные и депортированные из родных мест народы в настоящее время крымские татары как этнос полностью реабилитированы. Но их возвращение в Крым растянулось на годы.

На западной границе Дикого Поля большую политическую роль играла Запорожская Сечь. Эта уникальная социально-политическая и военная организация возникла за днепровскими порогами, где сейчас находится территория Днепропетровской и Запорожской областей Украины. Отдельные казачьи поселения появились здесь еще в XV в. Их жители занимались рыбной ловлей, охотой, добычей соли и т.д. Но постоянные набеги крымских татар и притеснения польских феодалов (Правобережная Украина входила в то время в состав Польши) заставляли вольных поселенцев защищать свободу с оружием в руках. Так сформировались объединения казаков (сечи). В начале XVI в. они объединились в Запорожскую Сечь, ставшую своеобразной республикой, в которой все официальные должности были выборными. Запорожская Сечь была щитом на пути набегов крымских татар в центральные районы Руси. Запорожцы вели длительную борьбу и против самой Турции, неоднократно путая карты политиков Стамбула. Запорожская Сечь просуществовала три столетия.

Свободолюбивый, антифеодальный и антибюрократический дух запорожцев, их неизменная приверженность вольнице и демократии, стремление к независимости от высших центральных властей не устраивали российских монархов, и Петербург решил ликвидировать Сечь, что и было сделано в 1775 г. по приказу Екатерины II. Казачьи укрепления были разрушены, а запорожское войско распущено. Часть запорожцев была поселена в пограничных районах на Южном Буге. В 1787 г. из них было организовано Черноморское казачье войско, которое в 1792-1793 гг. было переведено на Кубань. Оно и положило начало кубанскому казачеству.

В 1775 г. часть запорожцев бежала за Дунай, где на территории Добруджи, входившей в состав Оттоманской империи, организовала Задунайскую Сечь. Однако антиславянская и антихристианская политика Стамбула на Балканах заставила задунайских казаков уйти с турецкой службы. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. многие из них перешли на сторону русских войск и приняли участие в боях против Турции. А позже было организовано Азовское войско, просуществовавшее до 1865 г., после чего казаки с семьями были переведены в крестьянское сословие. Основная причина этого — нежелание казаков-азовцев переселяться на Северный Кавказ. К этому времени юго-восток Украины был уже заселен достаточно плотно. С отменой крепостного права стали набирать темпы капиталистические методы хозяйствования.

Казачество в России не превратилось в самостоятельный этнос. Его члены вместе с тем сохранили свои самобытные традиции и привычки, вновь официально признанные и восстановленные уже после распада СССР в настоящее время. Пример его развития в нашей стране еще раз подтверждает тот факт, что многие люди, даже с неярко и не до конца выраженными национальными характеристиками, не подвергались насильственной ассимиляции.

В XVI — начале XVII вв. Москва вела напряженную борьбу с Литвой, Польшей, Швецией за русские северо-западные земли. С 1569 по 1795 гг. Польша и Литва представляли единое федеративное государство, именовавшееся Речью Посполитой. В начале XVII в. под ее властью находилась часть западных русских земель, включая Смоленск, всю Белоруссию, Правобережную Украину (земли по правому берегу Днепра) и даже часть Левобережной. По инициативе прусского короля Фридриха II в 1772 г. произошел первый раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией. По нему в состав России вошла часть земель, населенная белорусами и украинцами. В 1793 г. произошел второй, а в 1795 г. — третий раздел, в результате которого Польша полностью потеряла свою государственность. По третьему разделу в состав России вошли земли, населенные литовцами и латышами. Кроме того, на ставших российскими землях проживало многочисленное еврейское население. В XVIII в. Польша была крупнейшим в мире центром расселения евреев.

Польский вопрос был сложным и больным для России. Отношение к этой проблеме менялось в зависимости от личности, занимавшей императорский престол. Екатерина вела более жесткую политику, Павел и Александр — более либеральную. Поляки не могли примириться с потерей независимости. Их свободолюбивый дух проявлялся в неоднократных крупных вооруженных восстаниях, после подавления которых положение поляков ухудшалось. Первоначально Польша сохраняла свою конституцию, имела самоуправление. Официально она называлась королевством Польским в составе Российской империи, управлявшимся наместником. Но затем рамки самоуправления все больше сужались, и лишь после Первой мировой войны Польша вновь стала самостоятельным государством.

Что же касается прибалтийских народов, то в большей степени латыши и эстонцы, в меньшей — литовцы многие века жили бок о бок с жителями России, а часто и входили в ее состав. Славяне и представители других национальностей по мере своих возможностей и в силу исторически сложившихся обстоятельств поддерживали с ними дружественные отношения. Часто они оказывали им и соседскую помощь: экономическую, политическую, военную. Русские люди обнаружили способность интегрироваться в жизнь местного общества, с уважением относились к обычаям и традициям коренного населения, заимствовали их хозяйственный опыт, адаптируясь к местным условиям.

Реакция различных народов, оказавшихся в составе нашей страны, на приход русских не была однозначной, а проявлялась в многообразии отношений и контактов: от прямого противодействия до «насильного» или добровольного сотрудничества с ними. «Когда одни исследователи говорят, что во взаимоотношениях народов все было «плохо», они также не правы, как и ученые, утверждающие, что, наоборот, все было «хорошо».

1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   29


написать администратору сайта