Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 2. Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии

  • Этнопсихология и другие отрасли знаний.

  • Вопрос 3. Методологические основы и методологические принципы этнопсихологии

  • Основные методы этнопсихологии.

  • Лекция Предмет, основные понятия и методы этнопсихологии как науки. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля. Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными


    Скачать 0.93 Mb.
    НазваниеЛекция Предмет, основные понятия и методы этнопсихологии как науки. Структура этнопсихологии как междисциплинарного научного поля. Основные научные подходы, используемые в этнопсихологии. Соотношение этнопсихологии с другими научными
    Дата28.11.2021
    Размер0.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаlektsii_etnopsikhologiya (1).docx
    ТипЛекция
    #284700
    страница2 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

    Перспективными сейчас и актуальными считаются исследования, выполненные в рамках этик-эмик-этик подходах. 

    Так, и в психологических сравнительно-культурных исследованиях, выделив универсальные (etic) категории, необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и только затем сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. 
    Вопрос 2. Понятие, предмет, объект и содержание этнической психологии

    Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая следующие проблемы:

    • особенности психики людей различных народов и культур;

    • национальные особенности мировосприятия;

    • национальные особенности взаимоотношений;

    • особенности национального характера;

    • закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов;

    • закономерности формирования обществ, национальных общин.

    Этнопсихология — наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям. Она классифицирует определенные явления, отвечая на вопросы о переживаниях данным народом определенного явления, о его вкусах, авторитетах, а также о возможности его выделения среди других этносов (народов).

    Как и любая другая наука, этнопсихология имеет свои объект и предмет исследования.

    Объект исследования этнопсихологии — нации, национальности, национальные общности.

    Предметом этнопсихологии являются особенности поведения, эмоциональные реакции, психика, характер, а также национальное самосознание и этнические стереотипы. Однако представители культурно-исторической школы во главе с Л. Выготским считали, что предмет этнопсихологии — изучение социально-исторического развития поведения этноса и определенных его ступеней и форм.

    В содержание этнопсихологии разные исследователи вкладывают свое видение. Например, В. Вундт определяет содержание этнопсихологии тремя проблемами — языком, мифами и обычаями, в то время как Г.Шпет в содержании этнической психологии выделяет душу, обычаи, культуру, веру, государственные институты, правовые нормы. На наш взгляд, Г. Шпет наиболее полно охватывает понятие содержания этнической психологии.

    Этнопсихология и другие отрасли знаний. Этнопсихология не может быть исследована вне связи с другими областями знаний. В частности, она тесно связана с такими науками, как этнография, антропология, культурология, история, социология, фольклористика. С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнопсихология соприкасается при изучении народного художественного творчества; с конкретной социологией этнопсихологию связывает, как уже отмечалось, изучение взаимодействия социально-классовых и этно-культурных явлений, с лингвистикой — изучение особенностей психолингвистики определенных этнических групп, с антропологией — исследование этногенеза.

    В последние годы на Западе были опубликованы материалы о генетических особенностях отдельных этнических групп, в связи с чем генетику и микробиологию можно поставить в общий ряд с этнопсихологией.

    Конкретное изучение национальных особенностей психологии сопряжено с большими трудностями, так как оно находится на стыке нескольких дисциплин, что требует комплексности и разнообразия методов этнопсихологических исследований. Этнографы основывают свои обобщения главным образом на наблюдении и сравнении культуры, образа жизни и нравов различных народов. Психологи сопоставляют результаты тестирования и психологических экспериментов с людьми, принадлежащими к разным этническим группам. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культурного символизма, произведения народного творчества и т. п. Социологи сопоставляют типичные для данного народа формы деятельности и ценностные ориентации с его общественными институтами, включая форму семьи, особенности воспитания детей и т. д.
    Вопрос 3. Методологические основы и методологические принципы этнопсихологии
    Фундаментальные принципы науки базируются на основополагающих философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом опыта, полученного в процессе познавательной деятельности человека. Изучение этнической психологии подчиняется принципам:

    • объективности;

    • научного подхода;

    • системности;
    Данный подраздел рассматривается по модели, предложенной M. И. Пирен.

    • дидактического взаимодействия;

    • историческому;

    • диалектическому.

    Рассмотрим эти принципы более подробно.

    Прежде всего методы изучения должны соответствовать принципу

    объективности. Объективность достигается в том случае, когда психические особенности людей изучаются в процессе их деятельности. Объективное изучение психики предполагает также знание физиологических законов деятельности человека. Методы этнопсихологии должны не только обеспечивать объективный подход к изучению особенностей этнических групп, но и отвечать на вопросы, почему и как возникали, развивались и менялись эти особенности. Например, выводы об особенностях национального характера народа без учета результатов наблюдения будут необъективными. .

    Следующим основополагающим принципом в этнопсихологии является научность подхода. Этот принцип очень важен, так как подразумевает использование научных знаний и системного подхода при полном исключении интуитивных процессов (проявлений) психики лица* (* Интуитивные процессы психики, по К. Юнгу, — это проявление интуитивной функции, предоставляющей информацию бессознательным путем. Она не представляет собой ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя и может проявляться в этих формах), исследующего оценку этнических процессов или характеристик отдельных этносов. Интуиция обычно проявляется, когда имеется существенный недостаток информации. Однако в некоторых случаях интуитивные выводы не совпадают с действительностью, в связи с чем может сформироваться абсолютно ложное положение в науке, на которое будут опираться дальнейшие исследования.

    Принцип системности представляет собой методологический подход к анализу психических явлений у представителей определенной этнической группы. Соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, а обладающая структурой, свойства элементов в которой определяются их местом в ней. Этнопсихология предполагает комплексный анализ составных механизмов функционирования этнических процессов в обществе, а также их структурно-функциональных зависимостей и непрямых причинно-следственных отношений. Системный метод требует детального изучения составных компонентов, функционирования, интеграции, структуры, целостности и внутренней коммуникации этноса. Логика системного подхода может быть проиллюстрирована на примере понятия "этнос".

    Категория "этнос" была известна уже давно, однако ее подлинная суть определена только в XX в. Некоторые специалисты считали, что понятие "этнос" включает в себя объединения на основе общности их членов по совокупности признаков — например общности языка. Французы представляют собой этнос, однако разговаривают на провансальском, бретонском и гасконском языках-наречиях. Поэтому мы не можем применить ко всем французам понятие "подобность", так как это приведет к абсурдному выводу. Следовательно, заключение об этнической общности французов необходимо сделать на основании других детерминант этноса (общности территории, экономической общности и т. п.).

    В связи с тем что этнопсихология рассматривает определенные этнические группы в определенной социальной среде, в ней используется принцип дидактического взаимодействия. Согласно этому принципу изучение отдельного представителя этнической группы возможно лишь в системе отношений "человек — среда". Этот принцип подразумевает изучение отдельных элементов этноса в совокупности со средой его формирования. Например, рассматривая историю возникновения украинской этнической общности, необходимо учитывать монголо-татарское иго, турецкую и польскую экспансии и другие исторические события, влиявшие на формирование национальных особенностей украинцев, и так как практически каждое событие в истории накладывает свой отпечаток на психологию этноса, то игнорирование хотя бы одного из них влечет за собой непонимание других изменений в психологии народа, что приводит к ложным интуитивным заключениям. Данный принцип тесно связан с историческим методом в этнопсихологии.

    Исторический принцип положен в основу теории познания общества и теории личности как целостных и развивающихся в конкретных исторических условиях систем. Этнические общности, их структура, процессы и взаимодействие часто рассматриваются на конкретных исторических примерах.

    Диалектический принцип, применяемый в единстве с логикой и теорией познания, является фундаментальным научным принципом исследования предмета этнической психологии, отражающим реальную действительность.

    Основные методы этнопсихологии. При изучении психических процессов у представителей этнических групп в этнопсихологии применяются определенные методы (способы и приемы) исследования. Выбор методов, последовательность и техника их применения определяются объемом, характером фактического материала и условиями проведения исследования.

    В этнопсихологии широко распространен метод сравнения и сопоставления. Чаще всего его используют при изучении исторических общностей. Строятся аналитические сравнительные модели; этнические группы, этнические процессы классифицируются и группируются по определенным принципам, критериям и признакам. Сравнительный анализ ориентирует исследователя на раскрытие общих характеристик этносов разных стран, а также исторических эпох в процессе развития. Как один из методов изучения этнопсихологии школой Л. Выготского применялся метод сравнительного анализа психической деятельности "культурного" человека и "примитива". Это позволило сделать выводы, например, о том, что для последнего по сравнению с более цивилизованным человеком характерна закомплексованность мышления.

    Методы этнопсихологии должны быть применимы на практике, т. е. способствовать решению задач в условиях реальной действительности конкретного общества.

    По способам исследования в этнической психологии различают такие общенаучные методы:

    • наблюдение;

    • эксперимент;

    • беседа;

    • исследование продуктов деятельности;

    • тесты.

    Наблюдение как метод изучения особенностей этнических групп характеризуется тем, что внешние проявления психики представителей этнических групп изучаются в естественных условиях. Исследователь по результатам наблюдения за действиями и поступками представителей этнических групп судит об особенностях психической жизни всей этнической группы. Этнопсихологическое наблюдение должно быть целенаправленным. Исследователь должен отчетливо представлять и понимать, что наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в сбор случайных фактов. Наблюдение нужно проводить систематически по определенному плану или программе, без которых теряется основная линия наблюдения. Систематичность позволяет сохранить постоянные условия наблюдения и тем самым дает возможность установить тесные связи между наблюдаемыми проявлениями психики представителей определенных этнических групп и историческими процессами, окружающей средой и т. д. Исследование, проводимое методом наблюдения, требует длительного времени: чем продолжительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем глубже и надежнее будут его выводы об особенностях этнических групп.

    В естественных условиях наблюдение — самый простой метод. Важной характеристикой этого метода является невмешательство наблюдателя в происходящие в процессе наблюдения явления, что определяет достоинства и недостатки этого метода. При наблюдении неизбежны некоторые трудности, заключающиеся в невозможности контролировать изменение ситуации в этнической среде, в которой проводится наблюдение, а также во влиянии неконтролируемых факторов, способных существенно изменить общую картину — вплоть до утраты гипотетической связи между явлениями, обнаружение которой представляет собой часть исследования. Кроме того, наблюдение не свободно от субъективности наблюдателя. Будучи не в состоянии зафиксировать все изменения ситуации, он невольно выделяет в ней самые важные для себя элементы, бессознательно игнорируя другие, чаще всего противоречащие его гипотезе.

    Эксперимент в отличие от наблюдения является активным методом этнопсихологического исследования. Экспериментатор создает необходимые условия для активизации интересующих его процессов. Повторяя исследование при одинаковых условиях с испытуемыми, принадлежащими к разным этническим группам, экспериментатор может установить психические особенности изучаемых этнических групп. Эксперимент может быть лабораторным либо естественным. В этнопсихологии целесообразнее использовать естественный эксперимент. Во-первых, в лабораторных условиях любой индивид ведет себя иначе, чем в естественной обстановке. Во-вторых, лабораторный эксперимент искусствен, что часто приводит к неправильным выводам. Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. В соответствии с задачей исследования экспериментатор вначале подбирает условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление тех или иных психологических особенностей этнических групп.

    Если существуют две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, используется решающий эксперимент.

    Применение эксперимента ограничено невозможностью в ряде случаев произвольно использовать переменные. Так, в этнической психологии эмпирические зависимости преимущественно имеют статус корреляций и часто не позволяют сделать вывод о причинно-следственной связи того или иного явления. Одна из трудностей проведения эксперимента состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с исследуемым объектом и может невольно влиять на его поведение.

    Проводя эксперимент, необходимо помнить о том, чтобы он не был провокацией и не нарушал нормы законодательства, регулирующего вопросы национальных меньшинств, а также права и свободы граждан независимо от национальной и расовой принадлежности.

    Метод беседы, основанный на вербальной коммуникации и имеющий частный характер, применяется главным образом при изучении этнической картины мира* (*Этническая картина мира — единая когнитивная ориентация — невербализованное, имплицитное выражение понимания членами каждого общества, в том числе и этнической общности, "правил жизни", диктуемых социальными, природными и "сверхъестественными" силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности. Считается, что все нормативное поведение группы или общности — функция особой этнической картины мира). Беседа предусматривает выявление интересующих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе двустороннего общения с объектом. Как правило, беседа является вспомогательным методом. Ее недостаток — проблема откровенности испытуемого и его отношения к исследователю, основанного на симпатии либо на антипатии.

    Беседа даст положительные результаты в том случае, если она будет отвечать следующим требованиям:

    • намеченные вопросы должны всесторонне охватывать проблему исследования;

    • вопросы должны быть заранее подготовленными, продуманными, краткими, понятными испытуемому; они не должны наталкивать его на какие-либо определенные ответы;

    • между исследователем и испытуемым должны быть установлены доверительные взаимоотношения, при которых испытуемый даст искренние и правдивые ответы на задаваемые вопросы;

    • результаты беседы точно записываются, а затем анализируются и обобщаются.

    Сравнивая однородные явления и продукты духовной жизни у различных народов либо у одного и того же народа, но в разные исторические эпохи, можно определить, как эти явления изменялись. В то же время такие изменения служат материалом для исследования законов психологической жизни. И хотя данный подход не всегда воспринимался в связи с тем, что восстановить процесс духовной деятельности с помощью анализа ее продуктов можно лишь условно, о психических особенностях этнических групп можно судить по исследованию продуктов деятельности, т. е. по рисункам, письменным сочинениям, фольклору. Это можно проследить на примерах средневековой скандинавской литературы (в частности, на таких памятниках, как "Старшая Эдда", "Сага о Ньяле", на ирландском и исландском эпосе), где отражены быт и особенности нравов скандинавов, на произведениях древнеримских авторов, которые раскрывают не только характерологические особенности римлян, но и понимание особенностей других народов жителями Римской империи.

    В современной психологии широко применяются различные тесты. При использовании тестов применительно к представителям этнической группы необходимо выполнять следующие требования:

    • тест должен быть подлинным показателем изучаемого явления или процесса;

    • тест должен давать возможность изучить именно то, что иссле¬дуется, а не близкое или схожее явление;

    • при решении теста необходимо обращать внимание не только на результат, но и на процесс решения, так как один и тот же результат может быть достигнут разными психологическими путями;

    • неприемлемой является попытка с помощью тестов установить предел, "потолок" возможностей представителей этнических групп.

    Негативная сторона использования тестов — непроизвольное проявление субъективизма со стороны лица, проводящего тестирование.

    Поскольку свойства национальной культуры и свойства составляющих этнос (этническую общность) индивидов не тождественны, между культурологическими и психологическими исследованиями этнопсихологии всегда существуют определенные расхождения. Абстрактные, необоснованные заключения о психологических особенностях народов могут оскорбить национальные чувства, поэтому такое большое значение имеет надежность тестов и экспериментальных процедур, применяемых для исследования этнических общностей.

    Рассмотренные методы правомерны и взаимодополняемы лишь при условии правильной общеметодологической ориентации. В этнопсихологии недопустимы идеалистический и метафизический подходы, так как национальные особенности психики абсолютизируются, отрываются от реальной истории народа, трактуются как нечто извечное и фатальное, а следовательно, применение таких методов влечет за собой выводы, противоречащие истинному положению вещей.

    Функции этнопсихологии. В этнопсихологии выделяют следующие функции:

    • гносеологическую;

    • описательную;

    • прогностическую;

    • культурологическую;

    • коммуникативную;

    • этнополитическую;

    • воспитательную.

    Гносеологическая функция состоит в познании закономерностей, возникающих в психике субъектов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и отношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

    Задача описательной функции — распознать и определить характерные черты и признаки этнической общности. Эта функция психологического исследования состоит в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

    Суть прогностической функции заключается в теории и практике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. С помощью прогностической функции можно получить, например, сведения о возможности возникновения этнических конфликтов на территории определенного государства либо спрогнозировать межличностные отношения членов нескольких этнических общностей.

    Культурологическая функция состоит в изучении этнопсихологией культурных процессов в конкретном этносе, а также особенностей обычаев, обрядов, фольклора, присущих определенной этнической общности.

    Коммуникативная функция предполагает изучение процессов межличностного общения членов различных этнических групп и особенностей их поведения в межличностном общении.

    Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение этнических процессов в этнических группах для соответствующей выработки рекомендаций по бесконфликтной политике государства в отношении населяющих его этнических групп с учетом интересов национального большинства и меньшинства страны.

    Под воспитательной функцией понимается изучение психологии представителей различных этнических групп в целях формирования наиболее эффективной программы их обучения с учетом специфики их психических особенностей. Воспитательная функция позволяет избегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, цель которого — бесконфликтное общение в пределах многонационального государства.

    Важной категорией в этнопсихологии является "национальное самоуважение" — морально-этическая оценка нацией своих поступков, моральных особенностей, мотивов, совести нации. Способность к национальному самоуважению формируется в длительном процессе социализации нации, становлении национальной культуры. В этой связи можно выделить два уровня национального самоуважения:

    • психологическое отношение к ценностям собственной нации, выражающееся в национальной гордости;

    • моральное самосознание как форма проявления права нации на самоопределение.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта