Философия эпохи Возрождения. Лекция Тема Философия эпохи Возрождения. Время 2 часа. Вопросы лекции Особенности эпохи Возрождения
Скачать 49.29 Kb.
|
Лекция Тема Философия эпохи Возрождения.Время: 2 часа. Вопросы лекцииОсобенности эпохи Возрождения. Основные идеи раннего Возрождения. Философия Высокого Возрождения. Философия позднего Возрождения. Конспект лекцииВопрос1. Особенности эпохи Возрождения. Возрождение (франц. renaissance - возрождение) называется переходный период от средних веков к Новому времени, охватывающий несколько столетий (XIV – XVI вв.), когда феодальное общество в его экономических, социальных, политических, духовных формах уже исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Ренессанс – это, прежде всего, новый взгляд на мир, противопоставивший себя средневековому схоластическому мышлению. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем, происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция. Видными мыслителями этого периода являются: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вало, Николай Кузанский, Пико дела Мирандола, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мишель де Монтень и др. Для этой эпохи характерно.Становление простого товарно-денежного хозяйства. Возрастание социальной и политической роли городов, где процветает труд ремесленников. Развитие торговли и банковского дела. Появление мануфактуры. Появление первых парламентов. Возникновение светской культуры: а) пересмотр взглядов средневековья, но не разрыв; б) возврат к ценностям античной культуры; в) формирование на этой основе нового мировоззрения; г) новая культура устремлена к человеку (средневековая – к Богу). Этому способствовали технические открытия: изобретение самопрялки, усовершенствование ткацкого станка, возникновение доменного металлургического производства, изобретение пороха, огнестрельного оружия, микроскопа, книгопечатания, а также ряд географических открытий конца XV – начала XVI в., прежде всего, открытие Америки Колумбом (1492) и морского пути в Индию (1497), приведшие к возникновению ранее неизвестных торговых путей. Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522) доказало, что Земля имеет форму шара. Для философской мысли этого периода характерны:во-первых, гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечность). Сам термин употреблялся еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Мыслители эпохи Возрождения акцентировали своё внимание на ценности человека как личности, воспевали его величие и могущество, отстаивали его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей; во-вторых, антропоцентризм (греч. ahtropos – человек и centrum – центр), воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания; в-третьих, антиклерикализм (греч. anti - против и лат. clericalis – церковный), движение против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии; в – четвёртых, пантеизм (гр. Pan – всё + theos - Бог) – течение, где Бог рассматривается как сверхличность, растворённая в природе; в – пятых, большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству. В философии Возрождения выделяют 3 периода:-раннее Возрождение (XIV – XV вв.); -период расцвета или Высокое Возрождение (XV – начало XVI вв.); -позднее Возрождение (XVI в.) Вопрос2. Основные идеи раннего Возрождения. Особенности периода.Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности. Сформирован основной принцип антропоцентризма – человек всесторонне развитый, деятельный, в определённом смысле равновеликий Богу, становится центром мира и нравственным идеалом. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем. Набирает силу антиклерикализм. Данте Алигьери (1265 – 1320) – поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»: во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека: а) божественное и человеческое существуют в единстве; б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека; в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, а с другой – природой; во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума; в-третьих, человеческое существование подчинено его разуму. Франческо Петрарка (1304 – 1374), родоначальник гуманистического движения, поэт и мыслитель. Главной задачей считал разработку «искусства жизни».Во-первых, человеческая жизнь даётся один раз, она уникальна и человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Во-вторых, человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно; ей принадлежит свобода и право выбора. В-третьих, человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои собственные силы, имея для этого достаточный потенциал. В – четвёртых, загробной жизни, скорее всего, не существует, а бессмертия можно добиться лишь творчеством и в памяти людей. В – пятых, формирование творческой личности, достигшей полной независимости, самообладания и душевного покоя, возможно только при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром. Вопрос3. Философия Высокого Возрождения. Особенности периода.Философская мысль очищается от схоластики. Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния. Упрочняется принцип антропоцентризма. Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности. Натурфилософы: а) обосновывали материалистический взгляд на мир; б) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; в) выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); г) считали, что мир познаваем органами чувств и разумом (а не благодаря Божественному откровению). Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий. Николай Кребс (Кузанский) родился в селении Куза в Южной Германии (1401 – 1464). Получив образование в ряде университетов, становится священнослужителем, а впоследствии - кардиналом (высший духовный сан в католической церкви) и помощником Папы Римского. В Работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Кузанский выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека. Основные направления философии Николая Кузанского.Во-первых, учение о Боге. Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум. а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога; б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира. Во-вторых, учение о человеке. Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог). Таким образом, человек: а) диалектическое единство конечного и бесконечного; б) обладает творческой сущностью и полной свободой воли;в) обладает естественной потребностью к познанию. В-третьих, учение о познании. а) познавательные возможности реализуются посредством ума; б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум. В- четвертых, проблема истинности знания. а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»; б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу. Вопрос4. Философия позднего Возрождения. Особенности периода – возник новый тип философского мышления. Для него характерно критическое переосмысление роли и места человека в мироздании. Основная причина – открытия в области естественных наук, в результате которых человек из центральной фигуры Вселенной превращается в незаметную песчинку мироздания, затерянную в бесконечном мировом пространстве. Поэтому: усиливаются позиции пантеизма; преобладают материалистические тенденции; проявляется интерес к опытному знанию, благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея. Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину мироздания гелиоцентрическую: во-первых, Земля не является центром Вселенной (отвергает геоцентризм); во-вторых, Солнце является центром по отношению к Земле, и она вращается вокруг Солнца (гелиоцентризм); в-третьих, все космические тела движутся по собственной траектории; в-четвёртых, космос бесконечен; в-пятых, процессы, происходящие в космосе закономерны, объяснимы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548 – 1600), родился в местечке Нола близ Неаполя (отсюда – Ноланец), в семье обедневшего дворянина. В 1566 – 1575 годах обучался в монастырской школе, где получил сан священника и степень доктора философии. Разочаровавшись в религиозной деятельности, Бруно оставил монастырь. Преподавая философию в университетах Франции, Англии, Германии, он резко выступает против схоластики. За свои взгляды более 7 лет провел в застенках инквизиции, а 17 февраля 1600 года – сожжен на костре. Теоретические интересы Д. Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, изложенных в основных произведениях: «О причине, начале и едином», «О бесконечности Вселенной и мирах», «О монаде, числе и фигуре» и др. Суть учения.Во-первых, цель философии – познание природы. Во-вторых, божественное и природное, материальное и идеальное, телесное и духовное, рациональное и чувственное, космическое и земное находятся в диалектическом единстве. В-третьих, проблема соотношения природы и Бога решается с позиции пантеизма, выраженного в более законченной форме: а) Бог находится везде и повсюду, не «вне» и «над», а во всем; б) природа мыслится в виде некоего самостоятельного начала: «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих вещах»; в) Бог отождествляется не только с природой, но и с материей. В-четвертых, субстанция материальна и выступает как первоматерия. В-пятых, активное начало не в форме, как утверждал Аристотель, а в материи, являющейся божественным бытием в вещах, тем началом, которое все производит, сохраняя свою независимость. В-шестых, вместе с этим Бруно полагает также существование духовного субстрата – мировой души, присущей всем вещам без исключения; они составляют собой единое целое. В области космологии (что и явилось причиной обвинения его в ереси). Природа и Вселенная бесконечна и бесконечно множество ее миров. Бесчисленные миры имеют внутренним движущим источником универсальную мировую душу, а не Божественную всемогущность. Бесчисленным мирам присущи различные формы чувственной и разумной жизни. Утверждается физическая однородность земного и небесного. Верховной субстанцией есть «монада монад» или Бог. Все противоположности совпадают в одной неделимой точке – Боге. Это такое целое, которое существует во всех единичных вещах мира. Развивая гносеологические идеи Бруно:решительно высказывается против абсолютизации любых авторитетов: «Низко думать чужим умом, глупо верить по обычаю, бессмысленно соглашаться с мнением толпы»; цель познания – получение определенных знаний; процесс постижения истины складывается постепенно, на основе деятельности чувств, рассудка, разума и ума: а) чувства нужны, чтобы «возбуждать разум»; б) рассудок осмысливает чувственную информацию; в) разум или интеллект проникает в высшие тайны природы; решая проблемы соотношения разума и веры, Бруно придерживается концепции двойственности истины. В учении о человеке отстаивает концепцию единой субстанции. Тело «ниже» души, но ей необходимо в качестве существования. Душа «выше» тела, но необходима для тела в качестве разумного начала. Учение Бруно внесло огромный вклад в преодоление средневекового мировоззрения и явилось существенным шагом к мировоззрению Нового времени. Бескомпромиссная жизнь Джордано Бруно стала легендой. Во втором и особенно в третьем периодах эпохи Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Одни философы пытались изменить существующее общественное устройство, а другие – сосредоточились на проектах идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала бы социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Томас Мор (1478-1535) английский ученый, философ, политический деятель (член парламента, председатель палаты общин, с 1529 г. – лорд-канцлер (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. был казнен за отказ присягнуть королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви). Считается основателем утопического социализма. Свои идеи изложил в произведении «Утопия» (греч u –не, нет + topos –место, которого нигде нет), - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Суть учения.Во-первых, в данном государстве отсутствует частная собственность и все граждане участвуют в производительном труде на основе всеобщей трудовой повинности. Во-вторых, все произведенные продукты поступают на общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. В-третьих, поскольку все заняты производительным трудом – рабочий день составляет всего 6 часов. В-четвертых, от трудовой повинности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. В-пятых, самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и преступники). В-шестых, все должностные лица избираются (прямо или косвенно). В-седьмых, мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Другой проект идеального общества разработал Томмазо Кампанелла (1568-1639) итальянский политический деятель, философ; за свои взгляды и деятельность проведший в тюрьме 27 лет, где написал знаменитое произведение «Город Солнца». Суть взглядов: во-первых, Кампанелла как и Томас Мор отрицает частную собственность, отстаивает всеобщий производительный труд и равномерное распределение его результатов между членами государства; во-вторых, труд совмещается с одновременным обучением; в-третьих, жизнь граждан регламентирована до мельчайших подробностей и все делается совместно (работа, отдых, прием пищи, развлечения); в-четвертых, большое внимание уделяется воспитанию, которое осуществляется государством с раннего детства в специализированных школах, где дети обучаются наукам, приучаются к коллективной жизни и нравственным нормам; в-пятых, во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый жителями) – Метафизик, владеющий всеми знаниями и всеми профессиями. Подводя итог, следует отметить, что философская мысль эпохи Возрождения находилась в постоянном развитии: а) начиная с признания средневекового мировоззрения, пришла к практически полному его отрицанию; б) начав с возвышения человека до состояния Бога, разочаровалась в его роли, но вместе с тем начала более внимательно всматриваться в его деятельно – познавательную сущность; в) наработала бузу для возникновения рационалистической философии. |